Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго изъясненіе литургійнаго Евангелія, читаемаго въ недѣлю о Ѳомѣ.

Дверемъ затвореннымъ, идѣже бяху ученицы Его собрани страха ради Іудейска, пріиде Іисусъ, и ста посредѣ (Іоан. 20, 19).

Гдѣ страхъ, туда приходитъ Господь, прогоняя страхъ: гдѣ буря, тамъ является, возстановляя тишину; гдѣ видитъ корабль благочестія обуреваемый, туда поспѣшаетъ, какъ искусный кормчій. Укрощаетъ бурю, успокоиваетъ корабль, приноситъ врачество отъ болѣзни страха. Ста посредѣ, и что говоритъ? Миръ вамъ. Пусть не колеблется душа ваша, пусть не смущается умъ, не предавайтесь помысламъ боязливымъ. Миръ вамъ. Миръ уничтожаетъ войну, прогоняетъ страхъ, разрушаетъ вражду. Миръ вамъ. Миръ часто подаваемъ былъ людямъ отъ Бога, но не отъ собственнаго лица Его непосредственно, а чрезъ Ангеловъ, чрезъ Пророковъ. Одинъ Спаситель, Самъ лично явившись, преподалъ миръ. Такъ данъ былъ миръ Даніилу, но чрезъ Ангела. Ангечъ явился Даніилу и сказалъ: миръ тебѣ, мужу желаніи, мужайся и крѣпися; Господъ съ тобою (Дан. 10, 19). И Гедеону явился Ангелъ и сказалъ: миръ тебѣ (Суд. 6, 23). Такимъ образомъ Ангелы преподали миръ, а не Владыка Ангеловъ; чрезъ нихъ Онъ посылалъ миръ и для самого Себя сберегалъ миръ евангельскій. Вотъ почему Пророки, получая часто миръ отъ Ангеловъ, жаждали принять миръ отъ собственнаго лица Божія. Такъ, Исаія взывалъ: Господи Боже нашъ! миръ даждъ намъ (Ис. 26, 12), не чрезъ другихъ, но Самъ Собою миръ даждь намъ. За моленіемъ слѣдуетъ и отвѣтъ: миръ мой даю вамъ (Іоан. 14, 27).

И сіе рекъ, показа имъ руцѣ и ребра своя (ст. 20). Какъ военачальникъ, возвратившись съ войны съ побѣдоносными на себѣ ранами, не стыдится этихъ ранъ, поелику онѣ блистательнѣе вѣнцовъ; такъ и Спаситель, пріявъ раны за истину и за весь человѣческій родъ не скрываетъ язвъ Своихъ, а открываетъ, дабы показать Свою доблесть. Показалъ руки, на которыхъ были слѣды гвоздей; показалъ и бокъ, изъ котораго источился для насъ источникъ св. Таинъ. Показалъ руки, дабы удостовѣрить въ Своемъ воскресеніи, дабы увѣрить сомнѣвавшихся, что онъ подлинно, пострадавши, воскресъ, что подлинно умершее и погребенное тѣло ожило.

Возрадовашася же ученицы, видѣвше Господа. Данъ миръ, разсѣянъ страхъ, возсіяла благодать. Рече же имъ Іисусъ паки: миръ вамъ (ст. 21). Для чего паки? Когда Богъ хочетъ утвердить даръ благодати, тогда повторяетъ благословенія. Какъ было съ Авраамомъ: благословляя благословлю тя, и умножая умножу тя; такъ и здѣсь – даетъ миръ на миръ ближнимъ и дальнимъ. Якоже посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю вы. Якоже посла Мя: какъ посла Тя? – Слушай, прошу, со вниманіемъ. – Ты, Господи, посланъ съ небесъ: какъ же пошлешь Апостоловъ, якоже посла Тя Отецъ? – Я разумѣю, говоритъ, не образъ посланія, а силу и цѣль онаго. Я посланъ, чтобы пострадать за миръ, пошлю васъ, чтобы увѣнчать вселенную вашими страданіями. И такъ какъ смертное естество не въ состояніи было уподобиться Владыкѣ, то, сія рекъ, дуну и глагола имъ: прімите Духъ Святъ (ст. 22). Внимай: для чего Спаситель дунулъ на Апостоловъ въ самый день воскресенія? Ужели не иначе могъ Онъ сообщить Духа Святаго, какъ только дуновеніемъ? Поелику перваго человѣка Онъ сотворилъ такъ: дуну въ лице его, и быстъ человѣкъ въ душу живу (Быт. 2, 7), но преступленіемъ своимъ человѣкъ погубилъ сію благодать вдохновенія и лишился животворящей силы, и твореніе Божіе превратилось въ прахъ и истлѣло во гробѣ: то Господь, обновляя Свое твореніе и возвращая ему древній даръ, дунулъ въ лице Апостоловъ, сообщая творенію Своему древнюю оную и животворную силу. Вмѣстѣ съ тѣмъ симъ исполнились и предреченія Пророковъ. Такъ блаженный Пророкъ Наумъ, предзрѣвъ, что Спаситель, воскресши изъ мертвыхъ, дхнетъ на святыхъ Апостоловъ и исполнитъ ихъ Божественной благодати, проповѣдывалъ народу и говорилъ: празднуй, Іудо, праздники твоя, воздаждъ Богу обѣты твоя, зане не приложатъ ктому еже проити сквозѣ тебе во обетшаніе: скончася (все кончилось). Взыде бо отъ земли вдыхаяй въ лице твое и изъемляй тя отъ скорби (Наум. 1, 15. 2, 1). Миръ вамъ: и сіе рекъ, дуну, и глагола имъ: пріимите Духъ Святъ. Поелику Онъ видѣлъ, что человѣческая природа уклоняется отъ трудовъ и неохотно идетъ на подвиги по немощи: потому и исполняетъ оную силою Духа, дабы уврачевать ея немощь, и изощряетъ ее, какъ бы мечь какой, Божественною благодатію, дабы то, чего не достаетъ у нея по естеству, она имѣла по благодати и вступила на подвиги, укрѣпленная силою Духа. Пріимите Духъ Святъ. Якоже посла мя Отецъ и Азъ посылаю вы. – Но Ты, пришедши, какъ Владыка, увидѣлъ грѣшниковъ и сжалился, и простилъ грѣхи наши. Это величайшая благодать. А мы не имѣемъ такой власти: какъ же можемъ быть посланы подобно Тебѣ? – Потому-то, дабы исполнилось сказанное Имъ: яко же посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю вы, говоритъ имже отпустите грѣхи, отпустятся, и имже держите, держатся (ст. 23). Даетъ такую же власть, какую Самъ имѣетъ. Какъ не возможно, ввѣривъ народъ какому-либо правителю, не дать ему вмѣстѣ съ тѣмъ власти прощать и осуждать на смерть: такъ и Спаситель, намѣреваясь сдѣлать ихъ начальниками вселенной, даетъ имъ власть наказывать и прощать: имже отпустите грѣхи, отпустятся, а имже держите, держатся.

Ѳома же, единъ изъ обоюнадесяте глаголемый близнецъ, не бѣ съ ними (ст. 24). Это было особенное смотрѣніе Христово, что Ѳома былъ въ отсутствіи, дабы сомнѣніе его яснѣйшимъ образомъ доказало истину воскресенія. Ибо если бы Ѳома не былъ въ отсутствіи, а сомнѣвался въ воскресеніи, и сомнѣніе его не было разрѣшено Спасителемъ: то чудо воскресенія и еще для многихъ показалось бы не достовѣрнымъ. Но вотъ его сомнѣніе послужило врачествомъ для всѣхъ вѣрующихъ. Итакъ, когда онъ (Ѳома) пришелъ, глаголаша ему друзіи ученицы: видѣхомъ Господа (ст. 25). Они хвалились тѣмъ, что видѣли, а онъ, одержимый нестолько невѣріемъ, сколько желаніемъ противорѣчить, – таково дѣйствіе сомнѣнія, – и жаждая удостовѣриться, не сказалъ: не можетъ быть это, но – внимай тщательно, – не отвергалъ воскресенія, не сказалъ: вы утверждаете невозможное, возвѣщаете то, что быть не можетъ, а – искалъ удостовѣренія, говоря: аще не увижу на руку Его язвы гвоздинныя и вложу руку мою въ ребра Его, не иму вѣры (ст. 25).

И по днехъ осмихъ. Смотри: это значитъ въ другой воскресный день, – ибо отъ одного воскреснаго дня до другаго восемь дней{1} И по днехъ осмихъ по воскресеніи, пріиде паки Іисусъ, дверемъ затвореннымъ, и ста посредѣ ихъ и рече: миръ вамъ (ст. 26). Поелику въ тотъ разъ сказалъ дважды: миръ вамъ; то теперь говоритъ однажды, дабы даръ сей былъ такимъ образомъ отъ цѣлой Троицы. Миръ вамъ. Потомъ глагола Ѳомѣ: принеси перстъ твой сѣмо. Прошу внимательно слушать. Спаситель не дожидается, пока услышитъ отъ учениковъ о сомнѣніи Ѳомы, но дабы увѣрить его (Ѳому), что Онъ присущъ былъ имъ и не являясь видимо, и разрѣшить его сомнѣніе, говоритъ Ѳомѣ: принеси перстъ твой сѣмо, такъ какъ ты говорилъ, и виждъ руцѣ Мои: и принеси руку твою и вложи въ ребра Moи: и не буди невѣренъ, но вѣренъ (ст. 27). Показываетъ этимъ, что кто ищетъ удостовѣренія, тотъ невѣренъ, а кто покоряется вѣрѣ, тотъ вѣренъ. Пытать бокъ Христовъ и язвы гвоздинныя есть то же, что говорить: какъ Онъ родился? Да еще и не то же. Ибо кто домогается видѣть язвы отъ гвоздей, видимыя на тѣлѣ и подлежащія чувствамъ, тотъ желаетъ видѣть нѣчто дѣйствительно бывшее, что и прежде онъ видѣлъ. Ты же, домогаясь познать естество невидимое, сущность необъятную, рожденіе неизглаголанное, Родителя неизслѣдимаго, Рожденнаго непостижимаго, – не дѣлаешь ли большаго беззаконія? Не хуже ли ты невѣрнаго? Если блаженный Ѳома, за то, что пыталъ бокъ, услышалъ: не буди невѣренъ, но вѣренъ; то и ты, изслѣдывающій безтѣлесное естество, непостижимую силу, не буди невѣренъ, но вѣренъ. Возблагодаримъ же милосердіе Божіе за то, что перстъ Ѳомы сдѣлался тростію благочестія, коею расторгнуты еретическія сѣти и заграждены уста, дерзающія говорить, что Господь облекся въ призрачное тѣло и только казался умершимъ. Перстъ Ѳомы также точно разрѣшилъ недоумѣніе еретиковъ, какъ и оный перстъ, вопреки котораго ничего не могли сдѣлать волхвы египетскіе, но сказали: перстъ Божій есть сіе (Исх. 8. 19). Блаженному Ѳомѣ вполнѣ прилично было тогда сказать Давидово слово: въ день скорби моей Бога взыскахъ, и, поелику онъ руками осязалъ, прибавить дальнѣйшія слова: руками моими: нощію предъ Нимъ и не прельщенъ быхъ (Пс. 76, 3. 4). Не буди невѣренъ, но вѣренъ. Онъ же, по виду узнавъ въ немъ пострадавшаго, исповѣдуетъ Его Богомъ: Господь мой и Богъ мой.

 

«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1894. № 17. Ч. Неофф. С. 337-342.

1 Разумѣется включительно.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: