СВ. ІОАННЪ КРЕСТИТЕЛЬ. Изъяснительныя письма Преосвященнѣйшаго Іереміи (въ схимонасѣхъ Іоанна), бывшаго Епископа Нижегородскаго.

Письмо 1-е о томъ, какія празднества установлены

Св. Церковію въ честь Св. Іоанна Предтечи и Крестителя Христова.

По дванадесяти великихъ Господскихъ праздникахъ Св. Церкви[1], посвятимъ нѣсколько строкъ тому изъ земнородныхъ, кто по Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ и по Пресвятой Матери Его, Госпожѣ Богородицѣ, первое занимаетъ мѣсто, кого нѣтъ болѣе и досточтимѣе между всѣми земнородными, по слову Самого Господа, и кто, какъ Св. Церковь именуетъ его, «есть и Ангелъ, и Апостолъ, и Мученикъ, и Пророкъ, и свѣчникъ, и другъ Христовъ, и пророковъ печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и въ рожденныхъ пречестнѣйшій, и свѣтлый Слова гласъ», т. е. Святому, великому Іоанну Предтечи Христову.

По истинѣ великъ въ Церкви Божіей Іоаннъ, ибо ни о комъ, кромѣ Господа Іисуса Христа и Его Преблагословенной Матери, не предсказано за нѣсколько вѣковъ до рожденія, какъ токмо о немъ. Пророкъ Исаія такъ воззвалъ: утѣшайте, утѣшайте люди моя... гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путъ Господень, правы творити стези Бога нашего (40, 1). Сей гласъ есть Св. Іоаннъ Предтеча (Мѳ. 3, 3). Пророкъ Малахія вѣщаетъ отъ лица Господа Бога: Се Азъ посылаю Ангела Моего, и призритъ на путъ предъ лицемъ Моимъ (3, 1). Сей Ангелъ есть Св. Іоаннъ Предтеча Христовъ (Мѳ. 11, 10).

По истинѣ великъ Іоаннъ. Ибо кромѣ Господа Іисуса Христа и Преблагословенной Матери Его, ни чье не празднуется зачатіе и рожденіе, какъ токмо Его.

Зачатіе Св. Іоанна празднуетъ Св. Церковь 23 Сентября, и вотъ какъ она воспѣваетъ Его:

«Веселится тварь въ зачатіи Твоемъ, Пророче и Предтече, Крестителю Іоанне Божественное Твое рожденіе предзнаменуетъ намъ Владычнее рождество».

«Благоустроенный свѣтильникъ присносущнаго cвѣта, Жениха другъ, солнца славы великій свѣтоносецъ, живый гласъ Божія Слова, предтеча пришествш Господня, Ангельскимъ приглашеніемъ нынѣ зачинается».

«Веселится свѣтло Захарія великій со славною Елизаветою сопружницею, достойно зачинающе Іоанна Предтечу, его же Архангелъ благовѣсти радуяся, и человѣцы достодолжно почтимъ, яко таинника благодати».

Рожденіе Св. Іоанна Предтечи Христова празднуетъ Св. Церковь 24 Іюня, вотъ какъ оное воспѣвая:

«Днесь гласъ Слова, гласъ за невѣріе держимый разрѣшаетъ отечь, и Церкви являетъ благочадіе, соузы неплодствія разрѣшая материи: свѣтильникъ свѣта предгрядетъ, заря солнца правды возвѣщаетъ пришествіе, въ созданіе всѣхъ, и спасеніе душъ нашихъ».

«Божію Слову хотящу отъ Дѣвы родитися, Ангелъ отъ старческихъ чреслъ происходитъ, великій въ рожденныхъ женами и пророковъ превышній».

«Явися днесь великій Предтеча, отъ неплодныхъ ложеснъ Елизавети произшедъ, болій всѣхъ пророковъ пророкъ».

«Покаяніе отверзеся твоимъ рождествомъ, Предтече и проповѣдниче. Ты бо единъ проповѣдалъ еси, взывая: покайтеся: царство небесное приближися».

Востокъ и западъ прославляютъ рождество Св. Іоанна Предтечи. И вотъ какъ западный учитель Бл. Августинъ бесѣдовалъ въ день праздника рождества Іоанна: «нынѣ празднуемъ мы, возлюбленные братіе, рождество Св. Іоанна. Такая честь не оказывается ни одному святому... О величіи Іоанна засвидѣтельствовалъ Самъ Спаситель нашъ.... Онъ всѣхъ превосходитъ, предъ всѣми имѣетъ преимущество; всякъ, кто токмо рожденъ отъ жены, ниже Іоанна».

«Скажетъ кто либо, если Іоаннъ болѣе всѣхъ рожденныхъ женами, то онъ болѣе и Спасителя? Да не будетъ! Іоаннъ сынъ жены: Христосъ сынъ Дѣвы. Рожденіе Господа для того только сравнивается съ рождествомъ Іоанна, чтобы Господь чревъ сравненіе съ человѣкомъ явился не чуждымъ природы человѣческой... Іоаннъ человѣкъ, а Христосъ Богъ. Да уничижится человѣкъ, Іоаннъ родился тогда, когда дни начинаютъ уменьшаться. Да превознесенъ будетъ Богъ, Христосъ родился, когда дни начинаютъ возрастать. Здѣсь великое таинство: потомуто мы и, празднуемъ рожденіе Іоанна, какъ и рожденіе Іисуса Христа, что то и другое рожденіе есть тайна: одно – тайна уничиженія, другое – тайна возвышенія нашего. Итакъ умалимся въ человѣкѣ, дабы возвеличиться въ Богѣ; уничижимся въ себѣ самихъ, да превознесемся въ Немъ. Пусть смирится человѣческая гордость, да возвеличится Божіе милосердіе. Оному подобаетъ росши, намъ же малитися. То же самое таинство открылось и въ страданіи обоихъ. Да умалится человѣкъ, Іоанну отсѣкается глава, да превознесется Богъ – Іисусъ возносится на древо»...

«И такъ, продолжаетъ Бл. Августинъ, если хотимъ праздновать сей священный день не въ плотской только, но въ духовной радости, то предуготовимъ, сколько можно, сердца наши ко подаянію милостыни и къ сохраненію мира со всѣми. Ибо тогда только Св. Іоаннъ можетъ получить, для насъ то, чего будемъ просить у него, когда увидитъ, что мы совершаемъ празднество его въ мирѣ, воздержаніи, непорочности и цѣломудріи».

«Да даруетъ намъ сіе Господь Іисусъ Христосъ, живущій со Отцемъ и Св. Духомъ и царствующій во вѣки»!

 

Письмо 2-е о томъ-же.

Кромѣ празднованія зачатію и рождеству Св. Іоанна Крестителя, Св. Церковь празднуетъ Соборъ Его 7 Января, Усѣкновеніе главы Его 29 Августа и Обрѣтеніе главы Его двукратно въ годъ. Никому изъ Святыхъ Божіихъ нѣтъ столько празднествъ, какъ Ему. Побесѣдуемъ о сихъ празднествахъ.

1) Въ день Собора Св. Іоанна Предтечи, пернѣе и главнымъ образомъ Св. Церковь воспѣваетъ Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа отъ Іоанна, потомъ и Крестителя.

«Во плоти свѣтильниче, Предтече Спасовъ, прозябеніе неплодныя, друже сущаго отъ Дѣвы, Ему же взыграньми во утробѣ поклонился еси, и крестилъ еси въ водахъ Іорданскихъ; сего моли, молимся Пророче, будущихъ избѣжати треволненій».

«Богъ Слово явися плотію роду человѣческому, стояше креститися во Іорданѣ, и глаголаше къ Нему Предтеча: како простру руку, и прикоснуся верху держащаго всяческая? Аще и отъ Маріи, но вѣмъ Тя Бога превѣчнаго, по земли ходиши пѣваемый отъ Серафимъ, и рабъ Владыку крещати не научихся: непостижиме Господи слава Тебѣ». Стихир.

«Веліимъ гласомъ въ пустыни вопіетъ Предтеча: Христу уготовайте пути и стези Богу нашему правы содѣлайте».

«Стези предуготовивъ Господни, шествовалъ еси предъ лицемъ Его, Пророче, яко свѣтильникъ бо всѣмъ являяй славы отчее сіяніе, явльшееся плотію насъ ради, показался еси всѣхъ изящнѣйшій».

«Возсіялъ еси, яко утро, правды солнце возвѣщая сущимъ во тьмѣ, всѣхъ бо, спасенія Ты былъ еси проповѣдникъ и предтеча, и всѣмъ глаголалъ еси: ко Христу приступите, вѣрою, и спасетеся».

2) Страшны и отвратительны обстоятельства усѣкновенія главы Св. Іоанна Предтечи Христова: «Нынѣ, говоритъ Св. Іоаннъ Златоустъ, Евангеліе возвѣстило намъ о злодѣяніи Ирода, ο неистовствѣ женъ, о безумномъ веселіи мужей, о нечестивомъ пирѣ, о беззаконномъ дарѣ, о преступномъ дѣлѣ и о погребеніи честнѣйшаго тѣла. Я ужасаюсь, возлюбленные мои, когда взору моему представляются совершенные Иродомъ дѣла.... Срамно и говорить, но срамно не говорящему, а совершившему убійство».

Св. Церковь такъ окаевая Ирода, ублажаетъ Іоанна: «Рождеству сотворяему, безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы, исполняшеся сложеніе клятвы: Предтечева бо глава отсѣкшися, яко снѣдь ношашеся на блюдѣ возлежащимъ. О пиру мерзкій, непреподобна дѣянія и убійства исполнъ! Но мы Крестителя, яко въ рожденныхъ женами больша, достойно чтуще ублажаемъ».

«Пророче Божій и Предтече благодати! отсѣченнѣй бывшей твоей главѣ, землю освятилъ еси и беззаконія потребилъ еси, яко предстоя престолу небеснаго Царя Христа, Того моли помиловати души наша».

3) Чудесное обрѣтеніе главы Іоанна Крестителя Св. Церковь празднуетъ (первое и второе) 24 Февраля и (третіе) 25 Мая, воспѣвая: «Отъ земли возсіявши Предтечева глава, лучи испущаетъ нетлѣнія вѣрнымъ исцѣленій: свыше собираетъ множество Ангелъ, долѣ же созываетъ человѣческій родъ, единогласную возсылати славу Христу Богу».

«Пророче Божій и Предтеча благодати, главу твою, яко шипокъ священнѣйшій отъ земли обрѣтше, исцѣленія всегда пріемлемъ: ибо паки, яко же прежде въ мірѣ цроповѣдуеши покаяніе». (Февр. 24).

«Яко божественное сокровище, сокровенное въ землѣ, Христосъ, откры главу твою намъ, Пророче и Предтече: вси убо сошедшеся въ ея обрѣтеніе, пѣсньми Богоглаголивыми Спаса воспоимъ, спасающа насъ отъ тлѣнія молитвами Твоими». (25 Мая).

 

Письмо 3-е, въ коемъ предлагается краткое поясненіе чтеній Евангельскихъ, слышимыхъ нами въ праздникъ рождества Св. Іоанна Предтечи и усѣкновенія Его главы.

Евангеліе въ день рождества св. Іоанна Предтечи сіе – Лук. 1, 5-25: Быть во дни Ирода Царя Іудейска, іерей нѣкій именемъ Захарія и жена его отъ дщерей Ааронихъ. Знаменито было происхожденіе родителей Іоанна – отъ Аарона Первосвященника, самимъ Богомъ призваннаго на служеніе Ему, но честь; своего происхожденія они возвысили своими добродѣтелями. Вѣсти же оба праведна... не предъ очами только человѣковъ, которые зрятъ на лице, но и предъ очами Самого Бога, который зритъ на сердце и видитъ тайная его. Они въ чистотѣ совѣсти, и вѣрно исполняли не только всѣ десять заповѣдей Божіихъ, но и всѣ наружные обряды Церкви Израильской, какъ Богомъ установленные. Вотъ примѣръ всѣмъ намъ! И не бѣ има чада... Богъ безъ сомнѣнія, любилъ ихъ, но по особенному строенію Промысла Своего, отлагалъ даровать имъ чадо до старости ихъ, чтобы болѣе обрадовать ихъ, а паче, чтобы зачатіе Іоанна было не столько исчадіемъ плоти, сколько плодомъ молитвы. Быстъ же служащу ему въ чину чреды своея предъ Богомъ... явися ему Ангелъ Господень. Такъ Господь посѣщаетъ милосердіемъ своимъ вѣрныхъ Ему рабовъ наиболѣе въ тѣ минуты, когда они бываютъ въ молитвенномъ духѣ. Ангелъ является одесную алтаря кадильнаго, какъ вѣстникъ радости, вѣстникъ Искупителя человѣковъ. Кажденіе ѳиміамомъ, и нынѣ употребляемое, есть знакъ внутренней молитвы, подобно благовонію возносящейся къ Богу. И смутися Захарія... Необычайное явленіе и величественный видъ небожителя, естественно, долженствовали привести въ страхъ каждаго изъ смертныхъ. Рече къ нему Ангелъ: не бойся, Захаріе: зане услышана бытъ молитва твоя: и жена твоя Елизавета родитъ сына тебѣ. О чемъ молился Захарія въ это время? Израильтяне, стеня подъ бременемъ чуждой власти – Римской, приносили теплыя молитвы свои къ Богу о посланіи обѣтованнаго отцамъ ихъ Избавителя. Вѣруя обѣтованію Божію и участвуя въ горестномъ положеніи своихъ соотечественниковъ, благочестивый іерей, стоя предъ алтаремъ Господнимъ, вмѣстѣ съ благовоніемъ кадила возносилъ отъ сердца молитву свою къ Богу о посланіи Избавителя Израилю, – и сію то молитву Богъ услышалъ теперь. И будетъ тебѣ радость, и мнози возрадуются. Ты возрадуешься о немъ, какъ о сынѣ, рожденномъ въ старости твоей, а всѣ, чающіе утѣхи Израилевой, какъ о вѣсѣникѣ радости и спасенія. Будетъ бо велій... въ чемъ сіе величіе? Это показываетъ Ангелъ: вина винограднаго и сикера питія изъ всѣхъ другихъ плодовъ, имѣющихъ силу упоенія, не иматъ пити, какъ проповѣдникъ покаянія не только словомъ, но еще болѣе примѣромъ совершенно строгой и воздержной жизни. И Духа Святаго исполнится еще изъ чрева матере. Никто изъ святыхъ не былъ исполненъ Духа Святаго, будучи еще во чревѣ матери. Одинъ Предтеча получилъ сію благодать. И многихъ силою сего Духа обратитъ ко Господу Богу, т. е. къ Іисусу Христу. И той предъидетъ предъ Нимъ духомъ и силою Иліиною, т. е. Іоаннъ явится прежде Мессіи, и прежде Его начнетъ проповѣдь покаянія съ такимъ же духомъ, ревности и силы, съ какимъ проповѣдывалъ Пророкъ Илія. Обратити сердца отцевъ на чада, т. е. цѣль проповѣди Іоанновой будетъ состоять въ томъ, чтобы іудеевъ, уклонившихся отъ вѣры и благочестія Авраама, Исаака, Іакова, обратить къ добродѣтели сихъ отцевъ и прочихъ патріарховъ и этимъ духовнымъ союзомъ соединить сердца предковъ съ сердцами потомковъ. И противныя въ мудрости праведныхъ, т. е. чтобы Іудеевъ, противящихся проповѣди Евангельской, обратить къ вѣрѣ въ Іисуса Христа, которая составляетъ истинную премудрость праведныхъ. Уготовати Господеви люди совершенны, т. е. чтобы такимъ образомъ приготовить къ пришествію Господа Іисуса Христа людей способныхъ къ принятію Евангелія. И рече Захарія: почесому узнаю сіе... и отвѣщавъ Ангелъ. Азъ есмъ Гавріилъ предстояй предъ Богомъ и посланъ есмь. Для увѣренія Захаріи въ истинѣ словъ своихъ, Ангелъ открываетъ ему свое имя: Гавріилъ, которое означаетъ крѣпость Бога, для силы Коего нѣтъ ничего невозможнаго; открываетъ служеніе свое: предстою предъ Богомъ и пришелъ не самъ собою, но посланъ отъ Бога. Поелику ты не повѣрилъ однимъ словамъ моимъ и просилъ знаменія, то вотъ тебѣ и знаменіе и вмѣстѣ наказаніе: ты будешь нѣмъ до самаго того времени, пока сбудутся слова мои. И съ тѣхъ поръ Захарія пребывалъ нѣмъ, пока рожденіе Іоанна не отверзло ему устъ. По сихъ днехъ зачатъ Елизаветъ. Но пять мѣсяцевъ не открывала она никому сего дара Божія, а съ благоговѣніемъ ожидала времени, пока Богу самому благоугодно будетъ открыть его.

Какое нравоученіе изъ сего чтенія Евангельскаго? Сіе: всѣмъ вамъ, родители, желательно имѣть таковыхъ дѣтей, которые были бы радостію для васъ, утѣшеніемъ для Церкви и веселіемъ для отечества. Чтобы имѣть ихъ, подражайте благочестію и добродѣтели родителей Іоанна. Ваше благочестіе низведетъ благословеніе Божіе въ самомъ рожденіи ихъ. Ваши добродѣтели на юныхъ сердцахъ посѣютъ сѣмена святыхъ склонностей къ дѣламъ благимъ! По молитвѣ вашей Отецъ небесный послетъ Ангеловъ Своихъ, которые сохранятъ не опытную юность ихъ отъ соблазновъ міра и отъ гибельныхъ внушеній духа злобы.

 

Письмо 4-е о томъ-же.

Чтеніе изъ Евангелія въ день Усѣкновенія главы Св. Іоанна Предтечи Матѳ. 14, 1-13. Въ то время услышавъ Иродъ Четвертовластникъ слухъ Іисусовъ и рече отрокамъ своимъ: Сей есть Іоаннъ Креститель, его же азъ усѣкпухъ (Лук. 9, 9). Той воскресе... Такимъ образомъ Иродъ самъ сознается о убійствѣ, котораго скрыть не можетъ, и, въ томъ, что убитый имъ есть Пророкъ и мужъ праведный. Ибо если бы онъ не созналъ сего, то не сказалъ бы, что онъ воскресъ и что потому силы дѣются о немъ. За что же Иродъ убилъ Пророка? За то, что Пророкъ былъ проповѣдникъ истины и посредствомъ обличенія хотѣлъ, воспрепятствовать беззаконному дѣлу его, убилъ онъ мужа праведнаго, болѣе котораго не было изъ всѣхъ рожденныхъ женами: Иродъ емь, связа его... Іоаннъ обличая, хотѣлъ разрѣшить душу Ирода, связанную грѣхомъ, а Иродъ связываетъ того, кто хотѣлъ разрѣшить его. Но Іоаннъ и связанный не преставалъ говорить и заключенный въ темницу продолжалъ обличать, исполняя сказанное: глаголахъ предъ цари и неустыдѣхся. Іоаннъ не боялся смерти, но боялся не говорить истины. Въ какое время Иродъ убилъ Іоанна? срамно и говорить. – Это: Дню бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродіадина посредѣ и угоди...

О гибельный день рожденія! въ сей день слѣдовало бы позаботиться о вдовахъ, оказать состраданіе сирымъ, дабы содѣйствіемъ многихъ молитвъ обезопасить свою жизнь. Но Иродъ, вмѣсто сего пиршествуя съ невоздержными мужами и безчестными женами, упившись виномъ и обольстившись лукавою женщиною убиваетъ Предтечу, денницу дня, Іоанна и чрезъ сіе убійство угасаетъ яркій свѣтильникъ вѣры, свѣтъ цѣлаго міра. Но хотя бренный сосудъ Іоанна поверженъ на землю, но немерцающій свѣтильникъ духа его облисталъ яркимъ свѣтомъ вѣры находившихся во адѣ. Пляса дщи Иродова. Забава достойная таковаго пиршества! Ибо гдѣ женоподобныя нѣга и роскошь, гдѣ піянство и всякія забавы, тамъ ничего твердаго, но все шатко и не постоянно, все обличаетъ безуміе. Слушайте сіе вы, которые любите смотрѣть на пляшущихъ, вы, которые такъ внимательно слѣдите своими взорами разнообразное движеніе ногъ вѣтренныхъ юношей и вмѣстѣ растлѣваете сердца ихъ растлѣнными и изнѣженными тѣлами. Слушайте, какой плодъ принесло искусное плясаніе – убійство. Она же наваждена матерію, даждъ ми, рече, здѣ на блюдѣ главу Іоанна Крестителя. О жестокосердое исчадіе свирѣпой львицы! Не проситъ ни золота, ни сребра, ни камней драгоцѣнныхъ, но главу Іоанна. И печаленъ бысть царь, услышавъ сіе, не потому впрочемъ, что у него просятъ убіенія Пророка, но потому, что боялся народа. Душа Иродова была въ то время подобно кораблю, среди моря волнуемому и обращаемому то въ ту, то въ другую сторону. Совершить убійство ему препятствовалъ страхъ народа. Не совершить убійства онъ не могъ по причинѣ данной клятвы и по причинѣ пировавшихъ съ нимъ. И пославъ усѣкну Іоанна въ темницѣ, – Іоанна, предъ которымъ въ пустыни благоговѣли звѣри, котораго трепетали львы, страшились змѣи, котораго, по причинѣ святости жизни его, питали пчелы дивія. Я думаю, что спекуляторъ, посланный Иродомъ, былъ упоенъ и, имѣя мечъ въ рукахъ, очей не имѣлъ. И такимъ образомъ глава Іоанна была отсѣчена и принесена на блюдѣ; но и въ то время она произносила: не достоитъ ти имѣти жены брата твоего. Такъ праведникъ жилъ и по смерти и по отсѣченіи главы, гласъ его не умолкалъ. О Иродъ нечестивый! Не ужели не довольно было для тебя того убійства младенцевъ, которое совершилъ твой предшественникъ въ Виѳлеемѣ, когда совокупные вопли отцевъ и матерей были пронзительнѣе самыхъ острыхъ стрѣлъ.

Клятвы ради – не восхотѣ отрещися. Это мѣсто даетъ случай предложить нѣчто о клятвѣ, которую многіе ни за что почитаютъ! Нѣтъ, не думайте, чтобы клятва и сама по себѣ была дѣломъ маловажнымъ; ложныя же клятвы есть столь тяжкій грѣхъ, что для избѣжанія онаго Господь училъ не клятися всяко. Мѳ. 5, 33-37.

Трудно отстать отъ застарѣлой привычки, если кто пріобрѣлъ ее, но страхъ Господень да положитъ твердое охраненіе устамъ и сердцу нашему во всемъ, чѣмъ нарушается истина, уязвляется совѣсть наша и нарушается святѣйшая воля Божія.

 

«Нижегородскія Епархіальныя Вѣдомости». 1890. № 12. Ч. Неофф. С. 501-512.

[1] Письма сіи составляютъ приложеніе къ помѣщеннымъ прежде въ Ниж. Еп. Вѣд. изъяснительнымъ письмамъ Преосвященнѣйшаго Іереміи на дни праздниковъ Господскихъ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: