ПРЕДТЕЧА ХРИСТОВЪ. Изъ иноческаго дневника «Въ объятіяхъ Отчихъ» новосвмуч. Іосифа, митр. Петроградскаго.

О, Ты, даровавшій мнѣ Свое чудное, благодатное имя – Предтече Господень, Небесный Покровителю и Ангеле мой! Содѣлай подражателемъ не имени Твоего только, но и дивныхъ добродѣтелей и подвиговъ Твоихъ! Духа, который былъ въ Тебѣ, воспитай и во мнѣ – постояннымъ памятованіемъ чудной жизни Твоей, постояннымъ воображеніемъ вдохновенно-подвижническаго лика Твоего! Нѣтъ въ рожденныхъ женами больше Тебя! Будь мнѣ такимъ и помощію Твоею, наставленіемъ Твоимъ, покровительствомъ Твоимъ!.. № 6

Какое ужасное повѣствованіе объ усѣченіи главы Крестителя! Глава Предтечи дается въ награду (по клятвѣ) за какое ничтожное дѣло? За танецъ. О, какъ бы эти танцы заслуживали съ этихъ поръ ненависти, омерзенія, ужаса! Быть можетъ, Господу угодно было отчасти поэтому и попустить такое чудовищное преступленіе, чтобы на зарѣ христіанства внушить указанныя чувства къ танцамъ, этимъ безсмысленнымъ верченіямъ, поднимающимъ всѣ страсти и порочныя мысли въ душѣ. № 681

«Слышавъ Іисусъ, яко Іоаннъ преданъ бысть, отъиде въ Галилею» (Мѳ. 4, 12). Такъ ли надлежало Тебѣ сдѣлать, Радость и Сила Пророческая!? Какъ же это было возможно, что Ты оставляешь Своего Благовѣстника въ руки злодѣевъ убійцъ, и приносишь въ жертву ихъ скотскому сластолюбію такого Великаго Пророка Своего п Друга? Какъ и для чего позволяешь, что Глава, вѣщавшая такія великія о утѣшительныя о Тебѣ истины, поникла безмолвно и столь плачевно на блюдѣ, держимомъ руками скверной плясуньи? Какъ терпишь, чтобы Величайшій, по свидѣтельству Твоему, изъ рожденныхъ женами, погибъ столь безславно въ темницѣ, въ угоду и по капризу скверно-жительствующихъ блудодѣевъ! О, поистинѣ, все это являетъ Тебя, истиннаго Сына Божія, Который удостоилъ Предтечу Своего быть предъявителемъ Своимъ и по самому образу кончины – невинной, страдальческой, жестокой! Поистинѣ, это не позоръ, не униженіе, что Предтеча кончилъ Свою жизнь такъ, а величайшая Его честь, побѣда и слава! Поистинѣ, все это такъ и нужно было... Нужно было, чтобы и Ты ушелъ, предоставивъ Предтечу дикой расправѣ человѣческой злобы, которая и на Тебѣ Самомъ скоро готовилась отпраздновать свою кратковременную побѣду. Слава, Господи, дивному смотрѣнію Твоему! № 997

Сколько дивныхъ чудесъ вь зачатіи и рожденіи Христова Предтечи! «Азъ есмь старъ» – говоритъ его отецъ. Вотъ главное, что – помимо другихъ условій – отнимаетъ у него всякое право видѣть въ послѣдовавшемъ рожденіи сына не чудо Божіе, а законы естества: «И жена моя заматорѣвши во днѣхъ своихъ». Пусть бы я одинъ – старецъ. потерявшій способность рожденія. Пусть бы моя жена была еще въ силахъ этой способности. Выть можетъ, сила ослабѣвшаго возгорѣлась бы, наконецъ, способностію возбудиться отъ неугасшей вовсе силы еще крѣпкой. Такъ и этого нѣтъ. Прибавляется только еще новое сильное основаніе къ тому, чтобы въ рожденіи сына отъ такихъ родителей видѣть одно и только одно чудо Божіе!

Но и еще болѣе того: Елисавета, и во цвѣтѣ силъ своихъ и силъ своего супруга, бѣ неплоды. Было бы не столь удивительно прекращепіе этого неплодства соединенными цвѣтущими силами обоихъ супруговъ. Но всѣ усилія къ прекращенііо этого неплодства соединенными заматорѣвшими силами ихъ обоихъ только усугубляли невозможность этого прекращенія. И съ этой стороны, чудо рожденія Предтечи – сугубое величайшее чудо Божіе – немногимъ меньшее того, къ которому оно было ступенью и предвѣстіемъ – разумѣемъ чудо Зачатія Сына Божія Дѣвою, вовсе безъ мужа и безъ похоти, съ обходомъ всѣхъ человѣческихъ законовъ и условій рожденія. И не вѣрить этому нельзя, повѣривъ неопровержимой истинѣ перваго. № 2224

Чудо рожденія отъ Дѣвы предваряется чудомъ рожденія отъ неплодной... Предтеча по времени и служенію является Предтечею и по славѣ явленія въ міръ! Дивны тайны Твои, премудрый Господи! Столь многое въ нихъ для нась казалось бы невозможнымъ, и даже додумался бы не сразу до возможности этого невозможнаго. А у Тебя все это какъ дивная, величественная картина постепенно раскрывается во всей своей чарующей роскоши, поражая своею Божественною красотою и самобытностію, которыя намъ, смертнымъ и ограниченнымь, остается только созерцать въ восхищеніи, какъ цѣлымъ, такъ и частями цѣлаго. 2358

Дивна жизнь и личность Предтечи Христова! Трогательно представить этого чуднаго подвижника въ пустынѣ безводной и безкровной! Какая нужна была высота, ревность, сила духа, жажда молитвеннаго общенія съ Богомъ, чтобы въ то время, еще такъ небогатое примѣрами подвижническаго пустынножительства, нести этотъ подвигъ, возможный казалось бы – только при содѣйствіи всѣхъ утѣшеній, какія только даетъ вѣра Христова и вся содержательность открытыхъ Христомъ Спасителемъ истинъ, путей и побужденій высшаго совершенства. № 2899

Предтеча Хрнстовъ совмѣщаетъ въ себѣ достоинство и диввыя красоты едва ли не всѣхъ другихъ угодниковъ Божіихъ: Онъ – и пророкъ, величайшій изъ рожденныхъ женами, узрѣвшій лицемъ къ Лицу Пророчествуемаго древними величайшими пророками и указавшій Его людямъ. Онъ и величайшій дѣвственникъ, и мученикъ, и постникъ, и молитвенникъ, и учитель, и проповѣдникъ, и наставникъ, и подвижникъ, и пустынникъ, служа образцомъ и примѣромъ для этихъ и всѣхъ другихъ возможныхъ видовъ любви человѣческой къ Богу, неистощимо разнообразной, прекрасной и трогательной – до невыразимости человѣческимъ языкомъ, до сверхъестественности для просто человѣческихъ силъ и способностей, при подкрѣпляющей благодати Божіей. № 3057

Дивны чудеса силы Божіей въ рожденіи Предтечи: зачатіе въ неплодствѣ, предупредившее не менѣе славное чудо – зачатіе дѣвическое. Рожденіе въ старости – въ предвѣстіе родительницы совершенно безмужной. Молчаніе отца – въ знаменіе нѣмоты всего человѣчества предъ великими Божіими тайнами и тишины, въ какой все человѣчество должно внимать пришедшему «гласу» Слова Божія. № 3659

Какой глубокій смыслъ въ рожденіи Предтечи: «подобаше бо Божественныхъ вещей преславнымъ быти началомъ: кромѣ возраста исчадіе и безъ сѣмене зачатіе. Творяй чудеса во спасеніе наше, Господи, слава Тебѣ!»... Такъ Господь постепенно подготовилъ человѣчество къ срѣтенію славной тайны Своего воплощенія. Дивна она, но возможность ея вполнѣ достаточно доказывается предшествующими ей чудесами и знаменіями. № 3660

Предтеча Христовъ – былъ таковымъ и по образу смерти Своей – насильственной, мученически-невинной, кровавой! Истинный слуга – истиннаго Господа! № 3678

Не Предтечи жаль, а жаль грѣшниковъ окаянныхъ, изъ-за которыхъ пролилась Его драгоцѣнная кровь. Участь Предтечи стала отъ этого только еще блаженнѣе, еще трогательнѣе. А окаянные убійцы Его – еще омерзительнѣе, еще гнуснѣе. Дщери Іерусалимскія! Не плачьте о Страдальцѣ, плачьте о причиняющихъ страданіе палачахъ и убійцахъ! № 4122

«Предтечево славное усѣкновеніе смотрѣніе бысть нѣкое Божественное, да и сущимъ во адѣ Спасово проповѣсть пришествіе»!.. Предтечѣ Христову на землѣ приличествовало быть Предтечею и за ея предѣлами. Надлежало ему уподобиться Проповѣданному и образомъ кончины – мученической, безвременной, дабы уподобленіе было полнымъ и точнымъ, такъ чтобы по Предтечѣ можно было знать, что ожидаетъ и Того, Кому Онъ предшествовалъ и къ Кому подготовлялъ. № 4501

Для чего Господь попустилъ столь великое несчастіе – усѣкновеніе неоцѣнимой Главы Предтечи Своего, величайшаго Отшельника, постника и подвижника? Для обличенія и устыжденія нашего нечестія и порочности. Всякое обличеніе словомъ такъ же болѣзненно для души Богопосланнаго обличителя, какъ и усѣченіе. – И эта болѣзненность, этотъ стыдъ за насъ и за наше окаянство должно еще болѣе трогать насъ въ нашемъ нечувствіи. № 4502

«Христовъ.. Предтеча, неплодная нынѣ врата отверзъ, водворяется, яко въ царскихъ, въ боку матере, да яко воинъ произыдетъ, всецаря пути уготовляя»... (Тр. кан. на зач. Предт. п. 9). Обрати вниманіе, съ какихъ поръ чудный Креститель исполняетъ свое назначеніе – Предтечи Господня, по словамъ приведенной дивной пѣсни. Отъ Дѣвы надлежало родится Христу – чудесно, безмужно. Это чудо предваряется чудомъ рожденія и Предтечи отъ неплодныхъ родителей. Прекрасно – выражается величіе этого чуда въ приведенной пѣсни. Нечего было ждать неплодной: а вотъ – вопреки всѣмъ невозможностямъ, проникаетъ и чрезъ неплодныя врата ея – Предтеча, поселяется во утробѣ неплодной поистинѣ какъ въ царскомъ чертогѣ, гдѣ все – во власти Царя Всемогущаго, а не людей, гдѣ и невозможное возможно, и невѣроятное – дѣйствительно. Въ этой области невозможнаго и невѣроятнаго Младенецъ сталъ какъ бы почетнымъ воиномъ, чтобы приготовить все къ приходу Царя и выйти Ему на встрѣчу, столь же дивно родившемуся отъ безмужной Дѣвы. № 4527

Сост. Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: