Святый Ѳеодоръ Студитъ, о причинахъ необходимости за Богослуженіемъ постоянной проповѣди.
Святый отецъ церкви, Ѳеодоръ Студить, жившій въ 8-мъ вѣкѣ, извѣстенъ въ исторіи церковной, какъ устроитель и ревнитель Богослужебнаго чина своими трудами по составленію и приведенію въ порядокъ службъ въ тріоди постной и цвѣтной; но вмѣстѣ съ этимъ, онъ извѣстенъ и какъ ревностний проповѣдникъ. Его проповѣди, подъ названіемъ «Огласительныя поученія», назначено въ нашемъ церковномъ уставѣ читать въ концѣ утрени. Особенныя качества назидательности и убѣдительности, – при краткости, точности и практичности этихъ проповѣдей, были причиной включенія ихъ въ чинъ нашего Богослужонія. Не только монахамъ, средъ которыми, въ качествѣ ихъ настоятеля, говоритъ св. Ѳеодоръ Студить, но и мірянамъ, весьма много полезнаго и назидательнаго для души можно почерпнуть изъ чтенія ихъ. Въ 1889 году иждивеніемъ русскаго на Аѳонѣ Пантелеймонова монастыря, подъ редакціей Епископа Ѳеофана, изданы проповѣди или наставленія св. Ѳеодора Студита въ 4-мъ томѣ Добротолюбія, въ количествѣ 335-ти. Въ рѣдкомъ изъ этихъ поученій обходится безъ того, чтобы св. Ѳеодоръ Студитъ не коснулся въ нихъ смерти, суда, ада и царствія небеснаго. Для внимательнаго читателя не только раскрывается картина этихъ событій, но и даются побужденія къ покаянію и исправленію грѣховной человѣческой жизни. Являясь въ своихъ проповѣдяхъ неустаннымъ огласителемъ или проповѣдникомъ, св. Ѳеодоръ Студитъ объясняетъ тутъ и тѣ мотивы или причины, по которымъ онъ признаетъ необходимость постоянной, настойчивой проповѣди за Богослуженіемъ.
Вотъ эти причины на основаніи поученій, помѣшенныхъ иъ 4 томѣ Добротолюбія.
Первая причина та, что для проповѣдника непрерывность и постоянство проповѣднванія за Богослуженіемъ есть непремѣнный долгѣ и священная обязанность.
«Мое дѣло, говорить Св. Ѳеодоръ Студитъ въ началѣ 104-го поученія[1], и мой подвигъ неутомимый въ томъ, чтобъ всегда простирать къ вамъ слово, напоминать вамъ о достодолжномъ и утѣшать въ терпѣніи благой жизни вашей по Богу. Ибо если пастыри безсловеснаго стада, по необходимости, подъемлютъ трудъ неспанія и заботы блюденія, ввѣренныхъ имъ, овецъ, изводя ихъ на пажити и водя по нимъ: то сколь большая належитъ нужда мнѣ грѣшному, недостойно получившему начальство надъ вами, овцами Христовыми, имѣть неусыпнымъ око душевное и возглашеніемъ слова, какъ нѣкоею свирѣлію, оглашать васъ, указывая должное и полезное, и предостерегая отъ недолжнаго и пагубнаго. Но когда на мнѣ лежитъ такое требованіе, то и вамъ не позволительно, кое-какъ относиться къ слову моему, но внимательно слушаться пастырскаго гласа моего. Овцы Мои, говоритъ Господь, гласа Моего слушаютъ, и по Мнѣ грядутъ. По чуждемъ же не идутъ, но бѣжитъ отъ него, яко не знаютъ чуждаго гласа (Іоан. 10, 27. 5). Это и ко мнѣ съ вами приложимо.
«Время призываетъ насъ, говорить св. Ѳеодоръ Студитъ въ другомъ мѣстѣ, послѣ праздника (Св. Пасхи) опять къ собесѣдованіямъ и обычнымъ поученіямъ; и я приступаю къ сему съ усердіемъ, вѣдая, что на сіе учиненъ есмь, и что горе мнѣ, если не буду возвѣщать вамъ слова истины, сколько силъ есть[2].
«Говорить намъ должно, и никакъ не молчать долго. Ибо молчаніе сонъ наводитъ на душу, а сонъ такой причина есть смерти, объ избавленіи отъ коего молясь, Святый Давидъ говоритъ: просвѣти очи мои, да не когда усну въ смерть (Пс. 12). Слово же движущееся въ сердцѣ есть источникъ воды, текущія въ животъ вѣчный: сего что можетъ быть полезнѣе? и что вѣдая блаженный Апостолъ говорилъ: Слово Христово да вселяется въ васъ богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самѣхъ (Кол. 3, 16). Видишь, какъ онъ повелѣваетъ намъ самихъ себя взаимно учить и вразумлять, а не довольствоваться одними своими собственными напоминаніями. Я, смиренный, исповѣдую, что всякій разъ, какъ бесѣдую къ вамъ, большую отъ того получаю пользу: воззываю себя отъ мятежа жизни сей, дѣлаюсь болѣе трезвеннымъ и прихожу въ чувство своихъ прегрѣшеній. Ибо воистину жизнь здѣшняя многомятежна, каждодневно влагаются въ уши злыя рѣчи и слухи суетные, кромѣ того и діаволъ нападаетъ противными добру помыслами. Все сіе должно отгонять словомъ, и чистою блюсти совѣсть, внимая тому, на что лежимъ. На что же мы лежимъ[3]? – На то, чтобъ служити намъ Богу живу и истинну (Евр. 9, 14), и ждати Сына Его съ небесъ, Егоже воскреси изъ мертвыхъ, Іисуса, избавляющаго насъ отъ гнѣва грядущаго какъ написано (1 Сол. 1, 10)[4].
«Время жатвы[5] разслабляетъ тѣло, тяжелымъ дѣлаетъ бдѣніе, а иной разъ разлѣниваетъ и къ слушанію поученій. Но поелику мы, по законоположенію Апостола, должны быть, какъ ежедневно умирающіе; умирающій же обыкновенно говоритъ послѣднія свои слова, надгробныя и отходныя, и тѣмъ внимательными дѣлаетъ слушающихъ; то не будемъ лѣниться слушать и мы, но будемъ внимать тому, что говорится, какъ бы присутствовали при чтеніи завѣщанія. – Завѣщаніе живущихъ плотски, какъ плотское, и говоритъ о плотскомъ, именно, какое наслѣдство оставляется женѣ, дѣтямъ, братьямъ, сродникамъ, и какія еще дѣлаются распоряженія, какъ обычно бываетъ. Въ нашемъ же быту завѣщаніе ничего такого не заявляетъ; но что? – То, что мы странники и пришельцы есмы на землѣ и что какъ ничтоже внесохомъ въ міръ сей явѣ, яко ниже изнести что можемъ (1 Тим. 6, 7), переходя изъ тлѣнія въ нетлѣніе, изъ безчестія въ славу, изъ смертности въ безсмертіе; такъ что не погрѣшилъ бы, кто такое завѣщаніе назвалъ Евангеліемъ[6].
«Боясь осужденія скрывшаго талантъ свой въ землю, коему сказалъ Господь: лукавый рабе и лѣнивый,... подобаше тебѣ вдати сребро мое торжникомъ, и пришедъ азъ взялъ быхъ свое съ лихвою, я по необходимости говорю краткія вамъ поученія; вамъ же слѣдуетъ, какъ добрымъ торжникамъ, приводить говоримое въ дѣло, что вы, благодатію Божіею и дѣлаете, чрезъ доброе ваше послушаніе. – Впрочемъ есть между вами нѣкіе, которые не только даннаго не пріумножаютъ, но и своего чуть не погубляготъ, – Кто же бы это такіе? – Это тѣ, которые отказываются отъ послушанія, и въ извиненіе того предлагаютъ одно: ‟прости”. – Что ты говоришь, брате? Даже до смерти обѣщалъ ты послушаніе, а теперь отказываешься отъ дѣла, къ которому способенъ по благодати Божіей[7].
Вторая причина та, что исполненіе заповѣди Божіей о любви къ ближнимъ проповѣдникъ можетъ обнаружить только при непрерывности своего проповѣданіи за Богослуженіемъ.
«Когда нибудь говорить св. Ѳеодоръ Студить, долженъ я буду замолчать совершеннымъ молчаніемъ. Но пока есть дыханіе въ ноздряхъ моихъ, не перестану напоминать вамъ о достодолжномъ, по долгу моему, съ теплою однакожъ любовію къ вамъ. Вы – чада мои, по изволенію и благодати Божіей. Почему великая объемлетъ меня радость, когда вижу ваше благочиніе и благообразіе и ваше спасительное житіе. Тогда окрыляюсь я благими надеждами и хожу, какъ царь какой, славя Бога, и тогда ничто другое уже не веселитъ меня. Когда же вижу какое нестроеніе среди васъ, тогда какъ гора какая налегаетъ на душу мою, и я, какъ убитый, хожу поникши главою, скорбя и себя укоряя въ худомъ настоятельствованіи надъ вами и говоря себѣ: отъ такого настоятеля можетъ ли что добро быти, какъ нѣкогда говорилось о Назаретѣ. Пожалѣйте же меня, чада мои, и давайте мнѣ всегда радоваться и славословить Бога за васъ, за ваше преуспѣяніе и благой вашъ жребій[8]. Я, смиренный, скорбя о заблужденіи иконоборческомъ сердцемъ, и боясь наказанія за молчаніе, по необходимости говорю, то, что говорю, хотя мало и кратко. Если инославные не перестаютъ на единѣ и публично, письменно и неписьменно подвигать хульный языкъ свой на Христа; почему же намъ, сидя дома, не побесѣдовать между собою о подобающемъ въ настоящихъ обстоятельствахъ? – И какъ стерпимъ гнѣвъ Господа, если будемъ поступать иначе? И какіе подражатели будемъ мы отцамъ нашимъ, кои молчать въ подобномъ случаѣ и прятаться называли справедливо предательствомъ истины[9].
«Божественнаго Писанія слово есть: Азъ любящій Мя люблю, ищущій Мене обрящутъ благодать (Притч. 8, 17). Въ другомъ мѣстѣ и признакъ любви указываетъ оно, говоря: любяй же наказуемъ прилѣжно (Притч. 13, 25). Такъ какъ я смиренный приставленъ настоятельствовать надъ вами, то по необходимости въ предъидущемъ наставленіи обличилъ и укорилъ васъ, не яко да оскорбитеся, дерзаю словомъ Апостольскимъ сказать вамъ, но любовь да познаете, юже имамъ изобильно къ вамъ (2 Кор. 2, 4), печалясь съ вами во время скорби вашей и соутѣшаясь, при радости вашей. Ибо на кого другаго мнѣ смотрѣть? или о комъ другомъ печалиться и радоватся, какъ не о васъ? Вы мои и братья, и чада, и отцы, и друзья, и родные, и любезные, и вожделѣнные, и радость, и вѣнецъ, и все другое, чѣмъ можно выразить искренность общенія моего съ вами. Свидѣтельствую же увѣренность мою, что и вы таковы же ко мнѣ, и ни къ родителямъ, ни къ братьямъ, ни къ роду, ни къ родинѣ, ни къ другому чему видимому вы не привязаны, но только къ Богу, и по Богѣ къ моему смиренію. И благодареніе, такъ соединившему насъ, Богу въ Духѣ Святомъ, чтобъ любить и взаимно любиму быть, быть единымъ тѣломъ и единымъ духомъ, такъ какъ и призваны во единомъ упованіи званія нашего (Еф. 4, 4). Будемъ же радоваться и сорадоваться другъ другу; и по причинѣ того, что случается иногда укорно говорить къ вамъ, не будемъ отчуждаться другъ отъ друга, но, какъ это бываетъ, изъ любви и къ общей пользѣ будемъ переносить наказаніе терпѣливо. Ибо написано: сыне не пренебрегай наказаніемъ Господнимъ, ниже ослабѣвай, отъ Него обличаемый: егоже бо любитъ Господь, наказуемъ: біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ (Притч. 3, 11. 12). Къ чему прилагаетъ и Апостолъ: аще наказаніе терпите, яко сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ: который бо есть сынъ, егоже не наказуемъ отецъ? Аще же безъ наказанія есте, емуже причастницы быша вcu: убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове (Евр. 12, 7. 8)[10].
Третья причина та, что отъ непрерывнаго проповѣданія за Богослуженіемъ, люди получаютъ великую душевную пользу и помощь въ борьбѣ съ врагами своего спасенія.
«Неотложно необходимо мнѣ, говорить св. Ѳеодоръ Студитъ, всегда простирать слово утѣшенія и увѣщанія къ вамъ, трудящимся до утомленія въ дѣлѣ Божіемъ, въ вашемъ блаженномъ и многотрудномъ послушаніи. Еслибъ вашъ подвигъ и ваше бореніе съ обходами супостата пресѣкались въ какое либо опредѣленное время; пресѣкалось бы и мое вамъ утѣшеніе и увѣщаніе. Но какъ тѣ никогда не престаютъ и ни днемъ ни ночью не даютъ покоя, то, по всей справедливости, и на мнѣ лежитъ долгъ соразмѣрно съ тѣмъ привносить въ души и утѣшеніе, и возбужденіе, и обнадеженіе, придавая вамъ силы, бодренности и рвенія къ истребленію невидимыхъ противъ васъ ополченій. Воину, какъ знаете, всегда должно дѣйствовать по воински, и строго держаться всего, что требуется симъ званіемъ. Почему и вамъ, истиннымъ воинамъ Христовымъ, должно всегда смотрѣть, въ порядкѣ ли оружія ваши, имѣетъ ли каждый изъ васъ мечъ послушанія, броню вѣры, шлемъ упованія спасенія, щитъ смиренія, лукъ молитвы, и все другое, потребное въ воинствованіи нашемъ духовномъ. Не такъ прекрасно и изумленія достойно видѣть плотскаго воина въ своемъ всеоружіи, сколько воина Христова, имѣющаго все сказанное. Посему, чада мои, вооружайтесь, ограждайтесь, стройтесь, воюйте, и побѣждайте борющаго васъ діавола, и не дивитесь ничему случающемуся съ вами, ни тому, что удары получаете и устрѣленія, ни тому, что поскользаетесь и надаете; только скорѣе вставайте[11].
«Скажутъ иные, какая польза отъ поученій, когда мы не приводимъ въ дѣло того, что въ нихъ говорится? Ибо часто слыша, что не должно смѣяться, не исправляемся въ этомъ; часто поучаемые, что не должно празднословить, все еще празднословимъ; часто получая внушенія, что не должно завидовать ближнему, все еще одолѣваемы бываемъ этою страстію; частыя пріемля напоминанія, что не должно небрежно и сонливо стоять на денныхъ и нощныхъ псалмопѣніяхъ и молитвахъ, все еще блуждаемъ мыслями и дремлемъ на нихъ и словомъ: ни въ чемъ почти не исправляемся. – Но говорящіе такъ говорятъ несправедливо. Во первыхъ, быть не можетъ, чтобъ никто ни въ чемъ не исправлялся, и невозможно, чтобъ всѣ во всемъ вдругъ исправились, но нынѣ одинъ, завтра другой начинаетъ и продолжаетъ свой трудъ надъ собою; во вторыхъ, какъ при восходѣ на лѣстницу, нельзя вдругъ шагнуть съ первой ступени на послѣднюю, но, переступая по порядку съ одной на другую, восходимъ на верхъ: такъ и въ дѣлѣ добродѣтели, мало по малу преуспѣвая, достигаемъ высоты ея. Въ томъ же и другомъ катихизическое напоминаніе много полезно, возбуждая и поддерживая рвеніе къ успѣшности и предлагая способы и пріемы къ тому, и тѣмъ способствуя честнымъ душамъ вашимъ мало по малу восходить отъ силы въ силу и отъ земли къ небесамъ. И вотъ еще что можно сказать: если когда такъ часто говорится и слышится о томъ, чему быть должно и что должно быть исправлено, во славу Божію, не видится обузданіе страстей; то что должно бы случиться и какъ были бы мы хуже, еслибъ у насъ царствовало молчаніе, и не было указываемо и изъясняемо достодолжное? Я же наученъ отъ отцевъ, что слова суть путь къ дѣламъ, благія къ благимъ, худыя къ худымъ. И я добрѣ вѣдаю, что такъ есть, – что говорить о лучшемъ образѣ жизни всегда располагаетъ къ лучшему, и свидѣтельствую вамъ о васъ же, чада мои, что отъ чтенія Богодухновенныхъ Писаній, мало же нѣсколько и отъ слушанія моихъ смиренныхъ поученій вы все поднимаетесь и все простираетесь впередъ: страстные пробуждаются отъ усыпленія и приступаютъ къ исправленію себя, а текущіе добрѣ воодушевляются къ большему и большему преуспѣянію. Исповѣдуемъ въ семъ благодать Божію и не скрываемъ милости Его. Ибо посмотрите, у насъ почти не бываетъ ссоръ, равно оклеветаній, осужденій, поношеній, ослушаній, тайнояденій; если же и случается что такое, – такъ какъ носимъ, поползновенную на худое, плоть, то погрѣшающіе тотчасъ сознаются, каются и исправляются положенными эпитиміями; отлученіемъ отъ трапезы, сухояденіемъ, стояніемъ и поклонами, смотря потому, что пригожѣе къ уврачеванію допущенной немощи. Почему никто не говори, что нѣтъ пользы отъ поученій. И пользу получаемъ, и преуспѣваемъ чрезъ нихъ, благодатію Христовою и содѣйствіемъ молитвъ отца моего и вашего, и восходя восходимъ добрыми восхожденіями на гору добродѣтелей, будучи просвѣщаемы, освящаемы и обожаемы, что впрочемъ достигается съ большимъ трудомъ и потомъ[12].
«Спрашиваю васъ, говоритъ въ другомъ мѣстѣ св. Ѳеодоръ Студитъ, для чего говорится поученіе, для того ли, чтобъ оно только прочитано было въ опредѣленный часъ и почесало слухи ваши, или для того, чтобъ вы похвалили меня, или такъ безъ опредѣленной цѣли? Ни для чего такого; но для того, чтобъ вы вникли въ говоримое, всею душею пріяли силу слова и плодъ принесли благодатію Христовою, при споспѣшествованіи вамъ и молитвы отца моего и вашего. – Таково мое намѣреніе и долгъ; но что я вижу? – Вижу, что какъ только кончится поученіе, тотчасъ исчезаетъ у васъ изъ памяти все, не оставляя слѣда, какъ будто ничего и говорено не было. Оттого, какъ только выйдемъ вонъ, по окончаніи службы, тотчасъ впадаемъ въ тѣже погрѣшенія, какъ обычно. Одинъ начинаетъ безвременно разговаривать, другой роптать, тотъ пересуды сплетать, этотъ прячется въ уголъ, чтобъ соснуть и просыпаетъ рукодѣльный часъ, а когда является, руки у него оказываются немощными и колѣна разслабленными (Сирах. 25, 26). Оставляю говорить о прочемъ. Не такъ, чада мои, не такъ слѣдуетъ сему быть; чтобъ иначе не услышать вамъ: люди сіи устами благословляютъ Меня, сердце же ихъ далеко отстоитъ отъ Меня (Мѳ. 15, 8). Но когда услышите спасительное слово, изъ поученія ли моего, или изъ Божественнаго Писанія, которое читалось, какъ только случится, да породится въ сердцѣ вашемъ движеніе страха Божія, искра любви къ Нему, желаніе преуспѣянія, намѣреніе исполнять вѣрно святыя заповѣди Его, да сподобимся Царствія Его[13].
«Для чего другого сѣетъ земледѣлецъ, какъ не для того, чтобъ потомъ и пожать. Для чего трудится торговецъ, какъ не для того, чтобъ получить прибыль? Такъ и слово ученія раздаять поставленный для чего другаго это дѣлаетъ, какъ не въ надеждѣ преуспѣянія и усовершенствованія слышащихъ? – Въ отношеніи же къ вамъ, по грѣхамъ моимъ, слово мое остается совершенно бездѣйственнымъ. Сѣю много и много тружусь, но никакого плода не вижу. Говорю, оглашаю, напоминаю – и иногда на часъ сила слова моего доходитъ до слуха вашего душевнаго, но вы тотчасъ скорѣе того опять забываете и остаетесь въ тѣхъ же прегрѣшеніяхъ. Плачу объ этомъ и раздираюсь сердцемъ, не имѣя силъ пресѣчь вашу безпорядочность. Конечно, такая безуспѣшность зависитъ отъ безсилія смиренныхъ словъ моихъ. Пусть впрочемъ въ этомъ на моей сторонѣ вина. Но развѣ вы не слышите словесъ Божественнаго Писанія? Не оглашаютъ ли они каждодневно слуха вашего спасительными догматами? – Что вопіютъ, кромѣ того и св. отцы? Что возвѣщаютъ? О чемъ свидѣтельствуютъ? Чѣмъ угрожаютъ? – Не приводятъ ли они предъ очи ваши страшнаго онаго и неумытнаго судилища, потрясающаго онаго окончательнаго рѣшенія Божія, онаго поражающаго отверженія и мукъ безконечныхъ, огня неугасимаго, червя ядовитаго не умирающаго, тьмы тьмущей, тартарской преисподней и прочаго, что при этомъ помышляется? – Не показываютъ ли они, насупротивъ этого, царства небеснаго, – жизни нескончаемой, славы неприступной, свѣта неизреченнаго, недомыслимыхъ красотъ рая, лона Авраамова, скиніи святыхъ, дворовъ праведныхъ, чиновъ Ангельскихъ, радованій неизъяснимыхъ? И при всемъ томъ никакого не видно у васъ исправленія, ни даже раскаянія: какого впрочемъ слова можемъ мы послушать, когда только и ищемъ, чтобъ удовлетворить свои плотскія страсти и пристрастія, когда совсѣмъ опустились, только и на умѣ держимъ, какъ бы что поѣсть и попить, какое бы слово смѣшное выпустить на разореніе своей души и души слышащаго, что бы придумать, какъ бы прикрыть вину свою, или свалить ее на другаго, – и обще скажу, когда мы души свои сдѣлали не дѣтелищемъ преподобія и правды, а всякаго беззаконія и неправды[14].
«Заградимъ же затвори помышленій нашихъ, говорить въ другомъ мѣстѣ св. Ѳеодоръ Студитъ, запремъ имъ двери и разговоровъ съ ними заводить не станемъ. Но внегда возстати грѣшному діаволу предъ нами, онѣмѣемъ и смиримся (Пс. 38, 2. 3) предъ Богомъ, и не помышляя даже, что врагъ подступилъ, запечатлѣемъ себя непобѣдимымъ оружіемъ креста, и словесами Богодухновенныхъ Писаній укрѣпимъ себя въ содѣваніи спасенія своего[15].
«Ни я не долженъ чувствовать насыщенія спасительнымъ собесѣдованіемъ, ни – вы душеполезнымъ слушаніемъ. Но оба мы того и другаго должны имѣть ненасытимое возжделѣніе, какъ жаждущіе почерпнуть воды. И это есть признакъ преуспѣянія, условіе и дѣйство спасенія. Ибо слова путеводятъ къ дѣламъ – добрыя къ добрымъ и противныя тому къ противнымъ. Поелику же мы желаемъ дѣлать доброе, то должны пользоваться добрыми поученіями и благими собесѣдованіями, чтобъ не погрѣшить въ должномъ. Сему самому научая, Апостолъ вотъ что говоритъ: всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ: но точію еже есть благо къ созиданію вѣры, да дастъ благодать слышащимъ. И не оскорбляйте Духа Святаго Божія, имже знаменастеся въ день избавленія. И далѣе: всяка горесть, и гнѣвъ, и ярость, и кличь, и хула, да возмется отъ васъ, со всякою злобою. Бывайте же другъ ко другу блази, милосерди, прощающе другъ другу, якоже и Богъ во Христѣ простилъ есть вамъ (Еф. 4, 29-32)[16].
«Внимать себѣ надлежитъ со всякимъ храненіемъ, и всякій часъ со страхомъ ожидать исхода. И не укроется человѣкоубійственный врагъ нашъ, окрадающій насъ, который всегда наущаетъ настоящее время проводить въ безпечности и нерадѣніи, дѣйствованіе же по заповѣдямъ отлагать на будущее. Таковъ змій сей, прельщающій насъ привлекательными видами грѣха. Но будемъ всегда отталкивать его и обращать вспять силою Божіею. Для чего и я смиренный въ настоящій часъ обращаюсь къ вамъ съ словомъ, чтобъ, хоть пять словъ услышавъ изъ устъ моихъ, вы утѣшились и соутѣшились взаимно предложеннымъ вамъ напоминаніемъ. Ибо напоминаніе благо тѣмъ, что всегда обновляетъ душу. И дѣлая сіе по подражанію отцамъ нашимъ, я знаю и увѣренъ, что мы преуспѣемъ въ содѣваніи спасенія своего, Бога умилостивимъ и царствіе Его улучить сподобимся[17]. Какой подвигъ долженъ имѣть учитель объ ученикахъ своихъ, сіе показываетъ Апостолъ, говоря къ Тимоѳею: настой благовременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли, со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ: будетъ бо время, егда здраваго ученія не послушаютъ (2 Тим. 4, 2. 3). Ибо какъ естество наше обуморенно, долуничуще и забывчиво объ ученіи, то всегда имѣетъ нужду быть возбуждаемымъ, какъ бы остномъ какимъ, ударомъ слова, чтобъ, пробудившись какъ отъ сна, видѣло предлежащую ему радость. Ибо что? – не царство ли небесное обѣтовано намъ? не жизнь ли безсмертная? не веселіе ли неизреченное? не сладость ли райская? не равноангельская ли честь? не упокоеніе ли вѣчное[18].
«Никто не говори, что поученія наш и – напрасный трудъ. Нѣтъ, мы большую получаемъ отъ нихъ пользу: ибо что плугъ для земли, и что для жаждущаго вода, то наставительное слово наше для слушающаго его открытымъ сердцемъ. Отъ чего душа дѣлается обыкновенно худшею? отъ чего раздоры, брани и раздѣленія въ братствахъ? Не отъ того ли, что не бываетъ поученія и внушенія? Гдѣ есть поученіе и внушеніе, тамъ миръ и благоустроеніе; и гдѣ миръ и благоустроеніе, тамъ почиваетъ Духъ Святый: чего ради и я, смиренный, со страхомъ и любовію стараюсь вести бесѣды къ вамъ, внушать, утѣшать, напоминать, чтобъ какъ себѣ, такъ и вамъ пособить спастись отъ многоразличныхъ искушеній діавола. – Исповѣдую, что вы и сами очень много помогаете мнѣ, особенно первѣйшіе въ братствѣ; вы всѣ содѣйствователи мнѣ есте во благое. Азъ, говоритъ св. Павелъ, насадихъ, Аполлосъ напои, Богъ же возрасти (1 Кор. 3, 6): такъ что это не мое только, но и ваше есть доброе дѣло, паче же Божіе, отъ Коего исходитъ все благое въ человѣкахъ. Почему прошу васъ, по данному каждому изъ васъ послушанію, направляйте все къ общей пользѣ и взаимно соблагоустрояйтесь въ жилище Божіе Духомъ[19].
«Когда несомнѣнно предлежитъ намъ смерть, сія общая всѣмъ эпитимія, когда съ одной стороны есть надежда получить Царствіе Небесное, а съ другой грозитъ геенна огненная; умѣстна ли лѣность мнѣ говорить, а вамъ слушать? Никакъ. Напротивъ, поэтому самому то и другое надлежитъ всегда дѣлать; и это тѣмъ паче, чѣмъ болѣе видимъ приближающимся день оный. Ибо непрестанно приближается послѣдній день каждаго человѣка, всякій часъ и всякую минуту, и страшное нѣкое чаяніе суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя (Евр. 10, 27), какъ говоритъ святый Апостолъ[20].
«Поучительное слово заставляетъ скорбѣть скудныхъ добродѣтелію, и вмѣстѣ научаетъ врачевать немощи свои. Ибо эта самая печаль о недостаткѣ добродѣтелей незамѣтно располагаетъ душу пещись о самоисправленіи. Печаль бо, яже по Бозѣ, какъ говоритъ Апостолъ, покаяніе нераскаянно во спасеніе содѣловаетъ (2 Кор. 7, 10)[21].
«Хотя немощенъ я словомъ, какъ и дѣломъ; но нужда мнѣ належитъ утѣшать васъ и возбуждать духовно, сколько силъ есть. Ибо если бьющіеся на войнѣ съ врагами имѣютъ нужду въ поощреніи со стороны соратниковъ: не тѣмъ ли паче вы, ведущіе войну съ невидимыми врагами, имѣете нужду быть намащаемыми увѣщательными словами, и благонастрояемыми въ духѣ; такъ какъ у васъ брань не на одинъ день, а на всю жизнь, и притомъ, если одержите побѣду, вамъ – неизреченный вѣнецъ нетлѣнія, а если побѣждены будете – вѣчная тягота посрамленія безмѣрнаго? – Но не буди намъ пострадать сіе и посрамиться въ упованіи своемъ! Напротивъ неусомнимся, что съ Божіею помощію одержимъ побѣду надъ діаволомъ постояннымъ вниманіемъ себѣ и непрерывнымъ противоборствомъ врагу[22].
Нельзя не видѣть изъ приведенныхъ мѣстъ въ проповѣдяхъ св. Ѳеодора Студита, что взгляды послѣдняго на причины необходимости постоянной, настойчивой проповѣди за богослуженіемъ вполнѣ совпадаютъ съ тѣми взглядами на эти причины, которыя содержатся въ словѣ Божіемъ. (2 Тимоѳ. 4, 2 ст. и т. п.) и въ твореніяхъ предшествующихъ св. отцовъ церкви, а также согласны съ практикой постояннаго проповѣданія за богослуженіемъ въ древнее время. Св. Іоаннъ Златоустъ называетъ храмъ школою, училищемъ (διδασκαλεῖον), духовнымъ училищемъ (πνευματικόν διδασκαλεῖον), св. Аѳанасій Великій – вселенскою гимназіей (totius universi sacrum quoddam gymnasium). Въ древнія времена храмы дѣйствительно во многомъ. походили на всенародныя училища. Въ то далекое время Христіане приходили въ храмъ для слушанія поученій дважды въ день, а иногда и болѣе даже. Здѣсь они учились всему. Храмы были для нихъ школами христіански-нравственнаго воспитанія. Кажется прн жизни св. Ѳеодора Студита особенно благопріятною средою для постояннаго проповѣданія за Богослуженіемъ были иноческія обители. Впрочемъ св. православавная церковь, включивъ проповѣди св. Ѳеодора Студита въ число своихъ уставныхъ чтеній изъ постоянныхъ проповѣдей, тѣмъ самымъ рскомендуеть взгляды и примѣръ св. Ѳеодора Студита къ общему церковно-богослужебному руководству.
Преподаватель Каргопольскаго духовааго училища Михаилъ Чепикъ.
«Олонецкія Епархіальныя Вѣдомости». 1902. Отд. Неофф. № 19. С. 636-640; № 21. С. 699-702.
[1] Добротолюбіе, томъ 4-й, стр. 231.
[2] Тамъ же, стр. 437-438.
[3] На что предназначены? – ред.
[4] Тамъ же, стр. 456.
[5] Лѣтнее время. – ред.
[6] Тамъ же, стр. 464.
[7] Тамъ же, тр. 636.
[8] Тамъ же, стр. 159-160.
[9] Тамъ же, стр. 459.
[10] Тамъ же, стр. 651 и 652.
[11] Тамъ же, стр. 202 и 203.
[12] Тамъ же, стр. 222 и 223.
[13] Тамъ же, стр. 246 и 247.
[14] Тамъ же, стр. 365 и 366.
[15] Тамъ же, стр. 375.
[16] Тамъ же, стр. 516.
[17] Тамъ же, стр. 551.
[18] Тамъ же, стр. 558 и 559.
[19] Тамъ же, стр. 595.
[20] Тамъ же, стр. 623.
[21] Тамъ же, стр. 640.
[22] Тамъ же, стр. 642.