Священникъ Ѳеофанъ Рафальскій – Ковчежцы съ мощами, бывшіе въ употребленіи у первенствующихъ христіанъ и происхожденіе «наперсныхъ крестовъ».
Reliquaires (encolpia) – въ древности христіанской этимъ именемъ назывались небольшіе ковчежцы, назначаемые или для вкладыванія частицы св. мощей или книжки евангелія и обыкновенно навязываемые вѣрующими на шею. Обычай ношенія этихъ ковчежцевъ восходитъ къ первымъ вѣкамъ христіанства{1}. Св. Іоаннъ Златоустъ упоминаетъ объ этомъ христіанскомъ обычаѣ въ разныхъ мѣстахъ своихъ твореній, и особенно въ своей девятнадцатой бесѣдѣ – «о статуяхъ». Св. Никифоръ, натріархъ константинопольскій, опровергая иконоборцевъ, замѣчаетъ, что въ его время христіане имѣли въ изобиліи небольшіе ковчежцы съ мощами, на поверхности которыхъ изображались страданія Іисуса Христа, Его чудеса, славное воскресеніе и т. п., и говоритъ объ этихъ ковчежцахъ, какъ о вещахъ, сдѣланныхъ задолго до его времени.
Два изъ подобныхъ ковчежцевъ въ 1571 г. найдены были въ гробницахъ древняго кладбища въ Ватиканѣ: они имѣютъ квадратную форму, снабжены небольшою пряжкою (изъ двухъ колецъ), указывающею на ихъ назначеніе или употребленіе, и украшены на лицевой сторонѣ вензелями въ честь Iисуса Христа, состоящими изъ буквъ – Α и Ω{2}. Бозій (A. Bosio), Кіампини (G. G. Ciampini), Боттари (G. G. Bottari) представляютъ намъ рисунки этихъ ковчежцевъ, относящихся къ 4 столѣтію, изъ которыхъ видно, что въ то время означенные ковчежцы имѣли форму тѣхъ крестиковъ, которые обыкновенно теперь мы носимъ на груди.
Наперсный крестъ епископскій въ древности назывался также – encolpium, потому что онъ содержалъ въ себѣ частицы мощей; ибо думаютъ, что это слово происходитъ отъ греческаго егколпізо, которое значитъ – класть, возлагать на грудь (вмѣщать) и т. п. Въ греческой церкви епископскій крестъ, навѣшенный на груди, назывался то періама (Pelliccia. op. laud. I. р. 99). Нѣкоторые полагаютъ, что наперсный крестъ могъ произойти изъ первоначальнаго обыкновенія Епископовъ (и вообще предстоятелей церкви) имѣть при себѣ и носить на груди маленькій ковчежецъ съ останками святыхъ и позднѣе – частицъ животворящаго креста Христова{3}. Ковчежецъ этотъ мало по малу принялъ форму креста и получилъ названіе reliquaires (incolpia). Древнѣйшій памятникъ наперснаго креста если мы не ошибаемся, представляетъ намъ наперсный крестъ, который недавно былъ найденъ на груди одного мертвеца въ раскопкахъ, производимыхъ внутри базилики Saint-Laurent. Мы воспроизводимъ ихъ здѣсь по рисунку Росси (M. De Rossi){4}. По формѣ своей онъ весьма сходенъ съ настоящими наперсными крестами. На одной сторонѣ поверхности этого креста содержится надпись: Ἐμμανουήλ, и по-латини: Nobiscum Deus; на другой сторонѣ креста читаемъ: Crux est vita mihi, mors inimice tibi (крестъ – моя жизнь, а для тебя врагъ – смерть). Этотъ крестъ снабженъ винтикомъ, утвержденнымъ внутрь креста, гдѣ находились мощи, и по всей вѣроятности, частицы истиннаго креста Христова, такъ какъ частицы эти распространялись по всему міру, тотчасъ послѣ обрѣтенія честнаго креста св. Еленою. Ковчежцы, куда полагались эти драгоцѣнныя частички креста, представляли собою маленькіе ящички, сдѣланные изъ золота; св. Павлинъ имѣлъ такую частичку креста, которая сохранялась въ небольшой трубочкѣ изъ золота{5}. Такую же частичку имѣлъ и св. Григорій великій, который впервые упоминаетъ и о формѣ креста, данной ковчежцамъ, въ которыхъ хранились частички мощей или животворящаго креста Господня, на которомъ онъ былъ распятъ{6}. Ковчежецъ такой формы (т. е. креста) посланъ былъ королевѣ Теоделиндѣ, съ значительною частію свящ. древа, и крестъ этотъ до сихъ поръ находится въ Монзѣ (Monza). Настоятель древней церкви этого города выставляетъ этотъ крестъ, когда отправляетъ Божественную службу въ полномъ облаченіи или во время торжественныхъ праздниковъ.
Ковчежцы съ мощами или съ частичками креста Господня, носимые, по благочестивому обычаю, епископами, впослѣдствіи замѣнились панагіями{7} (наперсными иконами), которыя были отличительнымъ знакомъ епископовъ, а наперсные кресты сдѣлались отличительнымъ знакомъ архимандритовъ и протоіереевъ. У насъ, въ Россіи возлагать кресты (наперсные) на архимандритовъ установила императрица Елизавета Петровна въ 1742 г., а для бѣлаго духовенства – Павелъ I-й въ 1797 году.
Ѳ. Р-ій.
«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1876. Ч. Неофф. № 1. С. 19-21; перепеч. въ «Тамб. Еп. Вѣд.». 1876. № 24. Ч. Неофф. С. 757-766.
{1} Martigny, Diction. Аntiq. Chrétien., p. 232.
{2} См. Diction. Аntiq. Chrétien. Martigny.
{3} Anastas. Not. ad syn. Ср. IV. Sess. 6.
{4} Bulettino. aprile 1863.
{5} Epist. XXXI ad Sever.
{6} Gregor. Magn. Epistolar. 1. XIV. eр. 12.
{7} «Названіе это произошло отъ обычая нѣкоторыхъ греческихъ монастырей – возносить за трапезою благословенный хлѣбъ въ честь Богородицы, отъ пресвятаго имени Которой и хлѣбъ этотъ назывался панагіею. Ковчежецъ съ частицею этого хлѣба во время трапезы настоятели обители навѣшивали на шею, а патріархи и архіереи, по подобію этого, стали носить на шеѣ иконы святыхъ, въ честь которыхъ былъ выстроенъ храмъ».
Объ авторѣ. Священникъ Ѳеофанъ Харитоновичъ Рафальскій. Родился въ 1858 г. Выпусникъ Волынской дух. семин. (1879). Съ 1 октября 1879 г. псаломщикъ въ с. Жджарахъ, Владиміроволынскаго у. Учитель Киселинскаго народнаго улилища. Въ 1884 г. опредѣленъ на священническія мѣсто въ с. Ровно, Владиміров. у. За особенное стараніе по постройкѣ новой церкви Епарх. Начал. награжденъ набедренникомъ (7 окт. 1887). Св. Синодомъ (Опред. отъ 30-го марта 1910 г. за № 2415) награжденъ камилавкою. Въ 1916 г. назначенъ въ Пензенскій уѣздный съѣздъ для привода свидѣтелей къ присягѣ и предоставлено ему право совершать богослуженія иъ церквахъ г. Пензы, вмѣсто приходскихъ пастырей, почему-либо не могущихъ исполнять своихъ обязанностей. (Пенз. Еп. Вѣд. 1916. № 7. Ч. Неофф. С. 297.). Скончался въ 1920 г., похороненъ на Митрофановскомъ кладбищѣ г. Пензы
Дополнительную информацию по этой теме можно найти на странице группы «Энколпионы».