Александръ Матвѣевичъ Правдинъ – Св. Софія и дщери ея Вѣра, Надежда и Любовь.

17 сентября Св. Православная Церковь чтитъ память св. мученицъ Софіи и трехъ ея дочерей – Вѣры, Надежды и Любви. Три послѣднія имена – русскія, но это не значитъ, что св. мученицы были русскія по происхожденію. Воспоминаемыя св. мученицы жили и пострадали въ Римѣ, во II в. по Р. X., при императорѣ Адріанѣ (117-138 г.)[1], и не могли носить ни русскихъ, ни славянскихъ именъ. Имена святыхъ, внесенныхъ въ наши православные святцы суть преимущественно греческія, немало также римскихъ и еврейскихъ. У евреевъ, грековъ и римлянъ имена не были простыми звуками, имѣли опредѣленное значеніе и смыслъ. Такъ напр. Авраамъ ва еврейскомъ языкѣ значитъ отецъ множества народовъ (Быт. XVII, 5), Іаковъ – запинатель, помѣха (Быт. XXVII, 36, ср. XXV, 26), Іона – голубь, т. е. кроткій, какъ голубь, Іоаннъ – благодать Божія; Аѳанасій на греческомъ значитъ безсмертный, Геннадій – благородный, Тихонъ – счастливый; Климентъ на латинскомъ (римскомъ) значитъ милостивый, Венедиктъ – благословенный, Модестъ – скромный и т. п. Такимъ образомъ, можно перевести на русскій языкъ всѣ имена святыхъ, но при распространеніи вѣры Христовой въ нашемъ отечествѣ этого, за рѣдкими исключеніями, не было сдѣлано, отчасти потому, что не для всѣхъ иноязычныхъ именъ святыхъ можно и удобно было подъискать соотвѣтствующія славянскія названія, отчасти потому, что наши просвѣтители и наставники въ св. вѣрѣ, давая нашимъ предкамъ еврейскія, греческія и римскія имена святыхъ, тѣмъ самымъ хотѣли показать, что Православная Русская Церковь находится въ тѣсномъ союзѣ со всею Вселенскою, Апостольскою Церковью, въ которой всѣ народы равны и нѣтъ различія между Іудеемъ, Эллиномъ, Скиѳомъ (Колос. III, 11). Лишь нѣкоторыя имена святыхъ были переведены. Къ такимъ принадлежать и имена трехъ свв. мученицъ Вѣры, Надежды и Любви, которыхъ латинскій, т. е. ихъ отечественныя имена суть: Fides, Spes и Charitas и вполнѣ соотвѣтствуютъ нашимъ словамъ: вѣра, надежда, любовь.

Великъ былъ подвигъ ублажаемыхъ св. мученицъ, знаменательны и поучительны и самыя имена ихъ. Въ тяжкихъ мученіяхъ, въ жестокихъ пыткахъ и истязаніяхъ за исповѣданіе имени Христова скончали свою жизнь св. мученицы. Намъ, живущимъ въ нынѣшемъ столѣтіи, трудно и представить всю тяжесть тѣхъ временъ, какія переживала Церковь Христова за десятки вѣковъ до нашего времени, не легко и понять все величіе мученическаго подвига. То было время почти непрерывныхъ гоненій на христіанъ. Самое имя христіанъ считалось у всѣхъ язычниковъ и Іудеевъ ненавистнымъ и позорнымъ названіемъ. Не рѣдко достаточно было лишь назваться христіаниномъ или подпасть обвиненію въ принадлежности къ христіанству, чтобы подвергнуться самымъ страшнымъ истязаніямъ и смерти. Никакой возрастъ и полъ, никакое состояніе и званіе не могли защищать христіанъ отъ ненависти и жестокости язычниковъ. Христіане въ глазахъ язычниковъ считались злонамѣреннымъ и гнуснымъ обществомъ, христіанская вѣра – опаснымъ лжеученіемъ, грубымъ суевѣріемъ. Римскіе императоры – язычники всѣми мѣрами старались совершенно истребить христіанъ и, слѣдуя нравамъ того времени, не останавливались ни предъ какими дѣйствіями жестокости. Смертная казнь чрезъ усѣченіе мечемъ или чрезъ повѣшеніе, безъ предварительныхъ истязаній, почиталась еще самою снисходительною казнію, была удѣломъ немногихъ избранниковъ. Въ большинствѣ же случаевъ языческія власти Рима, гордившіяся своимъ просвѣщеніемъ и своими человѣколюбивыми законами, употребляли самыя звѣрскія истязанія и пытки, чтобы принудить св. мучениковъ къ отреченію отъ Христа. Поджариваніе на медленномъ огнѣ, на сковородахъ и раскаленныхъ желѣзныхъ рѣшеткахъ, вареніе въ котлахъ съ кипящимъ масломъ, смолой или водой, вытягиваніе жилъ, отрываніе рукъ и ногъ, сдираніе кожи, вырываніе глазъ, вырѣзываніе языка, наполненіе рта расплавленнымъ металломъ, сожиганіе въ плавильныхъ печахъ, распятіе на крестахъ, со всевозможнымъ обезображиваніемъ тѣла, колесованіе, травля звѣрями, привязываніе къ конскому хвосту, голодная смерть, отравленіе, зарываніе живыхъ въ землю, утопленіе въ водѣ или ямахъ съ нечистотами, замораживаніе, удушеніе, засѣченіе до смерти бичами, въ которые вплетались иглы и гвозди, строганіе тѣла острыми орудіями, сбрасываніе живыхъ съ высокихъ скалъ и башенъ – вотъ что въ большинствѣ случаевъ въ то время ожидало христіанъ за исповѣданіе Христова имени. Къ истязаніямъ тѣлеснымъ присоединялись еще духовныя – искушенія и соблазны обѣщаніемъ наградъ и спокойствія за отреченіе отъ Христа, терзаніе сердца – мученіемъ дѣтей на глазахъ родителей, родителей на глазахъ дѣтей, мужей предъ глазами женъ, братьевъ – въ виду сестеръ и т. д. Однако «ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненіе, ни гладъ, ни нагота, ни мечъ, ни смерть, ни животъ, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая не могла разлучить» св. мучениковъ «отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ» (Рим. VIII, 35-39).

Величіе духа св. мучениковъ, ихъ твердость въ перенесеніи всякихъ изтязаній поистинѣ изумительны, не досягаемы для насъ. Пусть каждый изъ насъ, читая или слушая повѣствованіе о злостраданіяхъ св. страстотерпцевъ Христовыхъ, попытается сравнить свою слабую вѣру съ несокрушимо-твердою ихъ вѣрою, свою хладную любовь ко Христу съ ихъ пламенною любовію, свое рабство грѣху съ ихъ торжествомъ надъ всѣми кознями врага спасенія, свои скудныя жертвы Богу съ ихъ великими и драгоцѣнными жертвами – тогда увидитъ и пойметъ, что св. мученики и мученицы, какъ звѣзды на тверди небесной, возвышаются надъ нами, украшая небо Церкви, и на сколько небесныя свѣтила выше земли, настолько эти духовныя свѣтила Св. Церкви возвышаются надъ тусклыми, угасающими, скудными елеемъ свѣтильниками юродивыхъ душъ нашихъ (Мѳ. XXV, 8. 3). Пусть каждый изъ насъ въ настоящее время спроситъ себя, достало ли бы у него твердости духа и крѣпости вѣры послѣдовать за Христомъ, если бы за купель св. крещенія его ждалъ котелъ съ кипящей смолой, за облеченіе во Христа (Гал. III, 27) – совлеченіе кожи, за хвалу истинному Богу – наполненіе рта расплавленнымъ оловомъ, за чашу Евхаристіи – чаша яда, за крестное знаменіе – распятіе на крестѣ, за принятіе подъ кровлю свою брата по вѣрѣ – сверженіе на землю съ верху утеса, съ крыши высокой башни, съ кровли высокаго зданія? Наше слабое сердце содрогается отъ одного представленія такихъ ужасовъ; но св. мученики, эти поистинѣ воины Христовы, все подобное въ дѣйствительности терпѣли за Христа. Именно они побѣдили, завоевали языческій міръ со всей его порочностью и нечестіемъ, могуществомъ и ожесточеніемъ и привели его ко Христу; ихъ кровь, ихъ св. кости легли въ основаніе великаго зданія Св. Церкви Божіей. Не мечомъ и огнемъ, не внѣшнею силою одержана эта побѣда, совершено это завоеваніе, но силою христіанской души, подкрѣпляемой помощію благодати Божіей. Твердая, несокрушимая вѣра въ Бога и истину божественнаго откровенія, возвѣщеннаго пророками и апостолами, въ евангеліе Господа Іисуса Христа, пламенная любовь ко Христу Спасителю, непоколебимая надежда на безсмертіе и вѣчно блаженную жизнь въ царствѣ Отца Небеснаго – вотъ то духовное всеоружіе, которое сообщало непобѣдимую силу всѣмъ христіанскимъ мученикамъ, не однимъ мужамъ зрѣлыхъ лѣтъ, и полныхъ силъ тѣлесныхъ, но и слабѣйшимъ тѣлесною силою женщинамъ, даже юнымъ отроковицамъ и отрокамъ. Этою вѣрою св. мученики «возмогоша въ немощи, быша крѣпцы во бранѣхъ, побѣдиша царствія, угасиша силу огненную, избѣгоша острія меча, заградиша уста львовъ» (Евр. XI, 33-34), этой непостыдной надеждой устояли въ скорбяхъ (Рим. V, 2-5), но этой пламенной любви «вмѣниша вся уметы быти Хстриа ради, да Его пріобрящутъ» (Филип. III, 7. 8). Всѣ силы адской злобы язычества, всѣ страшныя пытки и муки сокрушались о непоколебимую твердость ихъ духа и за то сила Божія совершалась въ ихъ немощи человѣческой (II Кор. XII, 9).

Яснѣйшимъ свидѣтельствомъ проявленія силы Божіей въ немощи человѣческой служатъ и подвиги св. мученицъ Вѣры, Надежды и Любви съ ихъ матерью Софіей. – Отъ отдаленной древности не много свѣдѣній сохранилось до нашего времени о жизни этихъ св. мученицъ; но самое скончаніе ихъ жительства (Евр. XIII, 7) свидѣтельствуетъ, что и вся жизнь ихъ, предшествовавшая мученичеству, была истинно-христіанскою добродѣтельною жизнію. Св. Софія, родомъ итальянка, жила въ Римѣ при императорѣ Адріанѣ. По смерти своего супруга она осталась вдовою съ тремя юными дочерьми, носившими имена трехъ христіанскихъ добродѣтелей – Вѣры, Надежды и Любви (I Кор. XIII, 13) – имена, которыя св. мученицы оправдали своей жизнію и въ особенности своимъ страдальческимъ подвигомъ. Христіанка мать дала и дочерямъ своимъ истинно-христіанское воспитаніе, умѣла сохранить юныхъ дочерей своихъ отъ всѣхъ обольщеній свѣта, вдохнуть въ нихъ духъ истиннаго благочестія христіанскаго. Исторія скудна подробностями о жизни ихъ домашней, о ходѣ ихъ воспитанія и проч., но эта скудость, это молчаніе краснорѣчивѣе всякаго подробнаго жизнеописанія. Мы хорошо знаемъ лишь то, какъ въ вѣка мученичества жили и воспитывались всѣ вообще благочестивые христіане того времени. Частое, благоговѣйное присутствованіе за богослуженіемъ, горячія, слезныя молитвы въ подземельѣ, въ погребальной пещерѣ (катакомбѣ) надъ гробами мучениковъ, въ укромной комнатѣ какого-нибудь христіанскаго дома, расположеннаго въ захолустномъ кварталѣ города, гдѣ гонимые братски молились Богу и совершали свои таинства, одушевленная проповѣдь старца епископа или пресвитера, нерѣдко со знаками увѣчій и ранъ за имя Христово, усердное чтеніе писаній Пророковъ и Апостоловъ – того источника, откуда всѣ страждущіе почерпаютъ утѣшеніе и терпѣніе (Рим. XV, 4), всѣ ищущіе спасенія – премудрость, приводящую ко спасенію (2 Тим. III, 15-17), домашняя молитва и трудъ, строгое воздержаніе, добродѣтельная жизнь, добрый примѣръ, страдальческіе подвиги братій по вѣрѣ – вотъ та школа, въ которой юные христіане и христіанки получали свое воспитаніе. Была тиха и скромна эта школа, но славны и безсмертны подвиги питомцевъ ея. И дочери св. Софіи, подобно прочимъ христіанскимъ дочерямъ, упражнялись въ молитвѣ, домашнихъ трудахъ, чтеніи Слова Божія. Украшаясь скромностію, смиреніемъ и тѣми добродѣтелями, имена которыхъ носили, онѣ извѣстны были своей красотой и удивительнымъ разумомъ въ самыхъ юныхъ лѣтахъ. Жизнь благочестиваго семейства св. Софіи рѣзко выдѣлялась изъ среды языческихъ семействъ. Но выдѣляться христіанскими добродѣтелями среди распутства и нечестія окружающихъ язычниковъ въ то время значило непремѣнно подпасть злословію, хуламъ, даже «искушенію огненному» (I Петр. IV, 12; III, 16-18; IV, 12) т. е. мученію. А потому св. Софія заблаговременно, съ самаго дѣтства внушала своимъ дочерямъ, что не богатство, не славу, не семейное счастіе можетъ принести имъ вѣра Христова, а скорѣе всего скорби и страданія, что не въ здѣшней жизни, но за предѣлами гроба всѣ ихъ радости и сокровища. Истинные христіане того времени всѣ воспитывались въ такомъ именно духѣ презрѣнія къ благамъ земли и духѣ пламеннаго стремленія скорѣе и «паче отъити отъ тѣла и внити ко Господу» (2 Кор. V, 8), тѣже чувства, тоже настроеніе старались внушить и дѣтямъ своимъ. И св. Софія съ большею тщательностію приготовляла дочерей своихъ къ вѣнцу мученическому, нежели съ какою другая мать готовитъ дочерей своихъ къ вѣнцу брачному. Въ Римѣ многіе знали Софію и ея дочерей; стало извѣстно объ этомъ семействѣ и императору Адріану, которому язычники донесли, что Софія и ея дочери отвергаютъ государственную вѣру и исповѣдуютъ вѣру христіанскую. Адріанъ приказалъ привести къ себѣ Софію и дочерей ея. Благочестивыя христіанки поняли, зачѣмъ зоветъ ихъ царь. Онѣ поняли, что насталъ часъ подъять подвигъ мученичества и молили Господа, чтобы Онъ не оставилъ ихъ своей всесильной помощью въ предстоящихъ страданіяхъ, далъ имъ силу мужественно и безбоязненно исповѣдывать Христову вѣру предъ лицомъ царя язычника. Предъ входомъ во дворецъ царскій Софія съ дочерьми своими оградила себя крестнымъ знаменіемъ, а потомъ уже безъ страха предстала предъ царемъ, не поколебалась назвать себя христіанкой и выразить готовность лучше подвергнуться мукамъ вмѣстѣ съ дочерьми, чѣмъ отречься отъ вѣры своей. Не сразу императоръ прибѣгъ къ пыткамъ и истязаніямъ. Расчитывая на слабость и неустойчивость характера женщинъ, онъ сначала отложилъ судъ на три дня, надѣясь, что христіанки поколеблются въ своей рѣшимости. Но не то случилось, чего ждалъ царь. Мудрая мать все это время употребила на святыя увѣщанія и наставленія своихъ дочерей. Въ послѣдній разъ, въ виду близкой скорбной чаши страданій и часа смертнаго, она давала имъ свое материнское наставленіе, полное живаго христіанскаго упованія (1 Петр. I, 3). Она изобразила имъ предстоящій подвигъ, какъ время брака ихъ съ безсмертвымъ Женихомъ душъ ихъ – Господомъ, воспламенила въ нихъ желаніе вѣчнаго соединенія со Христомъ и святыми Его, описала суету всѣхъ земныхъ благъ и удовольствій міра, вооружила юныхъ дѣвъ противъ всѣхъ ужасовъ мученической смерти упованіемъ на всесильную помощь благодати Божіей. Не разъ, конечно, дочери слыхали такія наставленія отъ своей матери. Но, какъ бываетъ и всегда, особенно сильное дѣйствіе на душу производятъ наставленія родителей при разлукѣ, тѣмъ болѣе при разлукѣ съ землей. Отроковицы слушали мать съ умиленіемъ и любовію, воспламенялись сильнымъ желаніемъ мученичества, и этотъ трудный подвигъ имъ дѣйствительно пришлось подъять вскорѣ же. По истеченіи трехъ дней, ихъ съ матерью позвали къ царю. Видя юный возрастъ св. дѣвъ, царь хотѣлъ подѣйствовать на нихъ сперва ласками и прельщеніями. За поклоненіе идоламъ обѣщалъ сдѣлать ихъ какъ бы родными своими дочерьми, предлагалъ имъ многія награды и почести, грозилъ за непослушаніе самыми лютыми казнями, но ничто не подѣйствовало. Св. дѣвы не колеблясь отвѣчали, что онѣ знаютъ одного Отца Небеснаго, Ему одному желаютъ угождать, только его любви ищутъ, а идоловъ презираютъ и готовы на всѣ мученія за вѣру въ Господа Іисуса Христа. Такой же отвѣтъ получилъ царь и тогда, когда, еще не теряя надежды склонить юныхъ христіанокъ въ отреченію отъ вѣры, началъ убѣждать отдѣльно каждую изъ сестеръ. Послѣдовали пытки и истязанія. Стали мучить сначала старшую изъ сестеръ, имѣвшую всего 12 лѣтъ отъ роду. Ее жестоко били бичами, потомъ возложили на раскаленную желѣзную рѣшетку, затѣмъ бросили въ котелъ съ кипящей смолой, но у св. мученицы, при содѣйствіи всесильной благодати Божіей, еще сохранилась жизнь; съ твердостью терпѣла юная мученица всѣ эти истязанія и не отреклась отъ Христа. Не видя возможности принудить св. мученицу къ отреченію, царь велѣлъ наконецъ обезглавить св. Вѣру мечемъ. Предъ совершеніемъ этой казни св. мученица выразила великую радость, что скоро будетъ лицезрѣть возлюбленнаго Господа и Спасителя, умоляла остальныхъ сестеръ скорѣе слѣдовать по тому же пути, а мужественная мать напутствовала св. Вѣру, сердечной благодарностью за послушаніе материнскимъ наставленіямъ и просьбой молиться у Господа за присныхъ страдалицъ своихъ. – Настала очередь за другой сестрой, 10 лѣтней Надеждой; но она также отказалась принести жертву идоламъ. «Развѣ я не сестра той, которую ты убилъ?» – отвѣчала она на убѣжденія царя. Начались истязанія. Исполнители казни раздѣли св. Надежду и безпощадно осыпали ее ударами. Потомъ тѣло мученицы строгали острымъ желѣзомъ и ея кровь лилась ручьями; затѣмъ велѣно было и эту мученицу бросить въ котелъ съ кипящей смолой, но котелъ лопнулъ и вытекшая смола обожгла самихъ исполнителей казни; смущенный царь велѣлъ и ее усѣчь мечемъ. – Оставалась третья сестра, – 9 лѣтняя Любовь. Царь не ожидалъ, что и эта юная отроковица останется твердой и непоколебимой въ исповѣданіи вѣры Христовой, онъ началъ угрозами и ласками убѣждать ее поклониться языческимъ богамъ. Когда же св. Любовь отказалась, повелитель Рима ожесточился до того, что не жалѣя ея дѣтскаго возраста, приказалъ мучить самыми ужасными пытками. Ее растянули вокругъ колеса и били палками. Члены юнаго тѣла выходили изъ своихъ составовъ и земля обагрялась кровію. Царь велѣлъ затѣмъ бросить св. мученицу въ раскаленную печь; но когда и эта пытка не достигла цѣли, – изъ печи святая вышла невредимою, – и ее, подобно двумъ сестрамъ, обезглавили мечомъ.

Лишившись послѣдней своей дочери, св. Софія ожидала и себѣ той же участи. Она присутствовала при мученіяхъ всѣхъ дочерей своихъ; она молитвою и увѣщаніями старалась укрѣплять въ страдальческомъ подвигѣ каждую изъ нихъ. Въ глазахъ царя она была всѣхъ виновнѣе. Но онъ уже понялъ, что ни угрозы, ни муки не побѣдятъ твердости этой женщины, воспитавшей такихъ дочерей. Онъ рѣшился иначе поступить съ ней: съ видомъ снисхожденія царь, отпустивъ ее на свободу, велѣлъ отдать ей и тѣла дочерей для погребенія. Но не по состраданію и снисхожденію было это сдѣлано. Царь хотѣлъ лишь усугубить сердечную скорбь матери, продлить ея тяжкую мучительную пытку, превосходящую тѣлесныя истязанія. Не мало, конечно, выстрадала св. мать, присутствуя при истязаніяхъ дочерей своихъ; болѣзненно, мучительно отзывалась у ней въ сердцѣ каждая капля крови дочерей, каждый ударъ бича по ихъ тѣлу, каждый переломъ ихъ костей. Только живая вѣра во Христа, сердечная молитва и глубокая покорность волѣ Божіей могли поддержать ее и дать силу съ твердостію стоять и смотрѣть на муки дочерей, ни стономъ, ни слезой не охладить ихъ мученическаго одушевленія, напротивъ еще поддерживать ихъ духъ въ самыхъ тяжкихъ истязаніяхъ. Не подавлять страшныя муки и скорби сердечныя, сокрыть ихъ подъ видомъ хладнокровія и спокойствія – для этого требуется крайнее принужденіе, крайнее напряженіе духовныхъ и тѣлесныхъ силъ, не всякій даже цвѣтущій здоровьемъ человѣкъ способенъ это вынести, напротивъ разрывъ сердца, потеря разсудка и разныя глубокія болѣзненныя потрясенія очень не рѣдко слѣдуютъ за такимъ напряженіемъ. Похоронила св. Софія въ одной могилѣ всѣхъ трехъ дочерей своихъ мученицъ и три дня не могла отойти отъ гроба ихъ. Надломленныя тяжкой душевной пыткой, болѣзненною сердечною тугою, человѣческія силы св. матери, и безъ того слабыя отъ недуговъ старости, не могли вынести великаго горя, – на третій же день св. Софія скончалась съ молитвой на устахъ, не отходя отъ дорогихъ могилъ, гдѣ и была сама погребена.

Не судилъ Господь святой Софіи пріять тѣлесныя истязанія отъ рукъ мучителей, но подвигъ ея не менѣе великъ; какъ страдалица по сердцу, и какъ наставница мученицъ она достойно именуется также мученицей и прославляется церковью вмѣстѣ съ ея св. дщерями. «Блаженни званніи на вечерю брака Агнча... яко Агнецъ, иже посредѣ престола, упасетъ я, и наставитъ ихъ на живые источники водъ... не взалчутъ ктому, ниже вжаждутъ, не иматъ пасти на нихъ солнце, ниже всякъ зной... и отъиметъ Богъ всяку слезу отъ очію ихъ... и сѣдяй на престолѣ вселится въ нихъ и служатъ ему день и нощь въ церкви его... иже пріидоша отъ скорби великія, и испраша ризы своя, и убѣлиша ризы своя въ крови Агнчи» (Апок. XIX, 9; VII, 17. 16. 14)!.

 

А. П.-нъ

 

«Воронежскія Епархіальныя Вѣдомости». 1888. № 18. Ч. Неофф. С. 879-889.

 

[1] Время кончины св. мученицъ относится къ 137 году. Римскій папа Адріанъ въ 777 г. отпустилъ мощи св. мученицъ страсбургскому епископу Ремигію въ Эльзасъ, гдѣ, въ церкви Эшо, и показываютъ ихъ каменный гробъ. См. Житія Святыхъ. Изд. Д. И. Протопопова. Сентябрь 17.

 

✱    ✱    ✱

Тропарь, гласъ 5-й:

Яко маслина благоплодная/ произрасла еси во дворѣхъ Господнихъ,/ Софіе мученице честная,/ и принесла еси Христу плодъ сладчайшій,/ отрасли отъ ложеснъ твоихъ,/ подвиги благопріятными,/ Любовь и Надежду съ Вѣрою богомудрою.// Съ нимиже моли о всѣхъ насъ.

Инъ тропарь, гласъ 4-й:

Мудро воспитавши, по имени честному, трехъ дочерей своихъ,/ тѣхъ приводиши Христу страдальческими подвиги./ Тѣмже вышнія славы съ ними приобщающися,/ молися ко Спасу, добромученице Софіе,// подати чтущимъ тя благодать и милость.

Инъ тропарь, гласъ 5-й:

Въ мученицехъ сіяеши, Софіе славная,/ и вѣнцами побѣдными украшена свѣтлыми,/ сего ради въ пѣніихъ и пѣснехъ восхваляемъ тя,/ яко дочери честныя на мученіе приводиши,/ Любовь, Вѣру и Надежду./ Съ ними не престай моляся// помиловатися душамъ нашимъ.

Инъ тропарь, гласъ 4-й:

Торжествуетъ Церковь первородныхъ и свеселится,/ приемлющи матерь о чадехъ веселящуюся,/ яже яко мудрости тезоименитая,/ тройственнымъ богословскимъ добродѣтелемъ равночисленныя породи./ Тыя съ мудрыми дѣвами зритъ / уневѣстившіяся Жениху Богу Слову./ Съ нею и мы духовне въ памяти ихъ свеселимся, глаголюще:/ Троицы поборницы, Вѣро, Любы и Надеждо,// въ вѣрѣ, любви и надеждѣ утверждайте насъ.

Кондакъ, гласъ 1-й:

Софіи честныя священнѣйшія вѣтви,/ Вѣра, Надежда и Любы показавшеся,/ мудрость обуиша эллинскую благодатію,/ и пострадавше, / и побѣдоносицы явившеся,// вѣнцемъ нетлѣннымъ отъ всѣхъ Владыки Христа увязошася.

Величаніе:

Величаемъ васъ, страстотерпицы святыя, и чтемъ честная страданія ваша, яже за Христа претерпѣли есте.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: