Протоіерей Тарасій Серединскій – Бракъ есть таинство.

Православная церковь учитъ, что бракъ есть таинство. Но какъ понимать это ученіе? Что разумѣть подъ бракомъ, какъ таинствомъ, или подъ таинствомъ брака? Одни изъ нашихъ отечественныхъ богослововъ[1] разумѣютъ подъ этимъ церковное благословеніе брачнаго сожитія, извѣстное у насъ подъ именемъ вѣнчанія, оттого что, при этомъ благословеніи, на главы жениха и невѣсты возлагаются вѣнцы и чрезъ это возложеніе вѣнцевъ, сопровождаемое благословеніемъ отъ священнослужителя, женихъ и невѣста сочетаваются между собою бракомъ. Другіе[2] подъ таинствомъ брака разумѣютъ супружескій союзъ или брачное состояніе двухъ лицъ разнаго пола.

Бракъ есть таинство. Таинствами въ христіанской церкви называются богоустановленныя священнодѣйствія, сообщающія вѣрующимъ подъ видимымъ знакомъ невидимую благодать[3], Слѣдовательно, и бракъ, какъ таинство, долженъ означать одно изъ такихъ священнодѣйствій, совершаемое церковію надъ сочетавающимися бракомъ, подобно тому, какъ когда мы говоримъ, что священство есть таинство, то подъ священствомъ разумѣемъ не духовное сословіе, а святительское рукоположеніе. Если же бракъ, какъ таинство, относится къ священнодѣйствіямъ церковнымъ, то подъ таинствомъ брака надобно разумѣть церковное благословеніе брачнаго сожитія, а не брачный союзъ.

Брачный союзъ существовалъ и въ ветхомъ завѣтѣ и существуетъ въ настоящее время у не – христіанъ (напр. іудеевъ) и у протестантовъ, и однакожъ ни въ Ветхомъ Завѣтѣ не было, ни у іудеевъ и протестантовъ нѣтъ таинства брака въ такомъ смыслѣ, въ какомъ оно существуетъ въ Православной церкви. Но если подъ бракомъ, какъ таинствомъ, разумѣть брачный союзъ, то надобно признать таинствомъ и бракъ іудейскій и бракъ протестантскій.

Скажутъ: св. апостолъ Павелъ (Еф. V, 32) брачный союзъ называетъ великою тайною.

Св. апостолъ Павелъ называетъ брачный союзъ мужа съ женою великою тайною, какъ таинственный образъ союза Господа Христа съ церковію. «И будутъ двое (мужъ и жена), – пишетъ онъ, – одна плотъ; я говорю по отношенію ко Христу и къ Церкви». Здѣсь, очевидно, слово: тайна употреблено не въ томъ смыслѣ, въ какомъ такія священнодѣйствія церковныя, какъ крещеніе, мѵропомазаніе, причащеніе и пр., называются въ церкви Христовой таинствами; ибо брачный союзъ не заключаетъ въ себѣ знаменія и силы благодатнаго освященія, не сообщаетъ никакой благодати подъ внѣшнимъ знакомъ. Посему приведенное изреченіе св. апостола не относится къ ученію о бракѣ, какъ таинственномъ священнодѣйствіи церковномъ, совершаемомъ надъ сочетавающимися бракомъ; въ этомъ изреченіи тайною называется супружескій союзъ, а не церковное его благословеніе, не браковѣнчаніе, чрезъ которое этотъ союзъ освящается и запечатлѣвается благодатію Христовою.

Древніе писатели церковные не опредѣляютъ ясно, что надобно разумѣть подъ бракомъ, какъ таинствомъ, – брачный ли союзъ, или церковное его благословеніе. Только Ѳеодоръ Вальсамонъ, великій канонистъ Восточной церкви, съ священническимъ благословеніемъ брака (γαμικὴ ἱερολογία) соединяетъ значеніе брака, какъ таинства[4].

Если, такимъ образомъ, подъ бракомъ, какъ таинствомъ, должно разумѣть не супружескій союзъ или брачное состояніе двухъ лицъ разнаго пола, а священное дѣйствіе, совершаемое церковію надъ сочетавающимися бракомъ, или церковное благословеніе брачнаго союза, извѣстное у насъ подъ именемъ вѣнчанія, то, вмѣстѣ съ этимъ, рѣшается и другой вопросъ: кто совершаетъ таинство брака? Его совершаетъ священнослужитель, пастырь Церкви, какъ строитель тайнъ Божіихъ. Св. Григорій Богословъ говоритъ: «я сочетатель, я невѣстоводитель»[5] «я сочетаваю юныя руки рукою Бога»[6]. Св. Іоаааъ Златоустъ учитъ: «священникъ совершаетъ брачный союзъ молитвою и благословеніемъ»[7]. Тоже утверждаютъ св. Павлинъ, епископъ Нолы[8], Тертулліанъ[9] и многіе другіе. И въ нашилъ метрическихъ книгахъ, въ рубрикѣ: «кто совершалъ таинство», именуется священникъ, вѣнчавшій бракъ. Иначе и быть не можетъ, потому что одни священнослужители, какъ раздаятели благодатныхъ даровъ, могутъ сообщить вступающимъ въ супружескій союзъ чрезъ таинство брака или браковѣнчаніе Божественную благодать, освящающую и скрѣпляющую этотъ союзъ.

При такомъ разумѣніи таинства брака, внѣшнюю или видимую сторону сего таинства составляетъ не столько изъявленіе добровольнаго взаимнаго согласія на вступленіе въ брачный союзъ сочетавающихса лицъ[10], сколько – и даже главнымъ и существеннымъ образомъ – вѣнчаніе и благословеніе, т. е. сочетаніе супруговъ посредствомъ возложенія вѣнцевъ на ихъ главы и благословенія ихъ во имя Господне[11]. Въ самомъ дѣлѣ, а) изъявленіе согласія женихомъ и невѣстою предшествуетъ браковѣнчанію, бываетъ до начала, а не во время его совершенія: б) вопросовъ о добровольномъ взаимномъ согласіи брачущихса нѣтъ ни въ греческомъ чинѣ браковѣнчанія[12], ни въ нашихъ славинскихъ требникахъ 1623 года[13], и вообще печатанныхъ при патріархахъ Филаретѣ и Иосифѣ[14] ни въ послѣдованіи о второбрачныхъ[15].

Латинскіе богословы[16] подъ бракомъ, какъ таинствомъ. разумѣютъ супружескій союзъ, и потому утверждаютъ, что это таинство совершаютъ сами сочетавающіеся чрезъ изъявленіе взаимнаго согласія[17], и что это изъявленіе согласія составляетъ главную силу и существенно-необходимое условіе при бракосочетаніи (форму таинства)[18]. Но это несправедливо. Словесное обѣщаніе, если не утверждено силою благословенія, преподаваемаго Церковію въ таинствѣ браковѣнчанія, само по себѣ не можетъ бытъ прочнымъ и крѣпкимъ, и, безъ содѣйствія Церкви, не можетъ низвести отъ Бога на брачущихса особую благодать. Брачные союзы, заключенные безъ церковнаго благословенія, древніе учители, напр. Тертулліанъ[19], св. Амвросій Медіоланскій[20], и др., считали блудомъ.

Протестанты, какъ извѣстно, не признаютъ таинствомъ ни брачнаго союза, ни его молитвеннаго благословенія.

 

Протоіерей Тарасій Серединскій.

 

«Христіанское Чтеніе». 1869. № 5. С. 689-694.

 

[1] Преосв. Макарія – «Православное Догматическое Богословіе». т. 2, стр. 366. Спб. 1857.

[2] Преосв. Филарета, архіеп. черниговскаго, – «Православное Догматическое Богословіе». ч. 2, стр. 342-347. Черниговъ 1804. А. Г. Хомякова – Сочиненія богословскія, стр. 14, 323. Прага 1867.

[3] «Православное Исповѣданіе», ч. 1, отв. на вопр. 99.

[4] Ἡ τοῦ μονογενοῦς Υἱού τοῦ Θεοῦ πρὸς ἡμᾶς ἀκατάληπτος συγκατάβασις, καὶ τὸ τῆς σωτηρίας τοῦ γένους τῦν ἀνθρώπων ἐχέγγυον, μεγαλύνεται μὲν καὶ ἐξ ἄλλων μυστηρίων πολλῶν, οὐχ ἧττον δὲ καὶ ἐκ τῆς γαμικῆς ἱερολογίας δοξάζεται. Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων, ὑπὸ Γ. Ράλλης καὶ Μ. Ποτλής. τ. IV, σ. 561. ἐν Ἀθήναις 1852-1859. Conf. J. Zhishman. Das Eherecht der orientalischen Kirche. Wien 1864. т. 2, s. 126.

[5] Творенія св. отцевъ, т. III, стр. 288.

[6] Письмо 57.

[7] Весѣда 49 ва Бытіе.

[8] Poema XXV.

[9] De Monogamia, cap. XI.

[10] Архим. Антонія – «Догматическое Богословіе». стр. 385. Преосв. Макарія – «Православное Догматическое Богословіе», т. 2, стр. 369. Преосв. Филарета, архіеп. Черниговскаго – «Православное Догматическое Богословіе». ч. 2, стр. 350.

[11] Преосв. Евсевія – «Бесѣды о седьми спасительныхъ таинствахъ Православныя каѳолическія Церкви», стр. 491.

[12] См. напр. Εὐχολόγιον τὸ μέγα ἐν Βενετία 1839.

[13] См. «Описаніе находящихся въ Императорской публичной библіотекѣ старопечатныхъ книгъ 1564-1640 годовъ» въ «Христіанскомъ Чтеніи» 1857 года за августъ, сентябрь, октябрь и ноябрь.

[14] Прибавленіе къ «Твореніямъ св. отцевъ», ч. XVI, кн. 2, стр. 281.

[15] Нѣкоторые изъ нашихъ духовныхъ писателей (напр. свящ. К. Никольскій – «Пособіе къ изученію устава богослуженія Православной церкви», стр. 574: свящ. Д. Смолодовичъ – «Литургика или наука о богослуженіи Православной Восточной Каөолической церкви», стр. 314) отсутствіе вопросовъ о добровольномъ взаимномъ согласія жениха и невѣсты въ послѣдованіи о второбрачныхъ считаютъ особенностію сего чиноположенія. Но это едва ли сдѣлано съ особеннымъ намѣреніемъ, а, кажется, произошло просто: включивъ эти вопросы въ первое чипопослѣдованіе, не включили во второе.

[16] F. Walter. Lehrbuch des Kirchenrechts aller christlichen Confessionen, s. 610 und 622.

[17] J. Zhishman находитъ это ученіе и въ «Православное Исповѣданіи», ч. 1, отв. на вопр. 115. Das Eherecht der orientalischen Kirche, s. 96.

[18] Это ученіе вошло въ западной Россіи, какъ утверждаетъ г. Неволинъ («Исторія Россійскихъ гражданскихъ законовъ», ч. 1, кн. 1, стр. 140), въ нашу Кормчую (гл. 50).

[19] De Pudiata, cap. IV. De Monogamia, cap. X.

[20] Epistola 70, ad Vigilium.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: