Профессоръ-протоіерей Іаковъ Галаховъ – Поученіе въ день новаго гражданского года.

Братіе христіане, вѣрныя чада церкви!

Не любопытство и не праздность, не пустое желаніе исполнить обрядъ церковный привело насъ сюда въ храмъ Божій, а болѣе высокія побужденія христіанской души. Наступилъ Новый годъ. У каждаго вѣрующаго шевельнулся вопросъ, что будетъ со мною въ этомъ году, и гдѣ тотъ предѣлъ времени, послѣ котораго для меня упразднится самое время. Въ суетливой жизни незамѣтно мелькаютъ дни, недѣли, мѣсяцы, годы, незамѣтно подкрадывается старость, бремя жизни становится тяжелымъ, поневолѣ смотришь впередъ на ту таинственную дверь, за которою скрывается вѣчность...

Нѣтъ, не напрасно Новый годъ мы встрѣчаемъ молитвой. Насъ привела сюда общая душевная потребность, начало которой скрывается во тьмѣ вѣковъ, потребность вступить въ общеніе съ Богомъ, Существомъ Безконечнымъ. Вѣдь самая сущность религіи заключается въ стремленій человѣка къ безконечному, существа ограниченнаго къ безграничному, условнаго къ безусловному, времени къ вѣчному.

Какими интересами ни увлекался бы человѣкъ, какъ бы высоко онъ ни ставилъ свои задачи, всѣ онѣ имѣютъ временный, преходящій характеръ, и не даромъ древній мудрецъ опредѣлилъ къ нимъ свое отношеніе такими словами: «все суета и томленіе духа». Будущее въ рукахъ Божіихъ; оно намъ неизвѣстно. Но уроки прошлаго остались въ наслѣдіе будущему, и это позволяетъ намъ пріоткрыть завѣсу будущаго. Не съ радостнымъ настроеніемъ вѣрныя чада церкви встрѣчаютъ Новый годъ. Нечему радоваться. Послѣдніе дни церковной жизни показали отсутствіе единомыслія, рѣзкое колебаніе въ вѣрѣ; событія обнаружили полное разобщеніе между членами Единой, святой, соборной и апостольской церкви, взаимное непониманіе самаго существа христіанства.

Многіе утверждаютъ, что исторія не повторяется, что человѣчество не переживаетъ тѣ моменты которые были однажды. Можетъ быть, это и правда въ томъ случаѣ, когда дѣло идетъ объ умственномъ развитіи людей, о ростѣ культуры, техническихъ усовершенствованій. Но это оказывается глубокой неправдой по отношенію къ религіозно-нравственному состоянію людей. Тутъ исторія повторяется, и минувшій годъ далъ намъ наглядный примѣръ возврата къ прошлому. Въ исторіи церкви, какъ извѣстно, были времена лютыхъ языческихъ гоненій на христіанъ. Но Христова церковь побѣдила ненависть, заживила внѣшнія раны. Гораздо труднѣе оказалась борьба съ внутреннимъ недугомъ, съ тѣми темными силами, что скрываются въ непокорномъ, гордомъ разумѣ, въ стремленіи все знать и всему найти логически разумное (основаніе) оправданіе. Казалось бы, что можно имѣть противъ разума, опыта, логики?

Конечно — ничего. Но когда нашъ здоровый разумъ, и опытъ, и логика примѣняются къ области явленій, лежащихъ совершенно въ другой плоскости, къ области чувства и вѣры, къ области внутренняго міра, — тогда всѣ наши усилія не приводятъ ни къ чему хорошему.

Исторія сообщаетъ намъ объ этомъ самые яркіе примѣры. Когда христіане, вмѣсто сердечной дѣтской вѣры, захотѣли вѣры разумно-холодной, которая начинаетъ сомнѣніемъ, а кончаетъ разочарованіемъ, тогда появились впервые попытки понять тайну Божества и вочеловѣченія Сына Божія, тайну св. Троицы съ точки зрѣнія здраваго смысла, въ полномъ соотвѣтствіи съ научнымъ внѣшнимъ опытомъ и даже ариѳметикой. Но въ этомъ видѣ Божественная истина имъ не далась, и они ее отвергли. Соборное сознаніе церкви, при содѣйствіи Духа Божія, взяло, однако, верхъ. Буяя міра избра Богъ, да премудрая посрамитъ. И вѣра Евангельская, Христова и Апостольская, восторжествовала.

Это было давно. Съ тѣхъ поръ прошли вѣка и снова стало замѣтно вторженіе разума въ область вѣры. По временамъ то тамъ, то здѣсь вспыхивали опасные огоньки и показывался пламень, пламень протеста противъ церковнаго символа вѣры. Въ концѣ концовъ на Западѣ утвердилось раціоналистическое теченіе, историческому христіанству и соборному разуму враждебное, которое, въ согласіи съ общимъ настроеніемъ. объявило, что оно не можетъ признавать Христа истиннымъ Сыномъ Божіимъ, Богомъ въ собственномъ смыслѣ. И опять возобновились старые споры о вѣрѣ, о догматахъ, о Лицѣ Іисуса Христа...

Оглядываясь назадъ, мы видимъ, что эти самые вѣчные вопросы были подняты и въ нѣдрахъ нашей матери, русской церкви. Были подняты и рѣшены въ отрицательномъ духѣ. Виновникъ ихъ скончался внѣ ограды церковной, потому что до конца исповѣдывалъ свое ученіе. Теперь онъ предстоитъ суду Божію. Но церковь, благодаря этому, пережила и переживаетъ великую смуту. Въ умахъ многихъ русскихъ людей противохристіанское теченіе пустило глубокіе корни, смутило многихъ колеблющихся. Многіе стоятъ передъ вопросомъ: куда итти, за кѣмъ, кого слушать, кого признавать учителемъ, гдѣ искать настоящей Божьей правды, — въ церкви ли, или въ умахъ геніальныхъ людей, которые все ищутъ Бога и никакъ найти не могутъ?

Не будемъ, братья, утаивать правды. Таютъ церковныя ряды, все рѣже встрѣчаются примѣры дѣтскаго, сердечнаго отношенія къ вѣрѣ. Страсть къ новому, оригинальному въ области человѣческой мысли увлекаетъ и насъ. Есть что-то непреодолимое, заманчивое въ этихъ смѣлыхъ попыткахъ человѣческаго разума приподнять завѣсу непостижимаго, понять благо жизни и смыслъ ея, устранивъ съ дороги церковный авторитетъ. Человѣку страстно хочется быть Богомъ для самого себя, и не даромъ въ умахъ человѣческихъ успѣлъ зародиться идеалъ сверхчеловѣка. И эта новая вѣра отъ разума находитъ себѣ послѣдователей. Въ сумятицѣ жизни, въ вихрѣ новыхъ теченій всѣ старыя понятія забываются, все получаетъ иной соблазнительный смыслъ....

И только вотъ эти сроки новаго года настраиваютъ мысль по старому пути, пробуждаютъ совѣсть, обращаютъ лице наше опять къ вѣрѣ и церкви. «Боже правый! Еще годъ въ моей жизни прошелъ, сдѣланъ крупный шагъ по направленію къ вѣчности. И когда подумаешь о моментѣ прекращенія жизни, о вѣчности какими маленькими кажутся всѣ великіе люди, и ихъ величія, геніальныя мысли, всѣ ихъ ученія здраваго смысла. И невольно хочется имѣть вѣрующее сердце, раскрыть его передъ Отцемъ вѣковъ, истиннымъ и вѣчнымъ. Боже милосердый! Ты вызвалъ меня къ жизни, далъ мнѣ разумъ и сердце. Они увлекаютъ меня въ сторону, къ непризнанію въ Тебѣ Бога и Отца, Христе, Свѣте истинный, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ, просвѣти меня свѣтомъ разума Твоего, укажи мнѣ путь, въ онь же пойду»....

И слышимъ мы, нынѣ собравшіеся въ храмъ для молитвы: «Не бойся, малое стадо. Отецъ вашъ небесный приготовилъ вамъ царство. Тамъ разрѣшатся сомнѣнія вашего разума, тамъ найдете вы успокоеніе мятущейся совѣсти, блаженство познанія истины».

И примиренные, успокоенью общей молитвой, единодушными братскими воплями къ Небесному Отцу, мы пойдемъ домой продолжать свой тяжелый жизненный путь въ чаяніи будущаго блаженннаго покоя.

И буди намъ по вѣрѣ нашей и по молитвѣ нашей! Услыши насъ, Боже, Спасителю нашъ! Аминь.

 

1910 годъ 19 дек.

Профессоръ Протоіерей Іаковъ Галаховъ.

 

«Томскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 1. Ч. Неофф. Отд. Общецерковный. С. 14-18.

 

 Об авторе. Иаков Иаковлевич Галахов (1865-1938) – российский духовный писатель, протоиерей и пастырь-проповедник, известный русский церковный деятель, один из идеологов Катакомбной Церкви (ИПЦ). С 1911 г. профессор богословия Томского технологического института и преподаватель богословия на Сибирских высших женских курсах. В 1917 г. делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, участвовал в заседаниях первой сессии Собора. В 1918 г. приват-доцент историко-филологического факультета Томского университета. С 1926 по 1927 гг. – священник церкви в Иркутске. Лишен избирательных прав. В 1927 г. – арестован «за контрреволюционную деятельность» и приговорен к 3 годам ссылки. Отправлен в Туруханск, откуда в 1930 г. – был освобожден с ограничением проживания. Поселился в Казани. 31 августа 1930 г. – арестован по групповому делу церковников. По этому же делу были осуждены более 30 казанских непоминающих, в том числе епископ Иоасаф (Удалов), епископ Нектарий (Трезвинский), профессора Казанской духовной академии, монахи и монахини. В 1932 г. как «участник контрреволюционной организации Истинно-Православная Церковь» приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, с 1935 г. жил в Актюбинске. По одним данным умер от инфаркта миокарда в городской больнице г. Актюбинска, по другим сведениям был вновь арестован в Актюбинске и расстрелян 12 сентября 1938 г.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: