«ПРЕДЪ НАШИМЪ ВЗОРОМЪ ОТКРЫВАЕТСЯ ДИВНОЕ ЗРѢЛИЩЕ ДУХОВНОЕ». Уставное Чтеніе на Вознесеніе Господне.

Икона "Вознесение Господне". XVII в. Россия.

Третье слово на этот праздник свт. Иоанна Златоустого посвящено воспеванию того блистательного церковного зрелища, какое представляет собою вознесение Господне на небо; попутно кратко изображается искупительное дело Христа, победившего смерть, завершившееся вознесениемъ на небо. Затем Святитель доказывает ту мысль, что всякий христианский праздник является осуждениемъ диавола, но Вознесение – в особенности. Далее объясняется, что вознесся на небо Тот, Который и не отлучался оттуда. В заключение слова – молитвенное пожелание, чтобы Господь принял наши душевные излияния и соделал нас победителями искушений мира. – Ред.

Предъ нашимъ взоромъ открывается дивное зрѣлище духовное, которое вызываетъ не легкомысленную радость у людей, а неимовѣрныя стенанія у демоновъ.

Діаволъ видитъ, что тотъ Корень (Рим. 15, 12), Коимъ оживились сущіе въ адѣ мертвецы, нынѣ возсѣдитъ горѣ; діаволъ видитъ что Тотъ, Кто былъ осужденъ имъ на крестныя страданія на землѣ, нынѣ взираетъ съ небесъ; діаволъ видитъ, что земля и самый воздухъ наполнены ангельскими ликами, которые исходятъ въ срѣтеніе своему Господу, и слышитъ, что одни изъ нихъ восклицаютъ: Возмите врата князи ваша, и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 7), а другіе, по очередно предшествуя и сопутствуя Христу, взываютъ: Господь силенъ въ брани (Псал. 23, 8). Въ какой же это брани? — въ той, въ которую Христосъ вступилъ насъ ради съ лютымъ врагомъ. Ни одинъ изъ земнородныхъ — пророковъ или праведниковъ — не могъ побѣдить онаго врага: ибо надъ всѣми владычествовала смерть, пока, наконецъ, не пришелъ Царь вѣковъ (1 Тим. 1, 17), Который связалъ сильнаго и взялъ оружіе его (Матѳ. 12, 29; Лук. 11, 22). И вотъ, когда распяли Господа на крестѣ, то ангельскія силы изумились и вселенная сотряслась при видѣ новой тайны — страшнаго зрѣлища на землѣ. Потряслась земля, подвигнулось море, пришли въ волненіе бездны, вострепетала вся тварь, содрогнулись свѣтила небесныя, побѣжали солнце и луна, померкли на небѣ звѣзды, раздралась церковная завѣса и изъ храма улетѣлъ устрашенный ангелъ; мракъ покрылъ всю землю, всѣ стихіи измѣнили свое естественное теченіе, день измѣнился и не устоялъ, и вообще ни одно созданіе не могло зрѣтъ своего Владыку и Творца распятымъ на крестѣ.Тогда адъ былъ упраздненъ, врата преисподней разрушены и затворы ея сломаны, что пророчески предвозвѣстилъ Давидъ, говоря: яко сокрушилъ врата мѣдная, и вереи мѣдныя сломи (Псал. 106, 16); владычествовавшая дотолѣ смерть была низвержена подъ ноги Христовы и побѣдоносно влачима, какъ плѣнница. Возставшій изъ гроба съ нетлѣннымъ и преславнымъ тѣломъ Своимъ, Христосъ сокрушилъ всю силу діавола, разстроилъ замыслы его, низшелъ въ царство адово, разрушилъ тронъ врага, совлекъ съ него головное украшеніе, сокрушилъ его царственные жезлы и такъ изрекъ томившимся въ преисподней узникамъ: «исходите, всѣ племена и языки; шествуйте къ Богу и Отцу и примите избавленіе отъ оковъ. Я извожу васъ изъ сего рабства на свободу, изъ сей тьмы на свѣтъ, изъ области мучителя во владычество Царя. Я, Христосъ, благовѣствую вамъ жизнь; и посему уже не бойтесь мучителя, но презирайте страхъ смертный, узы темничныя и всякія скорби. Не страшитесь полчища демонова, которое нынѣ побѣждено. Я — побѣдоносный Царь, пострадавшій на крестѣ за васъ плотію Своею». Итакъ, Христосъ воистину неодолимый и всемогущій Господь, — есть Тотъ сильный въ брани Царь славы, побѣдоносно узы окованныхъ разрѣшивый и сущихъ во гробахъ узниковъ изведшій, о Коемъ нѣкогда говорилъ Давидъ: возшедъ на высоту, плѣнилъ еси плѣнъ (Псал. 67, 19).

Разумѣется, всякое торжество у христіанъ есть мученіе для діавола, но настоящее въ особенности. Во всѣ другія празднества діаволъ хотя и проявлялъ свою злобу и нимало не успѣвалъ въ своихъ замыслахъ, но все же и ликовалъ; такъ, когда Дѣва чудесно зачала во чревѣ, то причину этого діаволъ видѣлъ въ любодѣяніи; когда Она неизреченно родила, демонъ сталъ оклеветывать Ея приснодѣвство; когда Матерь млекомъ питала Того, Кто питаетъ всякую тварь, діаволъ вложилъ Ироду мысль избить младенцевъ, въ надеждѣ среди нихъ найти Необъятнаго; когда Христосъ поспѣшалъ ко крещенію, діаволъ приготовлялъ Ему уже искушеніе; когда Спаситель бесѣдовалъ съ іудеями, то, по дѣйствію сатанинскому, Онъ подвергался съ ихъ стороны злословію; когда же творилъ чудеса, то опять, по діавольскому же внушенію, іудеи искали побить Его камнями; съ пригвожденнымъ ко кресту Христомъ діаволъ распялъ разбойниковъ и убійцу предпочелъ Жизнодавцу; у погребеннаго Спасителя демонъ запечаталъ самый гробъ, а когда Христосъ возсталъ изъ мертвыхъ, то діаволъ превратно изъяснялъ Его возстаніе изъ гроба. Но, вотъ, когда Господь возносился и шествовалъ на небеса, то діаволъ не могъ уже сказать ничего подобнаго, но еще болѣе, чѣмъ раньше, была изранена его глава. Поэтому настоящее торжество для діавола болѣе прискорбно, чѣмъ всякій другой праздникъ, ибо демонъ видитъ, что ангельскія силы всѣ и всюду ликовствуютъ, что одни ангелы сопровождаютъ Господа, а другіе предшествуютъ Ему, иные же собесѣдуютъ съ апостолами, говоря имъ: мужіе Галилейстіи! что стоите зряще на небо? Сей Іисусъ, вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ снова, имже образомъ видѣсте Его идущимъ на небо (Дѣян. 1, 11): поелику это есть Тотъ самый Іисусъ, Который явилъ множество знаменій и чудесъ. Такимъ образомъ, день вознесенія Господня, принесшій діаволу, какъ мы сказали, скорбь, — вѣрующимъ доставилъ веселіе. Нынѣ возсіяла живоносная весна и все покрылось плѣнительными цвѣтами, плодами обременяются виноградныя вѣтви, расцвѣли масличныя деревья, а смоковницы уже произрастили плоды свои, тучныя нивы колышатся, подобно пріятному колебанію волнъ морскихъ; и вообще все празднуетъ и веселится вмѣстѣ съ нами по причинѣ вознесенія Гоподня. Посему и я повторю вамъ слова Давидовы, предреченныя имъ относительно вознесенія Господня: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласомъ радованія. Господь во гласѣ трубнѣ (Псал. 46, 2. 6) возшелъ туда, гдѣ Онъ былъ изначала, — вознесся туда, откуда Онъ и не отлучался. Сшедый, Той есть и возшедый превыше небесъ (Ефес. 4, 10): не другой какой-либо являлся пророкамъ и обиталъ съ апостолами, не другой кто-либо пребывалъ въ лонѣ Отца и былъ на судѣ Пилатовомъ, не другой кто-нибудь былъ пригвожденъ ко кресту и шествовалъ на херувимахъ, не другой какой-либо былъ повитъ плащаницею Іосифовою и содержитъ дланію вселенную, не другой кто-либо былъ заключенъ во гробѣ и прославляемъ серафимами; но, именно, Тотъ Самый, Кто непрестанно возсѣдитъ со Отцемъ и безсѣменно зачатъ во чревѣ Дѣвы.

Взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ. Творецъ вѣковъ, призвавшій все изъ небытія къ бытію, сотворившій Адама и отъ него произведшій весь человѣческій родъ, переселившій праведнаго Еноха въ страну живыхъ, сохранившій Ноя среди всего міра, призвавшій патріарха Авраама изъ земли Халдейской, предначертавшій тайну Христа чрезъ Исаака, ниспославшій Іакову двѣнадцать сыновей, искусившій терпѣніе многострадальнаго Іова, поставившій Моисея вождемъ еврейскимъ, преисполнившій Самуила еще во чревѣ матери его даромъ пророчества, избравшій царемъ пастыря овецъ — Давида, ниспославшій премудрость царю Соломону, вознесшій Илію на колесницѣ огненной, дававшій пророкамъ силу предвѣдѣнія имѣющаго произойти въ будущемъ, ниспосылавшій апостоламъ даръ чудотвореній и изрекшій имъ: дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33), — именно, Онъ есть Господь славы, вознесшійся на небеса въ воскликновеніи и возшедшій одесную Отца. Онъ, покорившій Себѣ ангеловъ, властей и силъ, да пріиметъ и наши прилежныя моленія и да содѣлаетъ насъ побѣдителями искушеній мірскихъ; изрекшій намъ: се даю вамъ власть и наступати на змію и на скорпію (Лук. 10, 19) да покоритъ и намъ все воинство нечистыхъ духовъ. Господь всяческихъ, благоизволившій соединить насъ для совершенія настоящаго спасительнаго торжества, да соблюдетъ и насъ непорочными и невредимыми, здравыми духомъ, душею и тѣломъ и исполнитъ насъ плодовъ правды и дѣлъ благихъ. Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе Отцу и Сыну и Святому Духу нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. Томъ шестой. Петроградъ, 1916. С. 162-166.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: