Поученіе въ Недѣлю 20-ю.

Юноше, тебѣ глаголю, востани (Лук. 7, 14).

 

Сопровождаемый учениками и большого толпою народа. Господь Іисусъ Христосъ, въ одно время, входилъ въ городъ Наинъ. Въ воротахъ города Ему встрѣтилось печальное шествіе. Несли умершаго юношу. То былъ единственный сынъ бѣдной вдовы. Горько и неутѣшно рыдала несчастная мать. Зрѣлище этой страшной скорби неотразимо отозвалось въ любящемъ и нѣжномъ сердцѣ Спасителя. Сжалившись надъ несчастною матерью и сказавъ ей: «не плачь», Онъ подошелъ къ открытому гробу, въ которомъ лежалъ умершій юноша, прикоснулся къ нему и произнесъ: «юноша, тебѣ говорю, встань». И этотъ божественный голосъ провнкъ въ невѣдомую и таинственную область смерти и мертвый, къ ужасу и удивленію всѣхъ, всталъ и началъ говорить. Спаситель отдалъ юношу матери его.

Возлюбленные братіе, Господь Іисусъ Христосъ, любвеобильно воскресившій умершаго Наинскаго юношу, еще съ большей радостью и любовію желалъ бы воскресить и всѣхъ насъ, живыхъ тѣломъ, но давно умершихъ душою, умершихъ уже тогда, когда пробудилось въ насъ первое грѣшное сознаніе, когда появилась въ насъ первая грѣшная мысль, желалъ бы воскресить, если бы тому не противилась наша грѣшная порочная воля. Онъ, Милосердый, всѣмъ намъ хотѣлъ бы спастися и всѣмъ въ разумъ истины пріити. Вѣдь только для этого Онъ и приходилъ на землю, только ради насъ грѣшныхъ и немощныхъ Онъ и претерпѣлъ всѣ поношенія, поруганія, оплеванія, біенія, мучительнѣйшія нечеловѣческія страданія и позорную смерть на крестѣ. Онъ и теперь, какъ самый нѣжный, кроткій, любящій отецъ, благосклоппо внимающій капризамъ больного ребенка, ходитъ около насъ нечувственныхъ и окаменѣнныхъ, погасивишхъ въ душѣ своей святой пламень вѣры и любви къ Богу и ближнимъ и тихимъ вѣяніемъ Своей неземной благодати касается дверей нашего огрубѣлаго во грѣхахъ, жесткаго, испорченнаго сердца. Онъ терпѣливо и долго ждетъ – не отворитъ-ли кто дверей сердца своего, не вспыхнетъ ли въ комъ святая искра желанія доброй богоугодной жизни. И готовъ Онъ возжечь эту искру въ великое пламя неугасимой жажды высшаго ангела – подобнаго совершенства. «Се стою при дверехъ сердца вашего и толку, говоритъ Онъ: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со Мною» (Апок. 3, 20). И много людей отворили сердца свои предъ Спасителемъ міра и теперь осіеваемые небесною славою вечеряютъ, ликуя и радуясь, въ свѣтозарныхъ обителяхъ Отца Небеснаго. То святые Божіи всѣхъ временъ, странъ и народовъ.

Но горе намъ грѣшнымъ! Страшно даже подумать до чего осуетилось, до чего оземленилосъ, до какого нравственнаго паденія, животнаго изступленія дошло современное человѣчество! Настало время, когда все, пророчески сказанное Спасителемъ о послѣднихъ дняхъ міра, исполняется во очію съ поразительною точностію. Во множествѣ появились лжехристы и лжепророки и обольстили совѣсть многихъ, всевозможные исповѣдники мнимыхъ истинъ и въ то же время проповѣдники безбожныхъ, гордыхъ, злобныхъ, сатанинскихъ началъ, то и дѣло идетъ войною народъ на народъ, царство на царство, голодаютъ то тамъ, то здѣсь цѣлыя области, свирѣпствуютъ всюду повальныя болѣзни, мятежи, происходитъ одна другой тяжелѣе на землѣ, на морѣ, въ воздухѣ катастрофы, сотрясается земля и гибнутъ сразу цѣлые города, явилось многое множество насильниковъ, неистовыхъ ругателей и попирателей всего чистаго и святого. Честному, правдивому, вѣрующему человѣку становится трудно дышать. И вся вообще жизнь людей показываетъ явное уклоненіе отъ Бога, охлажденіе къ истинамъ божественнымъ. Люди живутъ и дѣйствуютъ, не разсуждая о томъ, что ждетъ ихъ за предѣлами гроба, живутъ, какъ неразумныя твари: «да ямы и піемы, утре бо умремъ». Поистинѣ, мы умерли духомъ и давно стали похожи на тѣхъ людей, о которыхъ съ горечью говоритъ пророкъ: «ожесточися сердце людей, и очи свои смежиша, и ушима тяжко слышаша, да нѣкогда очима узрятъ и ушима услышатъ» (Исх. 6, 9-10). А скорбный Христосъ стоитъ около нашей бѣдной, умирающей духовно души и тяжко страдаетъ, видя, какъ все подъятое Имъ для спасенія міра небрежно попирается Его разумными, но забывшимися дѣтьми.

О, неужели же мы останемся все время безчувственными и равнодушными къ любящему гласу Спасителя нашего! О, да не будетъ этого съ нами, дорогіе братья, воставемъ во истинѣ Божественной сами и приведемъ къ ней всѣхъ блуждающихъ по распутіямъ грѣшнаго міра. Господь непрестанно всѣмъ и каждому изъ насъ и словомъ божественныхъ Своихъ писаній, и словомъ святыхъ учителей п святителей церкви, церковнымъ Богослуженіемъ, звономъ колоколовъ и событіями нашей жизни – то радостными, то печальными кротко говоритъ: встань, грѣшникъ, очнись отъ мертвящаго твою душу сна грѣховнаго, пока есть время, пока не погасъ совсѣмъ свѣтильникъ твоей жизни. Потому будемъ внимательны ко всякому доброму чувству, доброму движенію, доброму желанію, доброму стремленію, какія только появятся въ нашей душѣ. Это вѣяніе божественной благодати, зовущей насъ ко спасенію, зовущей къ воскресенію со Христомъ въ жизни вѣчной.

Отрѣшимся же своей порочной злой воли, поведемъ борьбу противъ своихъ прихотей, порочныхъ желаній, дурныхъ привычекъ, нехорошихъ дѣлъ и съ горячей молитвой обратимся къ Богу, прося Его помощи себѣ и заступленія и Онъ, любвеобильный, не замедлитъ придти, такъ какъ всегда близъ каждаго изъ насъ, оживотворитъ насъ мертвыхъ и водворитъ въ душѣ нашей тихій благодатный миръ, – тогда запылаетъ сердце наше горячею любовію къ Богу и ближнимъ и мы оживемъ духовно и принесемъ въ жизни добрые плоды, сотворимъ добрыя дѣла, оживемъ и будемъ вѣчно жить, радуясь, хотя тѣло наше умретъ и истлѣетъ въ землѣ.

Господи! видя во градѣ Наинѣ вдовицу зельнѣ плачущую, якоже тогда, умилосердився, сына ея на погребеніе несома воскресилъ еси; сице и о насъ умшюсердися, Человѣколюбче, и грѣхами умерщвленныя наши души воскреси! Аминь.

 

«Приходское Чтеніе» . 1913. № 44. С. 1294-1295.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: