Поученіе о четверткѣ великаго канона и о субботѣ акаѳиста.

Такъ какъ съ пятой недѣли постъ начинаетъ уже приближаться къ концу, и умилительный канонъ св. Андрея Критскаго, читанный въ первые четыре дня первой недѣли поста, могъ уже забыться; то для возобновленія въ вѣрующихъ духа покаянія и умиленія, произведеннаго этимъ канономъ, въ четвертокъ пятой недѣли канонъ этотъ прочитывается весь сразу.

Еще въ среду пятой недѣли начинается приготовленіе къ этому чтенію. На вечерни, послѣ шести обычныхъ стихиръ дневныхъ, читаются или поются двадцать четыре стиха, называемыя стихирами великаго канона, въ которыхъ выражаются высокія покаянныя, умилительныя чувства и молитвенныя обращенія къ Богу, съ воззваніемъ въ концѣ каждой стихиры: Господа, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!

Для примѣра приведемъ нѣкоторыя изъ этихъ стихиръ.

Согрѣшилъ я, Христе Боже, согрѣшилъ, нарушивъ твои повелѣнія: будь милостивъ ко мнѣ, благодѣтель, чтобы я прозрѣлъ очами ума и со страхомъ взывалъ: Спаси меня, Господи, пока еще не до конца погибъ я.

Сокрылъ я данный мнѣ талантъ, закопавъ его, безумный, въ землю, почему и осудился, какъ непотребный рабъ, и не смѣю уже просить Тебя; но, какъ незлобивый, ущедри меня.

Я – блудный сынъ, расточившій богатство истаеваю нынѣ отъ глада; но прибѣгаю подъ кровъ твой, благій Отецъ: пріими меня, какъ его, и удостой быть участникомъ въ твоей трапезѣ.

Простри мнѣ, Боже, руку, какъ Петру, и изведи изъ глубины; даруй мнѣ благодать и милость, молитвами всенепорочной твоей Матери и всѣхъ святыхъ твоихъ.

Въ виду предстоящаго труда – слушанія канона повечеріе въ среду читается малое, въ четвергъ на утрени полагается только одна каѳизма, и вся служба совершается нѣсколько скорѣе обычнаго.

По шестой пѣсни канона читается шестнадцать стиховъ съ припѣвами изъ блаженвъ. Вотъ нѣкоторые изъ нихъ:

Ты, Христе, содѣлалъ жителемъ рая разбойника, возопившаго къ Тебѣ на крестѣ: Помяни мя! удостой и меня недостойнаго его покаянія.

Душа! принеси въ хвалебную жертву дѣятельность, какъ дочь, чистѣйшую іеффаевой, и заколи, какъ жертву, плотскія страсти твои Господу.

Давидъ, бывъ избранъ на царство, помазанъ былъ рогонъ божественнаго мѵра: если ты, душа, желаешь небеснаго царства, помажься слезами, какъ мѵромъ.

Кромѣ этого канона на утрени четвертка положено читать весьма назидательное и поучительное жизнеописаніе преподобной Маріи Египетской, хотя въ приходскихъ церквахъ въ это время оно нигдѣ почти не читается, потому что нынѣ рѣдкіе христіане бываютъ при слушаніи этого канона, тяготясь продолжительностію его, и лишая себя великаго утѣшенія и блага духовнаго.

Въ субботу пятой недѣли поста совершается похвальное пѣніе въ честь пресвятыя владычицы нашей Богородицы, въ память троекратнаго избавленія Ея силою и ходатайствомъ предъ Богомъ Константинополя и Греческаго царства отъ нападенія многочисленныхъ и сильныхъ враговъ.

Въ царствованіе греческаго царя Ираклія (въ 626 г.) персы и скиѳы (или авары) приступили къ городу Константинополю. Греки не имѣли средствъ и земной надежды къ отраженію враговъ. Патріархъ Сергій утѣшалъ народъ надеждою на помощь Царицы небесной. Онъ взялъ Ея икону, писанную евангелистомъ Лукою, Ея ризу и поясъ и обошелъ съ ними городскія стѣны. при стеченіи и молитвахъ жителей города. Вслѣдствіе этихъ молитвъ враги отражены были, при помощи Божіей, отъ стѣнъ города съ сухаго пути. На слѣдующій день враги окружили городъ одновременно съ суши и съ моря. Греки были въ отчаяніи. Тогда патріархъ, взявши ризу Богоматери, омочилъ ее въ морѣ. Тотчасъ поднялась ужасная буря, которая потопила и разсѣяла непріятельскіе корабли, и враги удалились съ великимъ стыдомъ и потерями. – Въ чувствахъ благодарности къ Царицѣ небесной Греки провели всю наступавшую послѣ пораженія враговъ ночь въ Влахернской Церкви (находящейся близъ моря), въ молитвахъ къ своей Заступницѣ, и воспѣли въ честь Ея благодарственную и хвалебную пѣснь: Взбранной воеводѣ побѣдительная... Подобную помощь противъ враговъ Греки получили отъ Царицы небесной при царяхъ – Константинѣ Пагонатѣ (въ 678 г.) противъ агарянъ и – Львѣ Исаврѣ (въ 718 г.) противъ агарявъ и скиѳовъ, – нашихъ русскихъ князей Аскольда и Дира (въ 860 г.). Послѣ чего греческая Церковь установила совершать во всей имперіи похвальное празднество въ честь Божіей Матери въ субботу пятой недѣли великаго поста, съ чтеніемъ на утрени въ честь Ея похвальнаго акаѳиста.

Отъ греческой Церкви празднованіе этого торжества приняла и наша русская Церковь. Хотя въ этомъ торжествѣ воспоминается, между прочимъ, пораженіе Греками и нашихъ древнихъ предковъ – язычниковъ, какъ бы оскорбительное для нашей народной гордости; но такъ какъ въ этомъ празднованіи выражается торжество святой православной вѣры, принятой нами отъ Грековъ (Иннок. Хер. Вел. постъ) и твердой надежды на заступленіе Царицы небесной, которая многократно и многообразно являла свою дивную помощь и нашему отечеству въ годины общественныхъ бѣдствій и собственно въ пораженіи враговъ государства (Тамерлана, поляковъ и проч.), не говоря о безчисленныхъ явленіяхъ милости пресвятой Богородицы надъ отдѣльными лицами и обществами; то наша Церковь совершаетъ это торжество по всей справедливости.

Этотъ акаѳистъ раздѣляется на 4 равныя части. Начинается онъ послѣ 1-й каѳизмы, во время которой бываетъ кажденіе всего храма. Сначала читаются первые три кондака и три икоса, до четвертаго икоса; послѣ 2-й каѳизмы прочитывается акаѳистъ до 7-го икоса; послѣ третьей пѣсни канона – до 10-го икоса и наконецъ послѣ шестой пѣсни акаѳистъ оканчивается. Предъ началомъ и по окончаніи каждой части акаѳиста поется 1-й кондакъ: Взбранной Воеводѣ побѣдительная..., во время котораго, предъ началомъ, совершается кажденіе иконы Пресвятой Богородицы, предъ которою читается акаѳистъ, алтаря, иконостаса и предстоящихъ (съ солеи). По окончаніи акаѳиста предстоящіе совершаютъ поклоненіе иконѣ и цѣлованіе ея.

При совершеніи этого священнаго церковнаго торжества должны бы присутствовать съ полнымъ усердіемъ и охотою всѣ, кому есть возможность придти въ храмъ; но, къ сожалѣнію и стыду нашему, при этомъ торжествѣ молящихся бываетъ очень мало, кромѣ тѣхъ, которые въ эту похвальную субботу намѣрены пріобщиться Святыхъ Таинъ. А это зависитъ, конечно, оттого, что мы мало чувствуемъ и цѣнимъ различныя милости къ намъ Царицы небесной.

Будемъ же, братіе въ разсматриваемые нами дни святаго поста ходить въ храмъ Божій съ должнымъ усердіемъ для слушанія совершающихся въ оные важныхъ чтеній и пѣснопѣній, для изліянія предъ Богомъ въ первый изъ сихъ дней покаянныхъ чувствованій, а во второй для выраженія хвалы и благодарности Царицѣ небесной за Ея великія къ намъ милости. Аминь.

 

«Прибавленія къ Рязанскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1888. № 12. С. 365-369.

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: