Замѣтка: Поминальные дни на Ѳоминой недѣлѣ.

Въ Православно-россійской Церкви есть благочестивый обычай совершать поминовеніе усопшихъ въ понедѣльникъ или вторникъ Ѳоминой недѣли. Въ Уставѣ церковномъ сказано: подобаетъ вѣдати, яко аще будетъ брату нашему отыти ко Господу во святыхъ, сихъ (разумѣется Великій постъ) днехъ посредѣ седмицы.... то приношенія и памяти его начинаются отъ новыя (Ѳоминой) недѣли, даже до исполненія дней четыредесятницы[1]), т. е., «если бы кто изъ православныхъ христіанъ умеръ въ одинъ изъ дней св. Четыредесятницы, то сорокодневное поминовеніе его должно начать не раньше недѣли Ѳоминой». Причина сего – та, что въ Четыредесятницу не бываетъ ежедневнаго совершенія литургіи, съ которою соединяется сорокодневное поминовеніе (сорочины). Среди поста, отъ второй до пятой недѣли. положены еще поминовенія усопшихъ по субботамъ на 2, 3 и 4 недѣляхъ: въ эти субботы Уставомъ Церкви, сверхъ всеобщаго поминовенія умершихъ, повелѣвается совершать третины и девятины о новопреставльшихся.

Въ Уставѣ говорится именно такъ: «если кто Великимъ постомъ отъидетъ ко Господу въ одинъ изъ среднихъ дней седмицы: не бываютъ третины его даже до пятка вечера. Тогда бо совершается паинихида его (разумѣется послѣ повечерія): подобнѣ и въ субботу литургія его. Во грядущую же субботу бываютъ девятины его, аще случится, аще ли ни, хотя бы, т. е., по времени они и не приходились въ эту субботу». А съ пятой недѣли, особенно на недѣляхъ Страстной и Свѣтлой, поминовенія, исключая погребенія усопшихъ, совсѣмъ не бываетъ. Легко представить себѣ, что такимъ образомъ въ продолженіе восьми недѣль отъ Сырной до Новой во многихъ семействахъ встрѣтятся дни, въ которые нужно было бы помянуть того или другаго сродника; но они отлагаютъ это до Ѳоминой недѣли, исполняя во всей точности правило Церкви.

Не трудно себѣ представить и то, что такимъ образомъ къ Ѳоминой недѣлѣ наберется много христіанъ, имѣющихъ нужду помянуть кого-либо. А если прибавимъ еще, что многіе христіане, поминая собственно одного усопшаго, при этомъ случаѣ поминаютъ и другихъ, и что, хотя бы у кого изъ нихъ въ постъ и не встрѣчалось дней для поминовенія умершихъ родственниковъ, многіе по невозможности во время поста и св. Пасхи дѣлать обычныя въ другія времена приношенія, переносятъ ихъ поминовеніе на понедѣльникъ или вторникъ Новой недѣли: то естественно придемъ къ мысли, что первый или второй день въ недѣлю Ѳомину долженъ сдѣлаться днемъ родительскимъ. Такъ, конечно, а не иначе и установилось это поминовеніе.

Но когда оно установилось, мы не знаемъ: преданіе ни въ письмени, ни въ устныхъ сказаніяхъ не сохранило намъ свидѣтельства объ этомъ. Не смотря на то, установленіе сего поминовенія произошло, безъ сомнѣнія, во времена древнія. На соборѣ Лаодикійскомъ (364 г.) постановлено празднованіе святымъ во время Четыредесятницы переносить на день субботній и воскресный (прав. 51). Можно съ вѣроятностію полагать, что въ тоже время и память по усопшимъ въ постъ принято совершать по субботамъ, а дни непрерывнаго поминовенія отлагать до недѣли Новой. По крайней мѣрѣ святитель Златоустый о поминовеніи во вторникъ Ѳоминой недѣли свидѣтельствуетъ, какъ объ установленіи отцевъ. «Для чего отцы наши, спрашиваетъ святитель, оставивъ молитвенные домы въ городахъ, установили сегодня собираться внѣ города и на этомъ именно мѣстѣ»? и отвѣчаетъ: «сегодня Іисусъ Христосъ сошелъ въ мертвымъ: потому здѣсь и собираемся мы, потому и самое мѣсто сіе называется кладбищемъ» (Бесѣда о названіи кладбища и о крестѣ).

Радость воскресенія Христова столь велика для вѣрующихъ, что они готовы раздѣлить ее со всѣми, даже съ своими врагами, тѣмъ паче у каждаго изъ насъ возникаетъ желаніе раздѣлить чувство радости съ тѣми, которыхъ нѣтъ при насъ, но которые живы о Господѣ и живутъ въ нашей памяти и нашемъ сердцѣ. Но св. Церковь хочетъ, чтобы радостное наше торжество свѣтло-пасхальное не омрачалось грустными воспоминаніями, совершеніемъ печальнаго поминовенія. Посему мы и спѣшимъ въ недѣлю Новую, т. е., въ недѣлю обновленія праздника пасхальнаго, возвѣстить умершимъ радость воскресенія. «Достойно и праведно, братіе, говорилъ въ свое время св. Амвросій Медіоланскій, послѣ торжества пасхальнаго, которое мы праздновали, раздѣлить радость нашу со свв. мучениками и имъ, какъ участникамъ страданій Господнихъ, возвѣстить славу воскресенія Христова» (Слово 74 о конч. мучениковъ). Не тоже ли самое должно сказать и объ умершихъ отцахъ и братіяхъ нашихъ? Не тоже ли чувство радости и желаніе раздѣлить ее съ усопшими ведетъ насъ въ понедѣльникъ или вторникъ на Ѳоминой недѣлѣ на могилы нашихъ присныхъ и знаемыхъ и заставляетъ насъ поминать ихъ, начиная поминовеніе словами: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ». Отсюда-то образовалось въ устахъ народа самородное выраженіе: «идти на кладбище похристосоваться съ родителями». Въ знакъ сего-то на могилы усопшихъ, какъ бы къ живымъ, мы приносимъ и красныя яйца.

Есть и догматическое основаніе для поминовенія почившихъ въ недѣлю Ѳомину. Обновляя въ эту недѣлю празднованіе воскресенія Христова, мы вспоминаемъ сошествіе Спасителя во адъ (1 Петр. 3, 18-19). Посему въ недѣлю Антипасхи на величаніи св. Церковь и поетъ: «величаемъ Тя, Жизнодавче Христе, насъ ради во адъ сшедшаго, и съ Собою вся воскресившаго». Прилично, чтобы и мы, посѣщая гробницы умершихъ, а духомъ нисходя въ вѣчное ихъ покоище, раздѣляли съ ними радость воскресенія Христова. И только ли раздѣлять радость воскресенія? Нѣтъ, еще нужно намъ во дни сошествія Спасителя во адъ молиться Жизнодавцу, чтобы Онъ, простивъ грѣхи нашимъ усопшимъ сродникамъ и всѣмъ христіанамъ, вмѣстѣ съ Собою воскресилъ и ихъ въ наслѣдіе жизни вѣчной. Остается желать, чтобы, поминая близкихъ своему сердцу покойниковъ въ недѣлю обновленія праздника Пасхи, православные христіане были одушевлены тѣми мыслями, на основаніи которыхъ св. Церковь установила это поминовеніе.

Въ реестрѣ поминовенія лицъ царскаго дома, память которыхъ приходится между субботою Лазаревою и Ѳоминымъ понедѣльникомъ, предназначено поминать во вторникъ Ѳоминой седмицы. У насъ на Руси поминовеніе покойниковъ во вторникъ Ѳоминой седмицы издревле называюсь радоницей, радуницей, радовницей[2], какія наименованія, по словопроизводству, ясно напоминаютъ собою о всемірной духовной радости, съ которою Церковь привѣтствуетъ отшедшихъ отъ міра и принявшихъ уже радостную вѣсть отъ Самого Господа, сходившаго во адъ для проповѣди Евангелія. Нерѣдко «радоница» въ старину носила еще наименованіе навіева дня, отъ древлеславянскаго слова навій, означавшаго «мертвецъ».

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1898. № 15. С. 337-341.

 

[1] Типиконъ, Послѣдованіе Сырной недѣли вечеромъ.

[2] Напр., въ Кіевской лѣтописи подъ 1493 годомъ говорится: «тояже весны на Радуницу погорѣ Москва нутръ весь и казна у Чуда въ монастырѣ».


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: