Порѳирій Петровичъ Мироносицкій – О порядкѣ церковныхъ чтеній Евангелія.

Уставныя затрудненія въ текущемъ [1916] году.

Предѣльно-ранняя Пасха минувшаго (1915) года задала, какъ извѣстно, не мало задачъ блюстителямъ церковнаго устава. Она сказалась между прочимъ и на совершеніи въ текущемъ [1916] году круга евангельскихъ чтеній. Въ частности затруднительнымъ и далеко не безспорнымъ оказался для нашихъ уставщиковъ вопросъ о литургійномъ евангеліи въ воскресенье 17 января. Это видно, между прочимъ, изъ того, что въ нѣкоторыхъ епархіальный органахъ заблаговременно были напечатаны руководственныя указанія и роспианія чтеній на текущій [1916] годъ. Укажемъ на статьи двухъ епископовъ: преосвященнаго Ѳаддея въ «Волынскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ», № 38-39 («Объ отступкахъ въ чтеніи Евангелій въ нынѣшнемъ году»[1]) и преосвященнаго Пахомія въ черниговскомъ духовномъ журналѣ «Вѣра и Жизнь» № 23-24 («Порядокъ чтенія воскресныхъ евангельскихъ началъ»). Названные авторы даютъ несогласныя указанія: въ то время. какъ первый указываетъ на воскресенье, 17 января, зачало 62 Матѳея («Жена хананеянка»), второй находитъ, что въ этотъ день должно быть читано зачало 85 отъ Луки («Десять прокаженныхъ мужей»), На практикѣ же, напримѣръ въ Петроградѣ, къ вышеназваннымъ двумъ заваламъ прибавилось еще зачало 93 отъ Лука («Слѣпецъ Іерихонскій»): въ разныхъ храмахъ читались разныя зачала, по усмотрѣнію настоятелей.

Ужъ одно это разнообразіе рѣшеній разсматриваемаго уставнаго вопроса показываетъ, что въ самомъ Уставѣ недостаетъ ясности, и его указанія требуютъ толкованія и изъясненія. Попытокъ такихъ толкованій сдѣлано не мало, но къ сожалѣнію, какъ показываетъ опытъ текущаго [1916] года, ими не только не достигнуто окончательная ясность, но въ иныхъ случаяхъ, какъ увидимъ ниже, внесены новыя осложненія въ неясно изложенный уставъ о порядкѣ евангельскихъ чтеній.

Въ настоящей замѣткѣ мы попытаемся представить общее обозрѣніе ряда церковныхъ чтеній и лишь попутно разобрать особенный случай текущаго [1916] года.

***

Чреды евангелистовъ.

По мудрому установленію Церкви, годичный кругъ богослуженій, и въ частности литургійныхъ евангельскихъ чтеній начинается отъ дня Пасхи и простирается до слѣдующей Пасхи. Солнце правды – Христосъ, возставъ изъ гроба, посылаетъ Свои свѣтила, евангелистовъ, осіявать землю на всякій день. И первымъ свѣтиломъ надъ церковной твердію восходитъ Іоаннъ, который уже въ пасхальную литургію озаряетъ насъ первыми словами своего благовѣствованія: «Въ началѣ бѣ Слово» (Іоан.1, 1). Путь Іоанновъ простирается на семь седмицъ Пятидесятницы, за исключеніемъ лишь трехъ дней (вторника Пасхи, недѣли женъ Мѵроносицъ и четверга Вознесенія), когда читаются зачала изъ другихъ Евангелій.

Іоанново благовѣствованіе заканчивается въ литургію Пятидесятницы (Троицы), а на другой день, въ понедѣльникъ Святого Духа, восходитъ свѣтило Матѳеево и господствуетъ въ продолженіе 17 седмицъ, впрочемъ вмѣстѣ съ Маркомъ, который выступаетъ послѣ полныхъ одиннадцати седмицъ (77 дней) единовластія Матѳеева, съ понедѣльника 12-ой седмицы по Пятидесятницѣ и въ теченіе слѣдующихъ шести седмицъ (12-17) оглашаетъ своимъ благовѣствованіемъ будніе (седмичные) дни (понедѣльникъ, вторникъ, среда, четвертокъ, пятокъ), оставляя Матѳею всѣ субботы и недѣли (воскресенія). Такъ, Матѳей сначала одинъ, потомъ сопутствуемый Маркомъ, озаряетъ евангельскимъ свѣтомъ слѣдующія за Пятидесятницею семнадцать седмицъ, т. е. 119 дней, въ томъ числѣ семнадцать субботъ и семнадцать недѣль (воскресеній). Эти седмицы въ уставѣ такъ и называются Матѳеевыми.

За Матѳеемъ начинаетъ свое поприще Лука и благовѣствуетъ сначала одинъ, въ теченіе 12-ти полныхъ седмицъ, затѣмъ съ Маркомъ, который опять пріемлетъ будніе дни, оставляя Лукѣ всѣ субботы и недѣли.

Содружество Луки съ Маркомъ продолжается до тріоди въ теченіе четырехъ седмицъ (13-16), а затѣмъ и въ періодъ тріоди въ седмицы Мытаря и Фарисея и Блуднаго, и оканчивается въ субботу мясопустную. Эти дни и недѣли именуются въ уставѣ Лукиными и обнимаютъ въ суммѣ періодъ въ 18 седмицъ точнѣе въ 125 дней, въ томъ числѣ – 90 будничныхъ дней (60 Лукиныхъ и 30 Марковыхъ), 18 субботъ и 17[2] воскресеній (всѣ Лукины).

Затѣмъ слѣдуетъ седмица сырная съ зачалами изъ Луки и Матѳея; слѣдуютъ субботы и недѣли Великаго поста, гдѣ преобладаетъ Маркъ, доселѣ владѣвшій лишь днями седмичными... И, наконецъ, по Страстной седмицѣ, приходимъ ко вратамъ новой Пасхи.

***

Праздникъ Воздвиженія Креста – переломъ пасхальнаго года.

Итакъ, все поприще евангельскихъ чтеній явно распадается на четыре звена или отдѣла: I. Пятидесятница (17 седмицъ и одинъ день, 50 дней). II. «Матѳеевы седмицы» (17 седмицъ или 119 дней). III. «Лукины седмицы» до тріоди (16 седмицъ, точнѣе 111 дней). IV. Тріодь. Всего: 50 недѣль, столько же субботъ и столько же буднихъ пятерицъ, за вычетомъ пятерицъ Великаго поста, рставленныхъ безъ евангельскихъ зачалъ.

Эта роспись евангельскихъ чтеній осуществлялась бы на практикѣ безъ всякихъ затрудненій, если бы евангельскій годъ всегда равнялся 50-ти седмицамъ. Но на самомъ дѣлѣ мы знаемъ, что Пасха есть праздникъ «переходящій», и каждая слѣдующая Пасха то уходитъ (восходитъ) отъ предыдущей за предѣлы ея годовщины, то приближается къ ней (снижается), предваряя эту годовщину, и Пасхальные годы поэтому бываютъ то длиннѣе (расширяясь до 55 седмицъ), то короче (сжимаясь до 50). При этомъ указанныя расширеніе и сжатіе могутъ происходитъ на обоихъ, такъ сказать, концахъ пасхальнаго года, т. е. вслѣдствіе перемѣщенія предыдущей или послѣдующей Пасхи: ранняя предыдущая Пасха расширяетъ пасхальный годъ, но то же дѣлаетъ и поздняя послѣдующая; поздняя предыдущая Пасха сокращаетъ пасхальный годъ, но то же дѣлаетъ и ранняя послѣдующая.

Спрашивается: 1) какъ же при такомъ постоянномъ «преплаваніи» годовыхъ седмицъ, въ зависимости отъ Пасхи, можетъ быть твердо установленъ и прикрѣпленъ выше описанный рядъ евангелій круглаго года? 2) Какими евангельскими зачалами должны быть оглашаемы седмицы того Пасхальнаго года, въ которомъ число седмицъ болѣе 50?

На оба эти вопроса Церковь дала отвѣтъ въ своемъ Уставѣ.

Прежде всего она водрузила среди текущихъ недѣль нѣкій неподвижный устой, являющійся средоточіемъ Пасхальнаго года. Это – праздникъ Воздвиженія Честнаго Креста Господня. «Крестъ воздвизаемь» какъ-бы простираетъ одинъ свой конецъ къ предыдущей Пасхѣ, а другой – къ грядущей и знаменуетъ переломъ Пасхальнаго года.

Какъ же сказывается этотъ переломъ на кругѣ евангельскихъ чтеній?

Мы уже видѣли, что въ этомъ кругѣ четыре звена или отдѣла. Два изъ нихъ: Пятидесятница (Пентикостаріонъ), съ предыдущей Пасхой во главѣ, и Тріодь, примыкающая къ слѣдующей Пасхѣ, – неизмѣнимы, т. е. не могутъ быть ни сокращены, ни растянуты: Пятидесятница не можетъ заключать менѣе 7 седмицъ. Тріодь не можетъ быть менѣе 10.

Остаются еще два среднихъ звена: седмицы Матѳеевы (17) и седмицы Лукины до тріоди (16). Они, напротивъ, являются тѣмъ подвижнымъ и гибкимъ матеріаломъ, благодаря которому является возможнымъ обезпечить евангельскими зачалами всѣ седмицы при любой продолжительности пасхальнаго года. Всѣ измѣненія, которымъ подвергаются названные періоды, могутъ быть сведены къ тремъ видамъ: 1) пропускъ или отсѣченіе конечныхъ зачалъ ряда, когда въ нихъ нѣтъ надобности, 2) повтореніе уже прочитанныхъ зачалъ или такъ называемая «отступка» когда остается время, но нѣтъ зачалъ, 3) переносъ зачалъ изъ перваго (Матѳеева) періода во второй (Лукинъ).

***

Вліяніе ранней и поздней Пасхи.

Прежде чѣмъ говорить о частныхъ случаяхъ названныхъ измѣненій, запомнимъ главныя положенія Устава о значеніи праздника Воздвиженія Креста въ кругѣ евангельскихъ чтеній:

1) «Матѳеевы седмицы», т. е., зачала, начинаясь отъ понедѣльника Святаго Духа, идутъ (читаются) до праздника Воздвиженія и никакъ не далѣе пятка по Воздвиженіи.

2) «Лукины седмицы» (зачала) могутъ начаться только послѣ праздника Воздвиженія и только «отъ начала», т. е., съ понедѣльника, съ 10 зачала.

Только принявъ во вниманіе эти два положенія, мы можемъ легко усвоить себѣ всѣ случаи измѣненій въ зачалахъ Матѳеевыхъ и Лукиныхъ.

Представимъ себѣ случай самой ранней Пасхи. Эта Пасха, отодвинувшись отъ неподвижнаго Воздвиженія на 22-е марта, образовала столь большое вмѣстилище седмицъ (22 марта–14 сентября), что кромѣ семи седмицъ Пятидесятницы въ него вошли всѣ 17 седмицъ Матѳеевыхъ (11 мая–6 сентября) и остались еще пять дней (7–11 сентября), лишенныхъ евангельскихъ зачалъ.

Такимъ образомъ, при ранней Пасхѣ всѣ 17 седмицъ Матѳеевыхъ оказались, такъ сказать, внутри Пасхи, т. е., въ ея вмѣстилищѣ.

Возьмемъ теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись къ неподвижному Воздвиженію до предѣла 25 апрѣля, столь сократила вмѣстилище седмицъ (24 апр.–14 сент.), что кромѣ Пятидесятницы въ немъ могли остаться только 12 полныхъ седмицъ Матѳеевыхъ и пять седмичныхъ дней 13-й седмицы. Остальныя седмицы этого звена оказались внѣ ряда и не могли быть прочитаны на своемъ мѣстѣ.

Та же картина наблюдается и на другомъ концѣ пасхальнаго года. Поздняя (отдаленная) Пасха увлекая за собою десять седмицъ Тріоди, отрываетъ недѣлю Мытаря и Фарисея отъ Лукиныхъ седмицъ, образуя большій или меньшій промежутокъ, лишенный евангельскихъ зачалъ.

Ранняя (приближенная) Пасха, напротивъ, придвигаетъ Тріодь иногда вплоть къ празднику Крещенія. Результатомъ этого является пропускъ зачалъ даже и въ Лукиномъ рядѣ.

Такова общая схема тѣхъ передвиженій въ евангельскихъ зачалахъ, благодаря которымъ всѣ дни года напаяются евангельскимъ словомъ. Необходимо теперь уяснить нѣкоторые частные уставные вопросы которые подаютъ поводъ къ затрудненіямъ и разногласіямъ, упомянутымъ въ началѣ замѣтки. Но прежде чѣмъ ставить эти вопросы необходимо назвать тѣ уставные источники, на основаніи которыхъ могутъ быть разрѣшаемы подобные вопросы.

***

Источники церковнаго устава чтеній.

Главнымъ изъ этихъ источникомъ является печатаемая въ началѣ богослужебнаго (напрестольнаго) четвероевангелія статья подъ заглавіемъ: «Сказаніе, пріемлющее то лѣта число евангельское и евателистомъ пріятіе, откуду начинаютъ и до гдѣ стаютъ».

Это «Сказаніе» (I) является основнымъ документомъ, отъ котораго исходятъ и на которомъ строятся у насъ всѣ толкованія и руководственныя указанія относительно порядка евангельскихъ чтеній. Къ сожалѣнію, «Сказаніе» это изложено настолько «темно и сбивчиво», по выраженію преосвященнаго Пахомія (стр. 8), что попытки обосновать на немъ какое-нибудь утвержденіе сводятся въ сущности къ пространнымъ, но гадательнымъ объясненіямъ его текста.

Между тѣмъ вся темнота «Сказанія» зависитъ къ сожалѣнію отъ крайне неудачнаго перевода, въ которомъ налицо: и пропускъ словъ, и смѣшеніе терминовъ, и замѣна однихъ словъ другими, и невѣрная пунктуація.

Намъ удалось[3] достать греческій текстъ этого сказанія и притомъ текстъ, изданный съ рукописей, которыми несомнѣнно пользовались переводчики нашего славянскаго «Сказанія». Это – изданіе С. F. de Matthaei: Novum Testamentum graece ad codices Mоsquenses utriusque bibliothecae St. Sуnоdi et cet. T. Primus. Wittenborgae a. MDCCCIII (1803). Наше сказаніе находится здѣсь на стр. 725-727. Въ нижеслѣдующемъ изложеніи мы будемъ пользоваться этимъ текстомъ для возстановленія истиннаго содержанія «Сказанія» I. Здѣсь же отмѣтимъ, что уже самое заглавіе Сказанія должно быть точнѣе переведено съ греческаго слѣдующимъ образомъ: «Сказаніе, распредѣляющее годичное чтеніе евангелій и преемство (διαδοχήν) евангелистовъ, – отколѣ начинаются и гдѣ оканчиваются».

Вторымъ источникомъ является печатаемое въ концѣ того же евангелія «Сказаніе, еже како должно есть чести евангеліе въ седмицахъ всего лѣта». Это – извѣстное росписаніе зачалъ, начиная съ недѣли Св. Пасхи, съ двойнымъ счетомъ недѣль: 1–8 отъ Пасхи до Пятидесятницы, и 1–35 отъ 50-цы до недѣли сыропустной.

Это Сказаніе (II) замѣчательно тѣмъ, что не дѣлаетъ никакого намека на значеніе праздника Воздвиженія и на возможность недостатка или избытка седмицъ, подъ вліяніемъ Пасхи. Неизмѣнность теченія седмицъ принимается здѣсь настолько прочною, что противъ каждой недѣли обозначается соотвѣтствующій ей гласъ, и это прикрѣпленіе гдасовъ къ недѣлямъ простирается и на начальныя недѣли Тріоди.

Третьимъ источникомъ являются немногія указанія Типикона о евангеліяхъ дне, евангеліяхъ-рядъ, и объ отступкахъ.

Наконецъ, четвертымъ, менѣе извѣстнымъ, источникомъ является «Святое Евангеліе, въ порядкѣ церковныхъ чтеній изложенное», напечатанное Московскою сѵнодальною типографіею въ 1904 году «по благословенію Святѣйшаго Сѵнода». Это такъ называемое евангеліе–апракосъ: оно начинается съ Пасхальнаго евангелія и далѣе исчерпываетъ всѣ зачала годичнаго круга въ томъ именно порядкѣ, какъ они читаются. Въ началѣ книги находимъ такъ же «Сказаніе (III) пріемлющее Евангелистомъ пріятіе», написанное яснымъ, и почти русскимъ языкомъ. А въ концѣ книги сдѣлано большое прибавленіе, носящее такое заглавіе: «Табли́цы (л҃є) измы́шлени и соста́влени Ємману́иломъ Глѵзо́нїемъ, въ ни́хъ же заключа́ютсѧ єва́нгелія недѣ́льнаѧ, подобно и Апостоли ихъ, и и́наѧ ну́жнаѧ: ія́кѡ, кое у́треннее єва́нгеліе чте́тсѧ и ко̀й гла́съ пое́тсѧ во всѧ́кую недѣ́лю, и и́на мнѡ́га, ія́коже въ ни́хъ зри́тсѧ».

Въ греческомъ евангеліи, содержащемъ тѣ же таблицы, прибавлено еще въ особой замѣткѣ, что они были исправлены, по порученію святѣйшаго патріарха Іерусалимскаго Хрисанѳа, іеродіакономъ Неофитомъ. Изъ этого мы заключаемъ: 1) что таблицы являются выраженіемъ устава и практики іерусалимской церкви, и 2) что окончательный видъ онѣ приняли въ началѣ ХVIIІ столѣтія, ибо святительство патріарха Хрисанѳа надаетъ на 1707–1731 годы. Составитель же таблицъ Глизоній трудился, очевидно, еще раньше и, быть можетъ, еще въ XVII столѣтіи.

Въ таблицахъ Глизонія[4] даются указанія Глизонія евангельскихъ и апостольскихъ чтеній для всѣхъ недѣль (воскресеній) годичнаго круга (за исключеніемъ недѣль В. Поста): надо знать лишь обѣ Пасхи года, что-бы знать порядокъ всѣхъ евангельский, чтеній и способы отступовъ[5].

***

Начало Лукиныхъ зачалъ.

Обратимся теперь къ частнымъ вопросамъ, касающимся устава чтеній. И прежде всего остановимся на вопросѣ, когда, съ какого дня должно начинать чтеніе евангелія отъ Луки и полагать начало «Лукинымъ седмицамъ». Въ связи съ этимъ вопросомъ легче будетъ рѣшить и другой вопросъ: когда оканчивать седмицы Матѳеевы.

«Сказаніе пріемлющее» (I) говоритъ въ отвѣтъ на этотъ вопросъ слѣдующее: «Отъ Луки-же святое Евангеліе чтется отъ начала въ понедѣльникъ по Воздвиженіи Креста»... Подчеркиваемъ здѣсь выраженіе «отъ начала», показывающее, что Евангеліе отъ Луки должно начинаться именно съ перваго положеннаго зачала 10-го («Во время оно – Иродъ четвертовластникъ»), а оно положено на понедѣльникъ, подобно тому, какъ и Евангеліе отъ Матѳея начинается также съ понедѣльника; съ понедѣльника присоединяется и Маркъ и къ Матѳею, и къ Лукѣ.

Итакъ, понедѣльникъ не есть только самый ранній срокъ для вступленія Луки, но единственно возможный день для этого вступленія. Итакъ, понедѣльникъ не есть только самый ранній срокъ для вступленія Луки, но единственно возможный день для этого вступленія. Не можетъ быть поэтому принято мнѣніе преосвященнаго Ѳаддея, полагающаго въ вышеназванной статьѣ (стр. 571), что въ текущемъ пасхальномъ году «съ 15 сентября (т. е. со вторника) должно (было) читаться евангеліе отъ Луки, т. е. рядовыя зачала седмицы, слѣдующей по указателю (т. е. по «Сказанію» II) за недѣлею 17-ою».

Возникаетъ теперь новый вопросъ: въ какой же именно «понедѣльникъ по Воздвиженіи Креста» слѣдуетъ начинать Евангеліе отъ Луки? Для огромнаго большинства случаевъ вопросъ этотъ рѣшается совершенно просто: понедѣльникъ есть день, слѣдующій за воскресеніемъ. Ближайшее къ Воздвиженію воскресеніе есть недѣля по Воздвиженіи. Итакъ, понедѣльникъ, слѣдующій за этою недѣлей, и есть искомый понедѣльникъ, – начало Лукиныхъ седмицъ.

По числамъ сентября этотъ понедѣльникъ будетъ переходить въ зависимости отъ перемѣщенія самого Воздвиженія. Это можно видѣть изъ такой таблицы:

Эта таблица показываетъ, что изъ семи возможныхъ случаевъ въ шести понедѣльникъ по Воздвиженіи слѣдуетъ за недѣлею по Воздвиженіи. Но седьмой случай создаетъ нѣкоторое затрудненіе. Это – случай, когда само Воздвиженіе бываетъ въ недѣлю. Мы знаемъ, что по Уставу при этомъ совпаденіи недѣльная служба со всѣми своими особенностями совершенно упраздняется: недѣли какъ-бы нѣтъ. Но все-таки слѣдующій день называется понедѣльникомъ: и мы должны рѣшить, съ этого ли понедѣльника (15 сентября) начинать Лукино благовѣствованіе, или съ понедѣльника 22 сентября, слѣдующаго за недѣлею по Воздвиженіи, т. е., слѣдовать ли буквѣ выраженія: «понедѣльникъ по Воздвиженіи», или подчиняться большинству случаевъ, создавшему выводъ: понедѣльникъ по Воздвиженіи слѣдуетъ за недѣлею по Воздвиженіи.

Въ Іерусалимскихъ таблицахъ Глизонія принято послѣднее рѣшеніе: Лукины седмицы тамъ начинаются въ періодъ 16-22 сентября въ зависимости отъ дня, на которое падаетъ Воздвиженіе.

Преосвященный Пахомій въ вышеупомянутой статьѣ пространно доказываетъ правильность именно этого порядка, ссылаясь, въ качествѣ аналогіи, на уставъ чтенія Псалтири, изложенный въ 17 главѣ, Типикона; по этому уставу, чтеніе трехъ каѳизмъ на утреняхъ начинается также съ «понедѣльника по Воздвиженіи», но здѣсь ясно указывается, что этотъ понедѣльникъ слѣдуетъ за недѣлею по Воздвиженіи. Еще раньше преосвященнаго Пахомія тотъ же доводъ приводилъ г. Лотоцкій въ своей статьѣ объ отступкахъ 1904-5 пасхальнаго года («Тульск. Еп. Вѣд.» 1904. № 23-24).

Мы къ этому доводу по аналогіи прибавимъ еще и тотъ доводъ по существу, что «недѣли Лукины» должны начинать свой исходъ и вести свой счетъ отъ недѣли, т. е. отъ воскресенья, подобно тому какъ Іоанновы седмицы ведутъ счетъ отъ недѣли Св. Пасхи и Матѳеевы отъ недѣли Пятьдесятницы. Недѣли Лукины, начинаясь послѣ Воздвиженія, не могутъ считать своею исходною точкою день Воздвиженія, ибо это не день недѣльный. Единственною недѣлею, отъ которой онѣ могутъ вести свой счетъ можетъ быть только недѣля по Воздвиженіи.

Наконецъ, чтобы не оставалось никакого сомнѣнія въ справедливости предлагаемаго толкованія, мы укажемъ на греческій текстъ вышеприведеннаго мѣста изъ «Сказанія» (I), гдѣ прямо говорится: τὸ δὲ κατὰ Λουκᾶν ἔγιον ἐυαγγέλιον ἀναγινώσκεται ἀπ ἀρχῆς τῇ β. τῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν κυριακῆς, т. е. святое же евангеліе отъ Луки читается отъ начала въ понедѣльникъ недѣли по Воздвиженіи. Вмѣсто недѣли (κυριακῆς) славянскій переводчикъ поставилъ креста, и это ясное мѣсто сдѣлалось сбивчивымъ.

Наконецъ, по свидѣтельству de-Matthaei, въ нѣкоторыхъ кодексахъ это мѣсто читается иначе, и еще яснѣе: «Лука начинаетъ читаться отъ недѣли (воскресенья) по Воздвиженіи (ἀπὸ τῆς κυριακῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν), ибо тогда бываетъ и равноденствіе, такъ называемый новый годъ»[6].

***

Окончаніе Матѳеевыхъ зачалъ.

Остановившись такимъ образомъ на опредѣленномъ рѣшеніи относительно начала седмицъ (зачалъ) Лукиныхъ, мы теперь легко можемъ рѣшить и вопросъ объ окончаніи зачалъ Матѳеевыхъ. Объ этомъ въ «Сказаніи» (I) читаемъ: «Отъ Матѳея же святое Евангеліе чтется отъ понедѣльника по Пятидесятницѣ, яже есть Святого Духа, до пятка по Воздвиженіи Креста».

Нѣтъ сомнѣнія, что пятокъ по Воздвиженіи Креста указанъ здѣсь въ качествѣ крайняго срока, до котораго можетъ простираться чтеніе зачалъ Матѳеевыхъ ибо за этимъ пяткомъ слѣдуютъ суббота и недѣля по Воздвиженіи, а затѣмъ понедѣльникъ – начало Луки. Матѳеевы зачала могутъ перейти чрезъ Воздвиженіе, но никогда не могутъ переступить чрезъ недѣлю по Воздвиженіи, и потому – въ двухъ случаяхъ изъ семи возможныхъ – они должны быть закончены до Воздвиженія, а именно – когда Воздвиженіе придется на пятокъ и на субботу. Это представлено на нижеслѣдующей таблицѣ:

Въ послѣднихъ двухъ случаяхъ пятокъ по Воздвиженіи будетъ уже послѣ понедѣльника Лукина и потому не можетъ быть предѣломъ Матѳеевыхъ чтеній. Въ этихъ случаяхъ конецъ Матѳеевыхъ зачалъ падаетъ на четвертокъ или на пятокъ наканунѣ Воздвиженія.

***

Семнадцатая недѣля Матѳеева. – Воздвиженскія втступки.

Въ настоящемъ (1915-16) пасхальномъ году, начавшемся самою раннею Пасхою (22 марта), имѣлъ мѣсто рѣдкій уставный случай: была прочитана на своемъ мѣстѣ не только вся 17 седмица Матѳеева, но и недѣля 17-я (6 сентября), т. е. зачало 62: О женѣ хананеянкѣ. Въ небольшомъ по размѣрамъ «Сказаніи» (I) этому зачалу посвящено довольно большое замѣчаніе, изложенное (т. е. переведенное), къ сожалѣнію, столь неудачно, что было бы напраснымъ трудомъ найти въ немъ подлинный смыслъ, безъ помощи греческаго текста. Вотъ эти строки, цитируемыя во всѣхъ пособіяхъ и руководствахъ по уставу и служащія единственнымъ основаніемъ для ученія о внутрь-Пасхѣ и внѣ-Пасхѣ: –

И ѹ́бѡ седмьна́десѧть седми́цъ, суббѡ́тъ и недѣ́ль то́кмѡ и́мутъ, за е́же мали́жды чита́тисѧ седмьна́десятимъ седми́цамъ матѳе́овымъ, но а́ще бу́детъ вну́трь па́схи. Аще бо внѣ̀ па́сха бу́детъ ника́коже си́рѣчь и́мать чита́тисѧ и сїѧ̀ cедма́ѧ на́десѧть седми́ца, возвраща́йсѧ вспѧ́ть и отню́дуже хо́щеши чтѝ пѧть дне́й.

Греческій текстъ даетъ здѣсь совершенно ясныя мысли, а именно: «Семнадцатая седмица имѣетъ только «субботу-недѣлю» (σαββατοκυρίακον μόνον ἔχει), т. е. за 17-мъ воскресеньемъ не слѣдуютъ (въ росписаніи зачалъ) седмичныя зачала: у этой 17-й недѣли нѣтъ продолженія, ею заканчивается Матѳеевъ рядъ. Почему? – потому что рѣдко (мали́жды, σπανίως) приходится читать эту 17-ю седмицу, даже если пасха внутрь (ἔσω πάσχα), если же пасха внѣ (ἔξω πάσχα), то никогда (οὐδαμοῦ, ника́коже) не приходится. Если же однако (ἐι γουν, а переводчикъ читалъ: ἢγουν, си́рѣчь) придется читать и эту 17 седмицу, возвращайся вспять и откуда хочешь читай (изъ Матѳея) пять дней» (т. е. до слѣдующей субботы).

Живое примѣненіе это, указаніе уставнаго «Сказанія» (I) имѣло какъ разъ въ текущемъ [1916] году. Недѣля (воскресенье) 17-я совпала съ 6 сентября 1915 г. Что читать далѣе въ седмичные дни (7-11 августа) до субботы предъ Воздвиженьемъ? Эти пять дней должны быть взяты при помощи «отступки» (возвращайся вспять), т. е. повторенія пяти любыхъ дней изъ прочитанныхъ уже зачалъ Матѳеевыхъ.

Но «Сказаніемъ» (I) не предусмотрѣно дальнѣйшее затрудненіе. Указанными пятью днями мы дойдемъ до субботы предъ Воздвиженьемъ (т. е. въ истекшемъ пасхальномъ году), займемъ дни 7-11 сентября. Но лишенными евангельскихъ зачалъ оказываются еще вторникъ (15), среда (16), четвертокъ (17) и пятокъ (18) послѣ Воздвиженья. Это лишеніе не предусмотрѣно никакимъ Уставомъ. Не говоритъ о немъ и преосвященный Пахомій въ своей статьѣ, какъ не говоритъ впрочемъ и о первой пятерицѣ дней, потребной для чиселъ 7-11 сентября[7].

Затрудненіе можетъ быть рѣшено только единственнымъ способомъ: возвращеніе вспять, т. е. отступка должна быть сдѣлана не на одну, а на двѣ пятерицы дней. Эта двойная отступка будетъ необходима только для тѣхъ годовъ, въ которые Пасха падаетъ на 22 или 23 марта. Въ остальные года съ раннею Пасхой (24-28 марта) достаточно и одной пятидневной отступки.

***

Внутрь-Пасха и внѣ-Пасха.

Нельзя здѣсь обойти молчаніемъ вопросъ: что такое внутрь-Пасха и внѣ-Пасха, упоминаемыя въ вышеприведенномъ темномъ мѣстѣ «Сказанія» (I)? Оно говоритъ: «17-ая седмица читается рѣдко, даже если и внутрь-Пасха; если же внѣ-Пасха, то никогда не читается». Очевидно говорится о той Пасхѣ, которая вліяетъ на Матѳеевъ рядъ, – можетъ и дать, и не дать мѣста 17-ой седмицѣ, т. е. о предыдущей, начальной Пасхѣ даннаго пасхальнаго года. Выше, въ обозрѣніи всей годичной схемы евангельскихъ чтеній, мы уже выясняли, какъ Пасха можетъ давать и не давать мѣсто седмицамъ Матѳеевымъ. Мы видѣли, что ранняя Пасха даетъ мѣсто, поздняя же сокращаетъ Матѳеевъ рядъ, и чѣмъ она позднѣе, тѣмъ большее число седмицъ оставляетъ непрочитанными. Въ «Сказаніи» ранняя Пасха называется только точнѣе: внутрь Пасха.

Чтобъ уразумѣть истинное значеніе этого термина, надо представить себѣ, что всякій пасхальный періодъ или годъ начинается, собственно говоря, съ Тріоди, которая вся – и по содержанію своему и по значенію обращена къ грядущей Пасхѣ, а не къ протекшему времени. Заканчивается-же пасхальный годъ недѣлею по Просвѣщеніи, до которой доходитъ зависящая отъ предшествующей Пасхи очередь гласовъ осмогласія и утреннихъ евангелій и до наступленія которой исчерпываются Лукины седмицы, т. е., всѣ седмичныя зачала. Отношеніе новой Пасхи къ истекшему Пасхальному году можетъ быть двоякое: 1) Новая Пасха можетъ своею Тріодью вплоть придвинуться и примкнуть къ недѣлѣ по Просвѣщеніи, или же 2) отступать отъ нея, дѣлая промежутокъ или разрывъ («отступку») между недѣлей по Просвѣщеніи и недѣлей Мытаря и Фарисея. Первая Пасха будетъ внутрь-Пасха (ἐσώπασχα), вторая – внѣ-Пасха (ἐξώπασχα).

Для примѣра разсмотримъ случай Пасхи 1915 года. Она была самая ранняя (22 марта) Пасха, самая глубокая внутрь-Пасха. Это сказалась въ томъ, что ея Тріодь началась въ самую недѣлю по Просвѣщеніи (11 января) минувшаго Пасхальнаго года: Пасха 1915 г. вошла какъ бы внутрь предыдущаго Пасхальнаго года. Кромѣ Пасхи 22 марта, столь же глубокими внутрь-Пасхами являются Пасхи 23 и 24 марта. При Пасхахъ 25-31 Марта, Тріодь починается въ слѣдующее за недѣлей по Просвѣщеніи воскресенье. Это будутъ тоже внутрь-Пасхи, хотя и менѣе глубокія. Непосредственность ихъ связи съ предыдущимъ Пасхальнымъ годомъ скажется въ томъ, что первая недѣля Тріоди совпадетъ съ рядовымъ, очереднымъ гласомъ того года: такъ, если въ недѣлю по Просвѣщеніи былъ гласъ 1-й, то въ недѣлю Мытаря и Фарисея будетъ гласъ 2. Такъ какъ очередь гласовъ ведется отъ Пятидесятницы, то мы и имѣемъ право сказать что новая Пасха въ періодъ 25-31 марта будетъ какъ бы входить въ составъ стараго Пасхальнаго года, будетъ внутрь-Пасхою.

Всѣ остальныя, т. е. всѣ апрѣльскія Пасхи, будутъ внѣ-Пасхами, ибо между ихъ Тріодью и недѣлею по Просвѣщенія будетъ перерывъ или разрывъ: съ прежнимъ Пасхальнымъ годомъ они связываются, такъ сказать, искусственными средствами, о чемъ рѣчь будетъ ниже.

По обычному мнѣнію, принятому у насъ въ пособіяхъ по уставу, терминами внутрь-Пасха и внѣ-Пасха обозначаются не самыя Пасхи, а продолжительность пасхальнаго года, т. е. сравниваютъ данную Пасху съ будущею Пасхой, и если отъ Пасхи до Пасхи менѣе года, то это (что?), говорятъ, внутрь-Пасха, если же болѣе года, то это внѣ-Пасха. Такъ, прот. К. (Т). Никольскій въ своемъ «Пособіи», приводя въ примѣръ Пасхальный годъ, 4 апр. 1865 г. – 27 марта 1866 г., называетъ его внутрь-Пасхою, а слѣдующій годъ 27 марта 1866 г. – 16 апр. 1867 г, – называетъ внѣ-Пасхою[8].

Этому толкованію слѣдуетъ и г. Булгаковъ[9] и г. Потоцкій, который въ упомянутой уже статьѣ говоритъ, что въ 1904-1905 пасхальномъ году «т. е. отъ 28 марта 1904 г. до 17 апрѣля 1906 г. имѣла мѣсто внѣ-Пасха, и при томъ максимальная»[10].

По нашему мнѣнію, указанное толкованіе терминовъ «Сказанія» (I) не выдерживаетъ критики. Изъ словъ «Сказанія» ясно видно, что внутрь-Пасхою или внѣ-Пасхою должна быть названа именно опредѣленная Пасха, – Пасха, начинающая текущій пасхальный годъ и вліяющая на составъ Матѳеева ряда. Въ сентябрѣ всякаго года на седмицахъ Матѳеевыхъ скажется, была ли Пасха этого года внутрь или внѣ. Слѣдуя же вышеизложенному, принятому толкованію, мы не можемъ установить связи между Пасхою и 17-ю седмицею Матѳеевою. Текущій Пасхальный годъ, 22 марта 1915 года – 10 апрѣля 1916 года, слѣдуетъ назвать внѣ-Пасхою, если принять толкованіе о. Никольскаго, а если такъ, то въ сентябрѣ 1915 года мы, слѣдуя сказанію, должны бы были сказать: аще же внѣ Пасха будетъ, никакоже, тогда какъ въ дѣйствительности въ этомъ-то именно году мы и читали седмицу 17-ю, потому что 22 Марта – есть внутрь-Пасха.

Еще примѣръ: предстоящій пасхальный періодъ 10 апрѣля 1916 – 2 апрѣля 1917 г., по толкованію о. прот. Никольскаго, надо назвать внутрь-Пасхою (меньше года), но ни въ 1916, ни въ 1917 году 17-я недѣля Матѳеева не будетъ читаться, ибо въ оба эти года будетъ внѣ-Пасха. Вообще зачало «О женѣ хананеянкѣ» читается малижды, т. е. рѣдко именно потому, что внѣ-Пасха случается гораздо чаще[11], чѣмъ внутрь-Пасха. Понимаемыя же въ смыслѣ прот. Никольскаго внѣ-Пасхи и внутрь-Пасхи какъ извѣстно, постоянно чередуются.

***

Вопросъ о субботахъ и недѣляхъ.

Изъ предыдущаго изложенія нельзя не видѣть, что древніе церковные уставоположники съ величайшею тщательностью опредѣлили предѣлы евангелистовъ, «откуду начинаютъ и до гдѣ стаютъ». Тѣмъ удивительнѣе та легкость, съ которою новые уставщики въ своихъ указаніяхъ и руководствахъ переходятъ эти предѣлы и уставы.

По уставу, бывшему доселѣ предметомъ нашего изложенія, подъ названіемъ «Матѳеевы седмицы» и «Лукины седмицы» разумѣются седмицы евангельскихъ зачалъ, назначенныя не только для буднихъ дней, но и для субботы и недѣли, слѣдующихъ за каждою пятерицею будней. Поэтому читать послѣ понедѣльника по Воздвиженіи Матѳеево воскресное зачало также невозможно, какъ и зачала будничныя. Равнымъ образомъ невозможно читать Лукино воскресное зачало раньше Воздвиженія.

Уставщики-практики, напротивъ, находятъ, что выше изложенный Уставъ о предѣлахъ періодовъ Матѳеева и Лукина обязателенъ лишь для будничныхъ чтеній; субботнія же и воскресныя зачала этому уставу не подлежатъ. Такъ протоіерей К. (Т.) Никольскій въ своемъ извѣстномъ «Пособіи къ изученію Устава Богослуженія православной церкви» (изд. 7, стр. 399) говоритъ: «Если Пасха будетъ поздняя, то jтъ Пасхи до Воздвиженія пройдетъ менѣе 17 недѣль и тогда изъ Евангелія отъ Матѳея зачала для субботъ и недѣль будутъ читаться и послѣ Воздвиженья Креста»[12].

Обратный случай имѣемъ въ указаніяхъ преосвященнаго Ѳаддея, который, изображая уставъ истекшаго пасхальнаго года пишетъ, между прочимъ: «Въ недѣлю 18-ю (13 сентября, т. е. до Воздвиженія!) нужно читать, кромѣ Евангелія недѣли предъ Воздвиженіемъ и рядовое евангеліе недѣли 18-й (т. е. отъ Луки!), въ недѣлю 19-ю (20 сент.) слѣдуетъ читать, кромѣ Евангелія по Воздвиженіи и рядовое недѣли 19 (отъ Луки!).

Основаній для такого отношенія къ недѣлямъ нигдѣ мы не находимъ и потому приходится лишь признать его привычнымъ недоразумѣніемъ, происхожденіе котораго попытаемся ниже объяснить.

***

Седмицы календарныя и седмицы евангельскія.

Происхожденіе описаннаго недоразумѣнія можно объяснить съ одной стороны неправильнымъ пониманіемъ терминовъ внѣ-Пасха и внутрь-Пасха; съ другой – практическимъ неудобствомъ «Сказанія» (II), т. е. того указателя евангельскихъ чтеній, который печатается въ концѣ богослужебнаго евангелія и представляетъ списокъ всѣхъ евангельскихъ зачалъ, расположенныхъ по седмицамъ, съ непрерывнымъ счетомъ этихъ седмицъ и ихъ недѣль отъ Пятидесятницы. Но надо различать календарныя седмицы и седмицы евангельскія, календарныя воскресенья и воскресенья (недѣли) евангельскія: они далеко не всегда совпадаютъ, вѣрнѣе, – почти никогда не совпадаютъ.

Календарная седмица, являясь періодомъ въ 7 дней, повторяется въ теченіе года и годовъ съ желѣзною неподвижностью и однообразіемъ. Такъ же, въ церковномъ году, повторяется болѣе обширный періодъ 8-ми гласовъ осмогласія. Какъ послѣ четверга не можетъ настать суббота, такъ и послѣ седмицы гласъ 4-й не можетъ вступить седмица гласъ 6-й, минуя 5-й гласъ. Такъ же вращается, наконецъ, еще болѣе длинный періодъ 11 утреннихъ евангелій. Вотъ почему есть возможность прикрѣпить гласы къ календарнымъ седмицамъ и утреннія евангелія въ календарнымъ воскресеніямъ. Если намъ скажутъ, что завтра будетъ, напримѣръ, 18-е воскресенье послѣ Пятьдесятницы, то мы можемъ даже ариѳметически вычислить, что завтра будутъ пѣть 1-й гласъ, ибо, вычитая изъ 18 воскресеній первое (всѣхъ святыхъ), отданное 8-му гласу, и получивъ 17, мы путемъ дѣленія 17:8 узнаемъ, что періодъ осмогласія обернется за это время дважды, и остатокъ (1) показываетъ очередной первый гласъ. Это правило будетъ вѣрно и въ отношеніи 32-й, напримѣръ недѣли, въ которую поется гласъ седьмый: (32–1):8=3 и 7 въ остаткѣ. Еще проще вычисляются утреннія евангелія – путемъ дѣленія недѣльной цифры на 11, причемъ остатокъ показываетъ порядковое число евангелія. Напримѣръ,– 28 недѣля. 28:11=2 и 6 въ остаткѣ; шестое евангеліе (при 3-мъ гласѣ осмогласія).

Въ «рядѣ» седмицъ евангельскихъ, напротивъ, лишь нѣкоторыя седмицы прикрѣплены къ опредѣленнымъ седмицамъ пасхальнаго года: таковы 7 седмицъ (8 недѣль) Тріоди Цвѣтной и 10 седмицъ Тріоди Постной. Первыя имѣютъ исходную недѣлю въ Пасхѣ предыдущей, вторыя – опираются на Пасху предстоящую. Что касается седмицъ Матѳеева и Лукина ряда, то онѣ не могутъ быть прикрѣплены и седмицамъ календарнымъ, ибо подвергаются измѣненіямъ, о которыхъ говорено выше, а именно: седмицы зачалъ евангельскихъ или отстаютъ отъ теченія календарныхъ седмицъ (при пропускѣ), или повторяются въ двухъ седмицахъ (при отступкахъ), или догоняютъ теченіе седмицъ, хоть и поздно (при переносѣ). И все это дѣлается вслѣдствіе разнообразія сроковъ Пасхи. Вотъ почему является крайне неудобнымъ вести сплошной счетъ седмицамъ Матѳеевымъ и Лукинымъ отъ Пятидесятницы, въ особенности же съ указаніемъ при этомъ и гласовъ Октоиха. Слѣдуя этому сплошному счету (указываемому «Сказаніемъ» II), недѣля о Закхеѣ (Луки, зач. 94), напримѣръ, есть недѣля 32, гласъ 7. А между тѣмъ въ текущемъ, напримѣръ, [1916] году она была 37-мъ воскресеньемъ отъ Пятидесятницы и потому совпала съ 4-мъ гласомъ. Судя по «Сказанію» II, недѣля О чудесномъ ловѣ рыбы (Луки зач. 17) есть 18 воскресенье отъ Пятидесятницы, гласъ 1-й. На самомъ же дѣдѣ такое совпаденіе можетъ быть только въ тѣ годы, когда Пасха бываетъ въ дни 31 марта – 6 апрѣля, т. е. въ семи случаяхъ изъ 35 возможныхъ.

Указанныя неудобства могутъ ставить неопытныхъ уставщиковъ въ крайнее затрудненіе. А потому весьма желательно усвоить изъ «Святаго Евангелія, въ порядкѣ церковныхъ чтеній изложеннаго», порядокъ счисленія отъ Пятидесятницы лишь для евангельскихъ седмицъ Матѳеевыхъ; для Лукиныхъ же ввести счетъ отъ недѣли по Воздвиженіи и называть, наримѣръ, недѣлю О чудесномъ ловѣ – недѣлею 1-ою по Воздвиженіи, недѣлю О гадаринскомъ бѣсноватомъ (23) – недѣлею 6-ю по Воздвиженіи и т. д.

Но и при этомъ необходимо имѣть въ вду, что указанное счисленіе будетъ относиться лишь къ евангельскимъ седмицамъ ряда. Но рядъ можетъ прерываться и счетъ нарушаться зачалами стоящими внѣ ряда. О нихъ слѣдуетъ сказать особо.

***

Евангельскія зачала внѣ ряда.

Это – зачала предпразднственныя и попраздпмеиныя. Таковы въ ряду Матѳеевомъ – недѣля предъ Воздвиженіемъ съ субботою, недѣля по Воздвиженіи съ субботою: о нихъ мы уже говорили. Въ періодъ Лукиныхъ чтеній такихъ «изрядныхъ» зачалъ больше, а именно: 1) недѣля св. праотецъ, 2) недѣля св. отецъ съ субботою, 3) недѣля по Рождествѣ Христовомъ, 4) недѣля предъ Богоявленіемъ, 5) недѣля по Богоявленіи.

Изъ этихъ 5 недѣль, внѣ ряда сущихъ, 4 послѣднія имѣютъ свои зачала евангельеихъ чтеній и нарушаютъ такимъ образомъ рядовое теченіе воскресныхъ Лукиныхъ зачалъ[13]. А именно, уставъ (см. Типиконъ) прямо и рѣшительно повелѣваетъ оставитъ, т. е. не читать рядовыя зачала въ недѣли св. праотецъ и св. отецъ; умалчиваетъ о рядовомъ зачалѣ въ недѣлю предъ Богоявленіемъ и по Богоявленіи, а относительно недѣли по Рождествѣ допускаетъ возможность чтенія ряда подъ зачало, но при условіи «аще не будетъ отспупки»[14].

Эта возможность снятія съ очереди воскресныхъ зачалъ Лукиныхъ оказывается благотворнымъ въ тѣхъ случаяхъ, когда предстоитъ Пасха, болѣе или менѣе отодвигающая связанную съ нею Тріодь отъ недѣли по Богоявленіи, т. е. внѣ-Пасха.

***

Связь недѣли по Богоявленіи съ Тріодью.

Недѣля по Богоявленіи есть та точка пасхальнаго года, съ приближеніемъ которой взоръ церковнаго уставщика обращается къ грядущей Пасхѣ, ибо здѣсь происходитъ сцѣпленіе протекшаго ряда седмицъ съ Тріодью. При установленіи этой связи тріоди съ недѣлею по Богоявленіи могутъ имѣть мѣсто шесть случаевъ и способовъ, въ зависимости отъ пониженія и повышенія предстоящей Пасхи:

1) Если предстоящая Пасха будетъ 22, 23, 24 марта, то Тріодь настолько опустится къ первой половинѣ января, что недѣля Мытаря и Фарисея совпадетъ съ недѣлею по Богоявленіи. (Промежутокъ = 0).

2) Если Пасха падетъ на числа 25–31 марта, то недѣля Мытаря и Фарисея будетъ слѣдовать непосредственно за недѣлею по Просвѣщеніи. (Промежутокъ = 1 седм.).

3) Если Пасха поднимается еще выше до чиселъ 1–7 апрѣля, то недѣля Мытаря будетъ уже третьей послѣ недѣли по Просвѣщеніи. (Промежутокъ = 2 седмицы: одно воскресеніе).

4) Если Пасха будетъ еще позднѣе, 8–14 апрѣля, то Мытарева недѣля будетъ четвертою недѣлею по Просвѣщеніи. (Промежутокъ = 3 седмицы: два воскресенія).

5) Если Пасха возвысится до чиселъ 15–21 апрѣля, то Тріодь начнется въ пятую отъ Богоявленія недѣлю. (Промежутокъ = 4 седмицы: три воскресенія).

6) Наконецъ, самая поздняя Пасха 22–25 апрѣля отодвинетъ Тріодь на шестую недѣлю отъ недѣли по Богоявленіи. (Промежутокъ = 5 седмицъ: четыре воскресенія).

Первый случай былъ въ прошломъ году (1915), когда Тріодь была почата 11 января. Въ уставномъ отношеніи этотъ случай не представляетъ затрудненія. Вмѣстѣ съ евангельскимъ зачаломъ недѣли по Просвѣщеніи читается и Евангеліе о Мытарѣ и Фарисеѣ (Лук., зач. 89). Нечитанныя же (снятыя съ очереди) въ этомъ году зачала Лукины совсѣмъ оставляются нечитанными («Аще же когда преизбудетъ недѣль сихъ говоритъ уставъ, – оставивъ, блюди рядъ о Мытари и Фарисеи»).

Второй случай также не представляетъ затрудненія. Нечитанныя недѣли и здѣсь пропускаются.

Третій случай представляетъ уже разрывъ ряда между недѣлею по Просвѣщеніи и Тріодью. Тогда, по указанію Типикона, слѣдуетъ считать вспять и возвратиться на мимощедшія недѣли (т. е. непрочитанныя недѣльныя зачала). Предположимъ, что такихъ запасныхъ зачалъ у насъ три: 13 (30) недѣли – О вопрошеніи богатаго князя, 14 (31) – О слѣпцѣ Іерихонскомъ и 15 (32) – О Закхеѣ. Спрашивается: которое изъ нихъ брать для той промежуточной недѣли? Разумѣется, послѣднее, ибо уставъ указываетъ идти въ счетѣ вспять: первою, очередною недѣлею предъ Мытаревою недѣлей будетъ Закхеева, которая всегда, когда читается, предшествуетъ Тріоди.

Четвертый случай – это случай текущаго (1916) года. Недѣля по Просвѣщеніи была 10 января? Мытарева – 31 января. Какія зачала должны читаться въ недѣли: 17 и 24 января. Идя вспять, по вышеупомянутому правилу Типикона, получаемъ отвѣтъ на это: 24-го – О Закхеѣ, а 17 – О слѣпцѣ Іерихонскомъ (Луки зач. 93).

Послѣдніе два случая самой поздней Пасхи требуютъ трехъ и четырехъ евангельскихъ зачалъ. Отъ Лукиныхъ зачалъ остается въ запасѣ еще 3-е отъ конца, т. е., 13 (30) недѣля – О вопрошеніи богатаго князя: оно и читается въ тѣхъ случаяхъ, когда требуется три промежуточныхъ недѣльныхъ зачала. На тотъ-же случай, когда ихъ потребуется четыре, имѣется особое указаніе въ «Сказаніи» I. Вотъ оно: – «Аще за еже не снизитися Пасцѣ, не достанетъ и въ Луцѣ субботъ и недѣль: чтется тамо сія недѣля Матѳеева (17), яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы». По-гречески это указаніе читается нѣсколько иначе, а именно: «А если, вслѣдствіе удаленія Пасхи (διὰ τὸ μηκύνεσθαι τὸ πάσχα), не достанетъ и въ Лукѣ – субботы-недѣли, то читается тамъ эта 17 недѣля Матѳеева, т. е., о Хананеянкѣ, прежде Закхея»[15]. И такъ, знаменитая 17 недѣля Матѳеева, о которой не мало мы говори выше, читаемая на своемъ мѣстѣ (т. е. на ряду, а не подъ зачало), лишь при Пасхѣ 22 марта, переносится къ Тріоди въ случаѣ недостатка Лукиныхъ недѣль, т. е. воскресныхъ зачалъ[16].

Нельзя, наконецъ, умолчать о случаѣ когда 3-е отъ конца Лукино недѣльное зачало (91) можетъ быть «предпрочтено» до Рождества Христова. Это – въ тѣ годы когда Воздвиженье Креста Господня бываетъ въ пятницу или субботу: въ эти годы недѣля праотецъ бываетъ 13-ою, а не 12-о въ рядѣ Лукиныхъ недѣль (т. е. послѣ повоздвиженской недѣли) и въ запасѣ окажутся лишь недѣли, 14 и 15. Тогда может оказаться нужда въ новомъ зачалѣ, кромѣ 17-го Матѳеева. Уставъ Глизонія рекомендуетъ въ такомъ (рѣдкомъ) случаѣ и 16-ю Матѳееву недѣлю (зачало 105: Притча о талантахъ[17]).

***

Седмичныя чтенія.

Остается упомянуть объ отступкѣ на седмичныя зачала, ибо до сего времени мы говорили о недѣльныхъ зачалахъ въ преддверіи Тріоди. Седмичныя зачала добываются путемъ отступки вспять, т. е. съ конца вглубь Лукиныхъ седмицъ, откуда берутся одна, двѣ или три седмичихъ пятерицъ съ субботами. Матѳеева недѣля 17, когда читается въ рядѣ Лукиныхъ недѣль, влечетъ за собою и предшествующую (свою) седмицу.

Такой переносъ 17-й «Матѳеевой» (въ сушости Марковой) седмицы къ недѣлѣ о Закхеѣ даетъ мысль о возможности (въ оду съ поздней предыдущей Пасхой) использовать седмицы Матѳеевы, которыя, когда бываетъ «внѣ Пасха», остаются непрочитанными на своемъ мѣстѣ. Примѣняя такую отступку[18], мы, вмѣсто того, чтобы повторить зачала св. Марка изъ Лукина ряда, д о ч и т ы в а е м ъ зачала того же евангелиста изъ ряда Матѳеева.

***

Заключеніе.

Въ заключеніе предложимъ главнѣйшіе выводы:

1. Евангельскій годъ распадается на четыре ряда: 1) Пятидесятница, 2) Матѳеевы евангельскія седмицы, 3) Лукины евангельскія седмицы, 4) Тріодь.

2. Первые три ряда обращены къ предшествовавшей имъ Пасхѣ; Тріодь – къ грядущей.

3. Недѣля по Просвѣщеніи есть грань между двумя Пасхами.

4. «Внутрь-Пасхою» называется такая (ранняя) Пасха, которая своею тріодью непосредственно безъ промежутка или отступки примыкаетъ къ предыдущей недѣлѣ по Просвѣщеніи.

5. «Внѣ-Пасхою» называется такая (поздняя) Пасха, которая отодвигаетъ Тріодь отъ недѣли по Просвѣщеніи и полагаетъ между ними отступку или промежутокъ, въ которомъ умѣщаются одна, двѣ, три и даже четыре недѣли (воскресенія).

6. Святая и великая недѣля Пасхи открываетъ рядъ зачалъ Евангелія отъ Іоанна, простирающійся до недѣли Пятидесятницы.

7. Понедѣльникъ Святого Духа – начало зачалъ Матѳеевыхъ; недѣля всѣхъ святыхъ – первая недѣля Матѳеева.

8. Недѣля по Воздвиженіи есть грань, за которую не простирается Матѳей и ранѣе которой не начинается Лука.

9. Всѣ семнадцать евангельскихъ седмицъ Матѳеевыхъ читаются лишь въ годы внутрь-Пасхи. Внѣ-Пасха болѣе или менѣе сокращаетъ Матѳеевъ рядъ.

10. Пасха не вліяетъ на составъ Лукина ряда.

11. Порядковый счетъ евангельскихъ седмицъ въ большинствѣ случаевъ не совпадаетъ съ седмицами календарными и съ седмицами осмогласія. Поэтому седмицы Лукина ряда должны имѣть свой подярковый счетъ.

12. Евангельскія зачала 13, 14, и 15-ой недѣль Лукина ряда читаются наряду (подъ зачало) лишь въ томъ случаѣ, если предстоитъ внутрь-Пасха. Если же предстоитъ внѣ-Пасха, они соблюдаются непрочитанными для заполненія отступки предъ Тріодью.

13. При отступкѣ въ четыре недѣли, предъ зачаломъ недѣли Лукиной 15 (32)-ой, читается зачало 17-ой Матѳеевой седмицы: О женѣ Хананеянкѣ, которое на ряду читается только въ случаѣ самой ранней Пасхи (22 марта).

14. Заполненіе седмичныхъ дней при отступкѣ совершается посредствомъ возвращенія вспять, т. е. повторенія зачалъ, уже читанныхъ.

 

П. Мироносицкій.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1916. № 7. С. 212-218; № 9. С. 250-257.

 

[1] Перепечатана въ кіевскомъ журналѣ «Проповѣдническій Листокъ», ноябрь. 1915.

[2] 18-е воскресеніе (мясопустное) принадлежитъ уже Матѳею.

[3] Благодаря просвѣщенной помощи проф. Н. Н. Глубоковскаго, которому приносимъ здѣсь свою искреннюю благодарность.

[4] Преосвященный Пахомій въ вышеназванной статьѣ своей посвящаетъ таблицамъ Глизонія исключительное вниманіе, доказывая полную практическуго ихъ пригодность и ихъ согласіе съ данными Уставнаго Сказанія (I), печатаемаго во всеодержномъ напрестольномъ Евангеліи... Но, по непонятному lapsus oculi aut calami, Преосвященный авторъ повсюду и многократно называетъ Глизонія (Γλυζὤνιος) Г а в з о н і е м ъ.

[5] Таблицы Глизонія, съ нѣкоторыми измѣненіями и неисправностями, и безъ упоминанія автора, печатались еще ранѣе 1904 г. въ книгѣ Ив. Косолапова: «Мѣсяцесловъ прав. каѳ. церкви. Изд. 2. Симбирскъ 1880».

[6] Nov. Test. I. I. 727 – примѣчаніе 46.

[7] Преосвященный Ѳаддей, какъ мы видѣли считаетъ возможнымъ занять дни 15–18 сент. уже Лукиными зачалами. А протоіерей К. Т. Никольскій благополучно обходитъ этотъ вопросъ потому только, что слишкомъ неточно дѣлаетъ свои вычисленія въ отношеніи года съ Пасхою 22 марта. По его мнѣнію, въ тотъ годъ (т. е. напримѣръ, въ текущій 1915-16) семнадцатая недѣля (воскресенье) будетъ недѣлею предъ Воздвиженіемъ (?). За 17 недѣлею (воскресеньемъ) остается пять дней до Воздвиженія (?), для которыхъ не положено рядовыхъ апостола и евангелиста (Пособіе къ изуч. ц. Уст. Изд. 7, стр. 401). Но извѣстно, что въ 1915 г. 17-ая недѣля пала на 6 сентября, а недѣля предъ Воздвиженьемъ была 13 сентября (наканунѣ Воздвиженья) и не могло быть 5-ти дней между этой недѣлею и Воздвиженьемъ.

[8] Пособіе къ изученію Уст. изд. 7 стр. 400.

[9] Настольная книга для свящ.-ц.-служенія. изд,. 3. стр. 693.

[10] «Тульск. Ел. Вѣд.». 1904 г., № 23.

[11] Διὰ τὸ πολλάκις συμβαίνειν γίνεσθαι τὸ πάσχα ἔξω – читаемъ въ нѣкоторыхъ греческихъ кодексахъ напрестольнаго евангелія.

[12] Соотвѣтственно съ этимъ, очевидно, толкованіемъ въ «Православ. календарѣ» на 1916 г. на воскресенье 25 сентября (недѣлю спустя послѣ недѣли по Воздвиженіи) назначается знаменитое зачало 62-е отъ Матѳея (О женѣ Хананеянкѣ). Должно впрочемъ замѣтить, что и на предшествующіе этому воскресенію будніе дни назначены не Лукины зачала, а зачала 17 седмицы Матѳеевой. Такимъ образомъ, уставъ о началѣ Лукиныхъ зачалъ здѣсь всецѣло игнорированъ.

[13] Недѣля праотецъ также имѣетъ постоянное зачало (Луки зач. 76 – О званныхъ на вечерю), но оно взято изъ ряда Лукиныхъ недѣль 28 = 11).

[14] Но при этомъ слѣдуетъ имѣть въ виду, что само Рождество Христово можетъ случиться въ недѣлю и тогда устраненіе рядового зачало неизбѣжно.

[15] Не смотря на такую ясность приведеyнаго указанія, Глизоній въ своихъ таблица всегда ставитъ зачало 17-й недѣли Матееевсм послѣ недѣли о Закхеѣ, непосредственно пред Тріодью.

[16] Мы видимъ, такимъ образомъ, что не бьло никакого основанія читать 17 Матѳеево недѣльное зачало въ текущемъ году 17 января: какъ потому, что въ немъ не было надобности, такъ и потому, что 6-го сентября въ этомъ же церковномъ году совершилась такая рѣдкость, какъ чтеніе этого зачала на ряду.

[17] Въ началѣ статьи было упомянуто, что, по мнѣнію преосвященнаго Пахомія, въ текущей году 17 января слѣдовало читать евангельем зачало Луки 85: О десяти прокаженныхъ. Это зачало есть 12-я недѣля Лукина и должно бытъ прочитано еще до Рождества, именно предъ недѣлею праотецъ: въ эту послѣднюю недѣлю всегда читается 11-е Лукино воскресное зачало (зач. 76: О званныхъ на вечерю), рядовое же зачало 12-й седмицы (зач. 85: О 10 прокаженныхъ) становится на мѣсто зачала 11-ой. Такимъ образомъ, зачало 12 (29) не снимается съ очереди.

Но преосвященный Пахомій слѣдуетъ таблицамъ Глизонія. Глизоній же дѣлаетъ въ ряду Лукиныхъ недѣль много перестановокъ. Такъ, 7-я недѣля у него иногда читается прежде 3-й, а 6-я всегда прежде 5-й; послѣ 9-й всегда слѣдуетъ 13-я, которая, появившись преждевреенно, устраняетъ изъ ряда упомянутое зачало 12-й недѣли и оно оказывается не прочитаннымъ. Вотъ почему у Глизонія оно [зачало 12-й Недели] и появляется въ промежуточныя предъ Тріодью недѣли. Однако, все-таки непонятно, почему оно, для нынѣшняго года, вступило въ очередь прежде 14-й недѣли, зачало которой (93) тоже не читано. Упомянутыя перестановки недѣль у Глизонія, къ сожалѣнію, ничѣмъ не обоснованы и потому представляются произвольными.

[18] По-видимому, она именно и предусмотрѣна 7-мъ примѣчаніемъ въ «Святомъ Евангеліи, въ порядкѣ церковныхъ чтеній».


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: