Особенности Богослуженія въ праздникъ Благовѣщенія.

Богослуженіе въ праздникъ Благовѣщенія представляетъ много особенностей, которыя не всегда являются одинаковы, но ежегодно видоизмѣняются, смотря потому, въ какой день и въ какую седьмицу случится этотъ праздникъ. По идеѣ церковнаго Устава праздникъ Благовѣщенія принадлежитъ къ числу двунадесятыхъ Богородичныхъ праздниковъ, и Богослуженіе въ этотъ праздникъ не могло-бы представлять какихъ-либо особенностей въ сравненіи съ другими Богородичными двунадесятыми праздниками, если бы праздникъ этотъ не падалъ на Великій постъ или не совпадалъ съ страстною и пасхальною седьмицею. Великопостное Богослуженіе, а также служба въ страстную и пасхальную седьмицы настолько видоизмѣняютъ каждый разъ Богослуженіе праздника Благовѣщенія, что составители Церковнаго Устава должны были указать всѣ возможные случаи соединенія Богослуженія въ праздникъ Благовѣщенія съ Богослуженіемъ въ тѣ или другіе дни Великаго поста или во дни страстной седьмицы и св. Пасхи. Всѣ эти особенности Богослуженія въ праздникъ Благовѣщенія указаны въ такъ называемыхъ Марковыхъ главахъ – въ концѣ Тріоди Постной, въ Минеѣ мѣсячной подъ 25 марта и въ Типикѣ. Главнѣйшія изъ нихъ слѣдующія:

а) Если праздникъ Благовѣщенія случается въ одинъ изъ дней постныхъ, во вторникъ, среду, четвергъ и пятницу, а также во вторникъ и среду страстной седьмицы, то Богослуженіе въ праздникъ Благовѣщенія удерживаетъ характерическія черты великопостной службы какъ въ соединеніи различныхъ чинопослѣдованій, такъ и въ отдѣльныхъ частяхъ. Такъ извѣстно, что въ соединеніяхъ различныхъ чинонослѣдованін великопостное Богослуженіе отличается отъ седьмичной и праздничной службъ, между прочимъ, тѣмъ, что вечерня отправляется вслѣдъ за чтеніемъ часовъ – 3-мъ 6-мъи 9-мъ и – послѣдованія изобразительныхъ (въ среду и пятокъ соединяется съ литургіею Преждеосвященныхъ Даровъ), а вечеромъ отдѣльно отъ вечерни отправляется великое повечеріе. Эта характеристическая черта въ соединеніи чинопослѣдованій удерживается и въ праздникъ Благовѣщенія, если онъ, повторимъ, случается въ одинъ изъ дней постныхъ. – Наканунѣ праздника вечерня слѣдуетъ непосредственно за чтеніемъ часовъ и изобразительныхъ (въ среду и пятокъ соединяется съ литургіею Преждеосвященныхъ Даровъ), на коей (вечернѣ) къ стихирамъ тріоди – на «Господи воззвахъ» и «на стиховнѣ» присоединяются стихиры праздника, ради праздника бываетъ входъ, пареміи читаются и дня (2), и праздника (3); далѣе вечерня удерживаетъ характеръ вседневной, заканчиваясь сугубой эктеніей и молитвой «Господи, Владыко живота» съ 3-мя великими поклонами. – Всенощное бдѣніе состоитъ изъ великаго повечерія и утрени съ тѣми особенностями, какія указываются въ Церковномъ Уставѣ на праздникъ Рождества Христова и Богоявленія. А именно: въ началѣ великаго повечерія производится кажденіе, положено пѣть «Съ нами Богъ», по 1-мъ трисвятомъ – тропарь праздника, по 2-мъ – кондакъ праздника, по чтеніи «Слава въ вышнихъ Богу» – литія съ пѣніемъ стихиръ литіи праздника и – далѣе слѣдуетъ порядокъ службы праздничной по канонъ включительно съ тою особенностью, что на утрени читается 3 каѳизмы, причемъ по 1-й каѳизмѣ эктеніи не бываетъ, такъ какъ сѣдальны читаются изъ тріоди; – къ канону праздника присоединяется и трипѣснецъ тріоди (тропари тринѣсница читаются съ припѣвомъ «Слава Тебѣ, Боже нашъ»); на 9-й нѣспи «Величитъ душа моя» не поется, какъ во всѣ днунадесятые праздники, но припѣвы праздника; свѣтиленъ, хвалитныя стихиры-праздника. Далѣе, конецъ утрени принимаетъ характеръ вседневной: Славословіе читается, по просительной эктеніи – стихиры на стиховнѣ – тріоди (только на «и нынѣ» – праздника), – заканчивается утреня, какъ и вечерня, сугубою эктеніею и молитвою св. Ефрема Сирина съ 3-мя великми поклонами. 1-й часъ отправляется съ каѳизмою и въ концѣ съ молитвою св. Ефрема Сирина. – Въ самый праздникъ часы 3-й 6-й и 9-й отправляются также съ чтеніемъ рядовыхъ каѳизмъ, – на 6-мъ часѣ читается паремія, по 9-мъ – слѣдуетъ чтеніе изобразительныхъ, которые заканчиваются молитвою св. Ефрема Сирина и – далѣе молитва «Всеевятая Троице» и отпустъ часовъ, какъ предъ литугіей Преждеосвященпыхъ Даровъ. – Литургія св. Златоуста начинается вечерней, на которой каѳизма не читается, къ стихирамъ тріоди присоединяются стихиры праздника, по входѣ (съ Евангеліемъ) читаются пареміи дня – 2 и праздника – 2, по прочтеніи коихъ малая эктенія, возгласъ Трисвятаго и далѣе – обычно литургія св. Златоуста.

б) Если же праздникъ Благовѣщенія случается въ понедѣлъникъ какой-либо седьмицы Великаго поста, не исключая и страстной, – въ такой день, въ навечеріе котораго вечерня не соединяется съ литургіей или часами, – всенощное бдѣніе будетъ состоять изъ великой вечерни въ соединеніи съ утренею, предваряясь отправленіемъ малой вечерни съ малымъ повечеріемъ. Великая вечерня въ этомъ случаѣ имѣетъ характеръ совершенно праздничный, т. е. начинается пѣніемъ предначинательнаго псалма и 1-го антифона «Блаженъ мужъ», причемъ на «Господи воззвахъ» поются стихиры тріоди и праздника; утреннее же богослуженіе и литургія отправляется съ указанными выше особенностями (конецъ утрени – характеръ вседневной: съ чтеніемъ великаго славословія и великими поклонами и т. д.).

в) Если, далѣе, праздникъ Благовѣщенія случается въ одинъ изъ субботнихъ дней Великаго поста, – всенощное бдѣніе будетъ также состоять изъ соединенія великаго повечерія съ утреней, но послѣдняя принимаетъ характеръ праздничной съ пѣніемъ великаго славословія; въ самый праздникъ литургія св. Златоуста совершается въ обычное время съ обычными трехпсалмными часами 3-мъ и 6-мъ (безъ чтенія изобразительныхъ).

г) Если праздникъ Благовѣщенія случается въ одинъ изъ воскресныхъ дней Великаго поста, – Богослуженіе представляетъ обычное соединеніе воскресной службы съ Богородичною по общему правилу (см. 8 сентября), съ тою особенностью, что въ недѣлю крестопоклонную не оставляются стихиры, тропарь и канонъ креста и – по славословіи великомъ бываетъ поклоненіе кресту.

д) Если праздникъ Благовѣщенія случается въ одинъ изъ послѣднихъ дней страстной седмицы Богослуженіе видоизмѣняется соотвѣтственно службѣ въ тотъ или другой день страстной седмицы. Такъ, если Благовѣщеніе случается въ великій пятокъ, вечерня совершается въ великій четвертокъ въ соединеніи съ литургіей Василія Великаго, повечеріе читается малое (съ трипѣснцемъ тріоди). – Всенощное бдѣніе состоитъ изъ одного утренняго богослуженія съ чтеніемъ 12-ти евангелій страстей Господнихъ и съ пѣніемъ особыхъ великаго пятка 15 антифоновъ, причемъ на «Богъ Господь» поется тропарь праздника (2) «слава и нынѣ» – дня («Егда славніи»), – по прочтеніи 7-го евангелія «страстей» поются степенны антифоны 4 гл. и читается евангеліе праздника и 8-е страстей; канонъ праздника соединяется съ трипѣснцемъ тріоди; славословіе читается и конецъ утрени – вседневной, какъ въ великій пятокъ. Въ самый праздникъ отправляются царскіе часы; затѣмъ литургія св. Златоуста совершается въ соединеніи съ вечернею (предваряется вечернего). – Если праздникъ Благовѣщенія случится въ великую субботу, – наканунѣ въ великій пятокъ вечерня великая отправляется отдѣльно отъ утрени съ чтеніемъ апостола и евангелія по уставу великаго пятка, – заканчивается малымъ повечеріемъ. Всенощное бдѣніе, какъ и въ великій пятокъ, будетъ начинаться утреннимъ богослуженіемъ, причемъ на «Богъ Господь» поется тропарь дня «Благообразный Іосифъ» и на «и нынѣ» тропарь праздника, далѣе слѣдуетъ пѣніе «непорочныхъ» (раздѣленныхъ на 3 статьи) съ кажденіемъ, оканчивающееся пѣніемъ тропарей «Ангельскій Соборъ»; послѣ сего поется поліелей праздника «Хвалите имя Господне» и величаніе «Архангельскій гласъ», пѣніе степеннъ анитифоновъ 4 гл., чтеніе евангелія праздника и прочее праздничной утрени; къ канону праздника присоединяется канонъ дня; славословіе великое поется, по великомъ славословіи совершается крестный ходъ съ плащаницею, по окончаніи котораго чтеніе пареміи, апостола и евангелія, согласно уставу великой субботы. Литургія Василія Великаго соединяется съ вечерней,

е) Если, наконецъ, праздникъ Благовѣщенія случается въ праздникъ Пасхи, – въ 1-й день Пасхи къ пасхальному канону присоединяется канонъ праздника Благовѣщенія, по 6-й пѣсни канона читается евангеліе праздника, къ стихирамъ хвалитнымъ – воскреснымъ присоединяются стихиры праздника Благовѣщенія; на литургіи апостолъ и евангеліе читается прежде Пасхи, потомъ Благовѣщенія. Въ остальномъ Богослуженіе сохраняетъ характеръ Богослуженія Пасхальнаго. – Если же праздникъ Благовѣщенія бываетъ во 2-й или 3-й день Пасхи, наканунѣ отправляется малая вечерня и затѣмъ всенощное бдѣніе, состоящее изъ великой вечерни и утрени съ особенностями пасхальнаго Богослуженія, а именно: предначинательный псаломъ замѣняется пѣніемъ «Христосъ Воскресе» со стихами «Да воскреснетъ Богъ» къ стихирамъ на стиховнѣ присоединяются стихиры Пасхи съ припѣвомъ «Да воскреснетъ Богъ», по окончаніи коихъ тропарь Благовѣщенія трижды, благословеніе хлѣбовъ, – присоединяется утреня, на которой вмѣсто шестопсалмія, по благословеніи священника, «Христосъ воскресе» со стихами «Да воскреснетъ Богь»; по великой ектеніи – поліелей праздника, степенны антифоны 4 гл., чтеніе евангелія и прочее – праздничной утрени до канона; канонъ Пасхи въ соединеніи съ канономъ праздника; вмѣсто славословія великаго – по стихирахъ ва хвалитѣхъ воскресныхъ и праздника – стихиры Пасхи со стихами «Да воскреснетъ Богъ»; заканчивается утреня двумя эктеніями и пасхальнымъ отпустомъ. Часы отправляются пасхальные.

Таковы главнѣйшія особенности Богослуженія въ праздникъ Благовѣщенія, зависящія отъ дней, въ которые случается этотъ праздникъ. Какъ ни подробно по-видимому указываются особенности Богослуженія въ праздникъ Благовѣщенія въ такъ называемыхъ Марковыхъ главахъ, тѣмъ не менѣе для руководства послѣдними требуется предварительное знакомство съ порядкомъ Богослуженія тѣхъ дней, въ кои случается этотъ праздникъ, твердое и отчетливое знаніе особенностей Богослуженія въ эти дни безъ соединенія съ праздничного, а также предварительное знакомство съ особенностями Богослуженія поліелейныхъ (24 февраля и 9 марта) и храмовыхъ праздниковъ, случающихся во дни Великаго поста. Въ противномъ случаѣ недоговорки или опущенія въ указаніяхъ порядка Богослуженія, заключающіеся въ Марковыхъ главахъ малоопытныхъ чтецовъ и пѣвцовъ-отправителей Богослуженія могутъ привести невольно къ искаженію должнаго порядка Богослуженія. Такъ напр, въ послѣдованіи утрени, если случится Благовѣщеніе въ великій вторникъ, читаемъ: «На хвалитѣхъ стихиры праздника, слава дня, и нынѣ – праздника на стиховнѣ дня, слава – праздника, и нынѣ – дня, тропарь праздника, ектенія и поклоны 3 великихъ». Порядокъ совершенно непонятенъ для малоопытнаго псаломщика и, если онъ будетъ слѣдовать указанному порядку, то опуститъ многое существенное изъ утренняго Богослуженія. Для уясненія указаннаго открываемъ выше порядокъ утрени въ праздникъ Благовѣщенія, если случится оный въ великий понедѣльникъ и читаемъ: «на хвалитѣхъ стихиры праздника, слава – праздника, и нынѣ дня, чтецъ глаголетъ: «слава Тебѣ, показавшему намъ свѣтъ»; потомъ эктенія: исполнимъ утреннюю; на стиховнѣ стихиры дня, и нынѣ праздника; таже «Благо есть исповѣдатися». По трисвятомъ, тропарь праздника, эктенія и поклоны 3 великія». – И подобныхъ недоговорокъ, могущихъ поставить въ затрудненіе малоопытныхъ псаломщиковъ, въ Типикѣ встрѣчается не мало. Въ цѣляхъ облегченія псаломщиковъ при отправленіи Богослуженія въ предстоящій праздникъ Благовѣщенія, имѣющій быть въ великій четвертокъ, настоящую краткую замѣтку объ особенностяхъ богослуженія въ праздникъ Благовѣщенія мы закончимъ подробнымъ указаніемъ порядка службы въ сей праздникъ, въ соединеніи съ службою великаго четвертка.

24 марта въ великую среду вечерня въ соединеніи съ литургіей Преждеосвященныхъ Даровъ. – По возгласѣ «Благословенно царство» предвачипательный псаломъ и великая эктенія. Каѳизмы нѣтъ (оставляется ради праздника). «Господи воззвахъ» во гласъ стихиръ тріоди гласъ 1-й; стихиры на Господи возвахъ (изъ тріоди) дня – 5 и – праздника (изъ минеи) – 5, слава – стихира дне (изъ тріоди) «Господи яже во многія грѣхи», и нынѣ – стихира праздника (изъ минеи) гл. 6 «Посланъ бысть». Входъ съ евангеліемъ. Свѣте тихій; прокименъ дне (тріоди) «Исповѣдуйтеся Богу»; пареміи дне – Исхода и Іова и праздника 3 Бытія, пророка Іезекіиля и Притчей. «Да исправится молитва» со стихами «Господи воззвахъ» и поклоны 3 великія съ молитвы «Господи, Владыко живота моего». Чтеніе евангелія дня (Матѳея зач. 108) и прочее Преждеосвящепныхъ Даровъ.

Всенощное бдѣніе состоитъ изъ великаго повечерія и утрени, – начинается по церковному уставу въ 1-мъ часу ночи т. е. въ 7-мъ по полудни или вечера. – По возгласѣ «Благословенъ Богъ нашъ» обычное начало: «Слава Тебѣ Боже нашъ»... Царю небесный... Трисвятое... Отче нашъ и далѣе по порядку чтеніе великаго повечерія. Въ началѣ великаго повечерія производится кажденіе. «Съ нами Богъ» – съ пѣніемъ. По 1-мъ трисвятомъ вмѣсто тропарей обычныхъ: «Просвѣти очи мои – тропарь праздника – («Днесь спасенія нашего главизна»). По 2-мъ трисвятомъ во 2-й части великаго повечерія вмѣсто тропарей «Помилуй насъ Господи, помилуй насъ» – кондакъ праздника «Взбранной воеводѣ». По чтеніи «Слава въ вышнихъ Богу (въ 3 части великаго повечерія) совершается литія: поются стихиры на литіи праздника самогласны «Въ шестый мѣсяцъ архистратигъ посланъ» и др. три стихиры, слава и нынѣ праздника, гл. 2-й «Благовѣствуетъ Гавріилъ благодатнѣй»[1]. Молитвы литійныя «Спаси Боже люди Твоя»... По входѣ въ храмъ: стихиры на стиховнѣ праздника «Въ шестый мѣсяцъ посланъ бысть» – 3 стихиры, слава и нынѣ – стихира праздника гл. 4 «Днесь радость Благовѣщенія» – Нынѣ отпущаеши. Трисвятое. Отче нашъ. По возгласѣ – тропарь праздника «Днесь спасенія» – 3-жды. Благословеніе хлѣбовъ съ молитвоіо «Господи Іисусе Христе». Буди имя, Господне – 3-жды, Чтеніе 33-го псалма. «Благословлю Господа», – до словъ – «не лишатся всякаго блага». Возгласъ священника: «Благословеніе Господне на васъ» и – чтеніе шестопсалмія. – По шестопсалміи – ектенія великая и «Богъ Господь во гласъ тропаря праздника – 4-й; тропарь праздника «Днесь спасенія» – 2-жды, слава и нынѣ – тропарь дня – «Егда славніи ученицы». Послѣ сего – поліелей праздника – «Хвалите имя Господне» и величаніе «Архангельскій гласъ». – Ектенія малая. Сѣдальны праздника. Степенны антифоны – 4-го гласа. «Отъ юности моея». Прокименъ и евангеліе праздника. По прочтеніи евангелія на «слава» и на «и нынѣ» – «Молитвами Богородицы»; по 50-мъ псалмѣ – стихира праздника гл. 2-й: «Благовѣствуетъ Гавріилъ». Молитва – «Спаси Боже люди». Канонъ праздника со ирмосомъ на 8, ирмосы («Отверзу уста») по 2-жды,– и дня (изъ тріоди) – со ирмосомъ на 8, – ирмосы по 2-жды; катавасіею служатъ ирмосы дня «Сѣченное сѣчется». По 3-й пѣсни – малая ектенія, кондакъ и икосъ дня (изъ тріоди «Хлѣбъ пріемъ» и «Тайной трапезѣ») и сѣдаленъ дня (изъ тріоди «Езера и источники»), – слава и нынѣ – сѣдаленъ праздника («Посланъ бысть съ небесе»). – По 6-й пѣсни малая ектенія и кондакъ и икосъ праздника («Взбранной воеводѣ» и «Ангелъ предстатель»). Предъ 9-ю пѣснью «Величитъ душа моя» не поется, но поются ирмосъ и тропари канона съ припѣвомъ праздника «Благовѣствуй земле радость велію». Тропари канона дня (тріоди) съ припѣвомъ «Слава Тебѣ Боже нашъ, слава Тебѣ». Въ заключеніе канона – катавасія ирмосъ тріоди – «Странствія Владычня» – безъ припѣва и ирмосъ канона праздника «Яко одушевленному Божію кивоту» – съ указаннымъ припѣвомъ «Благовѣствуй земле». – По канонѣ – малая ектенія. Свѣтиленъ праздника «Ангельскихъ силъ архистратигъ», «слава» – свѣтиленъ дня «Чертогъ Твой вижду Спасе Мой» и нынѣ – праздника «Еже отъ вѣка днесь познавается». «Всякое дыханіе да хвалитъ Господа» – во гласъ стихиръ праздника гл. 1-й; стихиры на хвалитѣхъ праздника – на 4 «Сь небесныхъ круговъ слетѣлъ Гавріилъ», – слава стихира праздника «Еже отъ вѣка таинство открываетея», – и нынѣ – стихира дня (изъ тріоди) гл. 2-й – «Его же проповѣда Агнца Исаіа». Чтеніе славословія великаго: стихъ «Тебѣ слава подобаетъ» «Слава Тебѣ показавшему намъ свѣтъ... Слава въ вышнихъ Богу». Просительная ектенія: «Исполнимъ утреннюю молитву нашу». Стихиры на стиховнѣ дня (изъ тріоди) съ припѣвами ихъ гл. 8 «Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище»... 4 стихиры, слава – стихира дня – гл. 5 – «Тайноводствуя Твоя ученики, Господи», – и нынѣ – праздника гл. 8 «Да веселятся небеса». «Благо есть исповѣдатися Господеви»... Трисвятое... Отче нашъ... Тропарь дня «Егда славніи ученицы». Слава и нынѣ тропарь праздника «Днесь спасенія нашего главизна». Сугубая эктенія. Помилуй насъ Боже. «Премудрость». – «Благослови». – «Сый благословенъ». – «Утверди Боже благочестивѣйшаго» – и присоединяется 1-й часъ (подобно какъ на вседневной утрени – безъ отпуста). На 1-мъ часѣ тропарь праздника «Днесь спасенія», слава дня – «Егда славніи» – и нынѣ – богородичепъ часовъ – «Что тя наречемъ»; затѣмъ – тропарь пророчества (изъ тріоди) «Заушенный за родъ человѣчій», прокименъ и паремія – «Пророчества Іереміи». Въ концѣ часа совершенный отпустъ. – Въ самый праздникъ послѣдованіе часовъ – 3, 6 и 9 – отправляется предъ литургіею – отдѣльно отъ нея. На каждомѣ часѣ тропарь праздника; слава дня – «Егда. славніи», и нынѣ – богородиченъ; по трисвятомъ и Отче нашъ кондаки праздника («Взбранной воеводѣ») и дня («Хлѣбъ пріемъ въ руцѣ») неперемѣнно. Къ послѣдованію часовъ присоединяется чтеніе изобразительныхъ, на которыхъ блаженны «Во царствіи Твоемъ» – глаголются поскору «безъ пѣнія»; по Отче нашъ – кондакъ праздника. Господи помилуй – 40 разъ. Честнѣйшуго Херувимъ... по возгласѣ молитва «Всесвятая Троице»... и отпустъ.

Литургія св. Василія Великаго предваряется отправленіемъ вечерни (по церковному уставу должна быть начата въ 8 часу дня – т. е. во 2-мъ часу по полудни). – По возгласѣ «Благословенно царство» – обычное начало и чтеніе предначинательнаго псалма. Ектенія великая. Господи воззвахъ во гласъ стихиръ тріоди – гл. 2-й; стихиры дня (изъ тріоди) – 5 «Стекается прочее соборище»... и праздника – 5 «Въ шестый мѣсяцъ посланъ», – слава стихира дня «Рожденіе ехидное воистину Іуда». – и нынѣ праздника гл. 6 – «Посланъ бысть съ небесе Гавріилъ». – Входъ съ Евангеліемъ. Свѣте тихій. Прокименъ. «Изми мя Господи» и чтеніе паремій дня (изъ тріоди) – Исхода, Іова и прор. Исаіи и – двѣ праздника – Исхода и Притчей («Господь созда мя»). Малая ектенія; по возгласѣ трисвятаго – пѣніе трисвятаго. Прокименъ (предъ чтеніемъ апостола) – дня и праздника. Апостолъ дня и праздника, и далѣе «по чину божественная литургія св. Василія Великаго», на которой вмѣсто Херувимской пѣсни поется «Вечери Твоея тайныя»; вмѣсто «Достойно есть» ирмосъ «Странствія Владычня» (въ храмѣ Благовѣщенія «Яко одушевленному). Причастный стихъ «Вечери Твоея тайныя»; таже пѣснь поется во время причащенія вмѣсто «Тѣло Христово» и вмѣсто «Да исполнятся уста».

 

С. У.

«Саратовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1893. № 6. Отд. Неофф. С. 156-165.

 

[1] Стихара на славу гл. 8 «Да веселятся небесная» – поется въ томъ случаѣ, когда Благовѣщеніе случится въ субботу или въ воскресенье.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: