ОРУЖІЯ ПРОТИВЪ КОЗНЕЙ БѢСОВСКИХЪ (Изъ жизни преп. Петра Аѳонскаго).
Искушение преп. Петра Афонского – демон, превратился в ангела света (2 Кор. 11:14)
Слово Божіе заповѣдуетъ намъ бдительно охранять себя отъ искушеній бѣсовскихъ, чтобы врагъ внезапно не напалъ на насъ и не погубилъ. Трезвитеся, бодрствуйте, говоритъ св. Апостолъ Петръ, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Нечестіе вообще, забвеніе о Богѣ, лѣность къ молитвѣ, разнаго рода заблужденія и другіе грѣхи, – все это – дѣло не одной нашей воли, но вмѣстѣ бѣсовскаго подстрекательства. Къ счастію, мы не беззащитны противъ козней діавольскихъ и намъ даны благонадежныя оружія для борьбы съ ними.
Что же это за оружіе?
Во-первыхъ, – крестное знаменіе. Когда св. Петръ Аѳонскій нашелъ на св. горѣ глубокую и темную, но очень удобную для помѣщенія пещеру, въ которой однакоже гнѣздилось безчисленное множество демоновъ, и когда онъ приблизился къ ней, желая войти въ нее и поселиться въ ней; то бѣсы возстали противъ него со всею своею злобою; Петръ же, вооружившись всесильнымъ оружіемъ креста, дерзновенно вошелъ въ пещеру и все множество бѣсовъ и гадовъ, какъ дымъ, исчезло.
Во-вторыхъ, призываніе имени Пресвятыя Богородицы. Когда бѣсы въ другой разъ напали на Петра и, окруживъ пещеру, устремлялись на него съ копьями и мечами, метали камни, мечтательно потрясали самою горою, поднимали предикіе вопли, свирѣпо взирали на него и готовы были поглотить его живаго, а пещеру разрушить до основанія; тогда Петръ, вышедши изъ пещеры, и возведши на небо душевныя и тѣлесныя свон очи, громогласно возопилъ: «Пресвятая Богородице, помоги рабу твоему!». Демоны, услышавъ страшное для нихъ, вожделѣннѣйшее же намъ имя Пресвятыя Богородицы тотчасъ сдѣлались невидимы.
Третье оружіе противъ бѣсовъ, это призваніе сладчайшаго имени Іисусова. Когда демоны въ третій разъ возстали противъ Петра, и, вошедши во всѣхъ звѣрей и горныхъ змѣй, явились къ его пещерѣ, устремились на него съ остервененіемъ, и одни наводили страхъ ужаснымъ своимъ свистомъ и шипѣніемъ; другіе ползали при ногахъ его, иные старались уязвить и устремлялись на самое лицо, желая поглотить его живаго: тогда св. Петръ призвалъ всесвятѣйшее имя Господа Іисуса и имъ уничтожилъ всю силу бѣсовскую, какъ будто паутину.
Четвертое оружіе – боголюбезная добродѣтель смиренія. Когда, спустя уже долгое время, діаволъ паки напалъ на Петра и, преобразившись въ Ангела свѣтла, сказалъ ему, что онъ посланъ отъ Бога, возвѣстить ему пренебесныя тайны и что ему уготованъ вѣнецъ славы; тогда Петръ сказалъ: «ужели я, смердящій песъ, стою того, чтобъ пришелъ ко мнѣ Ангелъ?». Діаволъ, не терпя смиренія Петрова, вскорѣ также исчезъ.
Наконецъ, пятое оружіе противъ бѣсовъ есть благоговѣйное поклоненіе мощамъ Святыхъ. Когда св. Петръ Аѳонскій скончался, одинъ человѣкъ, одержимый нечистымъ духомъ, приблизился къ мощамъ Святаго; тогда демонъ вдругъ бросилъ его на землю и, съ точеніемъ пѣны и скрежетомъ зубовъ, говорилъ громогласно: «нагій и босый Петръ! развѣ недовольно тебѣ пятидесяти трехъ лѣтъ, въ которые, живя здѣсь, ты властвовалъ надъ нами? Тогда ты изгналъ меня изъ моего жилища и отлучилъ отъ товарищей: что же, не хочешь ли и теперь, будучи уже мертвецомъ, преслѣдовать меня? – Нѣтъ, мертваго то, я не послушаю тебя». Всѣ, слыша это отъ діавола, трепетали. Но вдругъ, чрезъ нѣсколько времени они замѣтили, что мощи Святаго обличались какимъ то небеснымъ свѣтомъ, и демонъ вышелъ изъ устъ бѣсноватаго, какъ черный дымъ.
Въ виду всего этого, братіе, помня о томъ, что супостатъ нашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8), облекайтесь во вся оружія Божія, чтобы всегда быть готовымъ противостать кознямъ діавольскимъ (Еф. 6. 11). Аминь.
Аѳонскій Патерикъ въ поученіяхъ. Ч. 3.
«Душеполезный Собеседникъ». Изданіе Аѳонскаго русскаго Пантелеимонова монастыря. 1888. Вып. 5. С. 71-73.
- ← Всѣхъ Новомучениковъ, умученныхъ агарянами по паденіи Царьграда (3-ю недѣля по Пятидесятницѣ).
- Проф. Николай Михайловичъ Дроздовъ – Трактатъ блаженнаго Августина «De catechizandis rudibus», какъ руководство для пастырей Церкви при первоначальномъ наставленіи народа въ истинахъ христіанской религіи и нравственности. →