Александръ Ивановичъ Обтемперанскій – О поминовеніи усопшихъ.

Чадца моя, пишу вамъ, да не согрѣшаете: и аще кто согрѣшитъ, ходатая имамы къ Отцу, Іисуса Христа праведника: И той очищеніе есть о грѣсѣхъ нашихъ, не о нашихъ же точію, но и о всего міра (1 Іоан. 2, 2).

Аще два отъ васъ совѣщаета на земли о всякой вещи, ея же просита, будетъ има отъ Отца моего, иже на небесѣхъ (Мѳ. 18, 19).

Самъ Господь и Владыка, сдѣлавшійся чрезъ свою добровольную смерть на позорномъ крестѣ ходатаемъ за насъ предъ Отцемъ Небеснымъ и умилостивленіемъ за грѣхи всего міра, засвидѣтельствовалъ ученикамъ своимъ, что если бы хотя двое изъ вѣрующихъ въ Него, согласились просить о чемъ-нибудь Отца небеснаго, то Онъ дастъ имъ по молитвѣ ихъ. А нынѣ какъ часто, братіе христіане, забываются эти божественные глаголы!! На каждомъ шагу мы встрѣчаемъ людей не только вѣрующихъ, но и проповѣдующихъ, что молитва за умершихъ уже безполезна. Евангельскій богачъ, говорятъ они, мучившійся въ аду, сколько ни умолялъ Авраама не получилъ облегченія своихъ страданій, ибо надѣялся на человѣка, а «всякъ надѣяйся на человѣка проклятъ въ очахъ Божіихъ» по слову Іереміи пророка (17, 5). Молиться же о тѣхъ, объ участи коихъ намъ ничего не извѣстно, или о тѣхъ, кои покаялись предъ смертью и получили разрѣшеніе грѣховъ своихъ, не имѣетъ смысла, да и доступно скорѣе только для людей богатыхъ, которые могутъ съ успѣхомъ разсчитывать на свои капиталы.

Такъ разсуждаютъ одни, а именно сектанты. Иные же, такъ называемые отдѣляющіеся старообрядцы, хотя и помнятъ завѣщаніе Господа и хранятъ добрый обычай поминовенія усопшихъ, но впадаютъ въ другое, не менѣе пагубное, заблужденіе. Творя молитву за отшедшихъ братій своихъ, они забываютъ въ то же время, что Христосъ есть искупленіе за грѣхи наши, что только Его искупительная жертва дѣлаетъ дѣйствительными и самую молитву нашу, и милостыню, и чтеніе канона по усопшемъ и всѣ прочія добрыя дѣла наши, залогъ нашей вѣры въ Искупителя, потому что только принесенная имъ жертва можетъ быть умилостивленіемъ за грѣхи всего міра, почему Господь и заповѣдалъ намъ въ память ея совершать св. таинство тѣла и крови, «дондеже пріидетъ», т. е. до второго пришествія.

Сколько братіе, злонамѣренности во всѣхъ, только что приведенныхъ, возраженіяхъ противъ молитвы за умершихъ у первыхъ и столь пагубнаго заблужденія у послѣднихъ!! Чтобы убѣдиться въ этомъ, достаточно только съ одной стороны вникнуть въ эти возраженія, а съ другой вспомнить исторію установленія поминовенія за умершихъ.

Самъ Спаситель сказалъ: «если испросите въ единомысліи, то дастъ вамъ Отецъ мой согласно просьбѣ вашей». А злонамѣренные люди, покивая на добровольное вознагражденіе съ нашей стороны пастырямъ за трудъ, утверждаютъ, что молиться за умершихъ не имѣетъ смысла, – безполезно совершенно и дорого стоитъ.

Такъ ли это на самомъ дѣлѣ?! Кто изъ насъ не испыталъ неосновательности подобныхъ завѣреній на себѣ самомъ! Рѣдкій изъ насъ не лишался близкихъ ему отца, матери, сына, или дочери или кого-либо изъ друзей, и каждый по себѣ можетъ судить, насколько естественна и насколько необходима бываетъ въ подобныхъ случаяхъ молитва и необходима прежде всего для насъ самихъ. Лишившійся дорогого ему существа цѣпляется за все, чтобы только такъ или иначе сохранить связь съ умершимъ. Многія съ отчаянія даже лишаютъ себя жизни, лишь бы не переживать разлуки съ любимымъ существомъ. Въ совмѣстной смерти съ нимъ они хотятъ найти для себя утѣшеніе въ горѣ, пытаясь чрезъ самое преступленіе сохранить общеніе съ отшедшимъ отъ насъ. Настолько естественна и настолько необходима потребность и за гробомъ сохранить живую связь съ умершими. Для христіанина эта потребность и удовлетворяется молитвою за усопшихъ. Мы не говоримъ уже о вполнѣ естественномъ желаніи каждаго облегчить, если возможно, участь дорогихъ намъ умершихъ людей.

Необходимость и естественность этой живой связи и этого общенія съ отшедшими отъ насъ предполагается и въ Св. Писаніи тою новою заповѣдію, которою заповѣдалъ намъ Господь Нашъ Іисусъ Христосъ, обѣщавшій по силѣ любви вѣрующихъ другъ къ другу познавать учениковъ своихъ. «Заповѣдь новую даю вамъ», говоритъ Господь, «да любите другъ друга. О семъ познаютъ вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Iоанн. 13, 35). Для этой христіанской любви, по ученію Господа, смерть не имѣетъ никакого значенія: «Богъ не есть Богъ мертвыхъ, но Богъ живыхъ, ибо у Него всѣ живы» (Лук. 20, 38). Св. ап. Павелъ, великій провозвѣстникъ ученія божественнаго, также засвидѣтельствовалъ, что «любовь никогда не престаетъ» (1 Кор. 13, 8); отъ силы ея и дѣйствія не могутъ отлучить христіанина «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» (Рим. 8, 39). Ясно такимъ образомъ, что молитва за умершихъ братій нашихъ необходима для насъ; смерть не можетъ уничтожить въ насъ сознанія этой необходимости, потому что «живемъ ли мы или умираемъ, всегда Господни, ибо Христосъ для того и умеръ и воскресъ и ожилъ, чтобы владычествовать надъ мертвыми и живыми» (Рим. 14, 8-9).

Есть въ Св. Писаніи указанія и на плодотворность нашей молитвы за умершихъ. Самъ Спаситель засвидѣтельствовалъ, что грѣшникъ можетъ получить прощеціе грѣховъ и по смерти. «Всякій грѣхъ и хула», сказалъ Онъ, «простятся человѣкамъ, а хула на Духа Святаго не простится человѣкамъ... ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ» (Мѳ. 12, 31-32). Если мы теперь сопоставимъ эти слова Господа съ другими, въ коихъ (Mѳ. 18, 19) Онъ далъ намъ увѣреніе возможности полученія просимаго даже при единомысліи двоихъ вѣрующихъ, то убѣдимся съ несомнѣнностію что прощеніе всѣхъ грѣховъ, исключая грѣха смертнаго, возможно и въ будущей, загробной жизни. Получившіе «ключи ада и смерти» (Апок. 1, 18) получилъ несомнѣнно и власть освобождать узниковъ изъ ада. Для самихъ грѣшниковъ по смерти нѣтъ уже возможности ни покаяться ни заслужить прощеніе; слѣдовательно освобожденіе ихъ отъ узъ ада можетъ совершаться только по молитвамъ нашимъ, по молитвамъ Церкви и въ силу безкровной умилостивительной жертвы, приносимой за грѣхи не только живыхъ, но и умершихъ. Св. ап. Петръ повѣствуетъ о проповѣди Господа воскресшаго «находящимся въ темницѣ духамъ», «нѣкогда непокорнымъ людямъ» (1 Петр. 3, 19-20) и о благовѣствованіи мертвымъ (1 Петр. 4, 6). А если такъ, если въ загробной жизни возможны проповѣдь и благовѣствованіе умершимъ, то возможно, очевидно, и прощеніе грѣховъ по молитвамъ Церкви. Святый тайновидецъ Іоаннъ Богословъ въ своемъ Апокалипсисѣ даже образно представилъ, какъ возносится «дымъ ѳиміама съ молитвами святыхъ отъ рука Ангела предъ Бога» (Апок. 8, 4).

Въ Священномъ Писаніи указываются, наконецъ даже и случаи молитвеннаго ходатайства предъ Богомъ за умершихъ, свидѣтельствующіе, что этотъ благочестивый обычай существовалъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ. Уже въ книгѣ Товита содержится наставленіе благочестиваго отца сыну «раздавать хлѣбы при гробѣ праведныхъ, но не давать грѣшникамъ» (Тов. 4, 18). А пророкъ Варухъ передаетъ даже самую молитву Израильтянъ объ оставленіи грѣховъ своихъ предковъ: «Господи Вседержителю, Боже Израилевъ! Услышь молитву умершихъ Израиля и сыновъ ихъ, согрѣшившихъ предъ Тобою... Не вспоминай не правдъ отцовъ нашихъ, но вспомнили руку Твою и имя Твое въ сіе время» (Вар. 3, 4-5). Іисусъ сынъ Сираховъ также даетъ «наставленіе» и умершаго не лишать милости (или благодати) «даянія»» (7, 36), разумѣя при этомъ подъ благодатію даянія даръ алтарю или милостыню нищему. И въ томъ и въ другомъ случаѣ это наставленіе свидѣтельствуетъ, что въ древней іудейской церкви существовалъ обычай творить добрыя дѣла въ память умершихъ. Іеремія въ числѣ наказаній нечестивому народу Израильскому объявилъ отъ имени Господа и то, что «они не будутъ преломлять для нихъ хлѣбъ въ печали въ утѣшеніе объ умершемъ, и не подадутъ имъ чаши утѣшенія, чтобы пить по отцѣ ихъ и матери ихъ» (16, 7). Ясно, что преломленіе и раздача хлѣба при гробахъ умершихъ считались въ его время обычаемъ благочестивымъ, богоугоднымъ и полезнымъ для умершихъ. Въ древней іудейской церкви былъ даже обычай налагать на себя постъ не только въ знакъ печали, но и для того, чтобы умилостивить Бога и облегчить участь преждевременно скончавшихся. По смерти Саула «Давидъ... и бывшіе съ нимъ разобрали одежды свои, и рыдали, и плакали, и постились до вечера» (2. Цар. 1, 12). А по случаю коварнаго убійства военачальника Авенира Іоавомъ тотъ же царь Давидъ поклялся не вкушать до захожденія солнца хлѣба или чего-нибудь» (2 Цар. 3, 35). Въ книгѣ Маккавеевъ содержится, наконецъ, весьма ясное свидѣтельство о необходимости молитвы за умершихъ. Здѣсь разсказывается что воины Іуды Маккавея, найдя при погребеніи павшихъ въ битвѣ съ Горгіемъ, военачальникомъ Идумеи, подъ хитонами ихъ вещи, посвященныя идоламъ, – всѣ «обратились къ молитвѣ, прося да будетъ совершенно изглаженъ содѣянный грѣхъ». А Іуда сдѣлалъ даже сборъ по числу воиновъ до 2000 драхмъ серебра и послалъ во Іерусалимъ, чтобы тамъ принесли жертву за грѣхъ. Писатель книги Маккавеевъ заключаетъ при этомъ, что Іуда «поступилъ весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресеніи, ибо если онъ не надѣялся, что павшіе въ сраженіи воскреснутъ, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвыхъ. Но онъ... принесъ за умершихъ умилостивительную жертву, да разрѣшатся отъ грѣха» (2. Мак. 12, 42-45).

Такимъ образомъ, здѣсь уже до очевидности ясно говорится о совершеніи въ древней іудейской церкви, молитвы за павшихъ воиновъ и о принесеніи одновременно съ тѣмъ и умилостивительной жертвы за грѣхъ, какъ это и нынѣ совершается въ церкви христіанской.

Но все это, говорятъ, имѣло мѣсто въ Ветхомъ Завѣтѣ, бывшемъ тѣнію или образомъ грядущихъ благъ (Евр. 10, 1). Тогда люди, даже и праведные, жили только надеждою на оправданіе чрезъ жертву имѣющаго пріити Искупителя, самаго же оправданія не получили. Нынѣ же тѣнь законная прошла, и явилась въ міръ благодать. Христосъ однажды пострадалъ, праведникъ за неправедныхъ (1 Петр. 3, 18). Нужна ли теперь молитва за умершихъ, а тѣмъ болѣе умилостивленіе о грѣхахъ ихъ?!

Если мы обратимся къ Новому Завѣту и здѣсь поищемъ отвѣта на вопросъ, то найдемъ рѣшительныя указанія не только на благоугодноегь молитвы за умершихъ, полезность и дѣйствительность ея, но и на необходимость ея для всякаго христіанина. Разбойникъ, распятый со Христомъ, въ порывѣ раскаянія въ своей преступной жизни, исповѣдалъ Іисуса Христа Господомъ и своимъ обращеніемъ къ нему: «помяни Мя Господи, егда пріидеши во царствіе Твое», выразилъ всю надежду свою на помилованіе въ грѣхахъ и послѣ смерти. Господь не отвергъ его молитвы и не разрушилъ его надежды, а напротивъ еще болѣе увѣрилъ его, отвѣтилъ: «истинно говорю тебѣ: нынѣ же будешь со Мною въ раю» (Лук. 23 43). Воскресивъ Лазаря – четверодневна по силѣ молитвы своей, Христосъ Самъ освятилъ молитву за умершихъ Своимъ примѣромъ ходатайства за нихъ предъ Богомъ – Отцомъ, а своими крестными страданіями Онъ пріобрѣлъ это право и Церкви, какъ обществу вѣрующихъ въ Него. Пострадавъ за грѣхи всего міра, Онъ явился «умилостивленіемъ за грѣхи наши» (1 Iоан. 2, 2) и при томъ не только за живыхъ и имѣвшихъ жить, но и за всѣхъ, умершихъ ранѣе Его горестныхъ страданій, какъ праведниковъ (Мѳ. 27, 52) такъ и грѣшниковъ (Iоан. 3, 16; 1 Петр. 3, 18-20). На этомъ основаніи и св. Апостолы настойчиво внушали творить молитву «за всѣхъ людей» (Іак. 5, 16; 1 Петр. 2, 1), не разсуждая ни о ихъ праведности или неправедности; ни о мѣстѣ, ни о времени, показывая этимъ что мы должны творить молитву за всѣхъ въ христіанствѣ скончавшихся, какъ за праведныхъ такъ и за неправедныхъ, какъ за живущихъ здѣсь на землѣ, такъ и за переселившихся уже въ иной міръ, ибо «нѣтъ праведнаго предъ Богомъ» и «живемъ ли мы или умираемъ всегда Господни» (Лук. 20, 38; Рим. 14, 8).

Слѣдуя наставленію Апостоловъ, Церковь христіанская всегда свято сохраняла благочестивый обычай молитвы за умершихъ, при чемъ всегда придавала особенное значеніе поминовенію за божественной литургіей. Это и понятно. Единъ Ходатай за грѣхи людей, человѣкъ Христосъ Іисусъ совершилъ тайну искупленія, навсегда запечатлѣлъ ее въ таинствѣ св. Евхаристіи. При поминовеніи усопшихъ за божественной заупокойной литургіей предъ нами каждый разъ какъ бы вновь закаляется «вземляй грѣхи міра» и какъ бы вновь приноситься искупительная жертва, совершенная единажды. А священникъ, окруженный невидимымъ сонмомъ св. ангеловъ, принося эту жертву Богу отъ людей, Богомъ же и искупленныхъ, – какъ благоразумный разбойникъ, вновь съ дерзновеніемъ ходатайствуетъ предъ Искупителемъ не забыть въ Царствіи своемъ всѣхъ въ христіанствѣ скончавшихся и отпустить имъ прегрѣшенія вольная и невольная.

Можемъ ли мы усумнится хотя бы на минуту, что Отецъ Нашъ Небесный приметъ жертву, приносимую въ единомысліи искупленными Его божественнымъ Сыномъ, ту самую жертву, которую Онъ заповѣдалъ творить имъ въ Его воспоминаніе?! А если Онъ приметъ жертву ихъ, то приметъ, несомнѣнно, и молитву ихъ, соединенную съ нею, «много бо можетъ молитва праведнаго споспѣшеетвуема» (Іак. 5, 16). Вотъ почему древніе христіане и имѣли обычай совершать на гробахъ мучениковъ божественную литургію, а всѣ доселѣ сохранившіеся чини божественной литургіи неизмѣнно содержатъ въ себѣ въ то же время и моленія о спасеніи усопшихъ. Въ литургіяхъ св. Василія Великаго и св. Іоанна Златоустаго также содержится троекратное воспоминаніе объ усопшихъ, а именно: на проскомидіи, послѣ великой эктеніи и по благословеніи св. Даровъ.

Очень жаль ио этому, что современные сектанты и старообрядцы изъ отдѣляющихся отъ Церкви или совершенно забываютъ нынѣ этотъ благочестивый обычай поминовенія усопшихъ за божественной литургіей, или же пытаются замѣнить его далеко неравнозначущимъ – милостыней и чтеніемъ канона и пp.

 

А. Обтемперанскій.

 

«Екатеринбургскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 34. Отд. Неофф. С. 746-753.

 

Об авторе. Александр Иванович Обтемперанский (1869-1936) – статский советник. Родился 9 марта 1869 года в с. Боровицы Владимирской губ. Был из духовного сословия. Кндидат богословия КазанскойДА (выпуск 1895 г.), епархиальный миссионер Екатеринбургской и Ирбитской епархии (1900-1905 гг.), помощник смотрителя Екатеринбургского духовного училища (1905-1912 гг.), наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты епархии (1912-1918 гг.). В 1918/19 учебном году преподавал в семинарии историю раскола. Заметная личность в Екатеринбургской епархии начала XX в. Умер1 апреля 1936 г. в Екатеринбурге, погребен у алтарной части Иоанно-Предтеченского кафедрального собора г. Екатеринбурга. Автор полемических трудов, в самых «Екатеринбургских Епархиальных Ведомостях» опубликовано 76 его трудов, среди которых: «О вечности священства в Церкви Христовой» (1903. № 4 и № 5. Отд. 1903); «Ветхозаветные обетования и пророчества о Христе, как доказательство неложности христианской веры» (1910. № 9); «Почитание святых икон православными христианами и его основание в Свящ. Писании, практике древней церкви и в здравом разуме» (1911. № 16-17); «О поминовении усопших» (1911. № 34); «Можно ли вверять судьбу свою жребию» (1913. № 7).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: