О постѣ.

Постъ – тотъ именно, который принадлежитъ къ числу христіанскихъ добродѣтелей, есть воздержаніе отъ всѣхъ или, по причинѣ какой-либо немощи, отъ нѣкоторыхъ яствъ, равно и отъ питія; также отъ всѣхъ мірскихъ предметовъ и отъ всѣхъ худыхъ пожеланій – съ тою цѣлію, чтобы христіанинъ удобнѣе могъ совершать молитву свою и умилостивлять Бога, также чтобы могъ умертвить плотскія вожделѣнія и получить благодать Божію. О таковомъ постѣ Свящ. Писаніе говоритъ такъ: «во всемъ являемъ себя, какъ служители Божіи, въ великомъ терпѣніи, въ бѣдствіяхъ, въ нуждахъ, въ тѣсныхъ обстоятельствахъ, подъ ударами, въ темницахъ, въ изгнаніяхъ, въ трудахъ, въ бдѣніяхъ, въ постахъ» (2 Кор. 6, 4-5). Таковой постъ, когда совершается надлежащимъ образомъ, много способствуетъ къ умилостивленію Бога за грѣхи наши (Испов. III, отв. на вопр. 7-й).

Постъ бываетъ двоякій. Одинъ совершается по принятому обычаю въ нѣкоторыя опредѣленныя времена, каковы четыре поста въ годъ, также постъ по средамъ и пяткамъ. Другой бываетъ по случаю и единовременно, и совершается по какимъ-либо причинамъ, открывающимся въ извѣстныхъ городахъ и областяхъ: его предписываетъ предстоятель Церкви. Таковой постъ должно соблюдать для того, чтобы явить послушаніе Церкви. Еще постъ бываетъ общій и частный. Общій, который соблюдаетъ вся Церковь: частный, который содержитъ одна извѣстная область или городъ, или селеніе, или одинъ человѣкъ особливо. И это бываетъ или по частному обѣту, сдѣланному кѣмъ-либо отъ себя, или по назначенію отъ духовнаго отца (Испов. III, отв. на вопр. 8-й).

Вотъ четыре опредѣленныхъ поста: первый предъ празд никомъ Рождества Христова, начинающійся съ 15 числа ноября; второй, именуемый великою четыредесятнчцею, установленію котораго Самъ Христосъ подалъ примѣръ, какъ говоритъ Писаніе: «и постившись сорокъ дпей и почей, напослѣдокъ взалкалъ» (Матѳ. 4, 2). Третій постъ – святыхъ Апостоловъ, который Церковь начинаетъ спустя недѣлю послѣ праздника Пятидесятницы. Онъ называется Апостольскимъ, потому что Апостолы въ то время, когда посылаемы были на проповѣдь Евангелія, постились, какъ извѣстно изъ кн. Дѣяній Апостольскихъ, гдѣ сказано: «тогда они совершивъ постъ и молитву и возложивъ на нихъ руки, отпустили ихъ» (Дѣян. 13, 3). Четвертый постъ предъ праздникомъ Успенія Пресвятыя Богородицы и Приснодѣвы Маріи. Онъ начинается съ 1 числа мѣсяца августа и продолжается до 15 числа того же мѣсяца. – Кромѣ этого, должно постъ соблюдать въ среды и пятки, но не въ субботніе и воскресные дни, исключая великую субботу (Испов. I, отв. на вопр. 88-й).

Въ среду постимся въ воспоминаніе преданія Господа нашего Іисуса Христа на страданіе, а въ пятницу въ память самаго страданія и смерти Его (Катих. стран. 105).

Сверхъ сего, Церковь заповѣдала намъ постъ 14 числа сентября въ праздникъ Воздвиженія Креста; поелику въ сей день совершаемъ воспоминаніе страданій Господа нашего Іисуса Христа и читаемъ Евангеліе страданій Его; также 29 августа, дабы почтить постомъ Усѣкновеніе Предтечи (Испов. I, продолженіе отв. на вопр. 88-й).

Посты и моленія, назначаемые особо митрополитомъ или епископомъ въ своей епархіи по какой-либо нуждѣ, какъ-то: для отвращенія праведиаго гнѣва Божія, угрожающаго народу; для избавленія или отъ язвы, или голода, или войны, или бездождія, пли для исцѣленія больныхъ, или утѣшенія скорбящихъ – непремѣнно соблюдать всѣмъ жителямъ той епархіи, какъ пишется въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ: «Петра стерегли въ темницѣ; между тѣмъ Церковь прилежно молилась о немъ Богу» (Дѣян. 12, 5. Испов. I, отв. на вопр. 93-й).

Какъ же должно поститься?

Постъ – не воздержаніе брашенъ точію совершимъ, но всякія вещественныя страсти отчуждепіе. Постящеся тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ. «Отъ брашенъ постящеся, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неяденіемъ: аще бо ни вина ти будетъ ко исправленію, злымъ демономъ уподобишися, николи же ядущимъ» (на «утро» въ среду сырной седмицы самогласенъ дне).

«Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія: сихъ оскудѣніе постъ истинный есть о благопріятный» («вечеръ» понедѣл. 1 седмицы великаго поста). «Не говори же, что я столько-то дней постился, не ѣлъ того или другаго, не пилъ вина, терпѣлъ недостатокъ: но покажи, сдѣлался ли ты изъ гнѣвливаго тихъ, изъ жестокаго благосклоненъ; если ты исполненъ гнѣва, для чего ты удручаешь плоть. Если внутри тебя ненависть и сребролюбіе, что пользы въ томъ, что ты пьешь воду? Не показывай поста безполезнаго, ибо одинъ постъ не восходитъ на небо» (Златоустъ).

«Постись же Богу слѣдующимъ постомъ: не лукавствуй въ жизни своей, но служи Богу чистымъ сердцемъ; соблюдай Его заповѣди, ходи въ Его повелѣніяхъ, и не допускай никакой злой похоти въ сердцѣ твоемъ... Этотъ постъ, при исполненіи заповѣдей Господа, очень хорошъ. – Если соблюдешь это, постъ у тебя будетъ праведный. Поступай же такъ: исполнивши вышесказанное, въ тоть день, въ который постишься, ничего не вкушай, кромѣ хлѣба и воды; и исчисливши издержки, которыя ты сдѣлалъ бы въ этотъ день на пищу по примѣру прочихъ дней, остающееся отъ этого дпя отложи и отдай вдовѣ, сиротѣ или бѣдному; такимъ образомъ ты смиришь свою душу, и получившій отъ тебя насытитъ свою душу и будетъ за тебя молиться Богу. Если будешь совершать постъ такъ, какъ я повелѣлъ тебѣ, то жертва твоя будетъ пріятна Господу, и этотъ постъ будетъ написанъ, и дѣло, такимъ образомъ совершаемое, прекрасно, радоство и угодно Господу. Если ты соблюдешь это съ дѣтьми твоими и со всѣмъ домомъ твоимъ, то будешь блаженъ; и всѣ кто только соблюдутъ это, будутъ блаженны, и что ни будутъ просить отъ Господа, получатъ» (Ермъ: «Пастырь»).

Не вѣрьте же, братія, тѣмъ которые говорятъ, что постъ вреденъ для здоровья.

«Подумайте, братія! Сколько мы ни хлопочемъ о своемъ здоровьѣ, какъ ни бережемъ себя, какихъ самыхъ здоровыхъ и пріятныхъ кушаній нп ѣдимъ, какахъ здоровыхъ напитковъ ни пьемъ, сколько ни отгуливаемся на свѣжемъ воздухѣ, а все, въ концѣ-концовъ, выходитъ то, что подвергаемся болѣзнямъ и тлѣнію. Святые же, презиравшіе плоть, умерщвлявшіе ее безпрестаннымъ воздержаніемъ и постомъ, бдѣніемъ, трудами, молитвою непрестанною, обезсмертили и душу, и плоть свою.... Удивительное дѣло! Мы, созидая, разрушаемъ свое тѣло, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханіями, не избѣгаемъ смрада его, а они, не заботясь о благоуханіи тѣла, а о томъ, чтобы душа была благоуханіемъ для Богa, – облагоухали свои тѣла. Братія мои! поймите задачу, цѣль своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тѣло и страсти плотскія чрезъ воздержаніе, трудъ, молитву, а не оживлять его и страсти его чрезъ лакомство, пресыщеніе, лѣность. Нѣтъ, не постъ, не воздержаніе вредитъ здоровью, здоровье разрушается излишествами всякаго рода. Кому не извѣстио, что при воздержаніи въ пищѣ и питіи человѣкъ чувствуетъ себя бодрѣе, крѣпче, здоровѣе? Бодрость тѣлесная поддерживаетъ и бодрость духовныхъ силъ» (Протоіер. Іоаннъ Сергіевъ).

Впрочемъ, бываютъ, братія, случаи, когда можно и не соблюдать поста.

Если жена родитъ предъ святою Пасхою, т. е. на великой седмицѣ, должна ли она поститься и не пити вина, или разрѣшается она отъ поста и отъ запрещенія пити вино ради того, что родила? Постъ установленъ для усмиренія нашего тѣла. Итакъ, когда тѣло находится въ смиреніи и немощи, то должна она принимати пищу и питіе, какъ хощетъ и понести можетъ (Тимоѳея, еп. Александрійскаго, пр. 8).

И если кто боленъ и отъ сильныя болѣзни совершенно истощенъ и приближается св. Пасха, непремѣнно ли долженъ таковый поститься или по причинѣ сильнаго изнеможенія его, священнослужитель разрѣшаетъ ему употреблять, что можетъ, или елей и вино? Должно разрѣшати больному принимати пищу и питіе, смотря потому, что можетъ онъ понести. Ибо совсѣмъ истощенному употребляти елей есть дѣло правое (Тимоѳея, еп. Александрійскаго, пp. 10).

Отцы и матери! Всемѣрно старайтесь соблюдать установленные св. Церковію посты и дѣтей своихъ учить тому же, помня, что не постъ губитъ здоровье нашихъ дѣтей, а невоздержаніе и сластолюбіе. Постъ – матерь здравія, воспитатель юности, украшеніе старцевъ, добрый спутникъ путешественникамъ, надежный сожитель живущимъ вмѣстѣ. Постъ охраняетъ младенцевъ, уцѣломудриваетъ юнаго, дѣлаетъ почтеннымъ старца, ибо сѣдина, украшенная постомъ, достойнѣе уваженія. Постъ самое приличное убранство женщинъ, узда въ цвѣтѣ лѣтъ, охраненіе супружества, воспитатель дѣвства.

Умѣйте же сохранить эту Богомъ благословенную жизнь и вы найдете въ ней много такихъ благъ, которыхъ никогда не поймутъ люди невоздержпые и сластолюбивые.

 

«Кіевский листокъ религіозно-нравственнаго чтенія для народа» (Прилож. къ журн. «Воскресное чтеніе»).

 

«Воронежскія Епархіальныя Вѣдомости». 1895. № 5. Ч. Неофф. С. 177-182.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: