Новосвмуч. Иосифъ (Петровыхъ), митр. Петроградскій – Новое чудо милосердія Царицы Небесной въ г. Ростовѣ Великомъ.

Чудотворная икона Божіей Матери «Умиленіе-Ростовская», прославленная въ 1911 г..

Празднество сей иконѣ совершается дважды въ годъ: 19 марта и 3 августа по ст. ст.

 

О, Пресвятая Владычице! Помоги и благослови мнѣ

повѣдать міру объ одномъ изъ наиболѣе поразительныхъ чудесъ Твоихъ!

 

Дивны, – о, какъ дивны дѣла Пречистой Матери Божіей! И поистинѣ – никакое слово не будетъ достаточно къ достойному похваленію чудесъ Ея!

Нынѣ такъ много говорятъ объ оскудѣніи чудесъ. Приводятъ и обычное тому объясненіе – въ оскудѣніи вѣры и благочестія. Все это отчасти, конечно, вѣрно. Но именно только отчасти. Есть и нынѣ дивныя чудеса. Есть и нынѣ достойные ихъ за свою простосердечную вѣру и благочестіе. Или – если много сказать, что кто-либо изъ насъ достоинъ дивныхъ знаменій милости Божіей – скажемъ: есть и нынѣ дивныя чудеса, и будутъ они, доколѣ Господь милостивъ къ нашему крайнему недостоинству, и, оставаясь вѣрнымъ Своему драгоцѣнному обѣщанію, благоволитъ неотступно пребывать съ нами до скончанія вѣка – при безчисленныхъ доказательствахъ этого, славными Своими дѣлами и знаменіями, не взирая на самое крайнее наше недостоинство. А Пречистая Матерь Божія?! О, Она вѣдь съумѣла нѣкогда спасти и вымолить помилованіе даже тому несчастному, отъ котораго отвернулся было Самъ Долготерпѣливецъ – Сынъ Ея, истощивъ Свое Божественное долготерпѣніе предъ его недостойною и уже обреченною на казнь жизнію[1]. На что не позволитъ и намъ надѣяться эта дивная милость нашей Заступницы? Все, все можемъ мы вымолить у Нея, Благодатной, Милосердной, лишь бы не ослабѣвали въ молитвѣ и терпѣніи, въ вѣрѣ, любви и надеждѣ на Нее.

Въ самое недавнее время, нескончаемая лѣтопись дивныхъ дѣлъ милосердія къ намъ Царицы Небесной обогатилась поразительнымъ исцѣленіемъ болящей дѣвочки въ г. Ростовѣ Великомъ, Ярославской губерніи.

Тщательно провѣривъ всѣ подробности этого исцѣленія, разсказаннаго самою дѣвочкою и матерью ея, подтверждаемаго и другими многочисленными свидѣтелями всего происшедшаго, мы повѣдаемъ объ этомъ по возможности ближе къ простому, безхитростному разсказу самихъ прикосновенныхъ къ сему дѣлу лицъ[2].

Родители дѣвочки – Сергѣй Максимовичъ и Евдокія Іосифовна Лепешкины – живутъ въ самомъ городѣ Ростовѣ Великомъ, недалеко отъ вокзала. Семейство небогатое (отецъ занимается извозомъ), но благочестивое и доброе. Уютныя, всегда чистенькія комнатки ихъ маленькаго помѣщенія достаточно украшеннаго св. иконами, производятъ самое отрадное впечатлѣніе. Недаромъ говорится: чистота – роскошь бѣдности. Въ такомъ-то семействѣ выросла очень умная и добрая дѣвочка Лиза. 12-го Іюля 1910 года ей исполнилось 10 лѣтъ. И въ этомъ же году совершенно неожиданно съ ней приключилась какая-то непонятная и страшная бѣда. Хорошо начавъ учиться въ мѣстномъ приходскомъ училищѣ, она вдругъ стала какъ-то слабѣть въ успѣхахъ, жаловалась на забывчивость. На праздникъ Благовѣщенія 25 Марта 1910 года она пошла ко всенощной съ отцомъ въ Благовѣщенскую церковь. Постоявъ нѣсколько, она сказала, что ей какъ будто просквозило ушки. Почувствовала себя не особенно хорошо. Заболѣла головка, потомъ быстро появился жаръ, бредъ, такъ что за обѣдню въ самый праздникъ уже идти не могла. Дали хины, но это не помогло. Напротивъ, Лизѣ стало хуже. Что это была за болѣзнь, понять было трудно. Больную какъ-то «бросало всю», точно въ припадкѣ. 26-го Марта мать съѣздила съ ней въ Яковлевскій монастырь, гдѣ отслужила водосвятный молебенъ. Во время молебна и чтенія надъ болящей, она все металась, домой привезли ее почти безъ памяти. Вслѣдъ затѣмъ у ней вскорѣ же открылись явные припадки – чѣмъ дальше, тѣмъ сильнѣе, разъ по 5 и до десяти въ день. Припадки производили ужасающее впечатлѣніе на окружающихъ: дѣвочка каталась по полу, – бывало весь полъ искатаетъ, причемъ билась руками и ногами, кусала руки и т. п. Обращались къ докторамъ, между прочимъ – къ извѣстнѣйшему въ Ростовѣ Л. Я. Богданову, который нашелъ у дѣвочки сильное малокровіе, упадокъ силъ и велѣлъ давать ей мясную пищу и молоко. Когда все это не оказывало замѣтныхъ успѣховъ для здоровья больной, съ нею стали путешествовать по св. мѣстамъ, ближайшимъ къ городу. И это мало помогало, хотя дѣвочка вблизи святынь не чувствовала себя плохо, Св. Таинъ причащалась и къ святынямъ подходила безъ всякаго страха и какого-либо нервнаго возбужденія, свойственнаго другимъ припадочнымъ.

2-го Августа того же года, когда въ дому Лепешкиныхъ была принята икона Владимірской Божіей Матери изъ Ростовскаго собора и послѣ водосвятнаго молебна дѣвочку покропили св. водой, ей стало вдругъ очень тяжело. Видя это, одна изъ взрослыхъ дочерей Лепешкиной даже упрекнула мать, полагая, что напрасно растревожили дѣвочку. Мать оправдывалась, говоря, что никакъ не предполагала и не могла предвидѣть этого, и, конечно, хотѣла совсѣмъ другого, чего естественнѣе было ожидать отъ св. воды, которая для того именно и дается вѣрующимъ, чтобы пользоваться ею во здравіе и освященіе души и тѣла. Неисповѣдимыми судьбами Божіими въ данномъ случаѣ произошло нѣчто неожиданное. Дѣвочка забилась очень сильно – «вверхъ лѣзла». А ее все мочили св. водой. Хотѣли бы и напоить, но никакъ этого было нельзя сдѣлать – изъ опасенія, чтобы она не захлебнулась въ страшныхъ конвульсіяхъ. Поперемѣнно – то мать, то отецъ держали несчастную, оберегая ее отъ возможнаго увѣчья. Неописуемы были горе и скорбь родительскаго сердца при видѣ столь ужасныхъ страданій несчастной. Но – близка была уже и милость Божія! Однажды, послѣ долгихъ ожиданій конца припадка, измученный держаніемъ бившейся дѣвочки, почувствовавъ приливъ горькаго отчаянія, отецъ ея воскликнулъ: «Матерь Божія, Владычица! Или возьми ее коль такъ на Свои Пречистыя руки, или намъ создай!». Едва замолкъ этотъ вопль безъисходнаго отчаянія, какъ въ ту же секунду дѣвочка утихла и, какъ бы въ забытьи, вдругъ изъ ея устъ, тихимъ голоскомъ, но совершенно ясно и отчетливо, какъ бы проговоренныя кѣмъ-то другимъ, послышались слова: «молись Умиленію Божіей Матери!». Невозможно описать трепетъ отца, когда до его уха долетѣли эти слова. – «Мать! слышала ты?» обратился онъ къ женѣ, чтобы провѣрить себя. Та подтвердила слышанное мужемъ. Велика была въ эти минуты радость ихъ, хотя это былъ лишь ея первый лучъ, за которымъ наступило немало новыхъ тревожныхъ дней. До полнаго счастія было еще не близко. Царица Небесная готовила болѣе чудныя и славныя дѣла милосердія Своего. Проговоривъ вышеприведенныя слова, дѣвочка встала, но еще все какъ бы «не своя». Какъ бы въ бреду, она стала шарить и искать что-то кругомъ себя, приговаривая: «сняла съ меня... сняла съ меня»... и другія непонятныя слова. Вскорѣ она, однако, совсѣмъ очнулась и спокойно пила чай. Впервые, послѣ этого припадка ей сдѣлалось легко и хорошо.

Исполняя указаніе свыше относительно молитвъ «Умиленію» Божіей Матери, родители горячо начали молиться. Сердце ихъ влеклось прежде всего, конечно, ко храму Божію, гдѣ жаждало скорѣе припасть къ названной иконѣ со слезами молитвенными. Однако, этой жаждѣ тотчасъ же предстало немалое затрудненіе. Что это за «Умиленіе?». Если это икона какая, то гдѣ она? Съ наивною простотою мать сознавалась, что она, простая женщина, даже и не знала, что есть такая икона. «Я думала: это, должно быть, Ватопедская, что въ Яковлевекомъ монастырѣ, потому что владыка за акаѳистомъ Ей читаетъ это слово («Господь, узрѣвъ Тя въ церкви Матерь Свою стоящу и со умиленіемъ къ Нему молящуюся, рече:»... акаф. Покрову, ик. 8 й)». Не раздумывая долго, мать привела дѣвочку въ Яковлевскій монастырь и заказала молебенъ предъ Ватопедской иконой Богоматери. Это было 3 Августа, въ среду. Въ этотъ день дѣвочкѣ какъ будто было нѣсколько лучше. Но вскорѣ же недугъ началъ терзать ее съ прежней страшной силой. Вмѣстѣ съ этимъ, отъ своей знакомой М. И. Клѣтовой (Свѣшниковой), мать дѣвочки узнала, что икона «Умиленія» это не та, что Ватопедская, а другая, – что предъ ней скончался препод. Серафимъ, и находится она въ Саровѣ, куда имъ и надо съѣздить теперь. На этотъ совѣтъ мать дѣвочки отозвалась, что они «люди небогатые. Гдѣ намъ ѣхать въ Саровъ? Мы ужъ хоть здѣсь поищемъ такую икону»... И, дѣйствительно, стали искать ее повсюду. Кажется, всѣ церкви Ростовскія обходили, но нигдѣ не нашли того, что искали. Вспомнивъ, что въ соборѣ Ростовскомъ есть икона преподобнаго Серафима, они рѣшили, по крайней мѣрѣ, отслужить молебенъ преподобному, особенно когда дѣвочка разглядѣла написанное на иконѣ преподобнаго изображеніе «Умиленія» Богоматери. Послѣ молебна дѣвочка опять какъ будто повеселѣла. Только когда надо было пойти домой, она вдругъ почувствовала какую-то робость: остановилась и нейдетъ, точно боясь чего-то. Наконецъ, уговорили ее пойти домой. Придя, она раздѣлась, сѣла въ кресла, налили ей чаю. Вдругъ съ ней опять тихій припадоченъ... Вошла въ себя... выпила чашечку... опять припадоченъ... Ее положили, и въ ту же минуту устами ея опять, очевидно для всѣхъ – Сама Матерь Божія – произноситъ тихимъ голосомъ: «не тутъ вы были»... «не тамъ Меня искали»... Мать въ ужасѣ упала и завопила: «Матушка Ты наша! Царица Небесная! да объявись Ты хоть намъ: гдѣ Ты находишься? гдѣ намъ найти Тебя! скажи!»... Дѣвочка очнулась было ненадолго, но почти тотчасъ же опять впала въ забытье, и голосъ устами ея продолжалъ: «Моя церковь въ глазахъ вашихъ... направо..., а Я нахожусь тамъ налѣво..., а служитель тамъ Константинъ». Такими намеками и отрывочными фразами дѣвочка говорила часа три. Много – много говорила, всего и не упомнить было, а многое не удалось и понять. Говорила между прочимъ: «не плачь! не плачь! она будетъ здорова, прекрасна, богата здоровьемъ»[3]... «Вы обѣщайтесь кому нибудь»... Или еще: «тебѣ это сдѣлалось оттого, что ты сорвала цвѣточекъ и понюхала... принеси ко Мнѣ цвѣточекъ, и ты будешь здрава»... – «Свѣч... лампад очки-то у Меня не свѣтится...» «Свѣту Мнѣ нѣтъ... Я – во тьмѣ»... и многое другое.

Любопытно, что до сихъ поръ дѣвочка совершенно не помнитъ ничего происходившаго съ ней, но дальше уже помнитъ и разсказываетъ и сама все съ ней происходившее въ состояніи припадковъ и забытья.

Изъ намековъ дѣвочки мать поняла, что искомая святыня находится въ церкви Благовѣщенія, которая дѣйствительно видна изъ ихъ комнатъ направо, и священникомъ въ ней дѣйствительно о. Константинъ (Любимовъ)[4].

Въ тотъ же день отецъ увидалъ и спросилъ о. Константина: «есть ли у васъ въ церкви икона «Умиленія»?». О. Константинъ, подумавъ, не припомнилъ такой иконы. Предположивъ, что, можетъ быть, она имѣется гдѣ-нибудь въ столбикѣ, на святцахъ, или въ другомъ какомъ незамѣтномъ или забытомъ мѣстѣ, обѣщалъ поискать, велѣвъ навѣдаться дня черезъ два.

Вечеромъ того же 3-го Августа отъ дѣвочки въ тихомъ забытьи послѣ припадка слышится голосъ: «не спите! не спите!... Я посѣщу васъ въ 9 часовъ». Это слышали ясно и отецъ и мать дѣвочки.

Проговоривъ приведенныя слова, дѣвочка вошла въ себя, но вскорѣ же ее начало клонить ко сну. Время было уже къ вечеру. Дѣвочка попросила положить ей подушку въ уголъ около иконъ, чтобы лечь здѣсь. Родители исполнили ея желаніе, уложили ее въ переднемъ углу на подушкѣ, а сами сѣли по сторонамъ ея на стульяхъ, въ трепетномъ ожиданіи чего-то смутнаго и необычайнаго.

Почти ровно въ 9 часовъ вечера дѣвочка вдругъ быстро вскакиваетъ, – порывисто, точно изступленная становится на колѣни, устремивъ испуганный взоръ въ передній уголъ на иконы. Въ ужасѣ, чувствуя что-то необычайное, отецъ и мать тоже падаютъ на колѣни и начинаютъ горячо молиться, не спуская глазъ съ дѣвочки, но ничего особеннаго не замѣчая. Дѣвочка же отъ передняго угла вдругъ повела взоромъ къ кухнѣ и черезъ нѣкоторое время опять, какъ бы провожая кого-то взоромъ, повернулась въ прежнее положеніе, лицомъ къ иконамъ... Потомъ она поцѣловала полъ, и, поднявшись, воскликнула: «мама!.. ушла!»...

Когда ее спросили: «что ты, Лиза, видѣла что?» – она отвѣтила: «видѣла, какъ Божія Матерь вдругъ вышла изъ угла, вся огненная, въ красной одеждѣ, а на головѣ какъ голубой чепчикъ... Поверхъ чепчика отъ головы во всѣ стороны сіяющіе лучи[5]. Царица Небесная пошла по направленію къ кухнѣ, потомъ повернулась обратно къ переднему углу, и, когда мимо меня шла, благословила, но ничего не говорила. Я успѣла Ей только ножки поцѣловать... Послѣ этого Она подошла къ иконамъ, и стала невидима».

Между тѣмъ, о. Константинъ искалъ въ своей церкви икону «Умиленія». Не найдя болѣе или менѣе яснаго, характернаго Ея изображенія, удостовѣреннаго надлежащею подписью на самой иконѣ, онъ сталъ справляться о точныхъ изображеніяхъ этой иконы. Доставъ книжку подъ названіемъ «Богоматерь» – сочин. Поселянина, съ изображеніями всѣхъ извѣстныхъ иконъ Богоматери, онъ нашелъ, что изображеніе «Умиленія» на 205 стр. этой книги весьма напоминаетъ имѣющуюся въ алтарѣ ихъ холодной церкви запрестольную икону Божіей Матери, не имѣющую никакой надписи[6]. Сопоставляя съ этимъ обстоятельствомъ, что голосъ дѣвочки указывалъ мѣстонахожденіе иконы налѣво, можно было дѣйствительно убѣдиться, что это какъ разъ и есть искомая святыня, стоявшая до сихъ поръ какъ-то забыто и незамѣтно, влѣво отъ престола, въ значительномъ отъ него отдаленіи, такъ что свѣтъ отъ запрестольнаго седмисвѣщника весьма мало могъ достигать иконы.

Вскорѣ пришла мать дѣвочки вмѣстѣ съ нею и стала спрашивать, нашли ли икону «Умиленія?». О. Константинъ сказалъ, что какъ будто нашелъ, хотя въ виду отсутствія на иконѣ надписи затрудняется опредѣлить, такая ли икона «Умиленія» имъ нужна?– «Намъ все равно!» – простодушно отвѣтила мать, и просила отслужить молебенъ. Священникъ, вынеся икону вмѣстѣ съ тумбою изъ алтаря, отслужилъ молебенъ. Затѣмъ, послѣ молебна онъ посовѣтовалъ еще и исповѣдать дѣвочку и на другой день пріобщить ее Св. Таинъ. Мать и дѣвочка согласились. Послѣ исповѣди, о. Константинъ сѣлъ съ дѣвочкою на одну изъ лавочекъ, стоявшихъ въ церкви, и сталъ спрашивать дѣвочку о ея болѣзни. Во время этой бесѣды, дѣвочка вдругъ опять стала склоняться головкой назадъ себя, какъ бы въ тихомъ припадочкѣ. Видя это, мать ея тотчасъ же стала просить о. Константина – не разспрашивать ее и оставить въ покоѣ, полагая, что эти разговоры должно быть утомляютъ и волнуютъ дѣвочку, вызывая повтореніе припадковъ. Между тѣмъ, дѣвочка, впавъ въ забытье, вдругъ проговорила совершенно ясно: «вотъ, Я тебя теперь и благословила!...». И священникъ и мать дѣвочки поверглись въ трепетъ и изумленіе, подтвердивъ другъ другу слышанное. Когда дѣвочка вскорѣ же очнулась совсѣмъ, стали спрашивать ее: «что ты, Лиза, видѣла что-нибудь?». Дѣвочка подтвердила, что видѣла, какъ пришла вдругъ точно по воздуху икона Божіей Матери съ Младенцемъ на колѣняхъ, и у Младенца яблочко въ рукахъ, при чемъ отъ иконы, озаренной необыкновеннымъ свѣтомъ, послышался голосъ: «вотъ, Я тебя теперь и благословила!». Послѣ этихъ словъ все вдругъ опять пропало. Дѣвочка подтвердила, что явившаяся ей икона была точь въ точь похожа на ту, предъ которой они только что служили молебенъ.

Но – удивительнымъ во всѣхъ этихъ событіяхъ знаменіямъ милосердія Царицы Небесной, засвидѣтельствованнымъ столь многими и заслуживающими довѣрія свидѣтелями, все еще не было конца. Припадки дѣвочки сначала было дѣйствительно затихли, или сдѣлались совсѣмъ легонькими и рѣдкими, однако – все же не прекращались пока совершенно. Это повергало въ немалое недоумѣніе родителей дѣвочки, и они уже рѣшились было послѣдовать увѣщаніямъ окружающихъ, которые давно совѣтовали свезти дѣвочку въ Ярославль къ болѣе опытнымъ и знаменитымъ докторамъ. Эго послѣднее средство они рѣшили испытать въ надеждѣ, что можетъ быть и Матерь Божія не противъ такого вмѣшательства въ дѣло окончательнаго избавленія дѣвочки отъ болѣзни, послѣ того какъ въ главныхъ своихъ ужасахъ эта болѣзнь такъ чудесно была уже сломлена силой Ея, Царицы Небесной,

Въ этихъ мысляхъ былъ назначенъ уже и день для отъѣзда въ Ярославль. Но – Царицѣ Небесной было угодно иначе. Рано утромъ, въ день, назначенный для отправки больной, отецъ дѣвочки встаетъ и взволнованно говоритъ: «ну, мать, вы съ Лизой въ Ярославль не поѣдете!...» – «Почему же?» недоумѣваетъ мать. Отецъ сообщилъ, что, впавъ въ забытье, видѣлъ какихъ-то святителей, точно Ростовскихъ, и въ ту же минуту ему почувствовался откуда-то, какъ бы отъ Царицы Небесной, голосъ: «не надо дѣвочку возить никуда, а надо дѣлать ей ванны и въ каждую ванну вливать по 5 капель Моей воды, и будетъ здрава»... Отецъ тотчасъ очнулся въ неизъяснимомъ волненіи и сообщилъ видѣнное женѣ[7]. Поѣздка, конечно, была отложена совсѣмъ. Дѣвочкѣ стали дѣлать ванны (по просту, въ кадкѣ), вливая въ каждую ванну по 5 капель св. воды, взятой послѣ водо-святнаго молебна. И вскорѣ послѣ этого всякія явленія болѣзни дѣвочки совершенно прекратились. Велика была радость всего этого семейства, удостоившагося столь явной и дивной милости Царицы Небесной! Долгое время милость эта не объявлялась ими открыто, изъ предосторожности, что болѣзнь могла повториться. И только спустя довольно времени, когда несомнѣнное и полное исчезновеніе болѣзни было очевидно, счастливое семейство не смущается смѣло и открыто повѣдывать всѣмъ желающимъ дивныя дѣла Господни и неизреченную милость Царицы Небесной.

Въ знакъ благодарности своей исцѣленная дѣвочка собственноручно прикрѣпила къ иконѣ Божіей Матери вѣночекъ изъ искусственныхъ цвѣтовъ, а родители отъ скудныхъ средствъ своихъ даютъ на свѣчи для возжженія предъ иконою за всѣми службами церковными. Икона – размѣромъ 16 x 13 вершковъ, не очень стариннаго, но недурнаго письма. Чго-то особенное, неуловимопріятное и приковывающее выражаютъ глаза Божіей Матери, съ густыми, опущенными внизъ рѣсницами, точно живыми, а не написанными[8].

Благовѣщенскій храмъ посѣщаетъ множество народа для поклоненія новоявленной святынѣ. Изъ устъ въ уста передаются подробности происшедшаго чуда. Въ послѣднее время идутъ смутные слухи о новыхъ знаменіяхъ благодати Божіей чрезъ ту же икону.

5 го Февраля сего года посѣтившій Ростовъ Высокопреосвященнѣйшій Тихонъ, Архіепископъ Ярославскій и Ростовскій[9], изволилъ заѣхать въ Благовѣщенскую церковь для поклоненія св. иконѣ, при чемъ ему была представлена сама исцѣленная дѣвочка, которую Его Высокопреосвященство ласково принялъ и благословилъ.

19 Марта сего 1911 года, при громадномъ стеченіи народа положено начало торжественнаго чествованія новопрославленной святыни – иконы Божіей Матери. Передъ образомъ была наканунѣ совершена архіерейскимъ служеніемъ торжественная всенощная со всенароднымъ пѣніемъ акаѳиста. Отъ множества богомольцевъ въ храмѣ загасли почти всѣ свѣчи. Поминутно церковь оглашалась умиленнымъ плачемъ и рыданіями изумленнаго чудомъ народа. На образъ Божіей Матери, при воспоминаніи поразительныхъ подробностей исцѣленія и особенно словъ Царицы Небесной, невозможно смотрѣть безъ слезъ.

За Божественной Литургіей въ самый праздникъ исцѣленная дѣвочка пріобщалась Св. Таинъ вмѣстѣ съ своими родителями, простоявъ наканунѣ и въ самый день праздника столь длинныя и утомительныя службы, не смотря на неимовѣрную духоту и тѣсноту, коихъ не вынесли многіе взрослые и здоровые.

Удостовѣренъ еще случай исцѣленія отъ иконы – больного глазами.

Массы народа все болѣе и болѣе притекаютъ къ иконѣ Владычицы со своими скорбями и немощами.

О, Владычице! Буди же Тебѣ вѣчная слава за милость сію! «Не умолчимъ никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойніи.... Твоя бο рабы спасаеши присно отъ всякихъ лютыхъ!..».

Г. Ростовъ Великій, Яросл. губ,

1910 года 20 Декабря.

Сообщилъ Епископъ Іосифъ.

***

Наказанный кощунникъ.

На дняхъ произошло слѣдующее поразительное событіе, которое съ полнымъ правомъ должно быть названо новымъ замѣчательнымъ чудомъ отъ новопрославленной Ростовской иконы Божіей Матери «Умиленія» въ Благовѣщенской церкви, и которое еще болѣе всколыхнуло весь Ростовъ.

Два молодыхъ человѣка, идя по бульвару г. Ростова, коснулись въ разговорѣ своемъ столь волнующаго Ростовъ событія – новой чудотворной иконы, и одинъ изъ нихъ довольно легкомысленно и кощунственно позволилъ себѣ выразиться о Пресвятой Владычицѣ нашей Богородицѣ. Безумно дерзкія слова его еще не были кончены, какъ вдругъ страшнымъ ударомъ какой-то невидимой силы его повергло на землю, и съ несчастнымъ кощунникомъ стало твориться нѣчто ужасное: съ искривленнымъ ртомъ, ломаясь и корчась, началъ биться онъ на грязной дорожкѣ бульвара. Увидя это, товарищъ его въ ужасѣ бросился бѣжать отъ него, не вынося страшнаго зрѣлища казни Божіей, столь скоро постигшей кощунника. Несчастнаго тотчасъ же замѣтили другіе очевидцы происшедшаго, и, усадивъ его на извозчика, повезли къ врачамъ земнымъ, навѣрное забывъ о Небесномъ.

Замѣчательно, что до времени описаннаго случая означенный молодой человѣкъ никогда никакимъ припадкамъ не былъ подверженъ.

О, какъ несчастны люди, которымъ все еще мало подобныхъ случаевъ, столь достаточно, кажется, краснорѣчиво доказывающихъ, что Богъ поругаемъ не бываетъ!

***

Другія чудеса отъ cв. иконы «Умиленія».

Милости Божіей Матери, чрезъ Ея новоявленную св. икону, льются неистощимой рѣкой. Нѣтъ никакой возможности записывать и провѣрять всѣ случаи Ея благодатной помощи вѣрующимъ. Многіе изъ удостоившихся этой помощи не считаютъ нужнымъ заявлять о ней, храня лишь въ сердцѣ своемъ тайну своихъ скорбей и уврачеванія ихъ.

Изъ объявленныхъ за послѣднее время случаевъ помощи Царицы Небесной приведемъ лишь нѣкоторыя, наиболѣе поразительныя и удостовѣренныя:

Въ Среду Св. Пасхи сего 1911 года въ Благовѣщенской церкви происходило торжество возложенія на икону Божіей Матери цѣнной ризы, сооруженной на пожертвованія благочестивыхъ гражданъ. При множествѣ стекшихся богомольцевъ, св. икона прежде всего была вынута изъ кіоты и возложена въ алтарѣ на св. престолъ. Здѣсь, по прочтеніи надъ ризою установленной молитвы и окропленіи ея св. водою, риза была прикрѣплена Архіереемъ къ иконѣ. Пѣвчіе пѣли стихиры въ честь Божіей Матери. По окончаніи украшенія иконы, Архіерей, вынеся ее изъ алтаря, осѣнилъ ею съ амвона предстоящій народъ, со слезами умиленія принявшій это благословеніе новою своею святынею. Минута была захватывающая.

Какъ бы въ изъявленіе благоволенія Царицы Небесной къ сему усердію Ея почитателей и богомольцевъ, этотъ день ознаменовался новымъ чудомъ отъ св. иконы, свидѣтелями коего были всѣ, до тѣсноты переполнявшіе церковь богомольцы.

Минутъ за 10 до начала литургіи, ко св. иконѣ подводили бѣсноватую женщину. Несчастная, едва удерживаемая пятью сильными мужчинами, кричала такимъ неистовымъ голосомъ, что присутствующіе въ ужасѣ затыкали уши. Съ неимовѣрными усиліями ее подвели кое-какъ къ образу и силою заставили коснуться головою св. иконы. Въ тотъ же моментъ несчастная какъ снопъ свалилась на землю къ подножію кіоты и лежала какъ бездыханная. Полагали даже, что она умерла, видя ея мертвенно-блѣдное лицо. Окружающіе со слезами молились о милосердіи къ болящей, потрясенные происходящимъ. И вотъ, полежавъ недолго, вдругъ эта женщина встаетъ, поднимается совершенно спокойная, со слезами на лицѣ крестится, сама цѣлуетъ съ умиленіемъ и радостію икону Владычицы и идетъ въ толпу ликующаго народа. Взрывъ радости и благодаренія Богу многочисленныхъ свидѣтелей чуда не поддается описанію...

Исцѣленная женщина – крестьянка дер. Нелидова, Переяславльскаго у., Влад, г., Глѣбовской волости и прихода, Евдокія Иванова Данилова, 44 лѣтъ, страдавшая своею ужасною болѣзнію 4 года. Много средствъ и усилій прилагала она къ своему выздоровленію, но все было тщетно. Узнавъ о новой иконѣ Владычицы, она дала обѣтъ съ мужемъ своимъ – сходить въ Ростовъ, куда дѣйствительно пришла и въ тотъ же день получила исцѣленіе.

Ростовская гражданка г. Блаженова разсказала и засвидѣтельствовала о себѣ письменно слѣдующее:

Будучи тяжко больна, она видѣла во снѣ около своего дома (налѣво отъ двора) какое-то новое строющееся зданіе, на которомъ стояла Царица Небесная въ необыкновенномъ сіяніи. Обрадованная такому дивному видѣнію, я – говоритъ г. Блаженова – стояла, молилась и спрашивала: «куда эту Царицу Небесную поставятъ?». Мнѣ на это отвѣтили: «тутъ Ее и поставятъ! вотъ Ей и мѣсто припасено». Услыхавъ это, я радовалась, что Царица Небесная отъ моего дома будетъ такъ близко стоять. Но тутъ вдругъ все видѣнное мною опять пропало. Это было во вторникъ, 8-го Марта 1911 года. Въ этомъ же снѣ г. Блаженова видѣла затѣмъ, какъ къ ней, лежащей на постели, подошла какая-то женщина и спросила: «что ты лежишь?». Болящая отвѣчала: «хвораю, вотъ и лежу». Тогда явившаяся говоритъ: «полно тебѣ лежать! вставай и молись Царицѣ Небесной! Она исцѣлила дѣвочку, и тебя дожидается!..». Пробудившись, больная стала молиться, посылала своего сына въ Благовѣщенскую церковь отслужить молебенъ Царицѣ Небесной и принести св. воды отъ Нея. Когда больную покропили и попоили св. водою, ей сразу сдѣлалось легче, и вскорѣ она уже могла ходить.

***

Города Нерехты, Костромской губерніи, мѣщанская вдова Екатерина Ѳеопемптова Соколова, 42 лѣтъ, по занятію прачка, живущая въ г. Ярославлѣ, сообщила, что предъ Пасхою сего 1911 года, спускаясь по ступенямъ высокой лѣстницы съ кадушкою, она сначала выронила изъ рукъ кадушку, а затѣмъ полетѣла и сама за нею, упала на нее бокомъ и тяжко расшиблась. Первое время она не могла даже и вздохнуть. Боль въ боку была такая, что Соколова не могла ни лежать, ни сидѣть, ни ходить спокойно, и нѣсколько ночей совсѣмъ не могла даже заснуть. Доктора дѣлали перевязки, забинтовывая ушибленный бокъ, а потомъ посовѣтовали ей даже лечь въ больницу, предупреждая, что требуется продолжительное леченіе. Такъ какъ въ Ярославлѣ требовалась плата за леченіе, то Соколова рѣшила какъ нибудь добраться до своего родного города Нерехты и лечь тамъ. Въ этихъ видахъ она попросила написать своимъ роднымъ письмо, извѣщая, что ѣдетъ въ больницу и прося встрѣтить ее, тяжко болящую. Вслѣдъ за письмомъ, она вскорѣ же собралась и сама въ путь. На вокзалѣ въ Ярославлѣ, она, уже готовая сѣсть на Костромской поѣздъ, разговорилась съ какой-то женщиной, которая разсказала ей о новой иконѣ Божіей Матери, прославляющейся въ Ростовѣ многими чудесами отъ Нея. Соколова, слыша объ этомъ, вдругъ возгорѣлась непреодолимымъ желаніемъ побывать въ Ростовѣ, воскликнувъ: «не поѣду и я къ земнымъ врачамъ, а поѣду я лучше въ Ростовъ! Можетъ, и меня исцѣлитъ Врачъ Небесный!». И тотчасъ, попросивъ купить себѣ другой билетъ, взамѣнъ уже купленнаго, она сѣла на Ростовскій поѣздъ и прямо съ вокзала направилась въ Благовѣщенскую церковь. Здѣсь служили молебны. Церковь была настолько полна молящимися, что больная не рѣшалась съ больными боками протискиваться черезъ толпу, а прилегла пока въ отдаленіи и начала горячо молиться. Вскорѣ она чувствуетъ какъ будто силу исполнить свое желаніе подойти ко св. образу, и дѣйствительно – вставъ, протискивается черезъ толпу и припадаетъ къ Царицѣ Небесной со слезами умиленія, прося себѣ помощи. Долго еще молилась она не выходя изъ церкви, потомъ – облегченная – пошла на одинъ изъ постоялыхъ дворовъ, и здѣсь, впервые послѣ многихъ малосонныхъ и совершенно безсонныхъ отъ боли ночей, легла отдохнуть, легла нарочно на больной бокъ, желая лучше провѣрить свое облегченіе, и крѣпко уснула. Проснувшись, она, совсѣмъ уже легко себя чувствуя, опять была въ Благовѣщенской церкви. Потомъ, довольная очевиднымъ улучшеніемъ своего здоровья, рѣшила сходить помолиться еще въ Лавру преподобнаго Сергія. «Спѣшить домой не буду – говорила она себѣ – вѣдь все равно лежала бы теперь въ Нерехтѣ, а теперь – слава Богу! что хоть могу побогомольничать». И пошла пѣшкомъ въ Лавру. Шла все время очень легко, ночи вездѣ спала спокойно. Повязки докторовъ сразу же сбросила, храня на память въ своемъ дорожномъ кошелѣ и показывая всѣмъ въ удостовѣреніе своего исцѣленія.

Побывавъ въ Лаврѣ, она опять заходила въ Ростовъ, гдѣ на сей разъ и повѣдала все съ ней происшедшее, со слезами благодарности къ Царицѣ Небесной, Которую единственно считаетъ своею Исцѣлительницею.

***

Еще болѣе поразительный случай разсказанъ и засвидѣтельствованъ письменно крестьяниномъ дер. Воробылова, Угодичской волости, Алексѣемъ Николаевымъ Ѳедосѣевымъ, который, начитавшись разныхъ современныхъ вольнодумныхъ книгъ, долгое время былъ совершенно невѣрующимъ. Онъ пишетъ въ своемъ показаніи:

«Разумѣхъ, Господи, яко правда судьбы Твоя и воистину смирилъ мя еси!». «Преосвященнѣйшій Владыко! Да будетъ позволено мнѣ грѣшному повѣдать дивныя дѣла Царицы Небесной надо мной грѣшнымъ.

22-го сего Апрѣля, въ Среду, я былъ въ своей родной деревнѣ по случаю бракосочетанія моего родного брата. Когда всѣ гости разъѣхались, между нами (мой братъ и его жена и моя жена) зашелъ разговоръ о. новоявленной иконѣ Божіей Матери въ Благовѣщенской церкви и о чудесахъ отъ Нея. Моя жена разсказывала невѣсткѣ, что какъ въ томъ домѣ, гдѣ исцѣлила Царица Небесная дѣвочку, хотятъ устроить часовню, и при этомъ сказала, что за этотъ домъ выдаютъ (будто бы) много денегъ. Я же грѣшный тугъ вставилъ неумѣстное слово: «вотъ счастье!». Но – этого мало. Моя жена, продолжая разсказывать, сказала, что Божія Матерь исцѣлила еще нѣсколько человѣкъ. Я же окаянный сказалъ: «а кто это видѣлъ?». Жена же мнѣ сказала: «что ты? невѣрующій что ли?». (Надо замѣтить, что она мнѣ много разъ говорила сходить помолиться предъ иконой Матери Божіей, я же подъ разными предлогами все откладывалъ сходить помолиться). И вотъ, когда я сказалъ вышеприведенныя слова, какъ въ ту же минуту со мной стало дѣлаться дурно. Я почувствовалъ слабость во всемъ тѣлѣ, какъ передавали – поблѣднѣлъ и губы посинѣли, и почувствовалъ, что языкъ мой начинаетъ деревенѣть, словомъ почувствовалъ, что я вотъ сію минуту онѣмѣю. Я поднялся съ мѣста и сказалъ: «Господи! со мной что-то дурно! Родные мои! что-то со мной не ладно дѣлается... Господи! прости меня! Царица Небесная! я сказалъ нехорошо»... И сталъ молиться, но лучше не было. Тутъ я вспомнилъ, что въ горницѣ видѣлъ на кіотѣ (божницѣ) книжечку съ описаніемъ чуда Божіей Матери. Тогда я ушелъ въ горницу и, раскрывши книжку, сталъ молиться предъ изображеніемъ иконы Божіей Матери. Помолившись, я взошелъ въ избу и сталъ ходить по комнатѣ. Родные стали ужинать, говорятъ и мнѣ: садись ужинать! Я сѣлъ, но лишь только хлебнулъ 2 ложки, опять чувствую, что языкъ мой плохо мнѣ повинуется. Я вышелъ опять въ горницу и вновь молился. Потомъ взялъ книжечку съ собой въ избу, по совѣту жены прочиталъ описаніе чуда и прочиталъ молитву ко Пресвятой Богородицѣ, и поставилъ изображеніе Божіей Матери вновь на божницу и помолясь сѣлъ на лавку. Жена же молилась на колѣняхъ со слезами. И такъ я сидѣлъ минутъ 20-30, мысленно каясь и призывая Божію Матерь помиловать меня. Жена говоритъ, что спрашивала меня нѣсколько разъ, какъ себя я чувствую? Не помню я, слышалъ или нѣтъ ея вопросы (былъ въ какомъ-то забытьи). Наконецъ, она вскрикнула: «Матерь Божія! у него вѣрно языкъ отнялся!». Я это слышалъ. И вдругъ – о, чудо! – Мой языкъ помимо моей воли сталъ выговаривать: «Я тебя пощадила! смотри: впредь не позволяй!». И съ меня какъ бы что спало, и я въ ужасѣ вскочилъ съ мѣста и сказалъ женѣ: «Маша! ты слышала?». Она говоритъ: «слышала!». Я вскрикнулъ: «дивны дѣла Господни и Его Пречистой Матери!». Жена съ удивленіемъ и испугомъ смотрѣла на меня. Братъ и невѣстка тоже. Я сказалъ: «родимые мои! Саша (брату)! голубчики! Божія Матерь меня простила!». И всѣ стали молиться. Невѣстка слышала тѣ слова, но говоритъ, что не поняла. И всѣ мы прославили дивныя и великія чудеса Царицы Небесной. О, Пресвятая Богородице! благодарю Тебя, что помиловала меня грѣшнаго и недостойнаго Твоей милости! Не остави же насъ Твоимъ милосерднымъ вразумленіемъ бѣдныхъ грѣшниковъ! Обращай и вразумляй подобныхъ мнѣ невѣрующихъ и заблуждающихся!..». Въ заключеніе своего показанія, Ѳедосѣевъ пишетъ: «если угодно будетъ, все мною вышеписанное могу подтвердить съ клятвою». Искренняя рѣчь крестьянина Ѳедосѣева, при такихъ его завѣреніяхъ, не оставляетъ сомнѣнія въ достовѣрности имъ списываемаго, что подтверждала и его плачущая жена. Поразительно то, что здѣсь второй разъ Божія Матерь пользуется устами человѣческими для сообщенія Своей воли.

***

Купеческая жена Е. М. Гудкова долгое время страдала какою-то непонятною болѣзнію рукъ. Каждую весну и осень на нихъ появлялась краснота, опухоль, вмѣстѣ съ этимъ онѣ дѣлались очень болѣзненными, причиняя сильныя страданія. Всѣ средства для устраненія этой болѣзни не приносили никакой видимой пользы. Въ великомъ посту нынѣшняго 1911 года она видѣла во снѣ икону Божіей Матери, подобіемъ какъ въ Благовѣщенской церкви, и слышала голосъ; «отпой молебенъ Мнѣ и Кресту, и выздоровѣешь». Болящая исполнила повелѣнное ей и отслужила молебенъ въ Благовѣщенской церкви Кресту и Умиленію Божіей Матери. Послѣ этого ночью она опять увидѣла во снѣ Саму Царицу Небесную, Которая, приблизившись къ ней, сказала: «покажи Мнѣ твои руки, Я пришла помочь тебѣ». Когда болящая протянула свои руки, Царица Небесная маленькими щипчиками вытащила изъ одной ея руки маленькаго червячка и, показывая его, промолвила: «вотъ это и есть твоя болѣть! теперь же ты здорова!». И дѣйствительно, проснувшись, она увидѣла свои руки совершенно здоровыми, приведя въ удивленіе ихъ здоровымъ видомъ всѣхъ своихъ домашнихъ, привыкшихъ видѣть эти руки опухшими и красными. Исцѣленная горячо благодарила потомъ Царицу Небесную особымъ благодарственнымъ молебномъ, сообщивъ священнику о своемъ исцѣленіи.

***

Великая милость Божія, явленная г. Ростову въ прославленной св. иконѣ, обязываетъ и насъ къ усугубленію нашего усердія къ прославленію Имени Божія и Царицы Небесной – благочестивою жизнію, возстановленіемъ и укрѣпленіемъ добрыхъ нравовъ, молитвенно – умиленнымъ настроеніемъ и дѣлами милосердія и любви къ ближнему. Надлежитъ также позаботиться и о достойномъ увѣковѣченіи чуда, положившаго начало прославленію новой св. иконы. Способъ такого увѣковѣченія достаточно ясно подсказывается обстоятельствами дѣла. Уже теперь, многочисленныя толпы богомольцевъ, посѣщая Благовѣщенскій храмъ и поклонившись св. иконѣ, текутъ и къ дому Лепешкиныхъ, умоляя показать, «гдѣ были слѣдочки Царицы Небесной!» да и научить, «какъ вы Ей, Матушкѣ, молились?». Все это говоритъ о необходимости того, чтобы въ домѣ Лепешкиныхъ была устроена въ память посѣщенія Божіей Матери часовня, гдѣ, не измѣняя обстановки, все могло бы оставаться на своемъ мѣстѣ, лишь въ углу теплились бы неугасимыя лампадки и свѣчи по усердію богомольцевъ. Здѣсь могла бы быть сооружена и поставлена и икона, изображающая Божію Матерь такою, какою Она благоволила явиться дѣвочкѣ. Засимъ эта дѣвочка могла бы тутъ находиться всегда, поддерживая свѣтъ лампадъ и свѣчей и вообще завѣдывать всею часовнею. Правда, Лепешкины ни за какія деньги дома этого, ставшаго для нихъ столь дорогимъ, не продадутъ. Но они уступили бы его для устройства часовни при условіи, если бы рядомъ имъ дана была возможность помѣститься въ особомъ домикѣ, который стоилъ бы не такъ дорого.

Еще было бы лучше, если бы на этомъ мѣстѣ удалось устроить пріютъ хотя человѣкъ на 10 припадочныхъ дѣтей, по образцу устроеннаго въ С.-Петербургѣ въ домѣ мальчика Николая Грачева, послѣ исцѣленія его въ часовнѣ Скорбящей Божіей Матери. Въ этомъ случаѣ мать Лепешкиной могла бы завѣдывать хозяйствомъ пріюта, отецъ – исполнять всѣ требующія мужскихъ рукъ работы, а дѣвочка, кромѣ ухода за своею часовнею, помогать матери въ ея трудахъ по пріюту. Это было бы поистинѣ прекраснѣйшимъ увѣковѣченіемъ столь дивной милости Царицы Небесной городу Ростову. Можетъ быть, нашлись бы добрыя души, дали бы и средства на это и помогли безотлагательно устроиться сему святому дѣлу, въ благодарность и прославленіе Царицы Небесной.

Замѣчательно, что къ обращенію дома Лепешкиныхъ въ часовню ведетъ ихъ какъ будто особая высшая сила. Они свидѣтельствуютъ, что съ самаго дня прославленія иконы въ домѣ становится имъ жить какъ-то жутко. Страхъ овладѣваетъ ими, и они все болѣе и болѣе чувствуютъ, что не могутъ и не должны жить рядомъ съ такимъ благодатнымъ мѣстомъ обычною суетною и многомятежною человѣческою жизнію!...

 

МОЛИТВА

О, всеблагословенная и всемощная Госпоже, Владычице Богородице, надеждо спасенія нашего! Воззри милостивно на предстоящія съ верою и любовію и покланяющіяся со умиленіемъ пречистому образу Твоему люди Твоя. Пріими хвалебное пеніе сіе наше и пролей теплую молитву Твою о насъ грешныхъ ко Господу, да презревъ вся наша согрешенія, спасетъ и помилуетъ насъ. О, предивная Владычице! Не отъими отъ насъ чудныя милости Твоея, не престани благодеяти намъ всегда преславнымъ образомъ Твоимъ, имъ же благоволила еси явити силу Твою намъ недостойнымъ. Молимъ Тя умиленно, Радосте наша: избави насъ отъ всякія скорби, настави на путь всякія добродетели и благостыни, спаси отъ всякихъ искушеній, бедъ и болезней, по коемуждо бо прошенію исполненіе твориши: скорби облегчаеши, немощнымъ здравіе даруеши, разслабленныхъ и недужныхъ исцѣляеши, отъ бѣсныхъ бѣсы прогоняеши, бѣдствующія отъ бѣдъ избавляеши, и малыхъ дѣтей милуеши, и всякія многоразличныя страсти врачуеши: вся бо возможна суть ходатайствомъ Твоимъ къ Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Благодатная и Пречудная Владычице Богородице! Виждь умиленіе наше, благослови усердіе къ Тебѣ наше, посѣти немощствующія и скорбящія души наши, не отрини нашихъ слезъ и воздыханій, не забуди насъ во вся дни живота нашего, но всегда пребывай съ нами, и Твоимъ заступленіемъ и ходатайствомъ у Господа подаждь намъ отраду, утѣшеніе, защиту и помощь, да выну славимъ и величаемъ преблагословенное и всепѣтое Имя Твое, на земли и на небеси во вѣки вѣковъ. Аминь.

 

Еп. Іосифъ (Петровыхъ). Новое чудо милосердія Царицы Небесной въ г. Ростовѣ Великомъ [«Троицкая Народная Бесѣда», Кн. 63-я]. Изд. 3-е. Сергіевъ Посадъ 1911.

 

***

Новое поразительное чудо по молитвам пред иконой Божией Матери «Умиленіе»

въ г. Ростовѣ Великомъ, Ярославской губ.

Уже 5 изданій выдержала – вначалѣ тоненькая – книжечка моя о дивныхъ чудесахъ отъ новоявленной чудотворной иконы Божіей Матери «Умиленія», превратившись теперь въ довольно толстую брошюрку. А новыя и новыя благодатныя знаменія Царицы Небесной все множатся и растутъ. Есть достаточно матеріала уже и на 6-е изданіе книжки. Въ это новое изданіе должно войти особенно поразительное чудо Царицы Небесной, оглашеніе котораго, однако, я не могу откладывать на долго, чтобы не лишать вѣрующихъ столь отраднаго утѣшенія и благодарно-умиленныхъ чувствъ предъ Небесной Цѣлительницей нашихъ недуговъ и скорбей. Слишкомъ разителенъ этотъ случай Ея помощи, чтобы долго молчать о немъ и имѣть терпѣніе откладывать его обнародованіе.

Иди же, новая милость Царицы Небесной, въ православный народъ и вмѣстѣ съ прежними чудесами Ея – «ишедше возвѣстите ему, яко вновь слѣпіи прозираютъ, хроміи ходятъ, прокаженные очищаются, глусіи слышатъ, мертвіи возстаютъ, нищіе благовѣствуютъ, и блаженъ есть, иже аще не соблазнится» (Лук. 7, 22) о чудотворящемъ образѣ милосердаго Господа и Пречистой Матери Его!

О новой милости Царицы Небесной такъ разсказываетъ полученное нами письмо:

«Ваше Преосвященство,

Преосвященнѣйшій Владыко!

Прилагаю при семъ письмо, писанное учительницей Даниловскаго городского женскаго училища Маріей Дмитріевной Масленниковой, окончившей Московскій Екатерининскій Институтъ... о милости, которую послала Матерь Божія ея болящей сестрѣ – Лидіи Дмитріевнѣ, по молитвамъ предъ новоявленной иконой, именуемой «Умиленіе» и находящейся въ Благовѣщенской церкви г. Ростова...

Въ поясненіе прилагаемаго письма считаю долгомъ сообщить Вамъ слѣдующее... Болящая Лидія Дмитріевна – дворянка, лѣтъ 53. Лѣтъ 25 тому назадъ она перенесла тяжелую форму тифа, подорвавшаго ея, прежде крѣпкое, здоровье. Какъ слѣдствіе тяжелой болѣзни, у ней остался легкій параличъ одной стороны лица и нервное встряхиваніе головой кверху. Лѣтъ 10-12 тому назадъ у Лидіи Дмитріевны была обнаружена фиброма-опухоль въ животѣ, въ послѣднее время разросшаяся до очень большихъ размѣровъ. Мѣсяца два тому назадъ появились сильнѣйшія боли головы. Сперва думали, что это мигрень, которой больная подвергалась очень часто и ранѣе. Но боли были постоянными, не прекращались ни днемъ, ни ночью. Больная слегла въ постель. Пригласили мѣстнаго врача П. Д. Троицкаго. Головныя боли были очень сильны, а температура была нормальная. Послѣ частыхъ посѣщеній и продолжительныхъ наблюденій докторъ пришелъ къ выводу, что причина болѣзни – фиброма, которая значительно увеличилась даже за время его наблюденій, что эта фиброма давитъ на нѣкоторые жизненные центры и что они, по всей вѣроятности, стали выдѣлять вещества, отравляющія организмъ, и въ тоже время отнимать отъ организма питаніе для своего роста, отъ чего больная такъ и ослабла. Но чтобы провѣрить себя и правильность своихъ заключеній, докторъ П. Д. Троицкій просилъ пригласить для консультаціи врача изъ Ярославля. Числа 27 ноября[10] была получена телеграмма: «Лида опасно больна, присылайте врача по внутреннимъ болѣзнямъ». Такъ какъ у больной болѣла очень голова и нервы были разстроены и ранѣе, еще до этой болѣзни, то пригласили психіатра А. А. Голосова. Я поѣхалъ навѣстить больную утромъ 28-го числа. Больная была сильно слаба, но въ сознаніи. Наканунѣ была настолько слаба, что ее причастили Св. Таинъ, и докторъ Троицкій опасался за ея жизнь. Вечеромъ 28 пріѣхалъ докторъ Голосовъ. Послѣ тщательнаго осмотра больной и долгихъ совѣщаній между собой, они пришли къ соглашенію по всѣмъ пунктамъ и намь, собравшимся родственникамъ, объявили слѣдующее свое заключеніе: «больная безнадежна. Фиброма приняла угрожающіе для жизни размѣры и нельзя поручиться, что не начался раковый распадъ ея. Единственное радикальное средство, – это оперативное удаленіе фибромы, но въ виду громаднаго размѣра подлежащей удаленію опухоли, это средство для больной въ настоящее время невозможное: больная должна умереть или во время операціи или вскорѣ послѣ нея. А потому, и операція для нея будетъ лишь излишнимъ мученіемъ, да и леченіе при такихъ условіяхъ будетъ напраснымъ. Все вниманіе должно быть обращено на поддержаніе организма въ борьбѣ съ болѣзнію чрезъ усиленное питаніе, но исходъ этой борьбы несомнѣненъ, и каждый слѣдующій день можетъ быть послѣднимъ днемъ ея жизни».

Такой приговоръ былъ выслушанъ нами – родственниками, въ числѣ которыхъ были два брата больной – Авениръ Дмитріевичъ – земскій начальникъ, Геннадій Дмитріевичъ – секретарь Земской Управы, Николай Николаевичъ Никитинъ – ветеринарный врачъ, я и нѣкоторые другіе, родственники и знакомые.

Оставалась одна надежда на небесную помощь Царицы Небесной, по великой милости Своей подающей помощь и исцѣленіе рабомъ Своимъ. Маріей Дмитріевной послана была просьба въ г. Ростовъ помолиться предъ новоявленной иконой Матери Божіей именуемой «Умиленіе».

Въ 11-мъ часу вечера, послѣ консиліума врачей, я уѣхалъ въ Ярославль. При прощаніи больная была въ забытьи и настолько слаба, что ротъ не закрывался, челюсть отвисла и одинъ глазъ былъ полуоткрытъ.

О дальнѣйшемъ вамъ скажетъ прилагаемое при семъ письмо: (Письмо это, отъ Маріи Дмитріевны Масленниковой, писано черезъ недѣлю послѣ приговора врачей о безнадежности больной и о скорой ея смерти):

...«Сейчасъ сижу у постели Лиды. Она заснула, и я пишу. Про ея здоровье могу сказать, что не смотря на появившійся кашель, она стала крѣпче, хотя температура поднимается до 39°. Замѣчается какое-то колебаніе – день лучше, день хуже, но въ общемъ – уже нѣтъ ужаснаго сознанія, что она должна умереть, какъ предсказали доктора.

Если бы ты знала, дорогая Н., что пришлось пережить 30 ноября. Такой былъ день нехорошій, такъ ей стало плохо, была безъ сознанія. Лицо покрылось красными и синими пятнами. Въ горлѣ – замѣтно было снаружи – что-то сильно трепетало. Всѣ ждали послѣдняго вздоха, но – Н.! – вѣришь ли ты въ чудеса? – у меня тутъ осталась вѣра только въ чудо! О. Василій читалъ отходную. Я стояла на колѣняхъ у кровати. Всѣ толпились кругомъ. Боже! Какой тяжелый былъ моментъ! Вдругъ въ это время мнѣ кто-то сунулъ въ руку открытку. Читаю: извѣщеніе священника изъ Ростова изъ Благовѣщенской церкви, что отслуженъ молебенъ Умиленію Божіей Матери. Точно Сама Царица Небесная чрезъ него дала мнѣ вѣсть, что чудо совершится, и я – вопреки всѣмъ сказала: будетъ чудо! Лида поправится! Лекарствъ давать было нельзя. Давали только святую воду. Докторъ слушалъ пульсъ. Велѣлъ сначала дать камфоры внутрь. Ее стошнило, и какъ будто стало лучше. Потомъ вспрыснули камфору. Она совсѣмъ затихла. Пульсъ окрѣпъ, и второй разъ вспрыскивать камфору не пришлось. Всю ночь просидѣли мы надъ ней...

Теперь – слава Богу! – Лида въ сознаніи, говоритъ, изъявляетъ свои желанія, узнаетъ, и первый день не забыла, что было вчера. Когда Лидѣ сдѣлалось худо, докторъ сказалъ, что ночь проживетъ. А вотъ она – слава Богу! – теперь хоть и слаба и больна, но не производитъ такого отчаяннаго впечатлѣнія»... М. М.

Нынѣ, 20 Декабря, (продолжаетъ авторъ перваго письма) я получилъ отъ Маріи Дмитріевны письмо, извѣщающее, что больная уже сидитъ въ креслѣ и на пути къ выздоровленію, съ апетитомъ уже кушаетъ супы и котлеты.

Если бы больная даже и не выздоровѣла совсѣмъ, то продленіе ея жизни на такой срокъ, при томъ безнадежномъ состояніи, въ какомъ была больная, было бы уже великой милостью Царицы Небесной, за каковую милость отъ всѣхъ насъ, родныхъ больной, и да будетъ всегдашняя слава Матери Божіей и молитвенное отъ всего сердца наше Ей благодареніе!

Вашего Преосвященства нижайшій послушникъ, смотритель Ярославскаго Епархіальнаго Свѣчнаго завода, священникъ Василій Розовъ.

1-го Марта сего года (т. е. спустя 3 мѣсяца послѣ Ноябрьскаго умиранія больной) на посланную въ Даниловъ телеграмму съ просьбой сообщить о состояніи здоровья умиравшей – полученъ отвѣтъ:

«Помолитесь Божіей Матери за великую милость, оказанную сестрѣ, она совершенно здорова.

Масленникова».

О, пречудная Владычице Богородице! Безсильны наши слова – достойно восхвалить Тебя! Безсильны наши чувства – достойно возблагодарить Тебя!

 

Сообщилъ Е. Іосифъ.

 

«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1914. 23. Ч. Неофф. С. 447-451.

 

[1] Замѣчательно трогательный разсказъ объ этомъ приводится въ описаніи явленія иконы Б. М. «Нечаянная Радость», 3 раза Божія Матерь умоляла Сына Своего за одного беззаконника, и три раза Сынъ отказывалъ Матери, говоря: «столько же разъ и Я молилъ Отца Своего, чтобы миновала Меня чаша страданій, и Онъ – не послушалъ Меня»... Наконецъ, когда Божія Матерь попыталась пасть предъ Сыномъ Своимъ на колѣни, Онъ воскликнулъ: «законъ повелѣваетъ Сыну почитать Мать. Я ли, Законодатель, не обязанъ исполнить законъ сей! Буди же по Твоему желанію»...

[2] Подлинный актъ о семъ событіи, съ показаніями подъ присягою свидетелей происшедшаго, см. въ «Ярославскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ», № 13-14.

[3] Этими трогательными словами Царица Небесная утѣшала плачущую мать дѣвочки.

[4] Любопытно, что изъ оконъ дома Лепешкиныхъ виднѣются не одна, а по крайней мѣрѣ три церкви. Безъ сомнѣнія, по этому – дѣлается еще добавленіе имени священника искомой церкви. Вообще во всемъ ходѣ событій ясно обнаруживаетъ себя особая высшая премудрая сила, разумность и сообразительность, высшая человѣческой.

[5] Дѣвочка описываетъ это явленіе своеобразнымъ дѣтскимъ языкомъ. Какъ выяснилось потомъ, подъ чепчикомъ она разумѣетъ покрывало, въ какомъ обыкновенно изображается Божія Матерь. По ея словамъ, Божія Матеръ явилась съ ножками, т. е. во весь ростъ, маленькою («немножко побольше меня»). Уголъ дома, при явленіи, какъ бы воспламенился огнемъ, изъ коего вышла и потомъ снова вступила въ этотъ огонь Царица Небзсная. Ножки Ея были ничѣмъ не обуты – «голенькія». Въ книгѣ Поселянина «Богоматерь» были показаны дѣвочкѣ многія изображенія Божіей Матери, среди коихъ она многія признавала совершенно похожими на бывшее ей видѣніе.

[6] Точная копія такой же иконы оказалась и въ здѣшнемъ женскомъ монастырѣ, при чемъ имѣется и надпись «Умиленіе».

[7] Любопытно, что дѣвочка въ это время спала, и, по пробужденіи, тоже заявила матери, что «въ Ярославль мы не поѣдемъ». На вопросъ матери, «почему?» – дѣвочка объяснила, что она слышала во снѣ, какъ ей велѣно дѣлать ванны, а не возить никуда...

[8] Въ иконѣ – немало сходства съ образомъ Балыкинской Б. М. Однако, есть и важныя различія: напр., Младенецъ на Ростовской иконѣ изображенъ со свиткомъ въ рукѣ. Есть разность и въ одеждѣ и лицахъ Божіей Матери и Младенца

[9] Будущій Новомученикъ Патріархъ Московскій. – ред.

[10] Минувшаго 1913 года.

 

Икона Божіей Матери въ Ростовской Благовѣщенской церкви. На колѣняхъ у иконы исцѣленная дѣвочка.

Наружный видъ домика Лепешкиныхъ.

Внутренній видъ дома Лепешкиныхъ, гдѣ было видѣніе Божіей Матери дѣвочкѣ.

Благовѣщенская церковь, гдѣ прославилась чудесами икона «Умиленія Б. М.». (Снесена большевиками около 1930 г.)

Икона Умиленія Б. М. въ Ростовской Благовѣщенской церкви.

Храм свт. Николая на Всполье в Ростове, где сейчас находится чудотворная икона «Умиление-Ростовская»

Интерьер храма свт. Николая на Всполье в Ростове, где находится чудотворная икона «Умиление-Ростовская»


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: