Новосвмуч. Макарій (Гневушевъ), еп. Вяземскій – Внимайте себѣ и своему стаду (1915-1916).
Предлагаем нашим читателям познакомиться с одним из трудов новосвмуч. Макария (Гневушева) «Внимайте себѣ и своему стаду» – опубликованным в «Прибавленіяхъ къ Церковнымъ Вѣдомостямъ» №№ 48, 49, 50, 51, 52 за 1915 г. и №№ 1, 2, 6, 9, 10, 11, 12 за 1916 г.
Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)
4 сентября Св. Церковь отмѣчаеть память одного изъ самыхъ замѣчательныхъ Новомучениковъ-Архипастырей Русской Церкви – новосвмуч. Макарія (Гневушева), епископа Вяземскаго, викарія Смоленской епархіи. 4 сентября 1918 г. по обвиненію въ «организаціи белогвардейскаго восстанія» былъ расстрелянъ чекистами въ пригородѣ Смоленска. По воспоминаніямъ его дочери, четырнадцать приговоренныхъ къ смерти были доставлены въ пустынное мѣсто за Смоленскомъ и построены спиной къ свежевырытой могилѣ. Палачъ подходилъ къ каждому и производилъ выстрелъ въ лобъ. Святитель, находясь въ концѣ шеренги, съ четками горячо молился за каждаго изъ казнимыхъ. Онъ былъ застрѣленъ послѣднимъ. Въ 1981 г. былъ причисленъ Русской Зарубежной Церквей къ лику Новомучениковъ и Исповедниковъ Россійскіхъ.
Новосвмуч. Макарій являлъ собою Кормчаго, «знающаго, по его собственному выраженію, жизнь, видѣвшаго на своемъ вѣку много бурь и знающаго имъ цѣну». Являлъ собою Архипастыря, высоко ставящаго пастырское служеніе и отзывчиваго ко всѣмъ явленіямъ церковно-общественной жизни. Церковь и приходская община, сельскіе кооперативы, семья и школа, народная нравственность, вліяніе современной литературы, участіе духовенства въ политической жизни страны, вліяніе монастырей на народную жизнь и проч., – словомъ, всѣ стороны церковно-государственной жизни служили предметомъ вдумчиваго вниманія и наблюденія, разносторонняго освѣщенія съ христіанской точки зрѣнія, самой серьезной заботливости Архипастыря объ устраненіи обстоятельствъ, препятствующихъ утвержденію правды Христовой на землѣ и о созданіи условій, благопріятствующихъ пастырскому дѣланію для борьбы со зломъ и для утвержденія добра. Совремѣнники такъ писали о Святителѣ: «Преосвященный Макарій пользуется широкою и заслуженною извѣстностію, какъ духовный писатель и твердый защитникъ тѣхъ устоевъ, на которыхъ зиждется мощь нашей родины и процвѣтаніе православной Церкви». («Всеросс. Церк.-Общ. Вѣст.». № 25).
Въ своихъ церковно-публицистическихъ статьяхъ Святитель настойчиво зоветъ пастырей къ неустанному труду – къ утвержденію своихъ пасомыхъ въ истинной вѣрѣ, къ поднятію народной нравственности, къ привлеченію заблудшихъ въ ограду Церкви и проч. – путемъ неустанной проповѣди, истоваго благоговѣйнаго отправленія Богослуженія, таинствъ и требъ, привлеченіемъ молящихся къ обще-народному пѣнію, поднятіемъ на должную высоту церковной школы, развитіемъ приходской благотворительности, живымъ воспитывающимъ преподаваніемъ Закона Божія, участіемъ и разумнымъ направленіемъ дѣятельности кооперативныхъ учрежденій и проч. Заслуживаетъ вниманія то высокое мнѣніе, какое имѣетъ, на основаніи опыта и личныхъ переживаній Святителя о важномъ значеніи педагогической дѣятельности и для личной жизни педагоговъ, и для подготовленія къ жизни молодыхъ поколѣній. «Всѣ, имѣвшіе въ жизни своей жребій – учить и воспитывать другихъ, говоритъ Преосвященный, хорошо знаютъ – сколько радостей, тѣхъ именно чистыхъ и высокихъ радостей, которыя создаютъ дѣйствительное счастье на землѣ, доставляетъ воспитаніе и обученіе души человѣческой... Какъ ни труденъ путь учительскій, онъ всегда являлся въ моемъ сознаніи чуть-ли не единственно высокимъ, не единственно увлекательнымъ и дающимъ наиболѣе цѣнные плоды для общественной и личной духовной жизни». Не менѣе отрадно читать въ рѣчи Святителя и тѣ, полныя юношеской вѣры и бодрости, слова, въ которыхъ Архипастырь говоритъ о грядущемъ обновленіи нашей Родины подъ сѣнью Православной Церкви. «Вѣрится, что Господь услышалъ молитвы всѣхъ болѣзнующихъ о нестроеніяхъ нашей духовной религіозно-нравственной жизни и подаетъ народу русскому руку спасенія,... пробуждается бодрость духа и стремленіе къ усиленному труду. И слышится голосъ родной Церкви и Отчизны: идите, спѣшите всѣ – и малые, и великіе на РАДОСТНЫЙ ПИРЪ ТРУДА, Самъ Господь васъ зоветъ къ этому!».
По вопросу объ участіи духовенства въ политической жизни, въ государственномъ строительствѣ Святитель говоритъ (въ ст. «Внимайте себѣ и своему стаду». Церк. Вѣд. 1916 г., № 11), что духовенство, призванное законодателемъ къ участію въ Государственной Думѣ и Государственномъ Совѣтѣ, по одному тому уже не имѣетъ права, не должно уклоняться отъ участія въ политической жизни страны. Памятуя завѣты великихъ святителей русскихъ – свв. Петра, Алексія, Іоны, Филиппа, Гермогена, преп. Сергія, патріарховъ Филарета, Никона и другихъ, принимавшихъ самое близкое участіе въ жизни государства, болѣвшихъ его болѣзнями, смертью запечатлѣвшихъ свою любовь къ Родинѣ (какъ свят. Филиппъ и Гермогенъ), – современные пастыри въ дни, – когда народная душа мятется въ вихрѣ политическихъ страстей, ищетъ руководства, куда, къ какому берегу, къ какой партіи пристать, – не могутъ, не должны отстраняться отъ авторитетнаго руководства и отталкивать отъ себя вопрошающихъ, но смѣло, твердо звать свою паству сплотиться подъ знаменемъ, на которомъ написано – Православіе, Самодержавіе и Русская народность, не смущаясь, что партія, провозгласившая эти завѣтныя слова, осмѣяна, унижена, самые завѣты опошлены на страницахъ такъ наз. прогрессивной печати, не смущаясь тѣмъ, что «сила этого хорового, необычайно громкаго высмѣиванія всего дорогого для русскаго сердца оказалась на столько великою, что многіе только подъ вліяніемъ именно высмѣиванія устыдились своего русскаго имени».
Новосвященномученниче Отче Макаріе, моли Бога о насъ!
Царь-мученик Николай в сопровождении архим. Макария (Гневушева) осматривает достопримечательности Московского Новоспасского монастыря.