Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – НАШЕ СОЛНЦЕ – ХРИСТОСЪ.

Христосъ воскресе!

Что произошло бы съ нашего землею, если бы погасло солнце?

Безъ сомнѣнія, что всякая жизнь на ней исчезла бы, погибли бы не только всѣ живыя существа, но и растенія; океаны обратились бы въ сплошныя льдины; все погрузилось бы въ совершенную тьму; все стало бы достояніемъ царства смерти и ужаса...

А что сталось бы съ родомъ человѣческимъ, если бы не воскресъ Христосъ? если бы это живоносное и животворное Солнце наше осталось бы во мракѣ гробовой пещеры Іосифа Аримаѳейскаго, если бы не возсіяло оттуда во славѣ Божества?...

О, конечно, родъ человѣческій всецѣло погрузился бы въ совершенную тьму безбожія, сталъ бы игралищемъ страстей, люди уподобились бы скотамъ несмыслепнымъ, превратились бы въ лютыхъ, неукротимыхъ звѣрей, а затѣмъ, извращая остатки образа Божія въ своей духовной природѣ, грубѣя нравственно, тупѣя умственно, вырождаясь физически и истощая себя въ гнуснѣйшихъ порокахъ, и совсѣмъ истребили бы сами себя...

Разъ это уже едва и не совершилось въ исторіи. О допотопномъ мірѣ Самъ Богъ свидѣтельствовалъ, что всѣ люди стали плотью... и волны потопа смыли нечестивцевъ съ лица земли и только тѣмъ остановили конечную гибель міра. Но допотопные люди, по-видимому, еще не дошли до полпаго физическаго вырожденія: по крайней мѣрѣ, Библія говоритъ, что тогда были люди исполины, слѣдовательно еще сильные физически. А то безбожіе, то развращеніе, къ коему толкаютъ родъ людской современные проповѣдники всяческихъ свободъ, всяческихъ модныхъ нынѣ антихристіанскихъ ученій, грозить намъ нравственнымъ развращеніемъ – до одичанія, умственнымъ потемнѣніемъ – до безумія, физическимъ вырожденіемъ – до жалкаго состоянія идіотовъ-полумертвецовъ, а затѣмъ, повторяю, – всеобщею гибелью человѣка на землѣ... И пусть не обманываютъ себя тѣ безумцы, которые мечтаютъ, погасивъ вѣру въ Бога, обративъ людей въ животныхъ, господствовать надъ ними: непреложный законъ правды Божіей, о которой они не хотятъ и слышать, совершить свой судъ и надъ ними, какъ было нѣкогда съ Навуходоносоромъ, царемъ Вавилонскимъ, который возгордился противъ Бога и превращенъ былъ въ звѣря, питался травою, какъ волъ, пока не смирился, пока не исповѣдалъ Божію правду и Божіе всемогущество...

Не допустилъ Господь и древнему міру дохристіанскихъ временъ дойти до такого состоянія: милосердый Творецъ видѣлъ, что человѣчество гибнетъ, и поспѣшилъ послать Сына Своего единороднаго, да спасется Имъ міръ... Видѣлъ Всевѣдущій, что въ грѣшномъ человѣчествѣ, погруженномъ во тьму идолопоклонства, еще таятся зачатки вѣры, еще не совсѣмъ померкла совѣсть, еще люди, по крайней мѣрѣ лучшіе изъ людей, какъ бы ощупью ищутъ Бога, ставятъ жертвенники невѣдомому Богу, ждутъ Примирителя, смотрятъ на небо, ожидая свѣтлой звѣзды, которая должна указать имъ Желаннаго и Ожидаемаго... И вотъ Онъ, Избавитель міра, Надежда рода человѣческаго, Онъ, обѣтованный Владыка Христосъ, явился въ міръ, какъ Сынъ Дѣвы изъ Назарета, смиренно пожилъ среди людей, принесъ Себя, яко агнецъ, въ жертву искупленія рода человѣческаго, умеръ на крестѣ, положенъ во гробѣ яко смертный, – Онъ, Солнце правды, зашелъ подъ землю, снисшелъ до глубинъ адовыхъ... Что сталось бы съ нами, если бы Онъ остался тамъ?..

Но – слава Ему, ада Побѣдителю и смерти Умертвителю – Онъ извелъ оттуда узниковъ, Онъ Себѣ взялъ ключи ада и смерти, и торжественно, яко Владыка жизни, яко Живоносецъ, возсіялъ изъ гроба яко Женихъ отъ чертога – весь Радость, весь Благость, весь Любовь... и ликующая Церковь, привѣтствуя Его, восклицаетъ: гдѣ ти, смерте, жало? Гдѣ ти, аде, побѣда? Взошло наше Солнце красное, Солнце правды, Солнце жизни вѣчной, незаходимое, взошло, обогрѣло міръ Своими лучами, влило жизнь въ умирающее человѣчество, разогнало тьму невѣдѣпія, идолослуженія, тьму всяческихъ заблужденій и пороковъ, бросило Свои свѣтлые лучи на лицо земли, и увидѣли люди всѣ сѣти сатанины, для нихъ раскинутыя, и ужаснулись ихъ, и побѣжали отъ нихъ, но ужаснулся и врагъ Бога и людей отъ славы креста Христова, и убѣжалъ въ свою преисподнюю, и разлилась повсюду радость всемірная, ликованіе, торжество воскресенія побѣды надъ смертью...

Грѣшны мы, немощны, не умѣемъ, еще неспособны радоваться радостію небесною, какъ подобаетъ, какъ радуются Ангелы и святые Божіи на небесахъ; но и мы, внимая слову великаго Златословеснаго учителя, нынѣ не плачемъ о грѣхахъ своихъ, не оплакиваемъ своего убожества: и мы сегодня чувствуемъ, какъ наше грѣшное сердце, въ мѣру нашего смиренія и вѣры, наполняется этой радостью небесной, и оно, это слабое, измученное суетою житейской сердце ощущаетъ ликованіе съ нами всего міра видимаго и невидимаго, и небожителей на небѣ, и всей твари, каждой былинки на землѣ... Все, все ликуя, восклицаетъ съ нами: Христосъ воскресе! Христосъ воскресе! Христосъ воскресе!..

Да иначе и быть не можетъ: какъ не ликовать, когда мы знаемъ, что если бы Христосъ не воскресъ, то и вѣра наша потеряла бы всякій смыслъ, и мы, по выраженію Апостола, были бы «лжесвидѣтелями о Богѣ, потому что свидѣтельствовали бы о Богѣ, что Онъ воскресилъ Христа, Котораго Онъ не воскрешалъ», мы были бы «несчастнѣе всѣхъ человѣковъ»... Но – Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, – и мы радуемся, мы торжествуемъ Его побѣду надъ смертію: вѣдь это – наша побѣда, вѣдь Онъ, нашъ Спаситель, сталъ первенцемъ изъ воскресшихъ въ вѣчную жизнь; Онъ и намъ проложилъ путь къ воскресенію, къ вѣчной жизни. Да и сама тварь, даже неодушевленная тварь, – ибо Богу Всемогущему и неодушевленная тварь внемлетъ съ благоговѣніемъ, и неразумная повинуется яко разумная, – и сія тварь, по ученію апостола Павла, надѣется, что нѣкогда «будетъ освобождена отъ рабства тлѣнію въ свободу славы чадъ Божіихъ» (Рим. 8, 22). Вотъ почему сердце такъ радостно откликается на радость твари земной въ праздникъ Воскресенія Христова: оно знаетъ, что Солнце правды-Христосъ Своею благодатію согрѣваетъ весь міръ, Своимъ воскресеніемъ предначинаетъ воскресеніе и обновленіе всего міра, не исключая и неразумной видимой твари...

Братія мои! Чада ликующей Церкви!

Цѣлымъ сердцемъ раздѣлця съ вами свѣтлую радость праздника Воскресенія Христова, я не хотѣлъ бы бросать хотя ничтожную тѣнь на эту радость. Но долгъ пастыря, но истинная любовь, желающая вамъ всѣхъ благъ отъ воскресшаго Господа, властно повелѣваютъ мнѣ не скрывать отъ васъ той опасности, которая и среди свѣтлой радости Воскресенія постоянно грозитъ намъ въ сей юдоли земной: берегитесь, чтобы врагъ незамѣтно не увлекъ васъ въ искушенія отъ плоти и міра, чтобы потомъ, затемнивъ умъ вашъ служеніемъ страстямъ, отравивъ сердце самоцѣномъ и самооправданіемъ, отвлечь отъ Матери-Церкви и погрузить во тьму современныхъ лжеученій и тонкаго язычества...

Воскресшій Господь да осѣнитъ васъ Своею благодатію, да покроетъ и оградитъ отъ такихъ искушеній, да сохранить вѣрными и послушными чадами Своей непорочной невѣсты, а нашей Матери-Церкви! О Немъ и радуйтесь радостію небесною, неизглаголанною, радуйтесь и носите въ своихъ устахъ, въ своихъ сердцахъ сей глаголъ радости: Христосъ воcкресе! Христосъ воскресе! Аминь.

Епископъ Ніконъ.

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1913. № 15-16. С. 693-695.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: