Аѳанасій Захарьевичъ Неселовскій – «Указъ о храмѣхъ, когда святити или не святити» (Большой Требникъ, глава 108).

Храмъ можетъ быть мѣстомъ богослуженія, въ особенности же мѣстомъ совершенія литургіи, только подъ тѣмъ непремѣннымъ условіемъ, если онъ освященъ по особому чину. И такой порядокъ соблюдается въ христіанской Церкви съ первыхъ же временъ ея существованія. Извѣстно, напр., что при Константинѣ Великомъ совершено было соборомъ епископовъ торжественное освященіе храма, воздвигнутаго названнымъ императоромъ въ Іерусалимѣ при гробѣ Господнемъ; такъ же совершено было при Констанціи, сынѣ Константина Великаго, освященіе храма въ Антіохіи и т. п.

Освященіе храма носитъ еще на языкѣ церковнаго устава названіе обновленія, которое заимствовано изъ св. Писанія и которое указываетъ ближайшимъ образомъ на одно изъ важнѣйшихъ событій въ жизни еврейскаго народа, именно – на возстановленіе и освященіе Іерусалимскаго храма послѣ плѣна Вавилонскаго. Въ первой книгѣ Ездры по этому поводу между прочимъ сказано, что когда оконченъ былъ храмъ, «тогда сотвориша сынове Израилевы, священники и левиты, и прочій сыновъ переселенія обновленіе дому Божію въ радости» (1 Ездр. VI, 16). Здѣсь подъ словомъ обновленіе разумѣется какъ дѣйствительное обновленіе разрушеннаго храма, такъ въ особенности и преимущественно то освященіе (въ русскомъ переводѣ такъ и сказано: освященіе), которое совершено было надъ возстановленнымъ храмомъ. Съ теченіемъ же времени обновленіемъ стали называть освященіе всякаго храма, хотя бы онъ и небылъ возстановленъ, обновленъ, – стали называть въ томъ именно смыслѣ, что чрезъ освященіе зданіе храма становится инымъ, новымъ, изъ несвященваго дѣлается священнымъ, изъ обыкновеннаго зданія дѣлается мѣстомъ особеннаго присутствія Божія, мѣстомъ совершенія жертвы Христовой[1]. Въ мѣсяцесловѣ Православной греко-россійской Церкви указывается даже одинъ день (13 сентября), какъ праздникъ обновленія, освященія храма, въ которой воспоминается освященіе Іерусалимскаго храма Воскресенія Христа Спасителя при Константинѣ Великомъ. Служба этому дню называется службой обновленію и входитъ въ составъ службъ, совершаемыхъ при освященіи каждаго храма въ настоящее время, но только того освященія, которое именуется великимъ, или въ собственномъ смыслѣ обновленіемъ.

Какъ совершается обновленіе, или освященіе храма, т. е. по какому чину, объ этомъ имѣются подробнѣйшія указанія въ Требникѣ. Но здѣсь же, въ Большомъ Требникѣ, мы находимъ, помимо чиновъ освященія, и еще особый «указъ о храмѣхъ, когда святити или не святити», т. е. разъясненіе относительно того, во всякое ли время года, во всякій ли день недѣли можно совершать освященіе, или не всегда, и если не всегда, то когда же именно можно и когда нельзя. Указъ этотъ явился у насъ, въ нашемъ Требникѣ, сравнительно недавно. Въ Потребникѣ патріарха Филарета, изданномъ въ 1625 г., его еще не было, и впервые мы находимъ его лишь въ Никоновскомъ Потребникѣ, изданномъ въ 1653 году. Переведенный несомнѣнно съ греческаго, уставъ этотъ отличается нѣкоторою неясностью въ слово-выраженіяхъ, а сверхъ того и отсутствіемъ системы въ своихъ показаніяхъ.

Начинается онъ трактатомъ о томъ, «когда быти освященію церкви въ воскресные дни, и когда не быти», т. е. разъясненіемъ вопроса, во всякій ли воскресный день можно совершать освященіе храма. На поставленный вопросъ дается такой отвѣтъ: «освященію храму невмѣстно быти» въ слѣдующіе воскресные дни: а) въ то воскресенье, въ которое «прилучится св. Симеона». Память этого святаго празднуется Церковью много разъ въ году, но здѣсь несомнѣнно имѣется въ виду св. Симеонъ-Столпникъ, память котораго 1-го сентября. А что дѣйствительно здѣсь имѣется въ виду этотъ именно день, ясно изъ того, во-первыхъ, что дальнѣйшее перечисленіе воскресныхъ дней идетъ въ порядкѣ церковнаго года, начинающагося, какъ извѣстно, съ 1-го сентября, со дня св. Симеона, а во-вторыхъ – изъ того, что только служба этого дня (разумѣется служба св. Симеону и новолѣтію) отличается значительной сложностью, неудобной для соединенія ея со службой на освященіе храма и воскресной. «Невмѣстно» также «быти» освященію въ воскресенья: б) 1-го октября – Покровъ Пресвятыя Богородицы, в) 26 октября – св. Димитрія Солунскаго, д) въ двѣ недѣли предъ Рождествомъ Христовымъ, т. е. въ недѣлю св. Праотецъ и св. Отецъ, е) въ недѣлю по Рождествѣ, ж) въ то воскресенье, въ которое прилучится 1-е января – праздникъ Обрѣзанія Господня и память св. Василія Великаго, з) въ недѣлю по Просвѣщеніи. Въ періодъ тріодный считается «невмѣстнымъ» совершать освященіе храма во всѣ воскресные дни съ недѣли Мытаря и Фарисея по недѣлю Всѣхъ Святыхъ; наконецъ, не рекомендуется освящать храмовъ 16 іюля и 11 октября – память Отцовъ св. Соборовъ, если эти дни прилучатся въ воскресенье.

Во всѣ перечисленные воскресные дни «владычнимъ храмомъ, и Богородицы, или святаго, или святѣй, освященію храму невмѣстно быти». Объясняя причину, почему не слѣдуетъ въ указанные дни совершать освященіе, уставъ говоритъ: «занеже въ стихирахъ и въ славахъ, и въ канонѣхъ, и въ хвалитвыхъ стихирахъ бываетъ велико утѣсненіе». «Утѣсненіе» – тѣснота, подъ которой разумѣется здѣсь соединеніе большаго количества стихиръ, каноновъ и проч. Какимъ образомъ можетъ явиться такая тѣснота, ясно изъ общаго устава. Дѣло въ томъ, что, по уставу, на бдѣніи, предшествующемъ освященію, соединяются службы: а) обновленію (13 сентября – въ Минеѣ) а б) храму, т. е, тому, въ чье имя освящается храмъ. Если бы освященіе совершалось въ который-либо изъ указанныхъ воскресныхъ дней, тогда необходимо было бы къ службѣ обновленію и храму присоединить еще извѣстное, довольно значительное количество стихиръ и проч. изъ службы, во-первыхъ, воскресной, а во-вторыхъ – того праздника, который случился въ воскресный день. А это и дало бы въ результатѣ утѣсненіе, тѣсноту пѣснопѣній, такое ихъ обиліе, при которомъ трудно было бы ихъ надлежащимъ образомъ соединить и выполнить. Такъ, напр,, предположимъ, что освященіе храма въ честь какого-либо святого совершается 1-го января, случившееся въ воскресенье. На всенощномъ бдѣніи въ такомъ разѣ – на «Господи воззвахъ», напр., полагаетея изъ службы освященію стихиры на 4 и на 4 же храму святаго, но на ряду съ этимъ нужно было бы еще взять положенныхъ уставомъ 3 воскресныхъ стихиры, 3 празднику Обрѣзанія и 4 св. Василію Великому.

Другое общее положеніе разсматриваемаго устава касается вопроса, можно-ли освящать храмъ въ тотъ день, когда празднуется памяти святого или воспоминается событіе, въ честь котораго посвященъ храмъ? Напр.; можно ли освящать храмъ въ честь св. Ольги въ день празднованія ея памяти, т. е. 11 іюля? И на этотъ вопросъ дается отрицательный отвѣтъ. «Аще прилучится, сказано въ уставѣ, праздникъ Владычень, или Богородицынъ, или святого, или святыя, въ который день ни буди во весь годъ: и въ той день на самый праздникъ, его же будетъ во имя храмъ неосвященъ, и того храма на свой праздникъ отнюдь не святити. А святити храмъ, который ни буди, прежде своего праздника, а не въ той день. И потомъ праздновати храму совершенно, кромѣ освященія, занеже праздникъ празднуется настоящій, въ той день непремѣнно собою, кромѣ всякаго иного прилогу». Запрещеніе это направлено, очевидно, къ тому, чтобы не было совпаденія двухъ торжествъ: освященія храма и храмового праздника.

Третье общее положеніе, касающееся всѣхъ вообще освящаемыхъ храмовъ, это то, что они не должны быть освящаемы въ Великій постъ. Въ «Великій постъ, сказано въ Требникѣ.... священія церкви не творимъ ни которымъ храмомъ, качества ради пищнаго, юже да не разрѣшимъ на рыбу и вино, и масло». Смыслъ этого запрещенія понятенъ: освященіе церкви – великое торжество, которое, какъ и всякое церковное торжество, должно оказать извѣстное вліяніе на уставъ о пищѣ, т. е. облегчить постъ, дать разрѣшеніе на рыбу, вино и елей. Но такое разрѣшеніе въ періодъ поста допускается лишь въ праздникъ Благовѣщенія, да и то если послѣдній не случится въ Страстную седмицу. Чтобы такимъ образомъ не стать въ противорѣчіе съ церковнымъ уставомъ касающимся качества пищнаго, и не разрѣшается совершать освященіе храма въ Великій постъ.

Наконецъ, въ четвертыхъ, освященію храма «святаго и святѣй... невмѣстно быти на всѣ Господскіе праздники и Богородицины, и великихъ святыхъ поліелеосныхъ». Таковы общія положенія, относительно освященія храмовъ.

Кромѣ этихъ общихъ положеній въ разсматриваемомъ уставѣ даются частныя предписанія, касающіяся освященія храмовъ: а) Господскихъ, б) Богородичныхъ и в) Святыхъ.

Храмы Владычніе различаются двухъ категорій: во-первыхъ, Воскресенскіе, т, е. посвященные въ честь Воскресенія Христова, а во-вторыхъ, посвященные воспоминанію другихъ событій изъ жизни Спасителя: Преображенія, Вознесенія и т. п.

Храмы первой категоріи, т. е. Воскресенскіе, должны быть освящаемы непремѣнно въ воскресенье, «а во иные дни простые, кромѣ недѣли, храма Воскресенія Христова не святити, занеже воскреснѣй службѣ пѣтися не достойно». Требованіе это вызвано тѣмъ обстоятельствомъ, что предъ освящевіемъ храма, на всенощномъ бдѣніи, служба обновленію соединяется со службой храму. Слѣдовательно, предъ освященіемъ Воскресенскаго храма со службой обновленію нужно соединить службу воскресную: а послѣдней «не достойно пѣтися» въ другіе дни, кромѣ воскресенья, потому-то и освященію Воскресенскаго храма «не вмѣстно быти» въ дни простые, т. е. не въ воскресенье.

Однако, и воскресенскіе храмы могутъ быть освящены не во всѣ воскресенья. Такъ, ихъ нельзя освящать, во-первыхъ, въ тѣ воскресные дни, которые перечислены выше, а во-вторыхъ – въ тѣ, въ которые случаются праздники Богородичные. «Аще прилучится въ недѣлю Покровъ Богородицы, и Положеніе ризы и пояса (и Срѣтеніе иконы, и Знаменіе, и явленіе Богородицы Казанскія) или иныхъ праздниковъ Богородицы подобныхъ таковымъ», – во всѣ эти воскресенья освящать Воскресенскихъ храмовъ нельзя, – и нельзя именно ради «утѣсненія» въ стихирахъ и проч.[2].

Что же касается храмовъ Владычнихъ, освящаемыхъ въ честь другихъ событій изъ жизни Спасителя, то они не должны быть освящаемы въ воскресенье, а только въ другіе дни недѣли, за исключеніемъ дней Великаго поста, – «качества ради нищнаго»; затѣмъ ихъ не положено освящать въ Пасхальную седьмицу, въ Преполовеніе и въ отданіе Пасхи.

О храмахъ Богородичныхъ и Святыхъ въ уставѣ сказано весьма мало, такъ какъ къ этимъ храмамъ относятся тѣ общія положенія, какія указаны выше. Въ частности, относительно Богородичныхъ храмовъ есть еще замѣчаніе, что ихъ, какъ и Воскресенскихъ храмовъ, не слѣдуетъ освящать въ Преполовеніе и въ отданіе Пасхи.

Во всѣ другія времена, кромѣ указанныхъ, освященіе храмовъ не запрещается, а потому въ будніе дни, даже и періода Пятидесятницы, и во всѣ тѣ воскресные дни, которые не упомянуты въ вышеуказанныхъ рубрикахъ, освященіе храмовъ разрѣшается. Таковъ уставъ.

Но практика церковная не всегда придерживается его. Не станемъ приводить примѣры позднѣйшаго времени, а укажемъ, какъ относились къ этому уставу при нашихъ патріархахъ, въ періодъ, ближайшій къ появленію у насъ разсматриваемаго устава. Въ одномъ памятникѣ, относящемся къ XVII вѣку, сохранилась запись «о освященіи церквей святѣйшимъ патріархомъ». Здѣсь подъ 7197 г. (т. е., 1689 года) сказано: «Святѣйшій ходилъ іюнія въ 6 день, на память святаго Тихона, церковь его святити въ день недѣльный, по прошенію благочестивыя царевны Софіи»[3].

«Въ 1687 г. генваря въ 23 день, въ недѣлю Блуднаго сына, святѣйшій патріархъ у всенощнаго былъ въ соборѣ, и предъ литургіею въ 3 часу въ исходѣ ходилъ ко освященію храма Живоноснаго Воскресенія за Неглинскіе ворота».

«Въ 1686 г. ноября въ 14 день было освященіе церкви мученицы Екатерины въ Вознесенскомъ монастырѣ; святѣйшій святилъ самъ»[4].

Изъ приведенныхъ примѣровъ видно, что сами патріархи освящали иногда храмы въ тѣ дни, въ которые приходилась память святыхъ, въ честь коихъ освящались храмы, т. е. въ самые дни храмовыхъ праздниковъ; кромѣ того, освящали храмы и въ періодъ постной тріоди, въ каковой періодъ нашъ уставъ съ особой настойчивостью запрещаетъ совершать освященіе. Изъ этого ясно, что въ случаѣ нужды высшая церковная власть можетъ разрѣшить освященіе церкви и въ тѣ времена, въ которыя, по уставу, таковому освященію «не вмѣстно быти».

 

А. Н.

 

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 29. Ч. Неофф. С. 501-507.

 

[*] Пользуемся Требникомъ, изданнымъ въ Москвѣ въ 1862 г.

[1] У грековъ освященіе церкви называется ἐλχαἷνια – буквально обновленіе (отъ χαινος – новый). См. Евхологій.

[2] Замѣтимъ, кстати, что храмовой праздникъ Воскресенскихъ храмовъ долженъ быть совершаемъ 13 сентября. Объ этомъ смотр. обстоятельную статью въ мѣсяцесловѣ Высокопреосвященнѣйшаго Димитрія, Архіепископа Тверскаго, сентябрь, изд. 1893 г , стр. 86-88.

[3] Тутъ ошибка: память св. Тихона не 6 іюня, а 16, и въ 1689 г. 16 іюня дѣйствительна приходилось въ воскресенье, тогда какъ 6-е было въ четвергъ.

[4] Древняя Россійская Вивліоѳика. ч. XI.

 

Объ авторѣ. Аѳанасій Захарьевичъ Неселовскій (1864 – послѣ 1926) – статскій совѣтникъ. Кандидатъ Кіевской духовной академіи 1890 г.; въ 1890-1891 уч. году состоялъ профессорскимъ стипендіатомъ при той же академіи; съ 1 августа 1891 г. – преподаватель литургики, гомилетики и практическаго руководства для пастырей въ Саратовской духовной семинаріи; съ 26 февраля 1893 г. – преподаватель тѣхъ же предметовъ въ Подольской духовной семинаріи; съ 16 августа 1904 г. – смотритель Каменецкаго духовнаго училища; преподаетъ катихизисъ въ 3 и 4 классахъ училища. Авторъ многихъ статѣй, напечатаныхъ въ разныхъ епархіальныхъ журналахъ, преимущественно литургическаго содержанія, подъ иниціаломъ «А. Н.». Главные труды: «Чины хиротесiй и хиротоній. Опытъ историко-археологическаго изслѣдованія» (Каменець-Подольскъ 1906, магист. диссерт.); «Отвѣтственность священнослужителей за пролитіе св. Даровъ» (ib., 1907); «Ставленническій допросъ, какъ излишняя въ настоящее время процедура. Историко-каноническая замѣтка» (ib., 1908). Награды: ордена св. Анны 3 ст. и св. Станислава 3 ст.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: