Митрополитъ Сергій (Ляпидевскій) – Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы.
Не чаеми, но не отчаяваеми (2 Кор. 4, 8).
Праведные Іоакимъ и Анна, пятьдесятъ лѣтъ проживши въ супружествѣ, еще не имѣли дѣтей. Это ихъ сокрушало; ибо у евреевъ безчадіе считалось наказаніемъ Божіимъ, безчестіемъ, предметомъ поношенія. Посему, и достигши старости, они не преставали скорбѣть о томъ, что бездѣтны. Однажды Анна вышла въ садъ: сѣвши, она глубоко вздохнула и, возводя свои слезныя очи на небо, увидѣла на деревѣ птичье гнѣздо съ молодыми птенцами. Это нанесло новую рану ея сердцу, и она горько воскликнула: «Господи, Господи! Вотъ и птицы небесныя дѣтьми утѣшаются; я только грѣшная лишена сего утѣшенія».
Но, въ своей безнадежной скорби», она не предалась отчаянію и изливала свою душу предъ Богомъ: «Адонаи Саваоѳъ! Ты безчадія вѣси поношеніе; самъ убо болѣзнь сердца моего разрѣши, и хляби утробныя разверзи, и неплодную плодоносну покажи». Когда она такъ продолжала молиться, явился ей ангелъ и сказалъ: «услышана, Анно, молитва твоя; слезы же твои предъ Бога внидоша, и се родиши Дщерь преблагословенную». Тогда же явился ангелъ и ея молившемуся мужу Іоакиму и возвѣстилъ ему ту же радость. Сей Дщери преблагословенной рождество мы нынѣ свѣтло празднуемъ.
Люди въ несчастіяхъ (а кто счастливъ на землѣ?), въ затруднительныхъ обстоятельствахъ, при безуспѣшности своихъ ожиданій и желаній, расположены бываютъ сравнивать себя съ безсловесными животными. Твари Божіи не знаютъ унынія; беззаботно ходятъ, летаютъ, ни сѣютъ, ни жнутъ, и однакоже насыщаются, ибо Отецъ Небесный питаетъ ихъ (Мѳ. 6. 26): сообразно съ своими наклонностями каждая наслаждается жизнію, и всякое дыханіе хвалитъ Создателя. Приходитъ женщина къ Господу и вопіетъ объ исцѣленіи дочери, при чемъ даже на положеніе псовъ указываетъ, какъ на завидное: ибо и пси ядятъ отъ крупицъ, падающихъ отъ трапезы господей своихъ (Мѳ. 15, 27). Звѣри имѣютъ логовища и птицы небесныя гнѣзда, а иной нищій скитается, не имѣя, подобно обнищавшему насъ ради Сыну человѣческому, гдѣ главу подклонити (Лук. 9, 58; 16, 20). И сколько между нами такихъ, которые воздыхаютъ о горькой своей долѣ и недовольны своимъ состояніемъ!
Гибельно чувство недовольства, если человѣкъ не имѣетъ вѣры. Тогда какъ другіе около него трудятся и удовлетворяются тѣмъ, что Богъ посылаетъ, этотъ несчастный только думаетъ, смущается и если что предпринимаетъ, не доводитъ до конца. Онъ ропщетъ, почему судьба не уравняла всѣхъ въ благополучіи; почему люди, которые, по его мнѣнію, хуже и ниже его, благоденствуютъ. Въ малодушіи онъ завидуетъ инымъ животнымъ, которыя, какъ ему кажется, судьбою поставлены въ болѣе, чѣмъ онъ, выгодныя условія жизни. Называя свое тяжкое положеніе безвыходнымъ, онъ на все окружающее смотритъ съ озлобленіемъ, а на себя съ отчаяніемъ. Оттого нынѣ и повторяются на языкѣ молодыхъ людей безумныя слова: «не стоитъ жить»; оттого нынѣ нерѣдки и самоубійства.
Совершенно напротивъ учили примѣромъ и словомъ наши учители вѣры. Апостолы, среди гоненій и лишеній, говорили о себѣ «Мы въ отчаянныхъ обстоятельствахъ, но не отчаеваемся; мы отвсюду притѣсняемы, но не унываемъ». Они и намъ внушали: всю печаль вашу возвергните на Господа, яко Той печется о васъ (1 Петр. 5, 7). Чѣмъ печаль глубже и продолжительнѣе, тѣмъ большая нужна вѣра, чтобы не предаться унынію, тѣмъ тверже должно быть упованіе. Вскую прискорбна ecи, душе моя, и вскую смущаеши мя? – Уповай на Бога (Пс. 41, 12). Упованіе не посрамитъ (Римл. 5, 5). Но не посрамитъ тѣхъ, которые не малодушествуютъ, не ропщутъ, когда, по-видимому, всѣ надежды разрушаются. Припомнимъ праведную Анну. Грустно ей стало, когда она безчадная увидѣла, какъ и птица утѣшается птенцами. Но сравнивая себя съ ней, она вмѣсто ропота на свою горькую участь перешла къ мысли, что безъ воли Божіей и птица ни живетъ, ни падаетъ (Мѳ. 10, 26) мертвая. Это снова воспламенило въ ней молитву о томъ, о чемъ много лѣтъ безуспѣшно молилась и наконецъ получила.
Такъ, въ трудныхъ обстоятельствахъ не должно забывать, отъ Кого зависитъ наша «жизнь, и дыханіе, и все» (Дѣян. 17, 25). Такъ, въ самомъ безнадежномъ, по-видимому. положеніи не отчаиваться должно, а просить и молиться. Ибо, какъ сказалъ одинъ святый отецъ (Димитрій Ростовскій, Чет.-Мин., 9 сент.), – «доброму полученію вождь есть прошеніе, и молитва – ходатай». Аминь.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1894. № 37. С. 1279-1281.