Мысли христіанина въ день Рождества Христова.

Гдѣ есть рождейся царь Іудейскій? – Такъ иноплеменные волхвы, пришедшіе съ дальняго востока, спрашивали въ Іерусалимѣ о рожденномъ царѣ іудейскомъ – Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ! Явленіе чудесной звѣзды Іаковли, о которой они знали, конечно, изъ преданія отцовъ, принесеннаго на востокъ плѣнными израильтянами, удостовѣряло ихъ въ рожденіи того великаго Вождя, который обѣщанъ былъ Израилю чрезъ пророковъ. И потому они не сомнѣваются въ исполненіи пророчества, вѣрятъ искренно, не спрашиваютъ первосвященниковъ іудейскихъ: наступило ли время явленія великаго царя? Но по внутреннему ли побужденію, или небесному вдохновенію, вопрошаютъ только: гдѣ есть рождейся царь Іудейскій? Желаютъ узнать только мѣсто рожденія Его, дабы поклониться Ему, и поднесть свои дары. Пріидохомъ, говорятъ, поклонитися Ему. Отъ чегоже первосвященники іерусалимскіе медлятъ и не поспѣшаютъ итти въ Виѳлеемъ увѣрить Іудеевъ, что рожденный отъ Дѣвы Маріи точно есть обѣтованный Мессія? Они знали изъ священныхъ книгъ своихъ о звѣздѣ Іаковли и о другихъ признакахъ пришествія Его въ міръ. И когда уже, по пророчеству давидову, цари савскіе и аравійскіе пришли отъ востока на поклоненіе Ему: то книжники ли іудейскіе не могли догадаться и возвѣстить Іерусалиму: сей есть, иже упасешь люди твоя Израилю. Но они изъ человѣкоугодія умалчиваютъ объ истинѣ предъ Иродомъ и народомъ, молчатъ тогда, когда уже иноплеменные проповѣдуютъ ее предъ нимъ. Гдѣ есть рождейся царь Іудейскій: видѣхомъ бо звѣзду Его на востокѣ, и потому пріидохомь поклонитися Ему.

Вотъ какъ пріявшіе залогъ вѣры срѣтили истину при первомъ явленіи Ея въ міръ! Удивительно хладнокровіе сихъ людей и угожденіе ихъ паче Ироду, боявшемуся лишиться власти надъ Іудеею и, потому не желавшему явленія новаго царя, нежели самому Богу истины! Но еще болѣе достойно удивленія праводушіе и чистосердечіе волхвовъ, какъ они повинуются руководству звѣзды, приходятъ изъ отдаленныхъ странъ въ Виѳлеемъ поклониться рожденному царю и принести Ему въ даръ злато, ливанъ и смирну. Мы знаемъ, какъ христіане, причину и плоды пришествія въ міръ Сына Божія; но не умѣстно ли и намъ съ волхвами спросить себя: гдѣ есть рождейся царь Іудейскій? Чьи тѣ души, чьи тѣ сердца, кои могутъ быть вмѣстилищемъ Іисуса Христа?

Сынъ Божій, для воспріятія плоти человѣческой, благоволилъ избрать Себѣ вмѣстилищемъ утробу Приснодѣвы, чистѣйшей паче всѣхъ женъ и дѣвъ, сущихъ на землѣ. Симъ онъ почтилъ въ Ней и возвеличилъ добродѣтель, малоизвѣстную міру – чистоту и цѣломудріе, этимъ далъ уразумѣть намъ, какую человѣкъ долженъ имѣть чистоту души и тѣло, чтобъ быть членомъ таинственнаго тѣла Христова, храмомъ Божіимъ и обителію Святаго Духа.

Такъ ли мы чисты и непорочны, чтобы быть членами Христовыми? такъ ли цѣломудренны, чтобы всякій порокъ, всякая страсть, всякое законопреступное пожеланіе, всякое худое дѣло далеки были отъ сердца нашего? О! да не внидетъ съ нами въ судъ праведный и правосудный Господь. Сердце наше, которое должно быть всецѣло посвящено Ему, единому Виновнику всѣхъ благъ, мы отдаемъ на жертву прелестямъ мірскимъ; умъ, который отъ Него пріяли мы и къ Нему долженъ быть устремленъ, какъ часто обращается къ предметамъ, истинно недостойнымъ безсмертнаго духа нашего; чувства, кои должны быть заняты наипаче величіемъ совершенствъ Божіихъ, – чувства эти препровождаютъ во внутренность душъ нашихъ часто одни пустыя и постыдныя желанія. И гдѣ же Ему обитель въ насъ? гдѣ святыхъ Святѣйшему почить въ насъ? нѣтъ Ему мѣста въ душахъ нашихъ; ибо Онъ обитаетъ только въ сердцахъ чистыхъ и душахъ непорочныхъ, а наши сердца и души большею частію осквернены многоразличными пороками и обуреваются страстями.

Іисусъ Хрястосъ раждается въ Виѳлеемѣ, – въ такомъ мѣстѣ, которое кромѣ убожества ничего не показывало. И, кажется, при рожденіи Его было собрано все, что только можетъ укорить гордость человѣческую. Тотъ, Который одинъ можетъ вписать избранныхъ своихъ въ книгу живота, позволяетъ внести имя свое въ число именъ рабовъ кесаревыхъ; Тотъ, предъ Кѣмъ всяко колѣно преклоняется, небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ первую жертву поклоненія пріемлетъ отъ простыхъ пастырей; Тотъ, рожденіе Котораго воспѣли ангелы, является безъ всякихъ титлъ, безъ всякой пышности. И что еще сказать? Богочеловѣкъ возлегаетъ въ ясляхъ, обвивается бѣдными пеленами, какъ простой, обыкновенный и притомъ самый бѣдный младенецъ. Это ли мѣсто Царю, Который по плоти происходилъ отъ поколѣнія царей іудиныхъ, которому обѣщанъ престолъ Давидовъ, царю неба и земли, воплотившемуся сыну Божію, о коемъ сказано Духомъ Святымъ: царство твое, Боже, царство всѣхъ вѣковъ.

Но Іисусъ Христосъ симъ смиреннымъ явленіемъ своимъ хотѣлъ показать, что Онъ пришелъ въ міръ устроить не царство міра сего, царство не земное, но царство духовное, царство благодатное и воцариться въ сердцахъ кроткихъ и смиренныхъ. Итакъ наша пышность въ чертогахъ, роскошь въ одеждѣ и пищѣ, гордость въ обхожденіи съ другими въ дѣлахъ и словахъ, нимало несообразны съ симъ смиреніемъ Христовымъ. И ежели мірскія почести и отличія, украшающія нѣкоторыхъ изъ насъ, развиваютъ въ душѣ нашей надменность и тщеславіе: то какъ далеки мы отъ той стези, которая должна приближать насъ къ кроткому Царю нашему, обителію Котораго былъ убогій вертепъ, престоломъ на землѣ – крестъ; вѣнцомъ – терніе!

Далѣе – Царь нашъ, Господь Іисусъ Христосъ, по пророчеству Исаіи, есть князь міра. Онъ воцарился, да царствуетъ тишина. Онъ пришелъ примирить человѣка съ Богомъ и Бога соединить съ человѣкомъ, соединить разныя племена и народы единою вѣрою и закономъ, уничтожить ненавистное раздѣленіе между іудеемъ и язычникомъ, между варваромъ и еллиномъ, между скиѳомъ и римлянинамъ, – пришелъ умирить всѣхъ людей и покорить страсти человѣческія закону ума, руководимому закономъ Божіимъ, и такимъ образомъ въ сердцахъ всѣхъ человѣковъ водворить сладостный, ничѣмъ ненарушаемый миръ. И посему то ангелы при рожденіи Іисуса Христа величественнымъ хоромъ воспѣли: слава въ вышнихъ Богу и на земли міръ въ человѣцѣхъ благоволеніе.

Но гдѣ нынѣ обитаетъ миръ, принесенный Сыномъ Божіимъ на землю? Не говоря о тѣхъ браняхъ и крамолахъ, кои часто потрясаютъ царства и престолы, спросимъ сами себя, живетъ ли въ насъ и между нами пріятный и для всѣхъ вожделѣнный міръ и тишина? Ахъ! мятежные замыслы самолюбія и честолюбія очень часто истребляютъ согласіе между нами, возвышеніе одного возбуждаетъ зависть и нелюбовь къ нему другихъ, счастье и богатство счастливцевъ міра возжигаютъ ненависть въ сердцахъ тѣхъ, кои терпятъ недостатки; – а всѣ вождѣленія плоти возмущаютъ душу, и отъемля отъ нея покой, вливаютъ горесть унынія и скуки въ сердце наше. Гдѣ же тотъ сладкій и вожделѣнный миръ, который принесъ намъ родившійся днесь Спаситель міра? Мы сами его истребляемъ и изгоняемъ изъ своей души, когда предаемся необузданнымъ страстямъ нашимъ.

Не долженъ ли всякій истинный христіанинъ, особенно въ день сей, умолять рождшагося днесь Спасителя, да пріидетъ онъ къ намъ благодатію своею, и утвердитъ миръ во всемъ мірѣ, наипаче же въ нашемъ любезномъ отечествѣ, равно во всѣхъ насъ, въ нашихъ сердцахъ, да водворитъ чистоту въ душахъ нашихъ, кротость и смиреніе въ разумѣ нашемъ, да будутъ души наши хотя убогимъ, но пріятнымъ Ему вертепомъ, сердце наше – вмѣстилищемъ и престоломъ Его благодати.

 

В. В.

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1868. № 24. Отд. Неофф. С. 798-801.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: