Протоіерей Павелъ Левашевъ – Монастырь и жизнь братіи по ученію преподобнаго Ефрема Сирина.
Монастырь, какъ учрежденіе, въ которомъ нѣсколько лицъ, удалившихся отъ мірскихъ соблазновъ, всецѣло посвящаютъ себя, при взаимной помощи, подвигамъ благочестія, въ ясныхъ и живыхъ чертахъ представленъ въ твореніяхъ преподобнаго Ефрема Сирина.
Жизнью монастыря руководитъ такъ называемый настоятель. Такимъ лицемъ всего приличнѣе быть человѣку духовно опытному и «свѣдущему» въ добродѣтели. Ибо «кто управлялъ прежде собою, тотъ способенъ править и другими»{1}. Извѣстно также, что «ничто не приводитъ такъ душу ко спасенію и не дѣлаетъ ее столько бодрою къ трудамъ, какъ если найдется учитель, который проповѣдуетъ добродѣтель самымъ дѣломъ»{2}.
На настоятелѣ монастыря лежатъ прежде всего обязанности духовнаго водительства братіи. Посему онъ долженъ быть весьма бдительнымъ стражемъ своихъ младшихъ братій. «Ему надлежитъ, по словамъ Ефрема Сирина, у каждаго наблюдать его походку, тѣлодвиженія и одежду, неприличное обличать, руководить же къ лучшему... Настоятель долженъ внушать братіямъ даже до малости все, относящееся ко спасенію, и обязанъ указывать на ожидающія лѣнивыхъ наказанія»{3}. При руководствѣ же подначальными подвижниками пусть не будетъ у настоятеля иныхъ побужденій, кромѣ заботы объ ихъ спасеніи{4}. А посему тамъ, гдѣ представляется больше поводовъ къ паденіямъ, настоятель не долженъ смущаться и сострадательностію»{5}. «Ибо, говоритъ Ефремъ Сиринъ, кто не хочетъ обуздать умъ свой страхомъ Божіимъ, тому нуженъ человѣческій страхъ, чтобы имъ удерживался онъ отъ безполезнаго, подобно тому, какъ рабъ бываетъ цѣломудреннымъ при строгости господина»{6}. Храня къ братіямъ живую любовь{7}, настоятель въ случаѣ оскорбленія кѣмъ-либо изъ братіи долженъ терпѣливо снести это огорченіе, «чтобы, какъ выражается Ефремъ Сиринъ, чрезъ этотъ трудъ соблюсти труды прошедшаго времени»{8}. «Вы подвижники и настоятели братства вьявь соблюдайте санъ настоятеля; втайнѣ же мысленно почитайте себя рабами недостойными всякаго изъ братіи»{9}, замѣчаетъ между прочимъ Ефремъ Сиринъ въ своемъ наставленіи къ монахамъ.
На попечительную заботливость настоятеля о спасеніи ввѣренныхъ ему подвижниковъ послѣднимъ остается отвѣчать только безпрекословнымъ повиновеніемъ, «неся по приказанію бремя заботъ объ обители, всегда почитая себя обязанными услуживать братіямъ съ любовью и простотою»{10}. Въ безусловномъ подчиненіи волѣ настоятеля Ефремъ Сиринъ видитъ для подвижника ручательство отъ паденій среди искушеній. Хочешь ли же, говоритъ онъ въ 4-мъ поученіи къ египетскимъ монахамъ, чтобы не преодолѣло тебя искушеніе? Отсѣки всякую волю свою. Если дѣло кажется тебѣ и хорошимъ, но настоятель о Господѣ не признаетъ онаго хорошимъ; то покорись ему о Господѣ. Входить въ споры, слѣдовать собственному своему намѣренію есть уже признакъ совращенія{11}.
Ко внѣшнему упорядоченію жизни въ монастырѣ должно вести точное соблюденіе братіями «общежительныхъ правилъ». Согласно съ требованіемъ послѣднихъ, каждый подвижникъ монахъ долженъ вмѣстѣ съ братіями собираться на Божію службу, на бдѣніе, на работу, на ручныя подѣлки, а подобно сему приходить и за трапезу, кромѣ случаевъ тѣлеснаго недуга»{12}.
Главнымъ животворнымъ началомъ братской жизни въ монастырѣ должна быть христіанская любовь. «Тогда уже, говоря словами Ефрема Сирина, каждый съ радостью да течетъ по прекрасному поприщу и да подвизается подвигомъ добрымъ на неблазненномъ пути благочестія... тогда и посредственный, не будучи чуждымъ высокаго духовнаго преспѣянія и пребывая постоянно въ молитвѣ, при содѣйствіи и согласіи братій, болѣе и болѣе возрастаетъ и преспѣваетъ. А подобно и низшій, съ любовью поощряемый высшими, ежедневно исправляется, съ усердіемъ простираясь въ предняя»{13}. Братъ, воодушевляемый любовью, не только будетъ остерегаться соблазнить чѣмъ-либо другаго{14}, но и постарается «преподать» послѣднему «вразумленіе и ученіе Господне»{15} и безъ укоризны, по силѣ возможности, избавить ближняго отъ грѣха{16}. Та же любовь, не сомнѣнно, должна побудить крѣпкаго помогать немощнымъ, усерднаго утѣшать малодушнаго, трезвеннаго возбуждать объятаго сномъ, постояннаго давать совѣты непостоянному, воздержаннаго вразумлять безпечнаго и безчиннаго{17}. Особенно полезна и кстати бываетъ эта братская взаимопомощь при посѣщеніи кого-либо изъ братіи искушеніями{18}. Ибо «что вода жаждущему, то слово утѣшенія брату въ скорби его. Какъ иный подаетъ упадшему руку и поднимаетъ его, такъ слово жизни и утѣшенія возставляетъ душу лѣнивую и нерадивую»{19}.
Такое братство, могущественное своею сплоченностію, вполнѣ справедливо уподобляется Ефремомъ Сиринымъ «городу, огражденному стѣнами и оплотами{20}, если братья единодушны въ кротости и правдѣ, если братъ поучаетъ брата страху Господню, если младшіе подчинены старшимъ, какъ своимъ владыкамъ, и если настоятель любитъ братій своихъ, какъ себя самого, и истинно печется о спасеніи душъ ихъ»{21}.
П. Левашевъ.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1892. № 33. С. 1133-1135.
{1} Твор. преп. Ефр. Сир. III, стр. 646; ср. II, стр. 148. {2} I, стр. 510. {3} I, стр. 509-510. {4} I, стр. 167; ср. II, стр. 147. {5} I, стр. 498. {6} I, стр. 416. {7} I, стр. 167. {8} I, стр. 587. {9} II, стр. 152. {10} III, стр. 527-528. {11} III, стр. 527. {12} II, стр. 129. {13} I, стр. 393. {14} III, стр. 552-553. {15} I, стр. 396; III, стр. 88; I, стр. 174. {16} I, стр. 145. {17} II, стр. 580. {18} I, стр. 124. {19} III, стр. 78. {20} II, стр. 593. {21} I, стр. 166-167.
Об авторе. Протоиерей Павел Никанорович Левашев (1866-1937) – активный участник право-монархического движения. Сын псаломщика Троицкого собора г. Котельнич Вятской губ. Закончил Нолинское ДУ (1880), Вятскую ДС (1886), СПбДА (1890, кандидат богословия). В 1890-91 гг. преподаватель в Вятском епархиальном женском училище, в 1891-3 гг. преподаватель в Вятской ДС. В период 1893-5 гг. занимал должность эконома в СпбДА. В 1895-1902 гг. законоучитель и священник церкви Училища лекарских помощниц и фельдшериц, в 1901 г. организовал при церкви и барачном лазарете Братство Святого Креста. С 1902 г. священник церкви вмч. Георгия при Генеральном и Главном Штабе. Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью, с 1906 г. издавал по благословению о. Иоанна Кронштадтского народно-просветительские Листки для народа и войск под названием «Правда и знание». Был весьма известным священником в Петербурге. Член: Русского собрания (с 1903), Общества в память о. Иоанна Кронштадтского (c 1909), Братства св. Иоасафа Белгородского (с 1912), епархиального миссионерского совета (с 1910), Училищного совета при Св. Синоде (с 1910), учебного комитета при Св. Синоде (с 1913), Петроградского Славянского благотворительного общества (с 1915). В 1906-11 гг. издатель и редактор еженедельного журнала «Доброе слово», сотрудничал в «Новом времени», «Церковных ведомостях», «Церковном вестнике», «Русском паломнике», «Душеполезном чтении», «Колоколе», «Вестнике Русского Собрания» и др. Был назначен первым законоучителем гимназии Русского собрания, в 1907-1910 гг. и с 1913 гг. преподавал Закон Божий в гимназии. Зимой 1910 г. вел там же специальные религиозно-нравственные чтения. В 1907 г. был участником 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей правой русской печати. Принимал участие в славянском движении. За свои труды награжден орденами Св. Анны 2-й ст. и Св. Владимира 4-й ст., а также и др. наградами. Имеющиеся сведения о его жизни после революции отрывочны. Известно, что он жил в Москве в Кисельном переулке, служил в одном из центральных московских храмов. В 1930 г. у него был произведен обыск. 10 декабря 1937 г. был арестован по стандартному обвинению в «руководстве контрреволюционной группой церковников». 20 декабря 1937 г. тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где и захоронен.