Священникъ Павелъ Лебедевъ – Поученіе о провожденіи поста (4-е): о препровожденіи Страстной седмицы.
Душевную совершивше четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоя просимъ видѣти Челевѣколюбче, еже прославити въ ней величія Твоя и неизреченное насъ ради смотрѣніе Твое. (на Госп. возв. пяток. Ваій веч.)
Послѣдняя недѣля Великаго поста, – именно седьмая, – посвящена воспоминанію и прославленію Спасительныхъ страданій, смерти и погребенія Спасителя нашего, Господа Іисуса Христа, почему св. Церковь, вводя насъ въ сіи дни, приглашаетъ встрѣтить начатки страстей Господнихъ (сѣд. 3 въ вел. понед.), сшествовать Господу на пути во Іерусалимъ очищеннымъ смысломъ и умерщвленіемъ житейскихъ сластей, да оживемъ съ Нимъ (на хвал. в. понед.); а въ преддверіи этихъ дней она поетъ: Душевную совершивше четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоя просимъ видѣти Челевѣколюбче, еже прославити въ ней величія Твоя и неизреченное насъ ради смотрѣніе Твое (на Госп. возв. пят. Ваій веч.).
Безконечно велико милосердіе Божіе къ намъ грѣшнымъ, братіе! Богъ Сына своего не пощадилъ, но за насъ всѣхъ предалъ Его (Рим. 8, 32), да Имъ оправдаемся (Рим 5, 18). И вотъ Единородный Сынъ Божій, Иже грѣха не сотвори и не обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Исаіи 53, 9), по суду правды Божіей, долженъ пострадать и умереть за грѣхи нашй, да мы оправдаемся (Рим. 4, 25); эту то трогательную картину Церковь и воспоминаетъ въ послѣднюю недѣліо поста, отчего и называется она страстной недѣлей. Въ какомъ же настроеніи и съ какими чувствами мы должны встрѣтить и провождать эту страстную недѣлю? Пріидите убо, поетъ Церковь, очищенными смыслы, сшествуемъ ко Христу и сраспнемся и умертвимся Его ради житейскимъ сластемъ, да и оживемъ съ Нимъ (на хвал. в. понед.) И дѣйствительно, если когда, то именно во дни воспоминанія Спасительныхъ стастей Христовыхъ, мы должны очистить смыслы, очистить чувствія, потемненныя страстьми, очиститъ умъ отъ помысловъ суетныхъ (икосъ 11 акаѳ. Спасителю); если когда должны умертвить въ себѣ всѣ страсти житейскія и распятъ плотъ нашу со страстъмп и похотъми (Гал. 5, 24); то всего приличнѣе сдѣлать это въ то время, когда мы воспоминаемъ, что и Христосъ пострадалъ и распятъ былъ за грѣхи наши (Іоан. 4, 10). На сіе бо и звани бысте (1 Петр. 2, 21), говоритъ апостолъ; бывайте убо подражатели Богу, якоже чада, возлюбленная (Ефес. 5, 1), говоритъ Онъ въ другомъ мѣстѣ. Да и Самъ Христосъ сказалъ: образъ дахъ вамъ, якоже Азъ сотворихъ вамъ и вы творите (Іоан. 13, 15). Во исполненіе заповѣди апостола и въ подражаніе Христу – приглашаетъ насъ, братіе, къ этому, святая Церковь.
Поэтому, братіе, тѣ изъ насъ, которые въ протекшее время поста успѣли уже принести раскаяніе во грѣхахъ своихъ, очистивъ плоть и душу свою, – въ эти спасительные дни пусть не осквернятъ себя снова; а болѣе усугубятъ свои подвиги поста и молитвы ради пострадавшаго за насъ Христа. Тѣ же, которые почему-нибудь не успѣли очистить себя отъ сквернъ грѣховныхъ въ покаяніи и мало упражнялись въ подвигахъ поста и молитвы, поспѣшите сдѣлать это въ эти послѣдніе дни; потрудимся и помолимся всѣ ради насъ пострадавшему Христу и не пожалѣемъ трудовъ своихъ, ибо Христу не жаль было и жизни своей для спасенія нашего; очистимся въ покаяніи, освятимся въ причащеніи, да сподобимся достойно поклониться страстемъ Христа и Святому Воскресенію Его (пѣснь Церкви).
Но къ сожалѣнію, не такъ, какъ слѣдуетъ, проводимъ мы, братіе, дни страстной седмицы; всю почти мы эту недѣлю бываемъ озабочены хлопотами и безпокойствами относительно приготовленій и приборовъ по дому и хозяйству къ предстоящему празднику, и за этими хлопотами нѣкоторые оставляютъ даже и долгъ свой поговѣть и пріобщиться св. таинъ въ эти дни, чего не сдѣлали почему-нибудь раньше. А какъ это прискорбно и больно видѣть! Все намъ некогда, все у насъ дѣла, и мы не можемъ сдѣлать полезное для души своей, тогда какъ для тѣла мы не щадимъ ничего. Вотъ приходитъ великій Четвертокъ, Церковь созываетъ насъ вы слушать исторію страданій нашего Спасителя и мысленно сшествовать Ему на пути въ Геѳсиманію, въ преторію Пилата и Ирода (Іоан. 18, 28; Лук. 21, 7); а мы стѣсняемся пойти въ церковь потому лишь, что тамъ придется долго пробыть намъ, – часовъ до 12 ночи, – а для ранняго утра пятницы у насъ уже наряжены дѣла, и успокоиваемъ себя тѣмъ, что помолимся лучше дома, вѣдь будемъ же слышать звонъ на Евангелія и слѣдить за порядкомъ ихъ чтеній, – какъ будто бы это особенно важно. – Въ пятницу Церковь опять зоветъ насъ къ плащаницѣ, – приглашаетъ вспомнить и оживить въ памяти трогательную картину снятія нашего Спасителя со креста, положенія Его во гробъ и погребенія; а у насъ въ самомъ разгарѣ торговля, самое благопріятное время поторговать, или закупить нужное къ празднику. Сообразите же, какое противорѣчіе у насъ съ Церковію? Церковь воспоминаетъ такое событіе, которое возбуждаетъ печаль, слезы, сокрушеніе о грѣхахъ; а мы радуемся прибыли, или удачной покупкѣ, радуемся тому, что есть съ чѣмъ встрѣтить праздникъ: а о грѣхахъ своихъ и не сокрушаемся, если только не преумножаемъ ихъ.
Будемъ, братіе, болѣе пещись о душѣ своей, нежели о тѣлѣ; если уже вошло въ обыкновеніе приготовляться и приготовлять что-нибудь къ празднику, то будемъ дѣлать заранѣе, дабы на канунѣ праздника имѣть возможность сосредоточиться въ самихъ себѣ и пріобрѣсти благія мысли и чувствованія для самаго праздника; тѣмъ удобнѣе и легче сдѣлать это намъ въ эти страстные дни и тѣмъ важнѣе и необходимѣе это съ нашей стороны въ виду предстоящаго Свѣтлаго Праздника. – Аминь.
Слободы Михайловки, Богословской церкви священникъ Павелъ Лебедевъ.
«Курскія Епархіальныя Вѣдомости». 1887. № 6. Отд. Неофф. С. 304-307.