Житіе и страданія преподобномученика Макарія, Архимандрита Овручскаго, Переяславскаго Чудотворца (7 Сентября и 13 Мая).

Препмуч. Макарий был духовным другом препмуч.Афанасия Брестского. Мученический венец принял спустя ровно 30 лет и 2 дня после мученической кончины своего друга. Оба преподобномученики были кандидатами на место игумена Брестского Симеоновского монастыря. Для избрания был брошен жребий, который пал на Афанасия. Память препмуч. Макария совершается дважды: 7/20 сентября – в день мученической кончины и 13/26 мая – в день перенесения святых мощей. – ред.

1. Первые годы юности св. Макарія, постриженіе и посвященіе въ санъ Архимандрита Овручскаго (1620-1657 гг.).

Время рожденія преподобнаго Макарія неизвѣстно. Надобно думать, что это было не позже первыхъ двухъ десятилѣтій первой половины XVII вѣка, потому что около 1657 года св. Макарій былъ уже въ санѣ архимандрита Овручскаго[1]; а это конечно могло быть не иначе, какъ по истеченіи по крайней мѣрѣ тридцати лѣтъ его жизни (около 1620-25 г.)

Блаженный Макарій родился въ городѣ Овручѣ Волынской губерніи, по преданію, отъ благочестивыхъ и православныхъ родителей, которые, по однимъ, именовались Токаревскими, а по другимь – Торскими[2]. Съ раннихъ лѣтъ воспитали они своего сына въ правовѣріи и страхѣ Божіемъ. Но особенно молодой Токаревскій отличался послушаніемъ и любовію къ молитвѣ и храму Божію, вслѣдствіе чего не разъ оставлялъ, домашнія порученія и удалялся въ церковь на Богослужеиіе, или поступать на услуженіе къ духовнымъ лицамъ, чтобы у нихъ учиться духовной жизни и благочестію[3].

Наконецъ около двадцатипятилѣтняго возраста любовь къ молитвѣ и благочестивымъ упражненіямъ окончательно овладѣла душею блаженнаго юноши, и онъ, оставивъ домъ родителей, удалился въ местный Овручскій монастырь Успенія Пресвятыя Богородицы и здѣсь постригся съ именемъ Макарія, какъ бы въ предзнаменованіе того, что на самомъ дѣлѣ онъ нѣкогда сопричисленъ будетъ къ лику блаженныхъ[4], и другихъ съ собою приведетъ къ блаженству вѣчному[5].

Въ новомъ своемъ званіи Преподобный инокъ посвятилъ себя на изученіе догматовъ Православной вѣры и правилъ благочестія. Особенно любилъ онъ заниматься чтеніемъ твореній св. Іоанна Златоустаго. – И по нынѣ въ Переяславскомъ Соборѣ (Полтавской губерніи), гдѣ почиваютъ мощи святаго Макаріи, хранится книга Твореній св. Златоустаго съ собственноручною подписью преподобнаго Макарія, свидѣтельствующею о принадлежности ея св. угоднику[6].

Вскорѣ послѣ своего вступленія въ монастырь, блаженный Макарій былъ рукоположенъ сначала во Іеродіакона, а потомъ въ Іеромонаха, наконецъ около 1657 г., Архіепископъ Черниговскій Лазарь Барановичъ, въ то время управлявшій Кіевскою Митрополіею, посвятилъ Его въ санъ Архимандрита и поставилъ Настоятелемъ обители Овручской[7].

 

2. Жизнь и дѣятельность св. Макарія въ санѣ Архимандрита Овручскаго. Его борьба съ латино-унитами и удаленіе въ Кіевъ (1657-1671 гг.).

Дѣятельность преподобнаго Макарія въ Овручѣ относится къ самымъ тяжкимъ временамъ Латино-Польскаго преобладанія на Волыни и во всѣхъ предѣлахъ Западнаго края Россіи. – Прошло уже около полустолѣтія съ того времени, какъ несчастная унія водворилась въ предѣлахъ Рѣчи-посполитой (съ 1596 г.). Къ этому времени стараніями іезуитовъ были истреблены почти всѣ Православныя обители на Волыни; многія древле-Русскія фамиліи приняли унію или окончательно перешли въ латинство, – и хотя устрашенные оружіемъ Хмѣльницкаго поляки (24 февр. 1639 г.) приняли грозныя предложенія Богдана объ уничтоженіи уніи и неприкосновенности Православія, но эти предложенія не были приняты Королемъ и не было надежды на ихъ утвержденіе, такъ что Латино-унитамъ оставалось только сдѣлать нѣсколько серіозныхъ шаговъ, чтобы завладѣть не только обителію Овручскою, но и другими православными обителями Волынскими.

Среди этихъ обстоятельствъ, блаженный Макарій является однимъ изъ самыхъ дѣятельныхъ защитниковъ Православія на Волыни и руководителемъ подчиненной ему братіи противъ всѣхъ козней уніи и Латинства. Преподобный управлялъ обителію Овручскою около 15 лѣтъ. Въ это время уніаты не разъ нападали на Его монастырь, расхищали церковное имущество, подвергали насмѣшкамъ и безчестію братію. Вслѣдствіе эотого, иноки Овручскіе почти постоянно собирались оставить монастырь, чтобы искать другаго болѣе спокойнаго мѣста. Преподобный всегда удерживалъ ихъ отъ этого намѣренія, ободряя надеждою на промыслъ Божій и заступленіе небесное. Особенно любилъ онъ псалмы Давида и ими врачевалъ скорбь своего сердца и сердца братіи: «Повторяйте, говорилъ онъ инокамъ, повторяйте чаще слова Давида: Господь просвѣщеніе мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего отъ кого устрашуся? Аще ополчится на мя полкъ, не убоится сердце мое. Аще возстанетъ на мя брань, на него азъ уповаю» (Пс. XXVI, 1, 3).

Въ одно время Татары окружили обитель Преподобнаго такъ, что иноки не могли выходить ни за водою ни за хлѣбомъ. Преподобный молился и наконецъ въ совѣтѣ съ братіею рѣшился выйти противъ враговъ съ духовнымъ оружіемъ. Съ этою цѣлію онъ совершилъ молебствіе въ храмѣ, и, съ соборомъ иноковъ, съ иконами и хоругвями, вышелъ за ворота обители. Татарамъ показалось, что противъ нихъ идетъ огромное множество народа. Это ихъ до того устрашило, что они обратились въ бѣгство, не успѣвъ захватить съ собою даже своихъ больныхъ, которыхъ оставили подъ стѣнами обители.

Спустя немного послѣ этого Латиняне, вмѣстѣ съ уніатами, пришли толпою въ монастырь Овручскій и вызывали Преподобнаго Настоятеля на соединеніе уніи, или на споръ о вѣрѣ. Св. Угодникъ отвѣчалъ имъ: «Нѣтъ общенія свѣта съ тьмою, вы оставили свѣтъ и возлюбили тьму, оставили правила вселенскихъ соборовъ и пріяли преданія лжи, и, вмѣсто того, чтобы быть подъ главою Церкви Іисусомъ Христомъ, – преклонились подъ ноги западнаго властителя Церкви». Противники отвѣчали, что и они тоже имѣютъ вѣру Христіанскую; на что Преподобный сказалъ имъ: «Покажите вѣру отъ дѣлъ своихъ. Христіанскія ли ваши дѣла, когда вы убиваете людей и истребляете заведенія, воспитывающія Христіанское благочестіе. О, Господь воздастъ вамъ судомъ Своимъ за дѣла Ваши; а мы стоимъ и будемъ стоять въ своей вѣрѣ, пока будетъ стоять міръ. Ваша же вѣра, уклонившаяся отъ Апостольской, разсѣется какъ мгла отъ свѣта»[8].

Послѣ этого поляки уже не могли терпѣть болѣе; подстрекаемые іезуитами, они напали на обитель Преподобнаго вооруженною силою, и разоривъ ее вмѣстѣ съ городомъ и окрестностями его, – заставили самаго Макарія удалиться изъ Овруча (1671 г.) Святый угодникъ извѣстилъ о своемъ бѣдствіи Архіепископа Черниговскаго Лазаря и удалился въ Кіевъ искать спасенія въ Кіево-печерской Лаврѣ.

 

3. Пребываніе св. Макарія въ Кіево-перской Лаврѣ, заботливость объ немъ Лазаря Барановича, и переходъ его въ обитель Каневскую (1671 г.)

Въ Кіевѣ св. Макарій утѣшенъ былъ дружескимъ посланіемъ Архіепископа Черниговскаго Лазаря, который писалъ къ нему (16 мая 1671 г.): «Весьма болѣзную о томъ приключеніи, котораго вы и отклонить не могли. Въ этой скорби ищите утѣшенія въ одномъ Богѣ, Который кого любить, того и наказываетъ. Вы находитесь какъ роза между шипами: она растетъ между ними, а они ей ничего не вредятъ; будете еще долго процвѣтать въ Церкви Божіей, какъ въ вертоградѣ, доколѣ не достигнете небеснаго. И Христосъ не легко пріобрѣлъ тотъ вѣнецъ, которымъ теперь Онъ украшенъ: сперва на землѣ перенесъ терновыя на главѣ Своей колючки и затѣмъ получилъ на небѣ вѣнецъ неувядаемый. Умѣетъ Господь избавлять благочестивыхъ отъ напасти (2 Петр. 2, 9.) Много золъ Праведнику, но Господь отъ всѣхъ избавитъ его (Пс. 33, 20). Крѣпко хотѣлось мнѣ жить по пріятельски съ вами у Всемилостиваго Спаса (въ Новгородсѣверскомъ монастырѣ), или гдѣ бы вамъ понравилось. но теперь этихъ лыкъ не дерутъ; прежде гораздо удобнѣе было отыскать мѣсто, нежели теперь. Въ настоящее время и сами ѣдимъ хлѣбъ въ изнуреніи (Пс. 136, 2): но готовы подѣлиться съ вами тѣмъ же, потому что другаго нигдѣ нѣтъ, развѣ только тамъ, гдѣ ни болѣзнь, ни печаль, ни воздыханіе. Желаю вамъ послѣ многихъ лѣтъ многихъ обителей на небѣ и съ молитвами моими препосылаю благословеніе»[9].

Въ то же время попечительный Архипастырь ходатайствовалъ за Преподобнаго у тогдашняго Малороссійскаго Гетмана Дорошенко. «Его милость, О. Архимандритъ Овручскій, писалъ ему, будучи не въ состояніи покойно жить въ своей Архимандріи, ограбленный ордами и ляхами, лишенный служителей, которые умерщвлены, мѣжду тѣмъ какъ имѣнія забраны, отправился на поклоненіе святымъ мѣстамъ Кіевскимъ; будучи постриженцемъ моимъ, онъ посѣтилъ меня какъ сынъ отца и разсказалъ мнѣ о своихъ бѣдствіяхъ. Благоволите, вельможность Ваша, милостиво принять его какъ человѣка достойнаго и заслуженнаго въ Церкви Божіей; выслушайте его сь довѣріемъ какъ вполнѣ стоющаго вѣры»[10].

Слѣдствіемъ сего было то, что управлявшій тогда на правомъ берегу Днѣпра Митрополитъ Іосифъ Нелюбовичъ-Тукальскій опредѣлилъ Преподобнаго Макарія въ Каневъ и назначилъ его настоятелемъ тамошней обители. Долго сопротивлялся Преподобный этому новому своему назначенію, Его кроткая благочестивая душа полюбила Кіевскія пещеры и въ нихъ только думала довершить свое служеніе Господу; но воля Архипастыря превозмогла, и блаженный отправился на мѣсто своего служенія[11].

 

4. Служеніе св. Макарія въ санѣ Архимандрита Каневскаго. Его чудеса, нападеніе враговъ и предсказаніе о кончинѣ (1672-1678 гг.).

Вь 1672 году въ новой своей обители блаженный Макарій далъ у себя пріютъ несчастному Юрію Хмѣльницкому, сыну знаменитаго Богдана, который по смерти отца своего такъ много пострадалъ отъ своей неопытности и навѣтовъ враговъ своихъ[12]. Но особенно Преподобный Макарій прославился въ Каневской обители своими чудесами, которыми Господь еще при жизни благоволилъ отличить своего угодника. Разъ пришель къ нему житель Канева, лишившійся зрѣнія отъ болѣзни, покрывшей тѣло его струпьями. Болѣзнь при пособіи лѣкарствъ частію облегчилась; но зрѣніе не возвратилось, и никакіе совѣты врачей не оказали пользы слѣпцу. Тогда онъ обратился за совѣтомъ къ преп. Макарію. Преподобный отвѣчалъ, что лѣкарствъ у него нѣтъ, но предлагаетъ ему Евангельскій совѣть: «Вѣруй и молись Тому, Кто далъ зрѣніе слѣпому; иди, прибавилъ Преподобный, къ навечерію Богоявленія Господня и молись Навечеріе совершалъ самъ преподобный, молясь и о слѣпцѣ. Когда же сказалъ онъ въ молитвѣ храма: велій еси, Господи, и чудна дѣла Твоя», слѣпецъ ощутилъ, что мимо очей его прошелъ рѣзкій лучъ свѣта и онъ сталъ видѣть все. Въ послѣдствіи времени, въ благодарность за это, прозрѣвшій построилъ въ Каневѣ храмъ въ честь Богоявленія Господня существуетъ и до настоящаго времени.

Другой опытъ: сынъ одной матери, молодой человѣкъ, велъ жизнь разсѣянную. Скорбящая мать открыла скорбь свою Преподобному и просила помощи его. Преподобный взялся врачевать больнаго душею сына и, то призывалъ его къ себѣ, то бывалъ въ домѣ матери, уговаривая сына придти въ себя. Разсѣянный сынъ, долго не внимавшій ничему, разъ сказалъ: зачѣмъ принуждаютъ его долго молиться? Преподобный отвѣчалъ: «Долгія молитвы совершають иноки по обѣгу и это къ тебѣ не относится; но вотъ что относится къ тебѣ: оставяться тебѣ безъ молитвы – тоже, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву: Отче нашъ..., и въ ней найдешь все – и свѣтъ богопознанія, и уроки для жизни, и утѣшеніе и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманіемъ, думаю, не тяжело». Разсѣянный сынъ послушался. И что же вышло? Прочтя разъ молитву, онъ захотѣлъ прочесть ее въ другой и въ третій разь. Затѣмъ молитва до того понравилась ему, что онъ сталъ читать ее часто и читая учился добру, сталъ трудиться, жить внимательно къ себѣ, перемѣнился во всемъ и былъ утѣхою матери до гроба.

Третій случай относился къ судьѣ-лихоимцу, который не смотря на на бѣдность, ни на слезы, продавалъ судъ свой за деньги. Преподобный каждую субботу посылалъ то отъ имени одного, то отъ имени другаго, деньги съ запискою, гдѣ говорилось одно: «отдаю послѣднее, болѣе не имѣю; пощади себя и меня». Судья, пораженный такою проповѣдью, не только отсталъ отъ лихоимства, но и нажитое неправодно раздалъ по церквамь.

Однажды, по просьбѣ жителей, Макарій посѣщалъ Переяславль. Въ это время одинъ отецъ семейства быль тяжело болѣнъ. Горюющая семья просила Преподобнаго совершить надъ болящимъ елеосвященіе. Онъ исполнилъ просьбу ихъ и больному возвратилось здоровье[13].

Вообще во все продолженіе Каневской жизни преп. Макарія и старые и малые, здоровые и больные, богатые и убогіе приходили къ нему и для всѣхъ онъ былъ отцемъ и благодѣтелемъ. Наконецъ Господь наградилъ своего угодника особымъ великимъ даромъ прозрѣнія. За нѣсколько лѣть предъ смертію онъ видѣлъ густыя облака, носившіяся надъ обителію и мракъ, часто облегавшій всю страну. «Недоброе знаменіе, говорилъ Макарій; видно будетъ лютая скорбь на нась». И точно, вскорѣ послѣ этого, въ предѣлахъ Канева послѣдовалъ страшный голодъ, огь котораго жители пришли въ отчаяніе. Μакарій раздалъ все свое имущество для избавленія неимущимъ отъ смерти и кормилъ и призрѣвалъ къ нему приходящихъ[14]. Наконецъ за два года предъ кончиною (1670 г.) онъ положительно предсказалъ городу Каневу раззореніе и крайнее запустѣніе своей обители, а себѣ мученическую смерть. Вслѣдствіе этого, Преподобный велѣлъ братіи своей готовиться постомъ, покаяніемъ и причащеніемъ св. Таинъ какъ бы ко дню судному. Въ тоже время возбужденные Его предвѣщаніемъ Православные обитатели Канева и его окрестностей отвсюду начали стекаться въ обитель Каневскую и здѣсь день и ночь проливали въ храмѣ слезныя моленія ко Господу, а Макарій всѣхъ поучалъ непоколебимо держаться св. вѣры Православной, хотя бы за нее пришлось потерпѣть самую смерть. «Пріять вѣнца нетлѣннаго никому невозможно, говорилъ онъ, если кто небудетъ законно мученъ»[15].

Скоро поляки напали на городъ Каневъ, многихъ убили и сожгли; оставшіеся вь живыхъ бѣжали въ обитель Преподобнаго и въ стѣнахъ ея подъ сѣнію Святаго старца искали спасенія[16]. Но это было только начало бѣдствіямъ. Въ 1678 году Султанъ послалъ многочисленное войско изъ Татаръ и Турокъ взять украину для Юрія Хмельницкаго. Послѣ осады Чигирина, «бусурмаие, какъ разсказываетъ лѣтописецъ, 25 Августа пошли изъ-подъ Бужина вверхъ по Днѣпру. Давъ себѣ отдыхъ послѣ военныхъ безпокойствь подошли они къ славному казацкому городу Каневу и, сентября 4 взявъ его, опустошили и умертвили множество людей. Въ старинномъ и прекрасномъ монастырѣ Каневскомъ каневцы собрались во множествѣ и заперлись въ большой каменной церкви, надѣясь спастись здѣсь: но Турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всѣхъ въ церкви[17].

Въ это же несчастное время промысломъ Божіимъ суждено бы то исполниться и предвѣщаніямъ преп. Макарія о его страдальческой кончинѣ[18].

 

5. Страданіе св. Макарія. Его кончина и погребеніе (1678 г.).

Когда непріятели окружили монастырь Каневскій, то они сначала старались разными обманами вызвать жителей изъ обители, и требовали съ угрозами, чтобы тѣ сдались. Но здѣсь всѣ находились водъ водительствомъ преп. Макарія и ничто не могло поколебать твердости ихъ духа, возбуждаемаго и поддерживаемаго наставленіями блаженнаго старца. Видя непреклонность осажденныхъ, Татары ринулись на обитель и разрушивъ ворота ворвались внутрь ея. Страхъ объялъ всѣхъ; каждый, кто могъ, искалъ спасенія въ стѣнахъ и въ погребахъ обители. Одинъ только Макарій безстрашно встрѣтилъ враговъ съ крестомъ въ рукахъ. Татары съ яростію устремились на Пренодобпаго и, схвативъ его, начали бить чѣмъ попало и ругаться надъ св. крестомъ, бывшимъ въ рукахъ его. Блаженный страдалецъ молилъ ихъ только объ одномъ, чтобы они не оскверияли святаго храма и не убивали невинныхъ. Татары вытащили Его изъ обители, и влача по улицамъ, били безъ пощады. Страдалецъ терпѣлъ и молился, «Господи, взывалъ онъ, приложи мнѣ вѣру, да вѣренъ обращусь предъ Тобою».

Послѣ этого мучители вспомнили объ имуществѣ, которое, по ихъ мнѣнію, должно было быть снесено жителями въ обитель, и озолотѣ монастырскомь, и терзая Святаго стали требовать, чтобы онъ сказалъ имъ, гдѣ они спрятаны? Святой старецъ отвѣчалъ: «Мое злато на небеса, а не на земли. Я здѣсь его не закапывалъ, зная, что придутъ тати и разбойники и расхитятъ; имущество Церкви въ благодати и милости Божіей». Варвары съ насмѣшкой выслушали эти слова и отпустивъ тѣхъ, которыхъ успѣли схватить въ монастырѣ вмѣстѣ съ преподобнымъ, послали сказать заключившимся въ обители, чтобы они сдались и выдали все, иначе всѣмъ грозили неминуемою смертію. Съ своей стороны чрезъ тѣхъ же посланныхъ Преподобный велѣлъ сказать заключеннымъ: «Да не отступятъ православные отъ св. вѣры, но да съ терпѣніемъ стремятся на предлежащій имъ подвигъ, памятуя непрестанно Господа Іисуса Христа: аще терпимъ съ нимъ и воцаримся; аще отвержемся, – и той отвержтся насъ». Услышавъ имя Христа, нечестивые еще съ большею злобою напали на мученика, поставили его между двухъ столбовъ и желѣзнымъ орудіемъ начали крутить Его колѣна. Страдалецъ Божій молился и терпѣлъ, призывая Господа укрѣпить его въ подвигѣ: «Стопы моя направи на путь миренъ къ Тебѣ Боже – въ селенія Твоя; ибо сего желаеть и въ семъ скочавается душа моя». Враги били Его по лицу, въ глаза и грудь, наконецъ хотѣли было содрать съ него кожу; но, опасаясь стеченія народнаго, кончили тѣмъ, что отрубили Ему голову и бросили тѣло Его на площади[19] (7 сентября 1678)[20].

Оплакавъ своего заступника православные, среди ночной темноты, взяли тѣло Его и внесли оное въ монастырскую церковь, въ которой заключились, обрекши себя умереть за вѣру Христову. Между тѣмъ Татары вторично подступили къ обители и, найдя монастырскую церковь заключенною вмѣстѣ съ собравшимся въ ней народомъ, зажгли храмъ и всѣхъ заключенныхъ въ немъ уморили дымомъ и сожгли огнемъ. Затѣмъ враги удалились и собравшіеся жители Канева пошли искать тѣла своихъ присныхъ на церковномъ попелищѣ.

Но, къ общему удивленію всѣхъ, они нашли одно лишь нетлѣнное тѣло доблестнаго подвижнлка Христова св. Макарія. «Хотя и много было тѣлъ, говоритъ преданіе, но ни одно не осталось въ цѣлости; тѣло же преподобнаго обрѣтено во власяницѣ, съ крестомъ на персяхъ и съ другимъ крестомъ въ рукахъ, которымъ онъ побѣждалъ скорби жизни и поборалъ по вѣрѣ Православной, ради коей благодушно пріялъ мученическую смерть; тѣло его было какъ бы живое[21].

Православные съ любовію взяли блаженные останки отца и учителя своего и похоронили оные въ томъ же храмѣ, въ которомъ и нашли его, – подъ жертвенникомъ (8 сентября 1673 г.).

 

6. Открытіе мощей св. Макарія и Его прославленіе (1688 г.)

Святыя мощи блаженнаго Макарія мирно покоились на мѣстѣ своего погребенія до 1688 г. Вь ото время понадобилось перестроить церковь въ монастырѣ Каневскомъ, и, когда копали фундаментъ, докопались до гроба Преподобнаго Макарія; двое изъ честныхъ иноковъ открыли гробъ и въ немъ нашли нетлѣнные останки страдальца. Въ тоже время отъ мощей Преподобнаго начали истекать исцѣленія – и усердные Христіане начали стекаться ко гробу угодника Божія, которые теперь съ подобающею честію были перенесены и поставлены па приличномъ мѣстѣ въ той же обители. Но такь какъ враги Православія и послѣ этого не переставали по временамъ нападать на Каневскій монастырь, то въ томъ же 1688 году иноки перенесли тѣло Св. Преподобномученика въ г. Переяславль и здѣсь поставили оное въ полковой церкви Воскресенія Христова[22].

Въ 1700 году, когда возстановлена была Переяславская Епархія, бывшая долго въ запустѣніи отъ набѣговъ Татарскихъ, Епископъ Переяславскій Захарія Корниловичъ испросилъ (послѣ Полтавской битвы) у Императора Петра І-го дозволеніе возстановить древній каѳедральный Переяславскій Свято-Михайловскій монастырь. И когда онь былъ конченъ и освященъ 1713 г., то вмѣстѣ съ симъ въ ноябрѣ мѣсяцѣ тогоже года, въ день памяти Св. Архистратига Михаила (8 дня) были перенесены сюда и мощи Св. Преподобномученика Макарія и съ великою честію поставлены въ храмѣ обители. Здѣсь почивали они до самаго упраздненія Михайловскаго монанастыря 1786 г. Послѣ этого 4 августа того же года они были перенесены въ каменную церковь Вознесенскаго Переяславскаго монастыря, гдѣ и до нынѣ почиваютъ[23].

У Преосвященнаго Гедеона записано одно замѣчательное чудо, случившееся, какъ пишетъ онъ, «въ числѣ многихъ исцѣленій, истекавшихъ отъ гроба Преподобнаго». Въ 1742 г., когда Преосвященный Никодимъ переносилъ св. мощи Макарія изъ трапезной церкви монастыря въ обновленный имъ каменный соборный храмъ обители, – въ это время полковникъ Алексѣй Глѣбовъ, не владѣвшій руками и ногами, принесенъ былъ родственниками ко гробу Преподобнаго, и по отпѣтіи молебна, приложившись къ св. мощамъ, получилъ совершенное исцѣленіе[24].

Память святаго Преподобномученика Макарія празднуется 7 сентября въ день его кончины[25].

 

Протоіерей А. Ѳ. Хойнацкій. Очерки изъ исторіи Православной Церкви и древняго благочестія на Волыни, изложенные въ жизнеописаніяхъ святыхъ угодниковъ Волынскихъ и Православныхъ Святыхъ, принимавшихъ ближайшее участіе въ историческихъ судьбахъ земли Волынской. Житвомиръ 1878. С. 230-241.

 

[1] Русск. Свят. Изд. 2, Отд. 3, стр. 29, прим. 45. Письма Преосвященнаго Лазаря въ «Черниг. Епарх. Извѣстіяхъ» за 1863 г.

[2] Тамъ же, стр. 26. Свѣдѣніе о наименованіи родителей Макарія Торскими взято нами изъ стариннаго Волынскаго преданія.

[3] Житія свят. Россійской церкви, А. Муравьева, м. Августъ, приложеніе, стр. 187-188.

[4] Съ греческаго имя Макарія значитъ «блаженный».

[5] Въ житіи св. Макарія, составленномъ Полтавскимъ Епископомъ Гедеономъ, и отсюда бъ житіяхъ Г. Муравьева – монастырь, въ который поступилъ Преподобный, называется Овруческимъ въ г. Владимірѣ Волынской Епархіи. Это – крайняя ошибка. Овручскій монастырь существовалъ въ самомъ г. Овручѣ и, по историческимъ свѣдѣніямъ о немъ, основанъ раньше 1498 г. Въ половинѣ XVII в. извѣстенъ Овручскій Игуменъ Ѳеофанъ Креховецкій, который въ 1659 г. вмѣстѣ съ Кіевскимъ Митрополитомъ Діонисіемъ Балабаномъ, отправлялся въ Почаевъ на открытіе мощей преподобнаго Іова Почаевскаго. – Около того же времени, по всей вѣроятности, постригся въ семъ монастырѣ и преподобный Макарій (Волын. Епарх. Вѣд. 1867 г. № 4, часть неофф. стр. 69-70.).

[6] Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, стр. 190.

[7] Русск. Свят. Изд. 2. Отд. 3. стр. 29, прим. 45.

[8] Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, прилож. стр. 191-193.

[9] «Чернигов. Епарх. Извѣстія» за 1863 г.

[10] Преосвященный Лазарь, по словамъ Филарета Черниговскаго, назвалъ Макарія своимъ «постриженцемъ». Въ томъ смыслѣ, что въ 1657 г. по смерти М. Сильвестра онъ управлялъ Митрополіею и поставилъ Макарія въ Игумена Овручскаго. – Рукописное житіе говоритъ, что преподобный Макарій посвященъ и въ іеромонахи и въ Архимандрита М. Іосифомъ; новое изданіе словаря повторяетъ это извѣстіе. Но тугъ очевидная ошибка. См. Письма Преосвященнаго Лазаря въ «Чернигов. Епарх. Изв.» за 1863 г.

[11] Въ рукописномъ и печатномъ житіи Макаріи сказано, что онъ опредѣленъ въ Каневъ за 10 лѣтъ до его смерти М. Кипріаномъ. Но первое не точно, если онъ въ томъ же 1671 г., въ коемъ изгнанъ изъ Овруча, и опредѣленъ въ Каневъ; a житіе говоритъ еще, что въ Кіевѣ прожилъ онъ будто 2 года, что уже невѣроятно, по заботливости о немъ Преосвященнаго Лазаря. Кіевскаго Митрополита Кипріана вь это время вовсе небыло: на правомъ берегу Днѣпра управлялъ церквами и монастырями М. Іосифъ Нелюбовичъ-Тукальскій и онъ-то, конечно, въ слѣдствіе ходатайства Преосвященнаго Лазаря предъ Гетманомъ Дорошенкомъ, и опредѣлилъ Макарія въ Каневъ. А Кипріанъ не былъ ли какой-либо заграничный архипастырь, пребывавшій въ украйнѣ и принявшій участіе въ судьбѣ преп. Макарія? Въ то время не малое число заграничныхъ Архипастырей проживало въ Украйнѣ. Русск. Свят. изд. 2. Отд. 3, стр 29-30, примѣч. 46.

[12] Конисскій пишетъ: «Юрій принялъ монашество въ Корсунѣ, въ Октябрѣ 1662 г. (Величко 2, 36 лѣтоп. Бѣлозер. 29). Въ 1664 г, онъ заключенъ былъ въ Маріенбургѣ вмѣстѣ съ Іосифомъ Тукальскимъ и въ 1668 г., отправляясь изъ Умани въ Кіевъ съ игуменомъ Уманскимъ, былъ схваченъ Татарами и отправленъ въ Константинополь. (Лѣтоп. Бѣлозерск. 76, 78, 79. Величко 2, 334). Слѣдовательно, по времепи опредѣленія преп. Макарія въ Каневъ, какъ заключаетъ Преосвященный Филаретъ, принималъ онъ Юрія въ Каневѣ въ 1672 г. (Русск. Свят. М. Сентябрь, стр. 30.).

[13] Русск. Свят. Изд. 2, Отд 3, стр. 30-31. Сравн. также Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, стр. 195-199.

[14] Тамъ же, стр. 195.

[15] Русск. Свят. Изд. 2. отд. 3, стр. 32. Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, стр. 199-200.

[16] Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, стр. 200.

[17] Величко лѣтоп. 2, стр. 485. Также. Русск. Свят. отд. 3, стр. 32.

[18] Максимов. Георг. Слов. 1861 г., 1, стр. 949.

[19] Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, стр. 200-202.

[20] По рукописному житію кончина св. Макарія и разореніе Канева относятся ьъ 1653 г. Но въ этомъ году невидно ни по какимъ памятникамъ разоренія Канева. А что говорится о разореніи его въ житіи-то согласно съ лѣтописнымъ описаніемъ разоренія 1678 г. (см. о Каневѣ въ Кіев. губ. вѣд. 1864 г. № 2-5 и 46). Письма Архіеп. Лазаря не оставляютъ сомнѣнія, что преп. Макарій пострадалъ послѣ 1657 г. (Русск. Свят. Изд. 2. Отд. 3, стр. 33, прим. 49.)

[21] Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, стр. 203.

[22] Русск. Свят. Изд. 1. Отд. 3, стр. 34.

[23] Житія свят. Россійской церкви, м. Августъ, стр. 203-204.

[24] Тамъ же, стр. 204.

[25] Словарь Истор. о свят. Русск. Церкви, стр. 75. Въ рукописномъ тропарѣ Церковь поетъ ему:

Тропарь, гласъ 8-й. «Божественнымъ желаніемъ весь самъ себе отъ юнаго возраста Господеви возложивъ, явился еси свѣтильникъ свѣтлый граду твоему, поучая всѣхъ истиннѣй вѣрѣ и житію богоугодному, священномучениче Макаріе, Овручская похвала. Сего ради, яко агнецъ непорочный гонимый отъ распрелюбивыхъ враговъ, восшелъ еси во обитель Каневскую, идѣже, яко пастырь добрый душу твою положилъ еси за овцы твоя. И нынѣ ко всечестнѣй рацѣ многоцѣлебныхъ мощей твоихъ мы грѣшніи со умиленіемъ притекающе, даръ исцѣленія пріемлемъ многострадальне: Ты бо присно истощаеши болящимъ здравіе, печальнымъ утѣшеніе, и всѣмъ чтущимъ тя всякое исполняеши требованіе, молящися Христу Богу спастися душамъ нашимъ».

Кондакъ, гласъ 2-й. «Постническое и равноангелное житіе твое страдальческими уяснилъ еси подвиги, и Ангеломъ совсельникъ Богоблаженне явился еси Макаріе: съ ними Христу Богу моляся не престай о всѣхъ насъ». (Сообщены изъ Переяславскаго монастыря Полтав. губер., гдѣ почиваютъ мощи св. Макарія).

***

Тропарь гл. 4: Христу, насъ ради съ Небесъ сошедшему, / послѣдовалъ еси въ подвизѣхъ твоихъ, Макаріе, отче нашъ. / Егоже моли о насъ, ублажающихъ тя, / прощеніе прегрѣшеній даровати намъ, // любовію же и смиреніемъ сердца наша озарити и спасти души наша.

Кондакъ, гл. 2: Нетлѣнною красотою смиреннаго житія твоего / Бога на земли прославилъ еси / и божественной вѣры чистоту сохраняти люди научилъ еси, / страдальческими же подвиги кончину пріемъ, / отъ Бога прославленъ явился еси, // преподобномучениче Макаріе, отче нашъ.

 

Подробнее см:

Ив. Яновский. Святый преподобномученикъ Макарій, архимандритъ Овручскій, игуменъ Каневскій, Переяславскій чудотворецъ. // «Полтавские Епархиальные Ведомости». 1898. Ч. Неофф. № 14. С. 516-527; № 15. С. 541-552; № 16. С. 596-600. Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

Л. Я. Лавровскій. Стихотворное житіе преподобномученика Макарія, архимандрита Овручскаго и Каневскаго игумена. // «Кіевская Старина». 1904. Т. 84. № 3. Огд.1. С. 413-444. Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: