Священникъ Петръ Гордѣевъ – Слово въ недѣлю 5-ю по Пятидесятницѣ.

Кто изъ насъ, братіе, не содрогнется при воспоминаніи о той грубости, какую оказали Гадаринскіе жители Благодѣтелю-Христу? Кто не удивится той корыстной безсердечности къ страждущему человѣку, какую проявили они къ исцѣленнымъ бѣсноватымъ! Вотъ приближается къ городу Божественный Учитель-Христосъ, слава о Которомъ коснулась всѣхъ предѣловъ того мѣста. Своимъ появленіемъ Онъ заставилъ трепетать цѣлый сонмъ нечистыхъ духовъ, вселившихся въ двухъ несчастныхъ людей. Они уже поняли, что власть ихъ надъ страдальцами можетъ сразу уничтожиться отъ одного лишь вниманія Іисуса Христа къ ихъ жертвамъ. «Бѣси трепещутъ». Бѣсноватые, руководимые духомъ нечистымъ, противъ собственной воли, возопили ко Господу «что Тебѣ до насъ, Іисусе, Сыне Божій, пришелъ Ты сюда прежде времени мучить насъ». Для царства злобы присутствіе свѣта-истиннаго является мученіемъ. Сжалился Господь надъ несчастными страдальцами и всесильнымъ словомъ Своимъ выгналъ нечистыхъ духовъ изъ нихъ, позволивъ имъ, по ихъ просьбѣ, войти въ стадо свиней. Взбѣсившееся стадо тутъ же стремглавъ бросилось въ море и потонуло въ его волнахъ. Таково чудесное благодѣяніе Божіе къ страждущему человѣчеству! Но какъ же отнеслись сограждане къ сему благодѣянію? вышли ли они на встрѣчу ко Христу съ выраженіемъ благодарности за оказанную милость, – поспѣшили ли обласкать исцѣленныхъ, къ которымъ доселѣ не смѣли подойти? Нѣтъ, не такими людьми оказались жители Гадары, чтобы радоваться за счастіе другого. Вмѣсто благодарности ко Господу, у нихъ пробудилась боязнь къ Нему, основанная на глубокой жалости къ погибшему стаду свиней. Опасаясь, какъ бы Іисусъ Христосъ не причинилъ еще какого-либо ущерба ихъ благосостоянію, – они попросили Его удалиться изъ ихъ города. Съ грустью о неразумной и упорной корысти оставилъ Господь опечаленныхъ жителей Гадары.

Но оставимъ невнимательныхъ и неблагодарныхъ ко Господу жителей Гадаринскихъ и обратимся лучше къ себѣ самимъ: не уподобляемся ли и мы въ чемъ-либо этимъ людямъ, – не прогнѣвляемъ ли и мы какъ-нибудь Бога нашего подобно имъ? Съ глубокою скорбію приходится сознаться, что мы иногда въ своихъ поступкахъ бываемъ ни чѣмъ не лучше Гадаринскихъ жителей. Порочностью нашей души мы часто оскорбляемъ Господа и своими грѣхами дерзко отдаляемъ себя отъ Него. Господь зоветъ насъ къ Себѣ, спѣшитъ къ намъ, руководитъ нашимъ сердцемъ, но мы остаемся глухи: гласа Божія слушать не желаемъ и радостно внемлемъ только голосу нашихъ страстей. Церковь научаетъ насъ быть милостивыми къ ближнему, а мы знаемъ и любимъ только себя самихъ, – и если бываемъ внимательны и къ другимъ людямъ, то развѣ къ тѣмъ, у которыхъ желаемъ быть сами въ милости. Мы измѣряемъ наши отношенія къ людямъ корыстнымъ соображеніемъ, – полезенъ намъ человѣкъ, или не полезенъ. Сообразно сему и поступаемъ: съ богатыми и знатными стараемся ближе сойтись, нерѣдко даже потворствуя ихъ порокамъ и совершая въ угоду ихъ по ихъ примѣру беззаконія. Напротивъ, отъ бѣдныхъ, – иногда не смотря на ихъ честность, – бѣжимъ и даже своимъ презрѣніемъ и холодностью стараемся отталкивать ихъ отъ себя. Не уподобляемся ли мы въ этомъ случаѣ Гадаринскимъ жителямъ: бѣдные, честные, несчастные – это други Христовы, а мы не признаемъ ихъ и пренебрегаемъ ими настолько, что стыдимся и говорить съ ними, – не только не оказываемъ имъ сердечнаго участія, но даже простаго довѣрія не питаемъ къ нимъ. Удаляя таковыхъ отъ себя, мы этимъ самымъ удаляемся отъ Бога.

Но невнимательные къ горю ближняго; мы мало внимательны даже къ голосу своей совѣсти, чѣмъ также удаляемъ себя отъ Бога. Наша совѣсть не покойна, когда мы нерадиво выполняемъ или вовсе забываемъ свои религіозныя, обязанности. Душа стремится къ бесѣдѣ съ Богомъ, – ей желательно молиться, – а мы нерадимъ о молитвѣ: сначала по лѣни, а потомъ въ силу привычки все дальше и дальше удаляемся отъ исполненія этой обязанности. Молитва, – эта истинная пища для души – дѣлается для насъ труднымъ дѣломъ. Но уклоняясь отъ молитвы, мы удаляемся и отъ Бога, Который заповѣдуетъ всегда и вездѣ молиться. Церковь призываемъ насъ къ постоянной молитвѣ съ цѣлью единенія насъ съ Богомъ, а мы лѣнимся даже одну минуту посвятить Ему, нашему Создателю, для благодаренія и прославленія Его. Церковь приглашаетъ насъ въ праздничные и воскресные дни въ храмъ на молитву, а многіе изъ насъ проходятъ мимо, какъ бы не замѣчая его. Мало того, нѣкоторые проходя мимо храма, стѣсняются иногда осѣнить себя креснымъ знаменіемъ и въ тоже время не стыдятся съ подобострастіемъ обнажать свою голову предъ человѣкомъ сомнительной нравственности. Чѣмъ же таковые лучше Гадаринскихъ жителей? – Невнимательность у нѣкоторыхъ къ дѣламъ вѣры и постановленіямъ церковнымъ, живо напоминаетъ невнимательность жителей Гадары къ Іисусу Христу. Многіе настолько осуетились житейскими разсчетами, что ни во что ставятъ Завѣты Церкви и добрые христіанскіе обычаи. Вотъ, наприм., священникъ идетъ со св. иконами и крестомъ по приходу. Добрыя, богобоязненныя семейства съ радостью встрѣчаютъ его, какъ пріятнаго гостя. Пріятно и священнику такое расположеніе прихожанъ къ нему и благоговѣніе къ священнымъ обычаямъ. Но между добрыми семействами находятся, къ прискорбію, иногда и такія, для которыхъ приходъ священника не желателенъ: они готовятся къ празднику для принятія своихъ гостей и знакомыхъ, а священникъ имъ не нуженъ... Не уподобляются ли таковые Гадаринскимъ жителямъ? – Нѣтъ, не таковы должны быть отношенія между христіанами. Желай другому того, чего себѣ желаешь. Радости друга радуйся и печали его посочувствуй! Спѣши на дѣла благія, на пользу ближнимъ, и этимъ приблизишь себя къ Господу Спасителю, Который Самъ претерпѣлъ смерть за спасеніе людей и намъ всѣмъ заповѣдалъ полагать душу свою за други своя. – Аминь.

 

Свящ. П. Гордѣевъ.

 

«Воскресное чтеніе». 1897. № 27-28. С. 417-421.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: