Протоіерей Владиміръ Гобчанскій – Господи помилуй! (Древнее происхожденіе, широкое употребленіе и глубокое содержаніе этого молитвеннаго воззванія).

Въ Православно-Христіанской Церкви, благодареніе Господу, не оскудѣваетъ даръ молитвеннаго творчества. Съ древнѣйшихъ временъ, – даже апостольскихъ, молитвенное вдохновеніе часто озаряло молящихся. Апостолъ Павелъ свидѣтельствуетъ, что въ его времена собирались на молитву и каждый имѣлъ свой псаломъ (1 Кор. XIV, 26). Отъ этихъ древнѣйшихъ временъ сохранились, молитвы и пѣснопѣнія, которыя чужды витіеватости и риторизма, не такъ велики размѣромъ, но располагаютъ насъ къ себѣ своею безыскуствонностыо, простотой построенія и глубиной чувства. Болѣе простравнымъ изъ пѣснопѣній древнѣйшаго времени надо считать: «Воскресеніе Христово видѣвше». А самымъ краткимъ, наиболѣе употребительнымъ и весьма содержательнымъ является молитвенное возглавленіе: «Господи помилуй!».

Мы постоянно слышнмъ эту молитву за нашими церковными службами. Вспомнимъ, что и за литургіей, за вечерней, утреней, и за другими повседневными службами: на полунощницѣ, часахъ и повечеріи читается или поется «Господи помилуй!» и въ общемъ мвого разъ, что пожалуй, трудно сосчитать, сколько именно; да оно и излишне, такъ какъ не приведетъ насъ ни къ какимъ выводамъ, кромѣ одного того, который и такъ очевидецъ, что эта молитва повторяется чаще всѣхъ другихъ молитвъ. Даже въ кратчайшихъ церковныхъ службахъ, состоящихъ кромѣ обычныхъ начала и отпуста, только изъ одной молитвы, примѣнительной къ тѣмъ или другимъ частнымъ потребамъ христіанъ, – а тамъ «Господи помилуй!» является необходимымъ и никогда неопускаемымъ предверіемъ къ этой молитвѣ. Ибо послѣ возглашенія «Господу помолимся» непремѣнно читаютъ или поютъ «Господи помилуй!», а за тѣмъ уже произносятъ положенную къ данному случаю молитву.

Независимо отъ церковнаго употребленія молитва «Господи помилуй!» входитъ, какъ извѣстно, въ составъ нашего домашняго молитвеннаго правила. Мы пользуемся этой молитвой всякій день, произносимъ ее и утромъ и вечеромъ. Въ общемъ надо знать, что у православныхъ христіанъ и въ составѣ церковнныхъ службъ и при удовлетвореніи домашней молитвенной потребности неопустнтельно употребляется: «Господи помилуй!»{1}.

Не одни только православные христіане молятся словами «Господи помилуй!». Употребляется эта краткая молитва также католиками, армяно-григоріанамп, коптами, абессинцами, песторіанами и другими христіанскими исповѣданіями, давно прервавшими единеніе съ Православной Церковью. Между прочимъ очень важно, что эта молитва употребляется въ римско-католическомъ богослуженіи. Большинство католиковъ не сознаютъ этого, ибо богослуженіе совершается у нихъ на непонятномъ для народа, – латинскомъ языкѣ (вплоть до 2-го Ватикан. собора 1962-65 гг. – ред.), а «Господи помилуй» поется у нихъ даже не на латинскомъ языкѣ, а на греческомъ – словами: «Киріе элеисонъ». Въ самомъ началѣ обѣдни повторяется у нихъ это слово 12 разъ, очевидно въ соотвѣтствіи съ нашимъ повтореніемъ той же молитвы 12 разъ на великой эктеніи, которая у нихъ опускается. Употребляется «Киріе элеисонъ» много разъ въ другихъ католическихъ службахъ – литаніяхъ, напоминающихъ своимъ литературнымъ построеніемъ наши акаѳисты. Троекратнымъ повтореніемъ «Киріе элеисонъ» начинается и заканчивается всякая литанія. Между тѣмъ католики, побывавъ за службой въ нашемъ храмѣ, иногда насмѣхаясь надъ нашими обычаями, – твердятъ: «у православныхъ только и слышишь въ церкви одно «Господи помилуй», когда ни зайдешь, – и утромъ и вечеромъ». Такой насмѣшкой они только ненамѣренно подтверждаютъ дѣйствительность широкаго употребленія у насъ молитвы «Господи помилуй» и вмѣстѣ съ тѣмъ свидѣтельствуютъ о своемъ невѣжествѣ, ибо не замѣчаютъ того, что и у нихъ принято употреблять ту же молитву, хотя не такъ часто, какъ у насъ.

Для насъ – православныхъ употребленіе католиками молитвы «Господи помилуй!», да еще на греческомъ языкѣ, имѣетъ важное значеніе. Этотъ фактъ даетъ намъ основаніе утверждать, что прежде католики иначе относились къ молитвеннымъ обычаямъ греко-восточной Православной Церкви, чѣмъ теперь. Несомнѣнно римско-католическая церковь заимствовала молитву «Господи помилуй!» отъ греческой и въ знакъ уваженія къ ней стала употреблять ее на греческомъ языкѣ, а не въ латинскомъ переводѣ. Продолжаетъ она до настоящаго времени пользоваться этой молитвой, уже не отдавая себѣ яснаго отчета о началѣ и причалахъ такого заимствованія.

И такъ молитва «Господи помилуй!» несомнѣнно греческаго происхожденія, но гдѣ и кто впервые началъ употреблять эту молитву, какъ этотъ обычай охватилъ весь христіанскій міръ – на это не сохравилось точныхъ историческихъ свидѣтельствъ. Имѣются однако указанія, что эта молитва употреблялась уже въ ІІІ-мъ вѣкѣ, а историческія данныя объ обрѣтеніи честнаго и животворящаго Креста Господня въ началѣ IV-го вѣка, даютъ намъ знать, что когда епископъ Іерусалимскій – Макарій воздвигалъ животворящій Крестъ Господень, по его обрѣтеніи, и осѣнялъ имъ народъ на всѣ четыре стороны, то всѣ осѣняемые пѣли многократно «Господи помилуй!». Нельзя думать, чтобы происхожденіе этой молитвы было связано именно съ этимъ величественнымъ и трогательнымъ моментомъ, иначе ее бы возглашали одинъ-два, наконецъ, десятокъ молящихся, но не вся многотысячная толпа единымъ сердцемъ и едиными усты. Такая толпа народа повторяла эту молитву, какъ ей давно знакомую и вполнѣ подходящую для пережитаго момента. Слѣдовательно, начало употребленія этой молитвы надо относить къ болѣе раннему времени, прямо къ первымъ вѣкамъ христіанства, и даже ко временамъ апостольскимъ.

По своему слово выраженію молитва «Господи помилуй!» библейскаго происхожденія. Она представляетъ собою заимствованіе и передѣлку подобныхъ по мыслѣ молитвенныхъ выраженій, но изложенныхъ болѣе протяженно и встрѣчающихся очень часто въ священпыхъ книгахъ ветхаго и новаго завѣта (срав. Псал. VI, 2; Псал. V, 3, Пс. XXV, 11; Пс. XXVI, 7; Пс. L, 1; Пс. LVI, 2; Пс. CXXII, 3). У Пророка Исаіи (сравн. XXX, 2) это молитвенное обращеніе приводится всего ближе къ нынѣшнему его тексту, откуда оно съ послѣдующими словами вошло въ составъ повечерія: «Господи, помилуй ны, на Тя бо уповахомъ». Въ новомъ завѣтѣ моленіе ко Господу о помилованіи высказывается почти буквально подобнымъ выраженіемъ. Жена хананеяика, неотступно прося Господа исцѣлить ея дщерь, взывала: «помилуй мя Господи, Сыне Давидовъ» (Мѳ. XIV, 22). Отецъ глухонѣмого отрока взывалъ: «Господи помилуй сына моего» (Мѳ. XVII, 15). Іерихонскіе слѣпцы, прося у Господа исцѣленія отъ своего несчастія, также восклицали къ Нему: «помилуй ны, Господи, Сыне Давидовъ» (Мѳ. XX, 30). Такой же молитвеиный вопль по внутреннему содержанію, но нѣсколько въ другихъ словахъ былъ слышанъ изъ устъ евангельскаго мытаря, который оплакивая свои грѣхи, все повторялъ: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному!» (Лук. XVIII, 13). Принявъ во вниманіе, что многія другія наши молитвы, болѣе пространныя и краткія, выражены отдѣльными библейскими словами, или цѣлыми стихами съ небольшой передѣлкой и измѣненіями, съ полной увѣренностію будемъ утверждать, что христіане первыхъ вѣковъ не инымъ путемъ, а только изъ приведенныхъ обращеній къ Господу о помилованіи выработали краткое, двухсловное молитвенное воззваніе «Господи помилуй!».

При всей своей краткости до высшаго предѣла лаконизма молитва «Господи помилуй!» весьма содержательна. И въ этомъ легко убѣдиться: стоитъ только побольше углубиться въ ея смыслъ и содержаніе. Но часто такъ бываетъ, что многое, что мы часто видимъ, часто слышимъ и часто сами повторяемъ, мы воспринимаемъ не продумывая, не углублясь мыслію, – какъ бы это слѣдовало. Если же мы сдѣлаемъ отступленіе отъ такой привычки, то въ самомъ обыденномъ явленіи найдемъ для себя много важнаго, интереснаго и поучительнаго.

Такъ произошло и относительно нашего предмета рѣчи. Въ молитвенно-истолковательной литературѣ древнихъ временъ и ближайшихъ мы не встрѣчали толкованія на эту молитву, если не считать такой попытки со стороны Симеона Солунскаго, церковнаго писателя ХIV вѣка, въ которой мы видимъ много риторическихъ изліяній и сужденій по поводу молитвы, но вопросъ о происхожденіи, содержаніи и употребленіи ея тамъ пе затрагивается. (ср. Добротолюб. т. V).

Наше выясненіе молитвы «Господи помилуй!» начнемъ съ указанія, что она чрезвычайно лаконична. Она содержитъ въ себѣ только обращеніе и вопль о помилованіи. Но почему православный христіанинъ дерзаетъ обращаться съ такимъ воплемъ къ Господу, о комъ и о чемъ онъ долженъ, молиться какъ это исчисляется въ другихъ молитвахъ, здѣсь прямо не указывается. Посильный анализъ этой молитвы даетъ намъ основаніе отвѣтить на всѣ эти вопросы и затронуть другіе съ ними связь имѣющіе.

Человѣческое благоразуміе подсказываетъ каждому, нуждающемуся въ помощи отъ другого въ обыкновенныхъ житейскихъ дѣлахъ, что въ такой нуждѣ надо обращаться къ человѣку добраго сердца, человѣку отзывчивому на чужія лишенія, словомъ, къ человѣку милостивому. И если мы обращаемся съ молитвою ко Господу о помилованіи, то внутренней, располагающей насъ къ успѣху въ этомъ дѣйствіи причиной мы признаемъ милость или благодать Божію. Царь и пророкъ Давидъ, взывая ко Господу о помилованіи, постоянно ссылался, укрѣплялъ себя надеждою на успѣхъ своей молитвы, именно признаніемъ того, что въ Богѣ неисчерпаемое щедротъ множество, неислѣдимая пучина милосердія. Онъ выражался: помилуй мя, Боже, по велицѣй Твоей милости (Пс. L), множествомъ милости Твоея (Пс. V), ради милости Твоея (Пс. VI), спаси мя милостію Твоею (Пс. XXX). И въ употребляемыхъ нынѣ пространныхъ молитвахъ милость Божія также ставится для нихъ исходнымъ основаніемъ. Милостивъ бо и человѣколюбецъ Богъ еси, яко благъ и человѣколюбецъ Богъ, прости ми, – такъ мы обыкновенно предваряемъ или заканчиваемъ исчисленіе нашихъ нуждъ предъ Богомъ. Но на что въ пространныхъ молитвахъ указывается опредѣленными словами, то въ молитвенномъ воплѣ «Господи помилуй!» вѣрующій христіанинъ не словами, а голосомъ своего сердца долженъ ставить себѣ основаніе для такого обращенія ко Господу. Къ кому обращаться съ мольбой о помилованіи, какъ только къ Существу милостивому. Значитъ, произнося: «Господи помилуй!» мы тѣмъ самымъ внутрнно признаемъ нашего Господа существомъ всемилостивымъ и къ нашей молитвѣ присоединяемъ надежду, что Онъ заступникъ, спасетъ и помилуетъ насъ Своею благодатію.

Вѣрующій христіанинъ ясно сознаетъ и глубоко проникнутъ мыслію, что онъ, какъ тварь, во всемъ зависитъ отъ Бога, какъ Творца и Владыки всяческихъ. Отъ Него зависѣло вызвать насъ онъ небытія къ бытію; отъ Него мы надѣлены разными силами и способностями тѣлесными и душевными; отъ Него источаются намъ всякія блага, которыми мы пользуемся здѣсь, на землѣ, и коихъ чаемъ достигнуть въ будущей жизни: «О Немъ бо живемъ, движемся и есмы», по слову апостола (Дѣян. XVII, 28). «Милость Его въ роды родовъ къ боящимся Его» (Лук. I, 50), свидѣтельствуетъ праведный Захарія. «Жизнь и милость даровалъ Ты мнѣ» (Іов. X, 12), удостовѣряетъ великій ветхозавѣтный праведникъ. Остается на основаніи этого сказать, что милость Божія, это такое свойство Божіе, которымъ Онъ постоянно являетъ свое попечительное отношеніе къ міру и человѣку. «Вси путіе Господни милость и истина» (Псал. XXIV, 10), говоритъ пророкъ Давидъ. Онъ же призываетъ всѣхъ восхвалять благость или милость Божію: «Хвалите Господа, яко благъ, яко въ вѣкъ милость Его». Итакъ, милость Божія неотъемлемое свойство Божіе въ религіозно-молитвенномъ сознанія истинно вѣрующимъ. Какъ же намъ не останавливаться почаще мыслію на этомъ свойствѣ Божіемъ и не взывать: «Господи помилуй!». «Господи помилуй!», при такомъ настроеніи вѣрующей души будетъ отвѣчать внутренней потребности сказать: продли паки свои не заслуженныя нами милости, умножь ихъ, Великій Милостивецъ {2}.

Вѣрующій христіанинъ признаетъ, что всякаго рода бѣдствія, лишенія, скорби и страданія въ этой жизни посылаются ему также отъ Господа, или въ наказанія за содѣянныя беззаконія, или какъ испытанія для большаго укрѣпленія его въ правой вѣрѣ и добродѣтельномъ житіи. Переживая всякія бѣды, онъ смиряется тогда предъ Господомъ, не ропщетъ, не падаетъ духомъ, а научается видѣть въ карающей Десницѣ Божіей туже благость и милость Божію, которую онъ еще болѣе чувствуетъ при полученіи отъ Него разныхъ благъ. И въ такомъ состояніи вѣрующей душѣ употребленіе молитвы «Господи помилуй!» будетъ весьма подходящимъ и умѣстнымъ. Взывая, «Господи помилуй!», въ такихъ случаяхъ христіанинъ можетъ развивать мысленно сжато выраженную мысль такими дополненіями: избавь меня отъ всякихъ бѣдъ и скорбей, укрѣпи немощи духа и тѣла, чтобы устоять въ горнилѣ искушеній и еще болѣе, укрѣпить себя на пути добра.

Много бѣдъ и горя достается въ удѣлъ каждому человѣку. Бѣда за бѣдой ходитъ, на бѣдѣ ѣдетъ, бѣдой погоняетъ, умно, мѣтко говоритъ народная поговорка. Но величайшимъ и всеобщимъ народнымъ бѣдствіемъ является нынѣ для насъ переживаемая война. О тяжести бѣдствія войны можно судить по отзыву Давида царя. Когда онъ сильно провинился предъ Господомъ, Господь прогнѣвался на него и чрезъ пророка предложилъ ему на выборъ въ числѣ трехъ наказаній три мѣсяца несчастной войны. Давидъ предпочелъ три дня моровой язвы, разсуждая: «да впаду убо въ руцѣ Господни, яко мнози суть щедроты Его, въ руцѣ же человѣчи да не впаду» (2 Цар. XXIV, 14).

Какъ дѣло рукъ человѣческихъ, война гораздо страшнѣе голода и мора. Подобно голоду и мору, война опустошаетъ страну, отнимаетъ у семействъ и государства полезныхъ членовъ, порождаетъ горе сиротства и вдовства; но сверхъ этого война ведетъ за собой другія бѣды: увѣчья воиновъ, мучительныя раны и мучительную смерть, плѣнъ, который у нашихъ враговъ соединяется съ безчеловѣчными истязаніями и проч. И вотъ мы теперь, размышляя объ этомъ великомъ народномъ бѣдствіи памятуя о печальной участи нашихъ воиновъ и дома и въ церкви, слушая нарочито составленныя моленія о нашемъ воинствѣ, которыя сопровождаются непремѣннымъ возглашеніемъ «Господи помилуй!», мысленно себѣ будемъ дополнять: Господи всемилостивый помилуй, нашихъ воиновъ, всѣхъ насъ, нашу страну спаси отъ бѣдствіи войны, и даруй намъ полную побѣду, послѣ которой послѣдовалъ бы славный и долгій, миръ.

Да широко содержаніе разбираемой молитвы; оно обнимаетъ собою всѣ нужды человѣка и времени и вѣчныя и нужды не одного человѣка молящагося, а всѣхъ ближнихъ. По чувству братолюбія христіанину свойственно желать всякихъ благъ не только для себя, но и для своихъ ближнихъ. Слѣдуя заповѣди апостола: «молитеся другъ за друга» (Іак. V, 16), мы молимся за всю братію и за вся Христіаны. Пользуемся для этого пространными молитвами какъ о живыхъ, такъ и объ умершихъ. Но такія молитвы сопровождаются излюбленнымъ въ православно-христіанскомъ мірѣ молитвеннымъ воззваніемъ: «Господи помилуй!». Кого помилуй? Тутъ каждому надо дополнять мысленно: помилуй и спаси не только насъ, но нашихъ родныхъ, друзей, знакомыхъ и всѣхъ вообще православныхъ христіанъ – какъ живыхъ, такъ и умершихъ. Отъ чего помилуй? Помилуй отъ всякихъ бѣдъ, несчастій, наипаче омый отъ грѣховъ и беззаконій нашихъ, помилуй и спаси отъ вѣчной гибели въ будущей жизни. Смилуйся, сжалься надъ нами, будь милостивъ къ намъ. «Не прогнѣвайся на ны зѣло, ниже помяни беззаконій нашихъ».

Чтобы уже закончить наше разсужденіе о молитвѣ «Господи помилуй!» остановимъ наше вниманіе на той особенности, что это кратчайшей молитвой принято, не только чередовать, предварять и заключать чинъ другихъ молитвъ, но требованіемъ церковнаго устава иногда предписывается произносить ее сряду нѣсколько разъ и даже многое число. Часто поютъ или читаютъ «Господи помилуй!» – трижды, иногда – двѣнадцать, сорокъ разъ. На литіяхъ положено пѣть «Господи помилуй!» и до пятидесятницы разъ, а въ день Воздвиженія Креста Господня положено по сотницѣ при каждомъ воздвизаніи Св. Креста. Надо думать, что въ такомъ повтореніи молитвы тотъ же смыслъ, какъ и во всякомъ повтореніи просьбъ. Когда мы обращаемся къ кому-либо изъ людей со своими нуждами, то мы по нѣсколько разъ повторяемъ свою просьбу, иногда даже въ однихъ и тѣхъ же выраженіяхъ. Этимъ повтореніемъ мы свидѣтельствуемъ, съ одной стороны, важность и неотложность нашихъ нуждъ, нашу жажду скорѣйшаго ихъ удовлетворенія, съ другой стороны, этимъ же повтореніемъ, мы выражаемъ надежду, что просьба наша будетъ пополнена. Ибо мы не станемъ распространяться о своихъ нуждахъ предъ такими лицами, о которыхъ хорошо намъ извѣстпо, что они не сочувствуютъ намъ и желаютъ намъ вреда, а не нользы. Подобно этому, повторяя множество разъ молитвенный вопль «Господи помилуй!», мы настойчиво выражаемъ свою нужду въ помилованіи Господомъ и твердую увѣренность, что премилосердный Господь услышитъ гласъ моленія нашего и даруетъ намъ просимое по велицѣй Своей милости, хотя мы достойны Его праведнаго гнѣва и осужденія. А что «Господи помилуй!» предписывается въ извѣстныхъ случаяхъ повторять въ предѣлахъ опредѣленныхъ чиселъ, этому нельзя придавать особеннаго, символическаго значенія. Опредѣленныя числа приняты вмѣсто неопредѣленныхъ только въ цѣляхъ извѣстнаго порядка и однообразія въ церковно-молитвенныхъ чинопослѣдованіяхъ.

Итакъ, если мы остановимся нашей мыслью на происхожденія молитвы «Господи помилуй!» и крѣпче углубимся въ ея содержаніе, то восчувствуемъ всю важность и полную умѣстность столь широкаго употребленія этой молитвы. Не будемъ скучать и тяготиться, выслушивая многократное повтореніе этой молитвы за церковнымъ богослуженіемъ. Поймемъ, что эта молитва представляетъ собой введеніе, сокращеніе и заключеніе пространныхъ нашихъ моленій ко Господу о помилованіи. Будемъ крѣпко надѣятьсь на Бога, Отца щедротъ и всякія утѣхи. «Помилуй насъ, Господи, помилуй насъ, всякаго бо отвѣта недоумѣюще, сію Ти молитву, яко грѣшніи, приносимъ, помилуй насъ» – вотъ церковный болѣе точный перифразъ нашей излюбленной молитвы, которой объясняется потребность ея повторенія. Не механически же будемъ отчитывать, стремясь къ одной точности при многократномъ возглашеніи «Господи помилуй!», а всякое такое повтореніе будемъ сопровождать большимъ и большимъ подъемомъ чувства виновности предъ Богомъ и сознаніемъ нужды въ помилованіи отъ Него. При всемъ томъ будемъ стараться жить по велѣнію Господнему и Господь помилуетъ насъ, яко благъ и человѣколюбецъ.

 

Протоіерей Вл. Гобчанскій.

 

«Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости». 1916. № 13. Отд. Неофф. С. 259-267.

 

{1} Несомнѣнно, такое широкое домашнее и церковнное употребленіе молитвы «Господи помилуй!» послужило почвой къ образованію у нѣкоторыхъ христіанъ навыка прерывать свои думы, свои обыкновенныя житейскія дѣла, особенно въ уединеніи отъ другихъ воззваніемъ «Господи помилуй!».

Иные люди произносятъ его мысленно, другіе сопровождаютъ вздохомъ изъ глубины души; иногда произносятъ въ полъ-голоса, а иногда, при высшемъ подъемѣ молитвеннаго настроенія, съ воскликновеніемъ, да и не одинъ разъ сряду. Такую привычку нужно одобрить, лишь бы она не стала механической, а всегда сопровождалась соотвѣтственнымъ движеніемъ сердца. Это будетъ однимъ изъ лучшихъ способовъ къ соблюденію наставленія Св. Апостола Павла: «непрестанно молитеся» (Ѳес. V, 17).

{2} Не только по откровенному ученію милость или благость Божія весьма часто изображается и какъ бы выдвигается въ ряду другихъ свойствъ, но это же свойство Божіе, въ настоящее время въ большинствѣ случаевъ безсознательно, а въ періодъ образованія нашего праотеческаго языка, надо думать, ясно и отчетливо сознавалась нашими отдаленными предками на нѣсколько тысячилѣтій, хотя были лишены свѣтлаго Божественнаго Откровенія, ибо слово «Богъ» значитъ – милостивецъ, высшая и всеблагая сила и источникъ всякаго блага. Насколько древне-еврейское имя «Богъ» – «Ягвэ» означаетъ Его самобытность и вѣчность, Его сущность въ Самомъ Себѣ, настолько наше имя «Богъ» означаетъ, – Его отношеніе къ роду человѣческому, Его безпредѣльное милосердіе. Ибо наше слово Богъ есть видоизмѣненіе древне-арійскаго слова Bhag. Слово «Bhag» перешло къ намъ еще въ болѣе сходственной передѣлкѣ, ибо оно тожественно съ нашимъ словомъ – благъ. И вотъ это древнѣйшее слово – Бгагъ, выражающее понятіе о Богѣ, какъ о Существѣ всемилостивомъ, сохранилось въ нашемъ языкѣ въ двухъ, по-видимому различныхъ, но въ дѣйствительности отъ одного корня происходящихъ словахъ: «Благъ и Богъ». Отсюда и со словомъ – богатый – первоначально въ языкѣ соединялось представленіе о человѣкѣ, надѣленномъ всякими благами не для личнаго пользованія, а для раздаянія другимъ, для проявленія милосердія существеннаго и Богоподобнаго свойства. А въ клинообразныхъ надписяхъ встрѣчается слово бага болѣе близкое къ нашему Богъ въ точномъ смыслѣ раздаятеля.

 

Объ авторѣ. Протоіерей Владиміръ Мироновичъ Гобчанскій. Родился 27 июля 1863 г., с. Лебедянка, Изяславскаго у. Волынской губ. Отецъ – духовнаго званія. Обучался въ Кременецкомъ дух. училищѣ и въ Волынской дух. семин. Въ 1888 г. окончилъ КДА со степ. канд. богословія (канд. соч.: «Блаженный Іоаннъ Мосхъ и его сочиненіе»). Съ 1 окт. 1889 г. – законоучитель Холмскаго Маріянскаго женскаго училища. Съ 1 февр. 1893 г. – законоучитель Кѣлецкой мужской и женской гимназій и Андреевской учительской семинаріи. Съ 1 сент. 1902 г. – законоучитель Кѣелецкого коммерческого училища. Въ 1902 г. – награжденъ наперснымъ крестомъ, отъ Св. Синода выдаваемымъ. Съ 1 іюня 1904 г. – законоучитель Бѣльской учительской семин. и настоят. Бѣльской Кирилло-Меѳодіевской церкви («Холм.-Варш. Еп. Вѣстн.» 1904. № 21. Отд. I. С. 249.). Съ 5 іюня 1904 г. – благочинный 1 Бѣльскаго округа. (тамъ же. 1904. № 24. Отд. I. С. 285.). Съ 15 марта 1906 г. – уволенъ согласно прошенію, отъ должности Благочиннаго 1 Бѣльскаго округа. («Холм. Церк. Жизнь.» 1906. № 7. Ч. Оффиц. С. 206.). Съ 1 авг. 1909 г. – законоучитель Холмской мужской гимназіи, съ увольненіемъ отъ должности настоят. Бѣльской Кирилло-Меѳодіевской церкви и законоуч. Бѣльской учительской семин. (тамъ же. 1909. № 16. Ч. Оффиц. С. 602.). Въ 1909 г. – возведенъ въ санъ протоіерея. Съ 8 авг. по 15 сент. 1911 г. былъ въ отставкѣ. Съ 15 сентября 1911 г. – протоіереей Холмскаго каѳедральнаго собора. (тамъ же. 1911. № 19. Ч. Оффиц. С. 562.). Съ 11 октября 1911 г. – законоучитель Холмской женской 4-хъ классной прогимназіи. Въ 1911 г. – членъ Холмскаго Епархіальнаго Миссіонерскаго Совѣта (тамъ же. 1911. №. 2. Ч. Оффиц. С. 34.). Въ 1912 г. – Холмскій епархіальный наблюдатель церковныхъ школъ (тамъ же. 1912. № 24. Ч. Оффиц. С. 832.). Въ 1915 г. – Астраханскій епархіальный наблюдатель церковныхъ школъ (тамъ же. 1915. № 14. Ч. Оффиц. С. 5.). Въ 1916 г. – увольненъ, согласно прошенію, отъ должности епархіальнаго наблюдателя («Церк. Вѣд.» 1916. № 48. С. 419.). Дальнѣйшихъ свѣденій не обрѣтается. Авторъ разнообразныхъ статей, помещенныхъ въ духовныхъ и свѣтскихъ журналахъ и въ мѣстныхъ епархіальныхъ вѣдомостяхъ: «Волын. Еп. Вѣд.», «Витеб. Еп. Вѣд.», «Холм. Еп. Вѣд.», «Странникѣ», «Вѣра и Церковь», «Радости Христіанина», «Миссіон. Обозр.», «Холм. народ. календ.», «Варш. дневн.», «Мирн. трудѣ», «Пастыр. Собесѣд.», «Вѣстн. Вилен. Св. Духов. брат.». Главные труды: «Тайные хранители Православія» («Вѣра и Церковь». 1907. Т. 1. Кн. 4. Отд. 2. С. 584-590.); «Къ исторіи первой попытки возсоединенія уніатовъ съ православною церковію въ Холмской Руси въ сороковыхъ годахъ XIX ст.» (Спб. 1909.); «Осмѣянія распятаго Христа и современныя осмѣянія ближнихъ (Размышленіе, по прочтеніи 26-50 ст. 27 главы Ев. Матѳея)» («Астрах. Еп. Вѣд.» 1916. № 9-10. Отд. Неофф. С. 206-213, и отд. отт.); «Пастырское миролюбіе и нѣкоторыя отъ него уклоненія». «Астрах. Еп. Вѣд.» 1916. № 9-10, № 11-12. Отд. Неофф. С. 213-220, 243-247.); «Господи помилуй! (Древнее происхожденіе, широкое употребленіе и глубокое содержаніе этого молитвеннаго воззванія)». «Астрах. Еп. Вѣд.» 1916. № 13. Отд. Неофф. С. 259-267, и отд. отт.).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: