Протоіерей Климентъ Ѳоменко – Преданія Святой Земли въ богослужебныхъ канонахъ святыхъ Іоанна Дамаскина и Космы Маюмскаго.

Святая Земля – это родина Священнаго Писанія. Въ Святой Землѣ имѣла мѣсто большая часть главнѣйшихъ событій Библіи. Здѣсь сіи священныя событія и внесены въ священныя книги. Отраженіе Священнаго Писанія, какъ главнаго источника, въ пѣснопѣніяхъ и молитвахъ православной нашей Церкви – вопросъ вполнѣ выясненный и останавливаться на немъ нѣтъ основанія. Остается другая часть вопроса: въ Святой Землѣ существуютъ и вѣковыя мѣстныя преданія.

Развѣ существуютъ особыя преданія Святой Земли? – Несомнѣнно существуютъ и существовали съ отдаленныхъ вѣковъ. Гдѣ ихъ можно разыскивать? – На мѣстѣ, въ древнихъ монастыряхъ Святаго Града, въ уединенной обители преподобнаго Саввы и другихъ святыхъ мѣстахъ Востока. Часть мѣстныхъ преданій сообщается устно тѣми добрыми христіанами, которые долго живутъ въ Святой Землѣ и съ такою любовію изучаютъ Палестину во всѣхъ ея подробностяхъ. Какъ внимательно я прислушивался къ увлекательнымъ мѣстнымъ повѣствованіямъ въ Николаевскомъ монастырѣ Святаго Града въ уютной келліи русской схимонахини М-ніи, такъ тщательно изучившей Святую Землю въ теченіе десятковъ лѣтъ своего пребыванія на Востокѣ! Да мѣстныхъ преданій и вообще поскору изучать невозможно. Часть мѣстныхъ преданій Святой Земли нашла для себя мѣсто въ житіяхъ святыхъ Палестинскаго патерика. Немалая часть преданій Святой Земли занесена въ древнюю русскую письменность древними нашими отечественными паломниками. Въ этомъ отношеніи новые паломники не берутъ примѣра съ древнихъ. Благочестивый паломникъ временъ крестоносцевъ – «русскія земли игуменъ» Даніилъ занесъ въ свое «Житіе и хожденіе» мѣстное преданіе Іерусалима о томъ, что крестъ Господень былъ водруженъ на Голгоѳѣ на камнѣ. «Исподи же подъ тѣмъ именемъ лежитъ первозданнаго Адама глава; и въ распятіе Господне, егда на крестѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ предасть Духъ Свой, и тогда раздрася церковная катапетазма, и каменіе распадеся; тогда же и тотъ камень просѣдеся надъ главою Адамлего и тою разсѣянною сниде кровь и вода изъ ребръ Владычныхъ на главу Адамову и омы вся грѣхи рода человѣча» (Выпускъ ХХІV-й, рус. клас. библіот. Житіе и хожд. Даніила, стр. 11). Это мѣстное преданіе Святаго Града для насъ разъясняетъ самое распространенное изображеніе креста, гдѣ у подножія пречистыхъ ногъ Спасителя изображаются черепъ и кости. Мѣстныя преданія Святой Земли могутъ оказать существенную помощь въ объясненіи многихъ вопросовъ нашей православной вѣры.

Мѣстныхъ преданій въ Святой Землѣ немало. По симъ преданіямъ жилище Адама и Евы, по изгнаніи ихъ изъ рая, переносится въ окрестности Хеврона. Старый Хевронскій арабъ, бывшій въ 1879 г. моимъ проводникомъ въ изобильныхъ виноградникахъ Хеврона, подведши меня къ одной древней пещерѣ въ окрестностяхъ города, сказалъ – «это пещера Адама». По мѣстнымъ преданіямъ, не дерево классической «смоквы», а бананъ носитъ названіе «Адамовой смоквы». Широкіе и длинные листья банана, по симъ преданіямъ, служили первымъ препоясаніемъ Адаму и Евѣ. По симъ преданіямъ жилищемъ Лота, послѣ гибели Содома и Гоморры, были ближайшія окрестности Іерусалима и именно то мѣсто, гдѣ въ настоящее время Крестный монастырь. Я уже имѣлъ случай сообщить («Труды Кіев. Акад.» 1895 г., «Воскр. Чтен.» 1895 г. и «Церк. Вѣд.» за истекшій годъ), что по мѣстнымъ преданіямъ на мѣстѣ Крестнаго монастыря произрастало древо Креста Господня и что древо это было трисоставное, изъ вѣтвей кипариса, певга (финиковой пальмы) и кедра. Три эти вѣтви насадилъ Лотъ послѣ тяжкаго своего грѣха (Быт. 19, 30-38). По обѣту своего дяди Авраама, Лотъ поливалъ эти лѣторосли водой изъ Іордана. Израсло трисоставное древо Креста. (Въ «Розыскѣ» святителя Димитрія Ростовскаго это преданіе сообщено въ иномъ варіантѣ). Преданіе это могъ узнать въ обители преподобнаго Саввы Освященнаго творецъ каноновъ Богослужебныхъ святый Іоаннъ Дамаскинъ и воспѣлъ въ воскресномъ канонѣ 2-го гласа: «Яко изволилъ ecи (распятися) на кипарисѣ, и на певгѣ, и кедрѣ, плотію совоздвизаемъ (1-й тр. 5-й пѣсни). Какъ извѣстно, это мѣсто въ числѣ другихъ мѣстъ о трисоставномъ крестѣ (напр., канона честному Кресту пѣснь 8, канона гласа 2-го, въ среду на утрени пѣснь 9 и гласа 3-го въ среду и пятокъ на утрени сѣдал. и др.) послужило для раскольниковъ-старообрядцевъ поводомъ къ упорному признанію только осьмиконечнаго креста и къ хуламъ и поруганіямъ на крестъ четыреконечный. А между тѣмъ изъ близкаго ознакомленія съ дѣломъ выясняется лишь только то, что святый Іоаннъ Дамаскинъ вносилъ въ свои богослужебные каноны мѣстныя преданія Святой Земли.

Приведенное выше мѣсто въ богослужебныхъ канонахъ, конечно, не есть единичный случай, гдѣ священныя преданія Палестины отразились во вдохновенныхъ твореніяхъ пѣснопѣвцевъ вселенской Церкви. Въ канонѣ на Рождество Христово святаго Іоанна Дамаскина тропарь З-й пѣсни воспѣвается такъ: «Невѣсты пречистыя пребогатое рождество, видѣти паче ума сподобився, ликъ свиряющихъ преклоняшеся страннымъ образомъ, чинъ же поющихъ безплотныхъ Царя Христа, безсѣменно воплощшагося». Что означаютъ въ семъ тропарѣ слова: ликъ свиряющихъ? Замѣтимъ предварительно и то, что слова эти повторяются и въ канонѣ на Рождество Христово друга дѣтства и сверстника Дамаскина – святаго Космы Маюмскаго. Въ тропарѣ 7-й пѣсни его канона воспѣвается: «Пастыріе свиряюще ужасно свѣтоявленіе получиша: слава бо Господня облиста ихъ и Ангелъ, воспойте, вопія: яко родися Христосъ»... Слова: пастыри свиряющіи внесены и въ предъогласительную «молитву на Рождество Христово сыномъ духовнымъ» (Требникъ, гл. 22), изъ чего, между прочимъ, явствуетъ, что молитва сія древняя и относится къ тому времени, когда въ день Рождества Христова крестили оглашенныхъ. Въ переложеніи богослужебныхъ каноновъ на русскій языкъ профессора Е. Ловягина выраженіе: пастыріе свиряюще переведено – «владѣющіе свирѣлью пастыри»... По гречески эти слова читаются: Ποιμένες ἀγραυλόντες. Въ Священномъ Писаніи не существуетъ выраженія: пастыріе свиряющіи. Въ Евангеліи отъ Луки и только этомъ Евангеліи одномъ сказано: и пастыріе бѣху въ той странѣ, бдяще и стрегуще стражу нощную о стадѣ своемъ. И се Ангелъ Господень ста въ нихъ, и слава Господня осія ихъ (Луки, 2, 8-9 ст.). Пастырь, искусно играющій на свирѣли – это глубоко-древнее преданіе еще ветхо-завѣтнаго Виѳлеема. Виѳлеемскій пастухъ немыслимъ безъ звучной, своеобразной пастушеской свирѣли и пастушеской пращи. Пастуха съ пращей и въ настоящее время можно встрѣчать въ горахъ въ окрестностяхъ Виѳлеема, хотя большинство изъ нихъ уже успѣло замѣнить пращу кремневымъ ружьемъ бедуиновъ; Виѳлеемъ – городъ священныхъ гимновъ; Виѳлеемъ – родина боговдохновеннаго псалмопѣвца Давида. Виѳлеемское преданіе объ искусныхъ пѣвцахъ-пастухахъ и отразилось на богослужебныхъ канонахъ въ честь Рождества Христова святыхъ Іоанна Дамаскина и Космы Маюмскаго. Между Виѳлеемомъ и обителью Саввы Освященнаго, гдѣ въ изгнаніи имѣлъ жительство Дамаскинъ, всегда было близкое общеніе и по недальности разстоянія, и потому, что въ Виѳлеемѣ былъ особый садъ Саввинскаго монастыря.

Преданіе о пастушеской свирѣли и до настоящей поры живетъ въ Виѳлеемѣ. У меня и теперь, когда я пишу эту замѣтку, предъ глазами лежитъ Виѳлеемская свирѣль. Свирѣль эта не похожа на свирѣль нашу. Какъ извѣстно, Виѳлеемъ славится издѣліями крестовъ, иконъ и разныхъ украшеній изъ перламутра. Въ послѣднее время былъ случай, что даже въ Америку отправили пароходъ съ этими мѣстными издѣліями. Когда въ одной изъ Виѳлеемскихъ лавокъ (которая ближе къ храму Рождества) я покупалъ кресты и иконы для родины и своихъ близкихъ, мѣстный арабъ взялъ со стола тростниковую свирѣль и началъ играть свои мотивы. Звуки были пріятные и разнообразные. «Купи» – сказалъ онъ по-русски. «Что это»? спросилъ я, указывая на кипу свирѣлей, лежащихъ на столѣ. – «Это Виѳлеемская свирѣль. На такой свирѣли играли и пастухи въ ночь Рождества Христова». Я и купилъ «на память». Свирѣль эта состоитъ изъ двухъ тростниковыхъ дудочекъ, параллельно связанныхъ вмѣстѣ. Длина ихъ нѣсколько меньше ½ аршина. Въ этихъ параллельныхъ тростникахъ 12-ть отверстій (по 6-ти въ каждомъ), для разнообразія тоновъ и звуковъ. Начинается Виѳлеемская свирѣль двумя пищальниками изъ болѣе тонкаго тростника. Конечно, Виѳлеемская свирѣль – не европейская флейта. Она – примитивный музыкальный инструментъ. Она одинъ изъ тѣхъ инструментовъ, которые упоминаются въ VI-й главѣ, 5-мъ стихѣ 2 книги Царствъ. Когда перевозили ковчегъ Божій изъ дома Аминадава, то Давидъ и всѣ сыны Израилевы играли предъ Господемъ на всякихъ музыкальныхъ орудіяхъ изъ кипарисоваго дерева, и на цитрахъ, и на псалтиряхъ, и на тимпанахъ, и на систрахъ, и на кимвалахъ. Блаженный Іеронимъ, переводившій въ своей келліи, находившейся вблизи Вертепа Рождества Христова, Библію на латинскій языкъ, назвалъ Виѳлеемскую свирѣль sistra.

Священныя преданія въ особенности отразились въ богослужебныхъ канонахъ въ честь Пресвятыя Богородицы. Иначе и быть не могло. Въ Священномъ Писаніи такъ мало благовѣетвуется о лицѣ Матери Господа нашего. Писаніе пополнялось преданіемъ. Вчитаемся въ каноны на Успеніе Пресвятыя Богородицы святыхъ Космы и Іоанна Дамаскина. Они полны священнаго преданія, напр., тропарь 1-й пѣсни... внезапу стекшеся Апостолъ множество отъ конецъ, Богородице, тебѣ предсташа абіе – это, какъ мы видимъ изъ Четьи-Минеи 15 дня августа, преданіе Святой Земли. Такое-же мѣстное преданіе отразилось и въ слѣдующихъ словахъ тропаря 3-й пѣсни: постиже судъ руцѣ досадительныя дерзкаго – усѣченіе нанесъ, указывая на отсѣченіе рукъ еврея Аѳонія, прикоснувшагося къ Пречистому одру Богородицы съ дерзкимъ помысломъ опрокинуть сей священный одръ. То же должно сказать и о канонахъ на праздники: Рождества Пресвятой Богородицы, Благовѣщенія, Введенія во храмъ и Воздвиженія Креста Господня.

Держите преданія, заповѣдалъ намъ Апостолъ... И какъ жаль, что наши паломники въ Святую Землю заносятъ въ свои книги только описаніе святыхъ мѣстъ и свои, по большей части, личныя благоговѣйныя чувства, обходя преданія Святой Земли и многое другое, что такъ полезно было-бы возвѣстить людямъ, любящимъ «книжное почитаніе». Своей настоящей замѣткой мы желали навести будущихъ паломниковъ въ Палестину на ту часть изученія Святой Земли, которая составляетъ еще непочатой уголъ.

 

Протоіерей Кл. Ѳоменко.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1897. № 26. С. 887-890.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: