Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – Наставленіе о чествованіи Богоматери по руководству церковнаго пѣснопѣнія (Поученіе въ праздникъ Благовѣщенія).
Яко одушевленному Божію ківоту, да никакоже коснется рука скверныхъ, устнѣ же вѣрныхъ, Богородицѣ немолчно гласъ ангела воспѣвающе, съ радостію да вопіютъ: радуйся Благодатная, Господъ съ Тобою (Ирмосъ 9-й пѣсни канона на Благовѣщеніе).
Въ семъ священномъ пѣснопѣніи изображается достоинство Богоматери подъ образомъ кивота завѣта и предлагается наставленіе о чествованіи Ея.
Кивотъ, или ковчегъ завѣта былъ главною святынею ветхозавѣтной церкви. Онъ помѣщался въ святѣйшей части скиніи свидѣнія, которой соотвѣтетвуетъ нашъ христіанскій алтарь, и въ которую могъ только входить первосвященникъ и при томъ одинъ разъ въ году, въ день очищенія, для принесенія умилостивительной жертвы за себя и народъ. Поставленный въ ней ковчегъ завѣта служилъ престоломъ, на которомъ Господь не только принималъ эту умилостивительную жертву, но, какъ царь избраннаго народа, объявлялъ свои повелѣнія и распоряженія и давалъ отвѣты на предлагаемые Ему первосвященникомъ вопросы по дѣламъ церковнымъ и гражданскимъ. Внутри ковчега завѣта хранились скрижали завѣта, на которыхъ начертаны десять заповѣдей, служащихъ основаніемъ завѣта, или религіознаго союза истиннаго Бога съ избраннымъ народомъ. Хранившійся при ковчегѣ жезлъ Аарона процвѣтшій свидѣтельствовалъ о предоставленныхъ Аарону и его потомкамъ правахъ первосвященства. Сосудъ съ манною, находившійся при ковчегѣ завѣта, напоминалъ объ одномъ изъ главныхъ благодѣяній Божіихъ къ избранному народу – о питаніи его во все продолженіе сорокалѣтняго странствованія по пустынѣ чудесною манною.
Таково значеніе главной ветхозавѣтной святыни, кивота завѣта, и принадлежностей его. Онъ свидѣтельствовалъ о Богѣ, какъ о царѣ избраннаго народа, являющаго свое присутствіе надъ кивотомъ завѣта, какъ о верховномъ законодателѣ, начертавшемъ свои законы на каменныхъ скрижаляхъ, какъ объ установителѣ священноначалія, уполномоченнаго блюсти за исполненіемъ законовъ Его и совершать богослуженіе, какъ объ Отцѣ промыслителѣ, питавшемъ народъ манною. Но это ближайшее значеніе ветхозавѣтнаго, вещественнаго, неодушевленнаго кивота возвышается тѣмъ, что онъ служилъ предъизображеніемъ одушевленнаго кивота Божія, Пресвятой Богородицы. Она носила во чревѣ своемъ и на нетлѣнной длани своей единосущнаго Богу Отцу, Сына Его, Господа Іисуса Христа, и въ семъ отношеніи поистинѣ была престоломъ Его. Она вмѣщала въ себѣ того, Кто есть царь не только духовнаго царства – святой Церкви, но всей вселенной; кто вмѣсто ветхаго завѣта установилъ новый завѣтъ между Богомъ и челоловѣкомъ, и вмѣсто каменныхъ скрижалей даровалъ намъ свѣтлое Евангеліе; кто принесъ за насъ на крестѣ умилостивительную жергву, образомъ которой была кровь животныхъ, которою ветхозавѣтный первосвященникъ единажды въ годъ окроплялъ крышку кивота завѣта; кто изливаетъ на насъ спасительную благодать черезъ установленное Имъ законное церковное священноначаліе; кто питаетъ насъ, и до скончанія вѣка будетъ питать небесною манною, тѣломъ и кровію своею въ таинствѣ причащенія. Во всѣхъ этихъ отношеніяхъ одушевленный кивотъ Божій, Матерь Божія поистинѣ несравненно превосходнѣе неодушевленнаго кивота ветхозавѣтнаго.
Яко одушевленному Божію ківоту, да никакоже коснется рука скверныхъ. Ветхозавѣтный кивотъ, какъ главная святыня ветхозавѣтной церкви, былъ предметомъ благоговѣйнаго чествованія, такъ что къ нему позволено было прикасаться только священникамъ, а отнюдь никому другому. Прикосновеніе къ нему не только неблагоговѣйное, но и неосторожное руками людей неосвященныхъ, скверныхъ, не оставалось безнаказаннымъ, чему доказательствомъ служатъ два слѣдующія случая. Когда ковчегъ завѣта, захваченный въ плѣнъ Филистимлянами, возвращенъ былъ ими въ землю израилеву, тогда пало бездыханными болѣе пятидесяти тысячъ израильтянъ въ наказаніе за то, что они привлекаемые любопытствомъ, дерзали не только касаться ковчега завѣта неосвященными руками, но еще осматривали внутренность его. Подобное случилось въ царствованіе Давида. Возвращенный отъ Филистимлянъ ковчегъ завѣта оставался на долгое время въ одномъ изъ городовъ колѣна Іудина. Давидъ рѣшился перенести эту святыню въ Іерусалимъ. На пути тельцы, везшіе ее, свернули въ сторону. Одному изъ сопровождавшихъ ковчегъ левиту Озѣ показалось, что ковчегъ отъ этого движенія тельцовъ можетъ упасть на землю. Чтобы предохранить его отъ паденія, Оза бросился къ нему и коснулся его руками, но въ ту же минуту палъ бездыханнымъ въ наказаніе за дерзновенное обращеніе со святынею, которой не имѣлъ права касаться, и въ предостереженіе, «да никакоже впредь коснется рука скверныхъ».
Если ветхозавѣтная святыня, кивотъ Божій неодушевленный, требовала благоговѣйнаго обращенія съ нею, то не паче ли благоговѣйно должно относиться къ новозавѣтной святынѣ, одушевленному кивоту Божію, Пречистой Богоматери. Въ чемъ можетъ выражаться неблагоговѣніе къ ней, достойное строгаго наказанія? Въ неправильномъ сужденіи о ея достоинствѣ. Были и есть еретики, которое уничижали ея достоинство, утверждая, что она родила простаго человѣка, съ которымъ соединился Богъ Слово уже по рожденіи отъ Ней, и потому называли Ее не Богородицею, а Христородицею. Таковъ былъ еретикъ Несторій, отвергавшій ученіе о Церкви о томъ, что съ самаго зачатія во чревѣ Дѣвы Маріи Божество Христа соединилось съ человѣчествомъ неслитно и нераздѣльно, и за то осужденнаго на вселенскомъ соборѣ. Другіе еретики отвергали приснодѣвство Богоматери вопреки ученію Церкви, что она сохранила дѣвство до рождества, въ рождествѣ, и по рождествѣ Христовомъ. Достойно и праведно анаѳемствуетъ таковыхъ православная Церковь. Не менѣе достойны осужденія тѣ, которые впадаютъ въ противоположную крайность, преувеличивая значеніе Богоматери въ дѣлѣ нашего спасенія, когда, напримѣръ, чествуютъ Ее, согласно ученію Римской Церкви, почти одинаково со Христомъ и крайне неосторожно называютъ ее соискупителъницею, забывая, что «нѣтъ иного имени, кромѣ имени Христова, даннаго въ человѣцѣхъ, о немъ же подобаетъ спастися», и что Она можетъ спасать насъ не своею силою, а только молитвами предъ Сыномъ своимъ и Богомъ, имѣя матернее предъ Нимъ дерзновеніе. Ревность о чести Богоматери Римская Церковь до того простерла, что не признаетъ въ ней первороднаго грѣха и вѣруетъ въ измышленный догматъ о непорочномъ ея зачатіи отъ ея родителей. Всѣ таковые, или совсѣмъ не чтущіе, или неправильно чтущіе Богоматерь достойны одинаковаго осужденія съ тѣми, которые не благоговѣйно, подобно многочисленнымъ израильтянамъ при возвращеніи кивота завѣта изъ Филистимскаго плѣна, или неосторожно, подобно левиту Озѣ, касались этой ветхозавѣтной святыни. Въ послѣднемъ грѣхѣ виновны отчасти нѣкоторые изъ православныхъ, когда по невѣдѣнію съ молитвами своими обращаются больше къ Богоматери, чѣмъ Іисусу Христу, и приписываютъ ей одинаковую съ Нимъ силу.
Сохрани насъ Господь отъ грѣха непочтенія къ Богоматери, также отъ грѣха неправильнаго чествованія Ея. Наилучшимъ выраженіемъ чествованія Ея служитъ архангельское привѣтствіе Ей. Итакъ, пусть отъ избытка сердца устнѣ вѣрныхъ немолчно вопіютъ гласомъ Архангела: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою. Имя благодатной принадлежитъ Ей преимущественно предъ всѣми женами, ибо Она обрѣла благодать у Господа Бога въ такой мѣрѣ, въ какой ни одна изъ нихъ не сподобилась: Она одна избрана изъ всѣхъ женъ въ мірѣ послужить тайнѣ вочеловѣченія Сына Божія, содѣлаться родною Матерію Его по плоти, и черезъ сіе источникомъ благословенія для всего человѣческаго рода, ибо рожденный отъ Нея есть Спасъ душъ нашихъ. Назвавъ Ее благодатною въ семъ смыслѣ, Архангелъ присовокупилъ: Господъ съ Тобою. Симъ реченіемъ указуется на Ея неизмѣримое превосходство не только предъ всѣми женами человѣческаго рода, но и предъ небесными Силами. Поистинѣ Она содѣлалась честнѣйшею херувимовъ, высшихъ чиновъ ангельскихъ. Херувимы именуются престоломъ Божества, какъ самые близкіе слуги Его, на которыхъ Онъ возсѣдаетъ, какъ царь на тронѣ. И Пресвятая Матерь Дѣва также именуется херувимскимъ престоломъ, но съ тѣмъ несравненнымъ преимуществомъ, что Господь Богъ въ Ней самой утвердилъ престолъ свой, вселившись во утробѣ Ея, тогда какъ херувимы являются внѣшнимъ Его престоломъ. Вслѣдствіе столь великаго достоинства Богоматери, удостившейся быть престоломъ Царя славы, превысшимъ херувимовъ, Она содѣлалась Царицею неба и земли, предъ которою они раболѣпно поклоняются со всѣми тварями. Таково значеніе привѣтствія Архангела: Господъ съ Тобою. По истинѣ Господь, содѣлавшій Ее Своею Матерію, и чрево Ее своимъ престоломъ, вступилъ въ такое тѣсное общеніе съ Нею, тѣснѣе котораго ничего нельзя представитъ.
Нѣтъ сомнѣнія, что ангелы, немолчно воспѣвая Бога Вседержителя, немолчными усты воспѣваютъ и Богоматерь. Въ семъ и мы должны подражать имъ. Но они воспѣваютъ Ее чистыми устами. Равно и наши уста, Ее воспѣвающія, должны быть чисты. Горе тѣмъ, которые уста свои, славословящія Богоматерь, дерзаютъ осквернять срамословіемъ, ропотомъ на Бога, словами лжи, злобы, клеветами, вообще гнилыми словами. Ни самому Господу Богу, ни Его Пречистой Матери не угодны словословія Имъ, исходящія изъ таковыхъ оскверненныхъ устъ. – Повторя ангельское привѣтствіе Богоматери, мы должны заботиться не только о чистотѣ устъ но также о чистотѣ и святости нашей жизни, подражая святымъ и чистымъ ангеламъ. Кто устами славитъ Богоматерь подобно ангеламъ, а жизнело своею беззаконною и нечестивою подражаетъ діаволу, тотъ своими словословіями огорчаетъ Богоматерь, а отнюдь не угождаетъ Ей и не радуетъ Ее. Чествованіе Богоматери одними устами при сердечной нечистотѣ есть лицемѣріе, подобное тому, за которое заслужили обличеніе Господа нечестивые Іудеи: приближаются Мнѣ людіе сіи, усты своими и устнами чтутъ Мя, сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене, всуе же чтутъ Мя. Да спасетъ насъ Господь отъ подобнаго лицемѣрія въ чествованіи Господа Бога и Пресвятой Богородицы.
Епископъ Виссаріонъ.
«Душеполезное Чтеніе». 1903. № 3 (Мартъ).