Протоіерей Алексѣй Цвѣтковъ – Достаточно ли одной вѣры для нашего спасенія? (Слово въ день св. мучениковъ Пяточисленныхъ).

(щелкните на икону для изображения в более высоком разрешении)

Настоящее свѣтлое торжество памяти Святыхъ Мучениковъ: Евстратія, Авксентія, Евгенія, Мардарія и Ореста закончимъ въ честь и славу ихъ и наше назиданіе краткимъ воспоминаніемъ страдальческой кончины ихъ за Христа.

Прославляемые нами Святые Мученики жили въ концѣ 3-го вѣка по Рождествѣ Христовѣ во время жесточайшихъ гоненій на христіанъ отъ Римскихъ языческихъ царей Діоклетіана и Максиміана. Судимы были и воспріяли мученическую кончину отъ двухъ областныхъ правителей Лисіи и Агриколая въ странахъ Арменской и Каппадокійской, подвластныхъ Римской имперіи.

Евстратій былъ военачальникомъ въ войскѣ, мужъ весьма богатый и знаменитаго рода, Авксентій по сану былъ священникомъ, Евгеній, другъ Евстратія, и тоже, какъ онъ, изъ военачальниковъ, Мардарій человѣкъ семейный и небогатый, Орестъ изъ числа воиновъ. Евстратій и Авксентій послѣ смѣлаго исповѣданія вѣры во Христа томились въ оковахъ въ темницѣ. Евстратій, изведенный изъ темницы на судъ Лисіи, послѣ всѣхъ увѣщаній и угрозъ, былъ долгое врема опаляемъ огнемъ по голому тѣлу съ возливаніемъ на язвы и раны уксуса, смѣшаннаго съ солію. Мученикъ, съ любовію ко Христу, не измѣняясь въ лицѣ, мужественно переносилъ такое лютое мученіе. Тутъ совершилось чудо: внезапно всѣ раны и язвы мученика исчезли, и онъ съ свѣтлымъ лицемъ прославилъ всемогущаго Бога. Мучитель и окружающіе его приписали все это дѣйствію волхвованія, но другъ и соотечественникъ Евстратія Евгеній, пораженный чудомъ, дерзновенно исповѣдалъ себя христіаниномъ, за что и заключенъ былъ въ темницу съ Евстратіемъ, а на другой день съ нимъ и другими христіанинами отправленъ въ городъ Никополь. При этомъ святой Евстратій обутъ былъ въ желѣзные сапоги съ острыми внутри гвоздями. Путь совершался въ теченіи двухъ дней, кровь ручьями лилась изъ ногъ мученика, а жестокіе воины побоями принуждали его къ скорому шествію. Въ Никополѣ къ Святымъ Страдальцамъ присоединился и Мардарій, одобренный своею женою въ твердомъ намѣреніи страдать за Христа, и, поручивъ ее съ двумя дѣтьми Богу и попеченію одного Богобоязненнаго мужа, онъ въ слухъ всѣхъ смѣло исповѣдалъ себя христіаниномъ и, окованный, заключенъ былъ съ приведенными узниками въ темницу. Изъ темницы всѣ заключенные христіане приведены были на судъ Лисіи. Прежде всѣхъ судимъ былъ съ связанными руками и нагой священникъ Авксентій, но, твердый и непоколебимый въ вѣрѣ осужденъ былъ на отсѣченіе главы въ мѣстѣ лѣсистомъ и пустынномъ съ повелѣніемъ не допускать тѣла его до погребенія. Мардарій, по наставленію Евстратія, на всѣ долгіе вопросы судіи и его сподручниковъ отвѣчалъ только одно: я христіанинъ и рабъ Господа Іисуса Христа. Жестокій судья повелѣлъ просверлить ноги Мардарію, въ отверстіе продѣть веревки, повѣсить его головой внизъ и раскаленнымъ желѣзомъ опалять все тѣло его и нещадно бить. Среди долгихъ и такихъ тяжкихъ мученій, святый Мардарій въ хвалебныхъ пѣснопѣніяхъ и благодареніяхъ предалъ духъ свой Богу. Евгенію же, за его смѣлое исповѣданіе вѣры во Христа, былъ отрѣзанъ языкъ, отсѣчены обѣ руки, перебиты голени, и въ такихъ страшныхъ мукахъ онъ съ необыкновеннымъ терпѣніемъ предалъ духъ свой Господу. Во время смотра войскамъ, Лисій замѣтивъ у одного воина, во время его движеній, показавшійся наружу золотой крестъ, подозвалъ его къ себѣ, и, взявъ рукою за крестъ, спросилъ: ты не изъ числа ли вѣрующихъ въ Распятаго? воинъ смѣло исповѣдалъ себя христіаниномъ. Имя воину было Орестъ. Орестъ вмѣстѣ съ Евстратіемъ былъ отведенъ въ Никополь до окончательнаго суда. По прибытіи Лисіи въ Никополь, предстало предъ нимъ множество смѣлыхъ исповѣдниковъ вѣры Христовой изъ числа воиновъ, которые всѣ были заключены въ темницу. Между тѣмъ Лисій сталъ бояться, какъ бы Евстратій какимъ-либо новымъ чудомъ не совратилъ и всѣхъ въ вѣру Христову, поэтому, связавъ его съ Орестомъ, отправилъ на судъ къ Агриколаю. На судѣ предъ Агриколаемъ святый Евстратій, послѣ продолжительныхъ словопреній о вѣрѣ, довелъ своимъ мудрымъ витійствомъ Агриколая до того, что онъ не могъ ничего сказать противъ святой истины; но, ослѣпленный идольскимъ нечестіемъ, осудилъ на сожженіе Ореста, который съ молитвою Іисусовою смѣло возшелъ и возлегъ на раскаленный огнемъ одръ и тихо предалъ духъ свой Господу, а Евстратія до времени заключилъ въ темницу. Въ темницѣ святый Евстратій, по откровенію Божію видя свою уже близкую кончину, при посредствѣ вѣрнаго раба своего написалъ завѣщаніе, по которому все свое имѣніе распредѣлялъ въ пользу церкви и служителей ея и въ пользу бѣдныхъ, отпускалъ на волю всѣхъ рабовъ своихъ и одарялъ ихъ изъ имѣнія своего. По Божіему устроенію посѣтилъ его въ темницѣ святый Власій, Епископъ Севастійскій, и по просьбѣ Евстратія обѣщался свято исполнить какъ письменное завѣщаніе, такъ и желаніе положить по смерти тѣло его съ Авксентіемъ, Евгеніемъ, Мардаріемъ и Орестомъ. Святый Власій, по просьбѣ Евстратія, причастилъ его Пречистаго Тѣла и Крови Христовыхъ. Какъ только Евстратій принялъ Святыя Тайны, внезапно, въ виду всѣхъ бывшихъ въ темницѣ, возсіялъ необыкновенный свѣтъ, подобно молніи и слышенъ былъ голосъ: «Евстратій! ты добрѣ подвизался, гряди и взыди на небеса пріяти вѣнецъ твой». Утромъ, предъ судомъ мучителя, святый Евстратій остался твердъ и непоколебимъ въ вѣрѣ во Христа и, осужденный на сожженіе, смѣло вошелъ въ разожженную печь, съ крестнымъ знаменіемъ и молитвою: «Господи Іисусе Христе пріими духъ мой» предалъ святую душу свою въ руки Божіи. Блаженный Власій, Епископъ Севастійскій, свято исполнилъ завѣщаніе Евстратія и положилъ святое тѣло его вмѣстѣ съ Авксентіемъ, Евгеніемъ, Мардаріемъ и Орестомъ. Вотъ вкратцѣ страдальческая кончина Святыхъ пяточисленныхъ Мучениковъ за вѣру во Христа.

И мы вѣруемъ. Вѣруемъ въ бытіе Тріипостастнаго Бога, Творца и Промыслителя вселенной, вѣруемъ въ воплощеніе Сына Божія, въ Его страданіе, смерть, воскресеніе, вознесеніе на небо и будущее пришествіе Его на землю для совершенія страшнаго суда, вѣруемъ въ Духа Святаго отъ Бога Отца исходящаго, оживотворящаго души наша, вѣруемъ и во вселенскую Апостольскую церковь, признаемъ семь спасительныхъ таинствъ, ожидаемъ воскресенія мертвыхъ и вѣчной жизни.

Но довольно ли одной только такой вѣры для нашего оправданія предъ Богомъ и вѣчнаго блаженства? – Нѣтъ! – намъ по примѣру Святыхъ Мучениковъ вѣру свою должно показать на дѣлѣ. Святые Мученики засвидѣтельствовали ее страданіями, кровію и смертію за Христа. Теперь нѣтъ надобности, подобно имъ, жертвовать своею жизнію, такъ какъ у насъ нѣтъ ни гоненій, ни мученій за вѣру во Христа; но мы всегда должны помнить, что истинная, спасающая вѣра должна сопровождаться добрыми дѣлами. Свѣтъ безъ теплоты не произращаетъ растеній, и вѣра одна безъ теплоты сердца нашего къ добру никогда не произведетъ плодовъ спасенія. Такая вѣра, по слову Апостола Іакова, ничего не значитъ, мертва. Какъ тѣло безъ духа мертво, говоритъ онъ, такъ и вѣра безъ дѣлъ мертва. И по слову того же Апостола такая вѣра есть вѣра бѣсовская. Онъ говоритъ: и бѣсы вѣруютъ и трепещутъ. – Что это значитъ? Это значитъ, что они, при увѣренности въ бытіи Бога и Его правосудіи, боятся Его, трепещутъ, но, такъ какъ не творятъ и не могутъ творить добрыхъ дѣлъ, то и остаются неоправданными и непомилованными, обитателями ада и жесточайшихъ вѣчныхъ мученій, а слѣдовательно не такая ли горькая участь ожидаетъ и того христіанина, который вѣруетъ только на однихъ словахъ, а по жизни хуже язычника. Послушайте, что говоритъ Спаситель Нашъ: что вы зовете меня: Господи! Господи! а не дѣлаете того, что Я говорю вамъ. Не всякій, говорящій Мнѣ: Господи! Господи! войдетъ въ царство небесное, но исполняющій волю Отца Моего небеснаго. Я не знаю васъ, отойдите отъ Меня дѣлающіе беззаконіе, скажетъ Онъ на страшномъ судѣ Своемъ, тѣмъ, которые будутъ въ оправданіе свое говорить, что они не только вѣровали въ Него, но Его именемъ пророчествовали, даже изгоняли бѣсовъ и многіе чудеса совершали, но дѣлъ вѣры и любви христіанской не имѣли.

Научитесь отъ Меня, сказалъ Спаситель. А училъ Онъ любить Бога отъ всей души и ближняго своего, всякаго человѣка даже и до самопожертвованія, любить и враговъ, дѣлать добро тѣмъ, которые дѣлаютъ намъ зло, любитъ ненавидящихъ насъ и молиться за творящихъ намъ напасть, училъ кротости, терпѣнію и незлобію во всѣхъ непріятныхъ случаяхъ нашей жизни, въ притѣсненіи, оскорбленіи, обидахъ, клеветахъ и во всѣхъ несчастіяхъ, постигающихъ насъ, училъ быть смиренными, избѣгать роскоши, сладострастія, корыстолюбія, тщеславія, праздности и ученіе Свое засвидѣтельствовалъ Своею жизнію, Своимъ примѣромъ. Онъ училъ добро дѣлать съ глубочайшимъ смиреніемъ, не изъ тщеславія, не изъ похвалы и славы и безъ всякаго лицемѣрія.

Вотъ такая-то вѣра соединенная съ дѣлами истинной, чистой любви къ Богу и ближнему, – одна только такая вѣра и можетъ сдѣлать насъ достойными и вѣчной славы и блаженства на небесахъ. Имѣемъ ли мы сію спасительную вѣру, – вотъ вопросъ, который пусть теперь рѣшаетъ безпристрастно совѣсть, каждаго изъ насъ. Если имѣемъ, то отъ всей души возблагодаримъ Бога, насъ спасающаго; если не имѣемъ, то воздохнемъ отъ глубины сердца о горькомъ нравственномъ состояніи нашемъ, и съ твердымъ намѣреніемъ о своемъ исправленіи воззовемъ къ Богу – источнику всякаго блага, да всесильною благодатью истребитъ въ насъ безпечность и нерадѣніе о спасеніи своемъ и да дастъ намъ силу стяжать вѣру мучениковъ, вѣру Евангельскую, вѣру не на словахъ, а на дѣлѣ, вѣру такую, которая одна только отверзаетъ врата царствія небеснаго. Аминь.

 

Предтечевской, въ Старой конюшенной, церкви протоіерей Алексѣй Цвѣтковъ.

 

Прот. Алексѣй Цвѣтковъ. Слово въ день св. мучениковъ пяточисленныхъ. М. 1903.

 

Икона в монастыре Хиландар на Афоне. Рубеж XIV и XV вв.

⸭    ⸭    ⸭

Сіи мученики пострадали при имп. Діоклитіанѣ, царствовавшемъ отъ 284 до 305 г. по Р. Хр. Св. Евстратій былъ именитаго и славнаго рода; по должности своей, онъ былъ воеводою въ древнемъ городѣ Саталіонѣ. Въ славянской Ч.-Минеѣ на сей, день, послѣ описанія страданій сихъ мучениковъ, помѣщено сказаніе о нѣкоторомъ особенномъ чудѣ, совершившемся въ монастырѣ, находившемся близъ Константинополя и называвшемся Олимпъ. Ко дню памяти сихъ св. мучениковъ, съ вечера, одинъ за другимъ, являлись мужи, сказывавшіеся посланными отъ царя, царицы и патріарха, снабдившіе монастырь сей всѣмъ, что нужно не только для священноелуженія, но и къ праздничному довольству и утѣшенію братіи. То были святые: Авксентій, Евгеній и Мардарій, какъ оказалось по именамъ, ими самими объявленнымъ. Въ самый же день праздника, во время утрени, нѣкто, пришедшій въ храмъ, созданный во имя сихъ пяточисленныхъ мучениковъ, пожелалъ прочесть о страданія оныхъ, и какъ только дошелъ до мѣста, гдѣ было написано: «обувенъ быстъ Евстратій въ сапоги желѣзны съ гвоздьми острыми», – на сихъ словахъ прервалъ чтеніе, и «воздохнувъ», ударилъ жезломъ своимъ о помостъ церковный; отъ чего жезлъ этотъ крѣпко утвердился на томъ мѣстѣ, и тотчасъ началъ распускать отъ себя вѣтви, такъ что образовалось настоящее древо. Въ это время стоящіе позади его говорили: «себе ли ради сотворилъ еси сіе, Евстратіе?». Онъ же отвѣчалъ: «Ни, мала суть моя страданія противу воздаянія Божія: быстъ же сіе того ради, да не останется праздникъ нашъ безъ приходящихъ отъ града». Какъ скоро онъ сказалъ сіе, всѣ они тотчасъ сдѣлались невидимы; а чудесный жезлъ, преобразившійся въ зеленѣющее древо, былъ раздробленъ всѣмъ на благословеніе. Обстоятельствомъ сего поразительнаго чуда объясняется и причина, почему, между прочимъ, въ церковномъ уставѣ на сей день памяти св. пяточисленныхъ мучениковъ положена служба полѵелейная. По указанію Типикона 17 дек. (аще свв. отроковъ въ недѣлю) соединяется служба сихъ Пяточисленныхъ мучениковъ съ праотеческой, какъ святыхъ великихъ, празднуемыхъ.

Фреска соборного храма скита св. Анны на Афоне.

Пяточисленные мученики являются также покровителями Болшого скита св. Анны на Афоне, в кириаконе (скитский соборный храм) которого они изображены дважды. В 1757 г. кириакон был расписан художниками из Северного Эпира Константином и Афанасием в манере критской школы. Причина двойного изображения мучениокв связана с чудесным их явлением этим иконописцам. Эти два известных греческих изографа взялись расписать кириакон, но узнав цену предлагаему им за столь большой труд, категорически отказались. Иноки пытались уговорить их, но они были непреклонны и отправились в Великую Лавру, где у них также был заказ на росписи. По пути они встретили пятерых мужей, по виду воинского сословия, но какого-то необычного вида. Евстратии, как гглавный из пятерки, строго сказал изографам: «Это неслыханно... Но можно ли просить большие суммы денег у неимущих иноков-актимонов{*}, как все монахи? Возможно. Все четверо здесь, мои братья, говорят одно и то же. Вы согласны, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест?» – «Вот что мы думаем, Евстратий!» Евстратий продожил: «Возвращайтеся немедленно и распишите кириакон и все, что отцы вам дадут, возьмите со словами «Да будет благословенно»{**} , и ничего больше. Также в левом хоре напишите пять мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Изографы согласились и повернули назад к скиту. Новые знакомцы следовали за ними, и они слышали звуки их шагов. И вдруг наступила тишина, художники обернулись – и никого не увидели. Тогда они поняли, что сами мученики благословили их на сей труд, и с радостью принялись за работу, написав на одной из стен храма в рост всех пятерых мучеников. О чуде было сообщено отцам скита.

{*} Актимон (греч. ἀκτήμων, неимущий, бедный) – податная категория крестьян в Византии. Нестяжание (ἀκτημοσύνη) есть третим в последовательности обетом в чине монашеского пострига. Из всех монашеских обетов нестяжание – самый непростой обет, но при этом безусловный для подвижника. Термин «актимон» на Руси известный из «Стязания о известном иноческом жительстве» преп. Максима Грека, где лица спорящие – Филоктимон (Φιλοκτήμων) и Актимон (Ἀκτήμων), на славянском – Любостяжательный и Нестяжательный. Ред.

{**} «Да будет благословенно» (греч. νἆναι εὐλογημένο) – на Афоне типичная форма монашеского ответа на указания старших. Ред.

Фреска церкви Успения Пресвятой Богородицы на господарском дворе в Тырговиште, Румыния.

Преп. Кассія Пѣснописица въ своей стихирѣ на память пяточисленныхъ мучениковъ («славная» на хвалитехъ на утрени), съ большой убежденностью утвѣрждаетъ, что ликъ этихъ мучениковъ равночисленъ лику мудрыхъ Евангельскихъ дѣвъ. Вотъ текстъ этой замечательной стихиры: «Пятостру́нную цѣвни́цу и пятосвѣ́тлый свѣ́щникъ Бо́жія Це́ркве, богоно́сныя му́ченики тезоиме́ннѣ воспои́мъ и благоче́стнѣ похва́лимъ: ра́дуйся, и́же до́брѣ Бо́гомъ вво́инствованный въ небе́снѣмъ во́инствѣ и, вво́инившему тя́ угоди́въ, и́же въ витíяхъ витíй, Евстра́тіе богому́дре; ра́дуйся, и́же тала́нтъ отъ Бо́га, тебѣ́ ввѣ́ренный, возрасти́въ во мно́жество, Авксе́нтіе блаже́нне; ра́дуйся, краснѣ́йшая вѣ́твь боже́ственнаго благоро́дія, Евге́ніе богому́дре; ра́дуйся, кра́сный о́бразомъ, нра́вомъ же предо́брый и обоюдоизря́дный, и́же въ боже́ственныхъ гора́хъ пребыва́я ве́сь, всеблаже́нне Оре́сте; ра́дуйся, сія́яй прозра́чный би́сере, и́же му́ки го́рькія ра́достнѣ претерпѣ́вый, Марда́ріе непобѣди́ме; ра́дуйся, равночи́сленный ли́че му́дрыхъ дѣ́въ, я́же мо́лимъ вся́каго гнѣ́ва и ско́рби изба́вити и неизрече́нныя ва́шея сла́вы соприча́стники сотвори́ти лѣ́тнюю ва́шу па́мять чту́щія» (гл. 4-й).

Пяточисленные мученики как покровители царскаго дома почитались въ семьяхъ Бориса Годунова и первыхъ Романовыхъ. Въ XVII в. въ Москву доставили главу одного изъ нихъ – мч. Авксентія. Почитаніе этихъ мучениковъ въ царской семьѣ во 2-й пол. XVI в. связываютъ съ обстоятельствами женитьбы Іоанна Грознаго на Анастасіи Романовнѣ: 13 дек. 1546 г., въ день памяти святыхъ, царь совѣтовался о предстоящей женитьбѣ съ митрополитомъ. Въ честь этого событія конюхами царя была построена обыденная церкви Усекновенія главы св. Іоанна Предтечи въ Староконюшенномъ пер. в Москвѣ, боковой придѣлъ котрой освященъ во имя мучениковъ. Для этого придѣла была написана житійная икона мучениковъ, изъ которой нынѣ сорханилась лишь живописная рама съ житіемъ святыхъ (90-е гг. XVII в.), находится въ собраніи музея-заповедника «Коломенское» (ГМЗК). На 11 клеймахъ рамы представлены сцены мученій святыхъ, а такде 5 сценъ связанныхъ съ ихъ посмертнымъ чудомъ въ мон-рѣ Олимпъ близъ К-поля. (ФОТО) (Бродовая Ю. В. «Малы суть мои страсти противу Божию воздаянию…»: Страдания и чудо святых «пяточисленных» мучеников // ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 188-196).

⸭    ⸭    ⸭

Молитва св. Мардарія,

читаемая на службахъ полунощницы, третьяго часа и великаго повечерія:

Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Іисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грѣшнаго, и имиже вѣси судьбами, спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ, аминь.

Молитва св. Евстратія,

читаемая въ полунощной субботней службѣ:

Величая, величаю Тя, Господи, яко призрѣлъ еси на смиреніе мое, и нѣси мене затворилъ въ рукахъ вражіихъ, но спаслъ еси отъ нуждъ душу мою. И нынѣ, Владыко, да покрыетъ мя рука Твоя, и да пріидетъ на мя милость Твоя: яко смятеся душа моя, и болѣзненна есть во исхожденіи своемъ, отъ окаяннаго моего и сквернаго сего тѣлесе. Да не когда лукавый сопостата совѣтъ срящетъ, и препнетъ ю во тьмѣ, за невѣдомыя и вѣдомыя въ житіи семъ бывшія ми грѣхи. Милостивъ буди ми, Владыко, и да не узритъ душа моя мрачнаго взора лукавыхъ демоновъ; но да пріимутъ ю ангели Твои свѣтліи и пресвѣтліи. Даждь славу имени Твоему святому, и Твоею силою возведи мя на божественное Твое судище. Внегда судитися ми, да не пріиметъ мя рука князя міра сего, еже исторгнути мя грѣшника, во глубину адову: но предстани ми, и буди ми Спасъ и Заступникъ: тѣлесная бо и сія мученія, веселія суть рабомъ Твоимъ. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми житія сего душу мою, и чисту ю покаяніемъ и исповѣданіемъ пріими, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ, аминь.

{*} Молитва сія внесена въ чинъ дванадесяти псалмовъ. См. Канонникъ Кіево-Печерскій.

Когда греческое население Симандры в Каппадокии покидало Малую Азию в 1924 г., раку с мощами пяточисленных мучеников увезло с собой. Ныне св. мощи сих мучеников находятся в храме Св. Троицы в Полистило вблизи г. Кавала на северо-востоке Греции.

⸭    ⸭    ⸭

Тропарь, гласъ 4-й:

Пятисвѣтлый страдальческій ликъ/ подвиговъ свѣтоносіемъ мысленнымъ/ вселенную всю озаряетъ умно,/ о мудре Евстратіе со Авксентіемъ божественнымъ,/ Оресте и Мардаріе, и Евгеній вкупѣ,/ ихже похваляюще, рцемъ, вѣрніи:// Радуйтеся, мучениковъ пяточисленное собраніе.

Инъ тропарь, гласъ 4-й:

Мученикъ всечестныхъ свѣтлость,/ пяточисленныхъ страстотерпцевъ воспоемъ,/ славу земныхъ презрѣвшихъ,/ солнца свѣтлаго Евстратія,/ премудраго витію со страдальцы,/ на огнь и муки дерзнувшихъ за всѣхъ Царя Христа/ и отъ Престола Того славы почестьми вѣнцевъ обдаренныхъ./ Тѣхъ молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондакъ, гласъ 3-й:

Витійствуя предъ беззаконнующими божественная,/ біенія претерпѣлъ еси мужественнѣйшимъ сердцемъ,/ облисталъ еси богознаменьми, пречудне,/ угасилъ еси возвышенный прелести пламень,/ сего ради тя чествуемъ, всеблаженне// мучениче Христовъ Евстратіе.

Инъ кондакъ, гласъ 2-й:

Свѣтильникъ явился еси свѣтлѣйшій/ во тмѣ невѣдѣнія сѣдящимъ, страстотерпче:/ вѣрою бо, яко копіемъ, обложився,/ враговъ шатанія не убоялся еси, Евстратіе,// риторовъ сый благоязычнѣйшій.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: