ДОНЕСЕНІЕ ИЗЪ ПАРИЖА О ПРИСОЕДИНЕНІИ КЪ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ АББАТА ГЕТЕ (1862 Г.)

Донесеніе протоіерея Іосифа Васильева изъ Парижа.

Во исполненіе архипастырскаго распоряженія, я объявилъ ищущему присоединенія къ православной Церкви аббату Гете соизволеніе св. Сvнода на принятіе его въ нѣдра православія, и совершалъ сіе послѣдованіе слѣдующимъ образомъ:

Послѣ пятидневнаго говѣнія и присутствія при богослуженіяхъ, въ субботу 14-го іюля, въ 8 часовъ утра, аббатъ Гете предсталъ предъ аналоемъ, на которомъ положены были св. крестъ и Евангеліе. На обычный вопросъ: «чего онъ желаетъ?» ищущій присоединенія отвѣчалъ, что «желаетъ присоединенія къ православной Церкви, которую признаемъ единою истинною, соборною и апостольскою, и въ которой обѣщаетъ вѣрно пребывать до послѣдняго издыханія». На второй вопросъ: «что нашелъ онъ неправославнаго въ римско-католической Церкви?» онъ отвѣчалъ подробнымъ изложеніемъ заблужденій шапскихъ и отреченіемъ отъ оныхъ; а потомъ изложилъ полное исповѣданіе православной вѣры. За симъ, послѣ приличнаго наставленія съ
моей стороны, аббатъ Гете преклонилъ колѣна; и надъ его главою прочитана была мною присоединительная молитва шо чиноположенію. Обрядъ кончился лобызаніемъ св. креста и Евангелія[[1]]. Новоприсоединенный принялъ по собственному желанію имя Владиміра, въ честь ровноапостальнаго просвѣтителя Россіи.

Непосредственно за симъ отецъ Владиміръ Гете одѣлся въ подрясникъ и рясу и исповѣдывался у моего недостоинства. Послѣдовало совершеніе божественной литургіи, при которой новоприсоединенный, возложивъ на себя епитрахиль, сподобился пріобщенія святыхъ Таинъ.

Такъ какъ литургія совершена порану; то, кромѣ причта, никто при оной не присутствовалъ.

Считаю утѣшительнымъ долгомъ свидѣтельствовать предъ Вашимъ высокопреосвященствомъ о трогательномъ благоговѣніи и невыразимой радости, съ которыми отецъ Владиміръ Гете вступилъ въ нѣдра православной Церкви. Горячія слезы обильно лились изъ очей его; во все же время литургіи онъ стоялъ на колѣняхъ и часто повергался ницъ передъ св. престоломъ.

При семъ имѣю честь приложить собственноручное письмо отца Гете къ вашему высокопреосвященству.

Протоіерей Іосифъ Васильевъ.

Парижъ.

20 іюля / 1 августа 1862 года.

 

Письмо священника Владиміра Гете къ митрополиту новгородскому

и с. петербургскому.

Ваше высокопреосвященство!

Отецъ протоіерей Васильевъ вручилъ мнѣ грамоту моего присоединенія къ лику святой, соборной, апостольской, православной Церкви, – равно какъ и письмо, которымъ Вашему высоко преосвященству угодно было почтить меня. Въ прошедшую субботу, наканунѣ праздника св. Владиміра, я принялъ св. причастіе и присоединилъ къ своимъ именамъ[[2]] имя одного изъ святыхъ, признанныхъ Восточною Церковью. Я избралъ имя св. Владиміра.

Ваше высокопреосвященство! Я чувствую себя счастливымъ, сдѣлавшись священникомъ той Церкви, которая съ такою вѣрностію сохранила Божественное ученіе и священныя постановленія вселенскихъ соборовъ. Отъ всего своего сердца приношу благодареніе Богу за то, что Онъ открылъ мнѣ глаза, для уразумѣнія недостатковъ римской Церкви, въ нѣдрахъ которой я родился. Благодарю Господа, что Онъ внушилъ святѣйшему всероссійскому Сvноду готовность благосклонно принять прошеніе, съ которымъ я къ нему обратился. Понимаю, что мнѣ теперь слѣдуетъ доказать свою признательность какъ за благодать Божію, направлявшую мои стремленія къ благой цѣли, такъ и за благосклонность святѣйшаго Сvнода; понимаю, что мнѣ поэтому предстоятъ важныя обязанности. Во всемъ, касающемся до верховной власти, я признаю себя обязаннымъ вполнѣ повиноваться тому авторитету, который такъ благосклонно усыновилъ меня, признаю своимъ долгомъ посвящать всѣ дарованныя мнѣ Богомъ умственныя и нравственныя силы той Церкви, которая приняла меня въ число своихъ священнослужителей. Надѣюсь исполнить эти обязанности такъ, чтобы святѣйшему Сvноду не пришлось раскаяваться въ оказанномъ мнѣ благоволеніи.

Прошу Ваше высокопреосвященство считать меня преданнымъ и почтительнымъ сыномъ, готовымъ исполнять ваши приказанія и вполнѣ слѣдовать вашимъ совѣтамъ, – сыномъ, никогда неспособнымъ уклоняться отъ предписываемыхъ Вами обязанностей. Мой почтенный другъ, о. протоіерей Васильевъ, будетъ для меня истолкователемъ вашихъ желаній, я буду его помощникомъ, на сколько могу и на сколько онъ самъ найдетъ содѣйствіе мое умѣстнымъ. Постараюсь въ особенности помогать ему въ предпринятомъ имъ святомъ дѣлѣ – познакомить Западъ съ Восточною Церковію и опровергать нерѣдко взводимую на нее клевету. Это предпріятіе чрезвычайно полезно при тѣхъ критическихъ обстоятельствахъ, среди которыхъ папство нынѣ находится; и нельзя не признать участія Промысла въ тѣхъ дѣйствіяхъ, которыя открываютъ предъ Западомъ существованіе истинной Церкви въ то именно время, когда папство готово разложиться. При всей кажущейся своей маловажности, «Unіon chrétienne» стремится въ этомъ отношеніи къ истинно высокой цѣли, и я счастливъ тѣмъ, что мнѣ пришлось содѣйствовать основанію этого журнала. Скромный этотъ листокъ пріобрѣлъ уже уваженіе самыхъ почтенныхъ пастырей и вѣрующихъ христіанскаго Востока; онъ опровергнулъ много несправедливыхъ нареканій и многое уже разъяснилъ. Враги православной Церкви понимаютъ, что они нынѣ уже не могутъ такъ явно и без наказанно дѣлать нападенія на Восточную Церковь, какъ это часто бывало прежде. Я посвятилъ себя святому дѣлу православной церкви, и надѣюсь, что органъ ея на Западѣ, «Unіon chrétienne», всегда поддержитъ значеніе истинно христіанскаго предпріятія. Благоразуміе и наука будутъ руководить моимъ усердіемъ, не охлаждая его, и я рѣшительно обязуюсь при всѣхъ своихъ письменныхъ трудахъ слѣдовать совѣтамъ Вашего вы сокопреосвященства и повелѣніямъ святѣйшаго Сvнода.

Самъ по себѣ, я сознаю себя слишкомъ ничтожнымъ орудііемъ такого важнаго дѣла; но я нахожу для себя нѣкоторое ободреніе въ словахъ св. Апостола Павла: «Богъ избралъ безумное міра, дабы посрамить мудрыхъ, и немощное міра избралъ Богъ, дабы шосрамить сильное; и незнатное міра и уничиженное и ничего незначущее избралъ Богъ, дабы разрушить значущее» (1 Кор. 1, 27. 28). И такимъ образомъ, при всемъ своемъ ничтожествѣ, я не сомнѣваюсь въ намѣреніяхъ божественнаго Провидѣнія относительно меня: я хвалюсь своею немощью, потому что благодать и воля Божія тѣмъ съ большею ясностію могутъ проявляться въ счастливыхъ результатахъ, достиженію которыхъ я буду содѣйствовать по мѣрѣ моихъ силъ. Будучи смиреннымъ поборникомъ православія, я не чувствую никакого страха предъ окружающими меня враждебными силами; будучи крѣпокъ силою Божіею, я не отступлю ни предъ явными нападеніями, ни предъ тайными кознями враговъ православія.

Покорнѣйше прошу Ваше высокопреосвященство довести мои чувства и стремленія до свѣдѣнія святѣйшаго Сvнода. Испрашивая себѣ и своимъ трудамъ апостольскаго благословенія отъ святѣйшаго Сvнода и отъ Васъ, остаюсь

Вашего высокопреосвященства смиреннѣйшимъ сыномъ и покорнѣйшимъ слугою – Владиміръ Гэтте, священникъ православной Церкви.

Парижъ 29 іюля 1862 года.

 

«Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ, 1862, № 12, С. 518-520.

 

[1] Въ сентябрской книжкѣ Странника, въ извѣстіи о соединеніи аббата Гете, священный обрядъ присоединенія названъ мvропомазаніемъ. Въ этомъ случаѣ редакція буквально повторяла выраженіе парижскаго корреспондента. Теперь, когда въ Церковной лѣтописи Духовной Бесѣды отъ 22 декабря на печатано приводимое здѣсь офиціальное донесеніе, спѣшимъ довести до свѣдѣнія нашихъ читателей, что мvропомазаніе надъ аббатомъ Гете, при его присоединеніи, не было совершено, — какъ дѣйствительно и не слѣдовало по правиламъ нашей православной Церкви.

Чтобы судить о томъ впечатлѣніи, какое произведено этимъ событіемъ на всѣхъ истинныхъ чадъ русской православной Церкви, не лишнимъ считаемъ привести здѣсь слѣдующій отрывокъ изъ письма одного изъ читателей «Странника», артиллерійскаго полковника Аполлона Ерковскаго, который выразилъ слѣдующее: «Взглянувши въ сентябрской книжкѣ «Странника» на за главныя слова въ Хроникѣ: «Присоединеніе къ православію аббата Гете», — я отъ радости вскрикнулъ и прыгнулъ.

«Прочитавши эту статью, я положилъ книгу въ карманъ и отправился къ разнымъ знакомымъ, чтобы объявить имъ радость; но, къ сожалѣнію, нигдѣ меня горячо не поблагодарили за это объявленіе; даже нашлись люди (люте ранинъ), которые подозрѣваютъ, что за это Гете получилъ большія деньги.

«Чтобы сколько нибудь выразить свой восторгъ, честь имѣю препроводить при этомъ въ редакцію «Странника» 11 рублей сер., и покорнѣйше прошу отправить для вновь созданной православной парижской церкви», (это уже второе пожертвованіе въ пользу этой церкви отъ г. полковника Ерковскаго), «съ тѣмъ, чтобы въ этой церкви былъ отслуженъ молебенъ о здравіи и долгоденствіи новоприсоединеннаго къ православію, отца Владиміра. Хотѣлось бы поскорѣе получить октябрскую книжку Странника, чтобы совершенно увѣриться о присоединеніи Гете къ православію».

Пріятно намъ теперь сообщить офиціальный документъ, подтверждающій, что извѣстіе, доставившее такую радость не одному только г. Ерковскому, но и всѣмъ чадамъ Церкви православной, достовѣрно.

[2] Рене Францискъ Гете.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: