Чин присоединения клириков приходящих от иерархии Московской Патриархии установленный Собором Епископов Русской Православной Церкви Заграницей.
Архиерейский Собор РПЦЗ в 1959 г. в Нью-Йорке.
Постановление Архиерейского Собора
Русской Зарубежной Церкви о принятии клириков
Московского Патриархата через покаяние от 27 октября 1953 г.
Заслушав доклад Преосвященного Антония «о положении Церкви в Советской России», Архиерейский Собор определяет:
Московская Патриархия, возглавляемая Патриархом Алексием, избранным в 1945 году с явным нарушением установленных для сего правил Всероссийского Московского Собора 1917-18 г. и под прямым давлением безбожной коммунистической власти, в настоящее время находится в полном порабощении этой власти и является ее послушным орудием.
1) Московская Патриархия в руках безбожной коммунистической власти используется для укрепления этой власти внутри России и распространения безбожного коммунизма во всем мире.
2) Совершение Патриархом Алексием и его духовенством панихид о причтении клику праведных величайшего гонителя Церкви Христовой и насадителя безбожного коммунизма во всем мире Сталина является неслыханным в истории Церкви кощунством.
3) Вышеуказанные обстоятельства вынуждают Русскую Зарубежную Церковь вновь подтвердить, что она не имеет и не может иметь никакого общения с современной Московской Патриархией, окончательно порабощенной безбожной коммунистической властью и служащей задачам и целям последней.
4) Архиерейский Собор определяет, что на будущее время, в случае перехода в Зарубежную Церковь клириков, бывших в составе духовенства Московской Патриархии или лиц, получивших рукоположение от иерархии нынешней Московской Патриархии, принимать таковых лиц, после внимательного рассмотрения каждого отдельного случая чрез покаяние, приносимое в церкви перед лицом всего народа, и с наложением соответствующей их духовному состоянию епитимии.
5) В случае обнаружения принятия сана от иерархии Московской Патриархии коммунистами с намерением проповедовать в священном сане коммунистические начала безбожия, рукоположение таковых не признавать благодатным и законным.
6) Подтвердить духовное единство Русской Православной Церкви заграницей с иерархией, клиром и верующим Русским народом, гонимыми и преследуемыми безбожной властью и сохранившими верность Св. Православной Церкви. Выразить глубокое сочувствие Русскому народу в его страданиях от безбожной власти и молитвенное пожелание об освобождении Русского народа.
7) Архиерейский Собор высказывает глубокое сожаление о том, что представители некоторых поместных Православных Церквей имеют общение с Московской Патриархией, поддерживая ее своим авторитетом. Архиерейский Собор желал бы, чтобы представители этих поместных Церквей поняли образ действий Московской Патриархии и прекратили сношения с нею.
«Церковная жизнь». 1953. № 9-12. С. 56-57.
Определение Архиерейского Собора
Русской Зарубежной Церкви
об отношении к Московской Патриархии от 9 ноября 1959 г.
Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей подтверждает свое единогласное решение от 6/19 октября 1956 года об отношении к Московской Патриархии, в котором сказано:
«Убедившись в невозможности совсем искоренить веру способами одного физического преследования христиан, Советская власть уже давно прибегает к попыткам разложения ее изнутри путем использования более слабых представителей Церкви в своих политических целях, устраняя твердых исповедников и искусственно подбирая послушных безбожной власти руководителей церковной жизни. Предыдущие Соборы Русской Православной Церкви Заграницей неоднократно обличали эту лукавую тактику коммунистической партии, достигающей таким путем подчинения церковных организаций безбожной коммунистической власти. Горько читать подобострастные заявления, делавшиеся, очевидно, по принуждению высшими представителями иерархии от лица Русской Церкви, тяжело узнавать о таких деяниях, как совершение кощунственных молитв об упокоении с праведными души величайшего в истории гонителя Веры – Сталина, об осквернении Св. Троицкой Лавры созывом в ее стенах в угоду гражданской власти интерконфессионального собрания для целей пропаганды и о поставлении имени Русской Церкви в услужение лживой т. н. "пропаганде мира"[1].
Осуждая все такие деяния как кощунственные, лицемерные и направленные к укреплению Советской власти и распространению ее влияния на Западе путем введения его в заблуждение относительно истинного лика безбожного коммунизма, Русская Православная Церковь Заграницей не желает быть к ним причастной в какой бы то ни было, даже самой малой степени. Поэтому она не имеет никакого общения с нынешней Московской патриархией, тем более что не признает канонического значения и за самим избранием Патриарха Алексия и его предшественника, совершенного по указке безбожной власти, в нарушение священных канонов об избрании Патриарха».
Собор Епископов признает, что нынешняя Московская Патриархия образом своих действий в согласии с богоборческой властью и в угоду ей отступила от Христовой правды.
Ввиду сего Собор Епископов определяет: впредь в случае желания клириков Московской Патриархии вступить в состав нашей Зарубежной Церкви:
1) Тщательно проверять, не являются ли таковые сознательными агентами безбожной власти, и, в случае обнаружения сего, сообщить об этом Архиерейскому Синоду, который может не признать действительность рукоположения такого лица в священный сан.
2) В случаях, не вызывающих таких сомнений, ходатайствующего о приеме в клир Зарубежной Церкви принимать через публичное покаяние, причем на него может быть наложена епитимия по усмотрению Епархиального Архиерея.
3) Таковые клирики должны подать письменное заявление о приеме по установленной Архиерейским Синодом форме.
4) При приеме в Русскую Зарубежную Церковь мирян, входящих в состав паствы Московской Патриархии, духовники должны испытывать их совесть об образе их действий в бытность под безбожной властью.
Форма письменного заявления клириков Московской Патриархии,
вступающих в клир Русской Православной Церкви Заграницей
Я, нижеподписавшийся, бывший клирик Московской Патриархии, рукоположенный в сан диакона (таким-то епископом, там-то и тогда-то) и рукоположенный в сан пресвитера (таким-то епископом, там-то и тогда-то) и проходивший свое служение (в таких-то приходах) прошу о принятии меня в состав клира Русской Православной Церкви Заграницей.
Искренно сожалею о своем пребывании в составе клира Московской Патриархии, находящейся в союзе с богоборческой властью.
Отметаю все беззаконные действия Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти и обещаюсь впредь быть верным и послушным законному священноначалию Русской Зарубежной Церкви.
(Подпись)
«Церковная жизнь». 1959. № 11-12. С. 200-201.
[1] Имеется в виду учение мирология (иринология, «богословие мира», «октябрьское богословие», авторы о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, митр. Никодим (Ротов), Н. А. Заболотский, А. С. Буевский), основано на хилиазмае (древнее еретическое верование в построение Царства Божия на земле и тысячелетнее царствование Христа как земного царя). – ред.