«Что Ти принесем, Христе». Иконография праздника Собора Богоматери.
«Что Тебе принесем, Христе». Критская икона (1785 г.)
Для просмотра изображения кликните по нему.
Икона «Что Ти принесем?» известна тоже под именем «Собор Пресвятой Богородицы». «Что Ти принесем?» – рождественское песнопение (4-я стих. Великой Вечерни праздника), по существу восхваление Богоматери: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». Слова составлены св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.) и его молочным братом св. Косьмой Маюмским. Воспевается Рождество Христово и говорится о дарах людей и природы, принимающих участие в праздновании и ликовании: Ангелы – пением, небо – звездой, волхвы – дарами, пастухи – возвещением, земля – яслями, пустыня – кровом, люди – Приснодевой. В нижнем поясе иконы стоит группа людей и, оживленно беседуя, спрашивют друг друга: «Что Ти принесем?» Ответ на их вопрос на свитках, которые держат авторы песнопений. Св. Иоанн Дамаскин и св. Косьма Маюмский изображены по сторонам от группы людей. Аллегорические фигуры земли и пустыни подносят Богоматери ясли и покров зелени. В центре иконы сидит Богоматерь с Христом на коленях и протягивает руку к дарам трех волхвов. Направо приближаются два пастуха: один из них трубит в рог, возвещая Рождение Спасителя. Над скалистыми горами, в облачном полукруге, сияет Рождественская Звезда и четыре Ангела покрыв руки, в знак благоговения, поют «Слава в Вышних Богу».
В стихире исповедуется что всякое сотворенное Словом Божиим творение приносит Ему свой дар. Сам Собор Пресвятой Богородицы является, наиболее древним из всех богородичных праздников, так как он был установлен в опровержение несторианства в V в., последователи которого отказывались именовать Пресвятую Деву Богородицей. Церковь Православная в стихире отвечает что Дар рода людского – Дева Мария. В среде человечества созрела и возросла Та Единственная, Которая удостоена стать Матерью Превечного Бога. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 г.: «Божественное от Девы рождение, яко безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему стату проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святаго рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего таковаго. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; аще ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения. Аще убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (79-е правило).
Фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охридее (1295 г.).
Фреска в церкви Спаса в монастыре Жича, Сербия. 1309 - 1316 гг.
Этот иконографический сюжет на Руси более известный как «Собор Богоматери», от названия праздника в честь Пресвятой Богородице в первый день попразднства Рождества Христова. Иконография Собора Богоматери имеет балканское происхождение с XIII в. (самая ранняя известная композиция на эту тему – фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде с 1295 г.), становится очень популярной на Балканах в XIV-XVII вв. На Русь иконография «Собора Богоматери» пришла именно с Балкан. Самая ранняя известная икона – из Пскова кон. XIV – нач. XV в.
Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков (ГТГ).
В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица в «славе» с младенцем Иисусом (часто благословляющим) на коленях, эта «слава» явлается символическим изображение небес, «ширше» которых оказалась утроба Богоматери, что заимствовано из богослужебных песнопении, 1) стихира на литии повечерия Рождества Христова, и 2) песнопение 8-го воскресного гласа Октоиха «О Тебе радуется обрадованная...» преп. Иоанна Дамаскина: «чрево Твое пространее небес содела». В соответствии с текстом стихиры «Что Ти принесем» Богородицу с Младенцем окружают ангелы, пастухи и волхвы. Особенность этого иконографического сюжета в изображении аллегорических фигур Земли с вертепом, Пустыни с яслями и человеческого рода в нижней ее части. Последния алегоря может иметь быть понята как образ язычества, «языческой неплодящей Церкви», которая «процвела яко крин» пришествием Бога (ирмос 3 песни канона утрени Предпразднства Рождества Христова).
На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов – препп. Иоанна Дамаскина и Косьму Майюмского, авторов канонов праздника Рождеств Христова.
Роспись на северо-западном столбе в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. Иконописец Дионисий. 1502 г.
Собор Богородицы. Мстёра XIX ы.
Собор Богородицы. Рубеж XIX-XX вв. Палех. (ГМПИ)
В верхней части Богоматерь на престоле с младенцем Иисусом, по сторонам от Неё волхвы, приносящие Ему дары, и праведный Иосиф Обручник. В нижней части святые (преподобные, один святитель в архиерейском облачении), некоторые из которых держат в руках книги и свиток с известными песнопениями, содержащими хвалу Пресвятой Богородице: «О тебе радуется…», «Достойно есть…» и др.
Сост. Ред.