Святитель Игнатій (Брянчаниновъ) – Чинъ вниманія себѣ для живущаго посреди міра.

Написано вслѣдствіе желанія проводить среди міра внимательную жизнь для нѣкотораго благочестиваго мірскаго лица.

Душа всѣхъ упражненій о Господѣ – вниманіе. Безъ вниманія всѣ эти упражненія безплодны, мертвы. Желающій спастись долженъ такъ устроить себя, чтобъ онъ могъ сохранять вниманіе къ себѣ не только въ уединеніи, но и при самой разсѣянности, въ которую иногда противъ воли онъ вовлекается обстоятельствами. Страхъ Божій пусть превозможетъ на вѣсахъ сердца всѣ прочія ощущенія: тогда удобно будетъ сохранять вниманіе къ себѣ, и въ безмолвіи келлейномъ, и среди окружающаго со всѣхъ сторонъ шума.

Благоразумная умѣренность въ пищѣ, уменьшая жаръ въ крови, очень содѣйствуетъ вниманію къ себѣ, а разгоряченіе крови – какъ-то отъ излишняго употребленія пищи, отъ усиленнаго тѣлодвиженія, отъ воспаленія гнѣвомъ, отъ упоенія тщеславіемъ и отъ другихъ причинъ – рождаетъ множество помысловъ и мечтаній, иначе, разсѣянность. Святые Отцы предписываютъ желающему внимать себѣ вопервыхъ умѣренное, равномѣрное, постоянное воздержаніе въ пищѣ[1].

Проснувшись – въ образъ ожидающаго всѣхъ человѣковъ пробужденія изъ мертвыхъ – направь мысли къ Богу, принеси въ жертву Богу начатки помышленій ума, еще не принявшаго на себя никакихъ суетныхъ впечатлѣній. Съ тишиною, очень осторожно, исполнивъ все нужное по тѣлу для вставшаго отъ сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количествѣ молитвословія, сколько о качествѣ его, то-есть о томъ, чтобъ оно была совершено со вниманіемъ, и, по причинѣ, чтобъ освятилось и оживилось сердце молитвеннымъ умиленіемъ и утѣшеніемъ. Послѣ молитвеннаго правила, опять всѣми силами заботясь о вниманіи, читай Новый Завѣтъ, преимущественно же Евангеліе. При этомъ чтеніи тщательно замѣчай всѣ завѣщанія и заповѣданіа Христа, чтобъ по нимъ можно было направлять свою дѣятельность, видимую и невидимую. Количество чтенія опредѣляется силами человѣка и обстоятельствами. Не должно обременять умъ излишнимъ чтеніемъ молитвъ и Писанія, также не должно упускать обязанностей своихъ для неумѣреннаго упражненія молитвою и чтеніемъ. Какъ излишнее употребленіе пищи разстроиваетъ и ослабляетъ желудокъ: такъ и неумѣренное употребленіе духовной пищи ослабляетъ умъ, производитъ въ немъ отвращеніе отъ благочестивыхъ упражненій, наводитъ на него уныніе[2]. Для новоначальнаго святые Отцы предлагаютъ частыя молитвы, но непродолжительныя. Когда же умъ возрастетъ духовнымъ возрастомъ, окрѣпнетъ и возмужаетъ: тогда онъ будетъ въ состояніи непрестанно молиться. Къ христіанамъ, достигшимъ совершеннаго о Господѣ возраста, относятся слова святаго Апостола Павла: «Хощу убо, да молитвы творятъ на всякомъ мѣстѣ, воздѣюще преподобныя руки безъ гнѣва и размышленія» (1 Тимоѳ. II, 8), то есть безстрастно и безъ всякаго развлеченія или паренія. Свойственное мужу еще несвойственно младенцу. Озарившись при посредствѣ молитвы и чтенія Солнцемъ Правды, Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, да исходитъ человѣкомъ на дѣла дневнаго поприща, внимая, чтобъ во всѣхъ дѣлахъ и словахъ его, во всемъ существѣ его царствовала и дѣйствовала всесвятая воля Божія, открытая и объясненная человѣкамъ въ евангельскихъ заповѣдяхъ.

Если выпадутъ свободныя минуты втеченіи дня, употреби ихъ на чтеніе со вниманіемъ нѣкоторыхъ избранныхъ молитвъ, или нѣкоторыхъ избранныхъ мѣстъ изъ Писанія, и ими снова подкрѣпи душевныя силы, истощаемыя дѣятельностію посреди суетнаго міра. Еслижъ этихъ золотыхъ минутъ не выпадаетъ: то должно пожалѣть о нихъ, какъ о потерѣ сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять въ слѣдующій день: потому что сердце наше удобно предается нерадѣнію и забывчивости, отъ которыхъ рождается мрачное невѣдѣніе, столько гибельное въ дѣлѣ Божіемъ, въ дѣлѣ спасенія человѣческаго.

Если случится сказать или сдѣлать что-нибудь противное заповѣдямъ Божіимъ: то немедленно врачуй погрѣшность покаяніемъ, и посредствомъ искренняго покаянія возвращайся на путь Божій, съ котораго уклонился нарушеніемъ воли Божіей. Не косин внѣ пути Божія! – Приходящимъ грѣховнымъ помышленіямъ, мечтаніямъ и ощущеніямъ противупоставляй съ вѣрою и смиреніемъ евангельскія заповѣди, говоря съ святымъ патріархомъ Іосифомъ: «Како сотворю глаголъ злый сей, и согрѣшу предъ Богомъ» (Быт. XXX, 9). Внимающій себѣ долженъ отказаться отъ всякой мечтательности вообще, какъ бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитаніе ума внѣ истины, въ странѣ призраковъ не существующихъ и немогущихъ осуществиться, льстящихъ уму и его обманывающихъ. Послѣдствія мечтательности: утрата вниманія къ себѣ, разсѣянность ума и жестокость сердца при молитвѣ; отсюда – душевное разстройство.

Вечеромъ отходя во сну, который по отношенію къ жизни того дня есть смерть, разсмотри дѣйствія свои втеченіи мимошедшаго дня. Для того, кто проводитъ внимательную жизнь, такое разсматриваніе незатруднительно: потому что по причинѣ вниманія къ себѣ уничтожается забывчивость, столько свойственная человѣку развлеченному. И такъ: припомнивъ всѣ согрѣшенія свои дѣломъ, словомъ, помышленіемъ, ощущеніемъ, принеси въ нихъ покаяніе Богу съ расположеніемъ и сердечнымъ залогомъ исправленія. Потомъ, прочитавъ молитвенное правило, заключи Богомысліемъ день, начатый Богомысліемъ.

Куда уходятъ всѣ помышленія и чувствованія спящаго человѣка? Что это за таинственное состояніе – сонъ, при которомъ душа и тѣло живы, и вмѣстѣ не живутъ, чужды сознанія своей жизни, какъ бы мертвые? Сонъ также непонятенъ, какъ и смерть. Во время его покоится душа, забывая самыя лютыя горести и бѣдствія земныя, въ образъ своего вѣчнаго покоя; а тѣло!... если оно востаетъ отъ сна, то непремѣнно воскреснетъ и изъ мертвыхъ. Сказалъ великій Агафонъ: «Невозможно безъ усиленнаго вниманія себѣ преуспѣть въ добродѣтели» (Патерикъ Скитскій). Аминь.

 

Сочиненiя епископа Игнатiя (Брянчанинова). Томъ 1. Аскетическiе опыты. Ч. I. Гл. 25.  Изд. 2-е. Спб. 1886. С. 296-298.

 

[1] Добротолюбіе, ч. II, главы преп. Филоѳея Синайскаго

[2] Св. Исаакъ Сирскій. Слово 71.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: