Архіепископъ Аполлосъ (Бѣляевъ) – Слово въ недѣлю мытаря и фарисея.
Боже, хвалу Тебѣ воздаю, яко нѣсмь, якоже прочіи человѣцы (Лук. 18, 11).
Нынѣ чтенною Евангельскою притчею, слушатели христіане, обличается и осуждается грѣхъ осужденія, фарисейства, или, что тоже, лицемѣрія, – духъ надмѣнія, самопревозношенія и презорства.
Тяжкій грѣхъ осужденія, какъ зараза, искони, постоянно сообщался отъ одного другому въ обществахъ человѣческихъ. Этою же крайне прилипчивою болѣзнію страждетъ и современный человѣкъ. Войдите въ любое собраніе, или домъ, прислушайтесь къ разговору его членовъ. Что тамъ откроется? Не малую долю бесѣдъ составляютъ именно пересуды ближнихъ. Наружный видъ, одежда, тѣлодвиженіе, слова, дѣла, умственныя и нравственныя качества, – словомъ вся жизнь ихъ до самомалѣйшихъ подробностей, все подмѣчено, взвѣшено и пересужено, особенно когда эти ближніе имѣли съ кѣмъ-либо изъ насъ столкновеніе, – когда задѣли чье-либо самолюбіе. – И рѣдкая бесѣда, Въ семейныхъ ли то, или въ общественныхъ собраніяхъ, обходится безъ осужденія ближнихъ, съ какой бы то ни было стороны. Для иныхъ склонность къ пересудамъ сдѣлалась какъ бы неизбѣжною потребностію, безъ которой бесѣда, какъ пища безъ соли; для другихъ подмѣтить въ ближнемъ тотъ или другой недостатокъ, представитъ оный въ смѣшномъ видѣ и тѣмъ высказать свое остроуміе составляетъ даже удовольствіе. Отъ устной рѣчи обратитесь къ письменной, передаваемой обществу печатно; и тамъ тѣ же пересуды, тѣ же надсмѣшки надъ ближнимъ. Кто и изъ насъ, слушатели христіане, положа руку на сердце, можетъ завѣрить, что онъ во всю жизнь свою не осудилъ никого изъ ближнихъ? Кто не приходилъ въ стыдъ и замѣшательство, при внезапномъ появленіи ближняго тогда, какъ мы безпощадно его судили?
Нѣтъ нужды доказывать, что намъ не дано права судить, тѣмъ болѣе осуждать ближняго, – это дѣло закона, – дѣло Божіе, – что безгрѣшный въ осужденіи самъ нѣкогда будетъ помилованъ отъ осужденія на судѣ Божіемъ. Не судите, сказано вѣчнымъ Судіею, да не судимы будете (Mѳ. 7, 1)... Что противъ сего непреложнаго гласа Божія всѣ возгласы лжемудрованія человѣческаго? Что бы кто ни говорилъ, а надо сознаться, что грѣхъ осужденія показываетъ въ насъ отсутствіе страха Божія, скудость вѣры Христовой, которая должна соединять насъ неразрывными узами родства духовнаго, по благодати; – обличаетъ въ насъ недостатокъ святой любви во Христѣ, внушающей вѣрнымъ со всѣми человѣками имѣть миръ (Рим. 12, 18). А безъ живой вѣры, безъ дѣятельной любви можемъ ли мы быть истинными христіанами, – вѣрными послѣдователями Господа? Грѣхъ осужденія, какъ въ зеркалѣ, отражаетъ въ себѣ наше – самолюбіе и гордость. Чувству смиренія мытарева совершенно чуждо самопревозношеніе, всеосуждающее фарисейство.
Самъ по себѣ тяжкій, грѣхъ осужденія усугубляется еще различіемъ лицъ, противъ которыхъ направленъ, и мѣстъ, гдѣ совершается. Чѣмъ лицо выше, священнѣе и благодѣтельнѣе для насъ, или, съ другой стороны, чѣмъ оно невиннѣе и беззащитнѣе противъ насъ, тѣмъ осужденіе имѣетъ большую вину. Равно, чѣмъ мѣсто общественнѣе и святѣе и чѣмъ большее въ немъ собраніе; тѣмъ осужденіе преступнѣе; каково, напримѣръ, осужденіе фарисейское въ храмѣ Божіемъ, въ домѣ молитвы. И въ обыкновенномъ домѣ, въ присутствіи облеченнаго высокою властію, опасаются высказать даже неосторожное слово, не паче ли должно страшиться презорныхъ мыслей и укоризненныхъ словъ противъ ближняго въ храмѣ Божіемъ въ селеніи славы Всевышняго? Осужденіе здѣсь ближняго не есть ли явный признакъ неблагоговѣнія и безстрашія къ живущему въ храмѣ Богу великому и страшному? Подумать даже ужасно, что здѣсь, гдѣ таинственно приносится великая, примирительная жертва за грѣхи, умножаются грѣхи для новой страшной жертвы, – чрезъ осужденіе ближнихъ снова предается Спаситель на распятіе, въ лицѣ членовъ тѣла Его, – вѣрующихъ.
Положимъ, что поступокъ ближняго и нехорошъ, заслуживаетъ осужденія; но нашего ли? Ты кто еси судяй чуждому рабу? вопрошаетъ святый Апостолъ; своему Господеви стоитъ, или падаетъ; силенъ бо есть Богъ поставити его (Рим. 14, 4). Слѣдовательно, когда рабъ не мой, а чужой, Божій, притомъ искупленный цѣною крови Сына Божія; то и судить его имѣетъ право одинъ Богъ, но никакъ не я. Однажды привели къ Спасителю жену, ятую въ срамномъ грѣхѣ. Знаете, что отвѣчалъ Спаситель осудившимъ ее на смерть? Кто изъ васъ безгрѣшенъ, верзи камень на нее, а грѣшницу простилъ съ тѣмъ, чтобы не грѣшила. Восхищая право Божіе, мы и не думаемъ, что своимъ преждевременнымъ осужденіемъ обвиняемъ правосудіе Божіе, какъ бы въ излишней снисходительности къ падающему. Тяжкій грѣхъ осужденія подвергаетъ виновныхъ и наказанію тяжкому. Святый Іоаннъ Савватійскій, узнавъ объ одномъ братѣ, что онъ худо живетъ и не заботится о спасеніи души своей, со вздохомъ воскликнулъ: «горе ему!» И, въ слѣдъ за симъ, погрузился въ какой-то чудный сонъ, и, узрѣвъ Спасителя, хотѣлъ поклониться Ему: но Господь, грозно воззрѣвъ на него, сказалъ окружающимъ Ангеламъ: изриньте его вонъ за то, что онъ осудилъ своего брата прежде Моего суда. Іоаннъ увидѣлъ себя изгнаннымъ изъ кельи и лишеннымъ мантіи. Семь лѣтъ въ пустынѣ молился онъ Богу, не вкушалъ хлѣба, не говорилъ съ людьми, пока не получилъ отъ Бога извѣщенія о прощеніи грѣха своего. Двѣ, знаменитаго рода, дѣвственницы во всю жизнь соблюдали себя въ чистотѣ, но невоздержны были на языкъ, – злорѣчили, осуждали ближнихъ и, не взирая на предостереженія великаго подвижника, преподобнаго Венедикта, который хотѣлъ отлучить ихъ, въ случаѣ упорства, отъ Божественнаго причащенія, не оставляли своей несчастной привычки осужденія и въ томъ грѣхѣ умерли и обѣ вмѣстѣ погребены были въ церкви. И вотъ, когда во время Божественной литургіи діаконъ возглашалъ: оглашенніи изыдите, обѣ сіи дѣвы, какъ это видѣли нѣкоторые, по откровенію, исходили изъ гроба и изъ церкви и это продолжалось до тѣхъ поръ, пока святый Бенедиктъ, побѣждаемый жалостію, не послалъ въ ту церковь просфоры съ повелѣніемъ принести о душахъ ихъ святую жертву и пока это не было исполнено (Прол. 25 окт.). Вотъ какому строгому суду Божію подвергались и достигшіе высокаго совершенства духовнаго за одно слово осужденія. Чего же ожидать намъ грѣшнымъ, когда у многихъ изъ насъ осужденіе обратилось въ привычку и едва ли почитается за грѣхъ?..
И такъ, возлюбленный слушатель, бѣгай тяжкаго грѣха осужденія. Если тѣло твое чисто отъ любострастія, блюди уста свои отъ осужденія другихъ. Если одинъ твой членъ, говоритъ св. Ефремъ Сиріанинъ, невиненъ, а другой виновенъ; съ осужденіемъ одного члена весь ты подлежишь осужденію. Если чрезъ малыя скважины въ панцырѣ остріе оружія наноситъ смерть воину; то тѣмъ скорѣе нанесена будетъ смерть въ отверзтую дверь уха. Ибо эта дверь уха такъ пространна, что ею взошла въ міръ смерть, которая, поглощая всѣ поколѣнія, остается ненасытимою. Замкни, – крѣпко замкни страхомъ Божіимъ свой слухъ, чтобы чрезъ оный не взошло злорѣчіе; заключи уста свои, чтобы не вышло изъ нихъ осужденіе, чтобы благоухали плодами Св. Духа. Тогда неосужденно и благонадежно можешь взывать къ Богу милосердія: покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче! Аминъ.
Слова и рѣчи его преосвященства, преосвященнѣйшаго Аполлоса, епископа Вятскаго и Слободскаго къ паствѣ вятской. Вятка 1869. C. 253-257.