АПОСТОЛЫ ХРИСТОВЫ. Изъ иноческаго дневника «Въ объятіяхъ Отчихъ» новосвмуч. Іосифа, митр. Петроградскаго.

Достойно и праведно предлагаетъ Св. Церковь двоицу первоверховныхъ Апостоловъ на ублаженіе и назиданіе! Не только за ихъ труды и болѣзни за ученіе Христово, но и особливо за одну общую ихъ черту: оба представляютъ удивительнѣйшіе образцы покаяннаго заглажденія величайшихъ изъ грѣховъ: одинъ трижды съ клятвою отрекся Господа, отказался знать Того, Кто былъ для него все. Другой былъ жесточайшимъ гонителемъ Церкви Божіей, свирѣпымъ умучителемъ многихъ послѣдователей Христа. № 652

Господи! Не оставь Св. Церковь Твою! Спаси Ее отъ тяжкихъ обстоятельствъ, порожденныхъ невѣріемъ, нечестіемъ о ослѣпленнымъ озлобленіемъ жалкихъ плѣнниковъ ада! Открой имъ ихъ жалкую слѣпоту и безразсудное «праніе противу рожна», какъ это сдѣлалъ ты древле съ жесточайшимъ гонителемъ Твоимъ, а потомъ ревностнѣйшимъ служителемъ Твоимъ – величайшимъ Апостоломъ Павломъ. № 1356

И мы – Апостолы, посланные Господомъ въ міръ проповѣдывать другъ другу жизнь достойную, вѣрующую, мирную, вообще образцовую по всѣмъ своимъ отраслямъ и проявленіямь. Поэтому, можно и къ себѣ относить это наставленіе Господа: «шедше въ міръ весь проповѣдите...». № 2359

Удивительное дѣло: Апостолъ Павелъ самъ связанъ узами, а даетъ свободу рабу Онисиму. И не только земную свободу даетъ ему, а и пріобщаетъ его свободѣ славы «сыновъ Божіихъ». Бывшій рабъ становится сыномъ Божіимъ благодатнымъ, какъ прекрасно воспѣваетъ о семъ Св. Церковь: «разрѣшился еси Павловыми узами отъ работныя лести, и свободою благодати почтился еси: сынъ Божій бывъ, и наслѣдникъ Божественъ показался еси».. (Канонъ Апостолу п. 3-я). № 3109

Если дорога вамъ истина, вы поймете, почему эту истину такъ ограждаютъ Апостолы, что даже «ѣсть» не велѣли съ еретиками. Это не по ненависти къ еретикамъ, а по ненависти къ ереси. Или лучше: не по ненависти къ еретикамъ, а по любви къ истинѣ и Божественной ревности о ней. № 3135

Петръ и Павелъ достойно восхваляются еще какъ «руцѣ Евангелія благодати»... Никакія другія руки не носили его по тогдашнему времени такъ далеко и не вручали его столь многимъ, какъ руки этихъ апостоловъ. № 3261

И мы всѣ – апостолы, и мы всѣ – проповѣдники, посланные Богомъ на жизнь благочестивую, поучительно-добрую и примѣрную для другихъ. Итакъ, если ты живешь плохо, ты проповѣдуешь ученіе бѣсовское, распинаешь слово Божіе, Христа, и готовишь себѣ участь Іуды предателя. Тяжела жизнь благочестивая, но эта тяжесть есть печать мученичества, коею мы, подобно апостоламъ, должны запечатлѣть нашу проповѣдь жизнію и дѣлами. № 3610

Апостолы Христовы!.. Какая дивная сила! Какая славная армія, посланная Господомъ на покореніе міра – безъ меча, безъ хлѣба, безъ денегъ даже, безъ жезла. И эта-то горсточка воиновъ Христовыхъ дѣйствительно посрамила всякую силу и славу человѣчества, препобѣдивъ ее и покоривъ силѣ Евангелія. № 3611

Апостолы – уста Христовы, сила Христова, мудрость и любовь Христова. «Слушаяй васъ, Мене слушаетъ», до такой степени Христосъ живо и полно отображается во всемъ обликѣ Апостоловъ, во всѣхъ ихъ словахъ и дѣлахъ, что поистинѣ уже не они жили, а жилъ въ нихъ Христосъ, и на нихъ поглядѣть и послушать – все равно было, что поглядѣть и послушать Христа. № 3665

Изъ устъ Апостола любви исторглись грозно – непривѣтливыя слова, – запрещающія даже и «здравствовать» и принимать въ свой домъ такого человѣка, который не приноситъ здраваго ученія о вѣрѣ (II Іоан. 1, 10). А нынѣшніе еретики, толстовцы, сектанты и др. такъ любятъ слащаво говорить о любви, всепрощеніи, и незлобіи, понимая это въ смыслѣ полнаго непротивленія ихъ погибельнымъ дѣламъ. № 4762

12 апостоловъ съ огненными языками на головахъ – 12 свѣтильниковъ, посланныхъ въ міръ просвѣтить его тьму свѣтомъ Христова Евангелія, согрѣть его любовію Христовою, разогрѣть человѣческое жестокосердіе и безчеловѣчіе, принестись въ жертву благоуханную Господу за весь родъ человѣческій, за спасеніе котораго всѣ они положили души свои, какъ положилъ Господь, ихъ пославшій. № 4777

Как тяжело было состояние духа Апостола, когда он стонал: «Все меня оставили...» и когда внешнее состояние Церкви Христовой не радовало благополучием и миром. Христиан уничтожали, не было им пощады, не было – казалось – и надежды на лучшее и на успех. И, однако. Апостол бодрится сам и других бодрит: «Мужайся. Крепись, злопостражди». Так и ныне говорят, ныне Церкви Христовой особенно плохо. Пусть, но это все не начало ее конца. И доныне Господь с нами. Бывало и прежде не лучше, и не годы, а десятилетия и сотни лет, и Церковь Бышла победоносной из всех испытаний. И теперь будет, конечно, то же. («Душеполезное чтение». 1914. Вып. 10.)

Сост. Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: