Имябожие – древняя ересь.

Прелесть обольщения - сатана представляющийся в видне ангела света пустынножителю.

 

Пояснение от Ред.: Один из зарубежных богословов архиеп. Серафим (Соболев) в 30-х годах 20-го века дал детальную богословскую критику «имябожнического» учения в своей работе против софиологии Вл. Соловьева, о. Сергия Булгакова и о. Павла Флоренского. В этой работе «Новое учение о Софии Премудрости Божией» (София 1935) три главы (№ 18, 19, 20) посвящены опровержению учения «имябожников», ибо для о. Сергия и о. Павла «софиология» и «имябожничество» находились в тесной связи друг с другом. Для архиеп. Серафима имябожие – древняя ересь евномиан (от ересиарха Евномия), которую Вселенский II Собор (381) анафематствовал. Следует заметить, что автор этой труда, после Второй Мировой Войны (как многие другие русские эмигранты) прельстился мнимой свободой в СССР, учинил непослушание Архиерейскому Собору РПЦЗ и своему Первоиерарху блаж. Митр. Анастасию (Грибановскому), самочинно перешел в Московскую Патриархию. Тем не менее этот труд остается и поныне полезным материалом по православному богословию. Предлагаем нашим благосклонным читателям познакомится c весьма ценным и интересным трудом.

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

Содержание:

Глава восемнадцатая.

Определенiе Софiи: имя Божiе. Ученiе объ имени Божiемъ о. о. Булгакова Флоренского и афонскихъ имябожниковъ. Отношенiе къ сему ученiю греческой и русской Церкви............277
Глубокая давность имябожническаго учения. Теорiя Евномiя и ссылка его на Св. Писанiе........283
Святоотеческое ученiе о человѣческомъ «примышленiи», какъ источникѣ изобрѣтенiя именъ....287
Ниспроверженiе св. отцами ссылки Евномiя на слова Св. Писанiя: Быт. 1, 3, 6, 9, 11, 20. Взглядъ св. Григорiя на происхожденiе всѣхъ словъ Св. Писанiя....290
Взглядъ св. Григорiя на слова Св. Писанiя, которыя представляются произнесенными отъ лица самого Бога. Абсурднось мысли, приписывающей имена въ ихъ изобрѣтенiи и произнесенiи Богу.....294
Несостоятельность ссылки Евномiя на другiя, указанныя имъ слова Св. Писанiя....299

Глава девятнадцатая.

Ученiе Евномiя, что имена Божiи выражаютъ сущность Божiю и чрезъ нихъ прiобѣтается ея познанiе. Ученiе св. отцовъ о непостижимости и неименуемости Божественнаго существа.....302
Ученiе св. отцовъ о главномъ имени Божiемъ: «Сый». Абсурдност попытки Евномiя объять именемъ безпредѣльное естество Божiе............308
Ученiе св. отцовъ: что выражаютъ имена Божiи. Процессъ ихъ образованiя, показывающiй, что они суть дѣйствiя человѣческiя.............313
Ученiе св. отцовъ о познанiи Божественныхъ свойствъ, чрезъ имена Божiи. Несовершенство этого познанiя, свидѣльствующее, что имена Божiи – человѣческiя дѣйствiя............321
Ученiе Церкви о священномъ и спасительномъ значенiи именъ Божiихъ при наличiи вѣры и добрыхъ дѣлъ..............321

Глава двадцатая.

О спасительномъ значенiи именъ Божiихъ въ молитвѣ. Ученiе св. отцовъ о совершенномъ-третьемъ образѣ молитвы.............325
Свидѣльство третьяго и въ особенности перваго и второго образовъ молитвы объ именахъ Божiихъ, какъ не имѣющихъ спасиетльнаго значенiя безъ другихъ добродѣлей и при наличiи гордости..............334
Свидѣльство св. отцовъ въ особенности ученiемъ о духовной молитвѣ объ именахъ Божiихъ, какъ о человѣческихъ дѣйствiяхъ. Сила именъ Божiихъ въ нихъ значенiи.............337
Ниспроверженiе св. отцами ученiя Евномiя объ отождествленiи имени Божiяго съ Самимъ Богомъ. Осужденiе этого ученiя Церковью............341
Тщетная попытка русскихъ имябожниковъ обосновать свое ученiе на словахъ о. Iоанна Кронштадскаго...........345




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: