Иеросхимонах Стефан Филейский - Два пути.

Каждый человек задумывается о своем жизненном пути. Куда он ведёт, не гибельный ли он, правильно ли я живу? Иеросхимонах Стефан Филейский (1830-1890) остерегает нас: берегитесь пространного и гибельного пути, будьте внимательны, пройдите путь спасения до конца. – Ред.

Пути Твои, Господи, скажи мне.

ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ.

Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.

Господь открывает, что в пути, ведущем в погибель, идут многие; а врата и путь, ведущие в жизнь, немногие находят (Мф. 7:14). Отчего же это? – Оттого, что немногие верят словам Господним. Господи! кто верова слуху нашему? – взывал пророк Исаия. И Господь говорил даже ученикам Своим: О, роде неверный (Мф. 17:17)! О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки (Лк. 24:25)! Но отчего мы стали неверны? Посмотрим на прародителей наших: Господь заповедовал им не есть с одного дерева плодов и сказал: в он же день снесте от него, смертию умрете. Но пристал к ним искуситель и сказал напротив: не умрете; когда вкусите, то сделаетесь, как боги, – знать будете добро и зло. И поверили люди не столько Богу, сколько дьяволу. И как от смрадного источника течет вонючая вода, так и от зараженных неверием первых людей происходят все их потомки неверными.

Но как противно Богу это неверие? – Это видно из слов Господних: о, роде неверный! – так говорил Он Своим ученикам, когда они не могли, по неверию своему, изгнать из отрока духа глухонемого, – доколе буду с вами? доколе терплю вас (Мф. 17:17)? Такие слова не иное что показывают, как гнев Господень на неверных; и мы сами можем понимать, – как это противно Богу, когда тварь Его, одаренная от Него смыслом, не имеет веры словам Его; и притом еще тогда, как мы верим всякому небесчестному человеку, верим даже распискам, особенно засвидетельствованным от начальства. Ни видим ли, как и самый последний из нас любит, когда словам его верят? Потому знатные обижаются и малейшим знакам неверия словам их. И при всем этом мы мало верим словам Господним, невнимание гласу Евангелия, запечатленному Его кровью; и оттого некоторые смеют еще говорить: мало ли чего не написано! – О, роде неверный! И не стараемся мы уподобиться апостолам, которые просили: Господи! умножь в нас веру, или отцу отрока, молящемуся со слезами: Господи! помоги моему неверию.

Но обратимся к откровению Господню и посмотрим на тех, которые идут по пространному пути, вовсе не разумея, по неверию своему, что конец его спускается во глубину ада. Слово Господне указывает нам, что по пути к погибели, идут все те, которые не веруют в Сына Божия. Ибо нет иного имени, которым бы подлежало спастись нам, кроме Господа Иисуса Христа; и потому всякий, неверующий в Него, уже осужден есть (Ин. 3:18), определен на вечную муку. Кроме этих осужденных, идут в погибель и все те, которые, хотя и веруют в Него, но не следуют Его учению, по той причине, что не имеют веры словам Его. И о них свидетельствуя, Господь говорит: многие скажут Мне в тот день (страшного суда): Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:23). Делать противное повелению Господню и не каяться, не просить у него прощения, свойственно только тем, которые не верят учению Господню и отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества или ожесточения сердца. – «Я, – говорит святой Златоуст, – таким, скажу: ты не христианин, ты хуже язычника. Почему? Потому что нечестие-то по крайней мере последовательно: кто не думает, что Христос есть Бог, тот по необходимости не верует и учению Его; а этот даже не держится и последовательности, – признает Его Богом, и не почитает достоверным того, что Он сказал».

Хочет ли кто видеть каждого порознь из тех, которых шествие в погибель? Господь указывает на них, говоря: горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные земными благами; ибо и сии идут по тому же пути, по которому многие стремятся в погибель. Горе вам, смеющимся ныне, ибо восплачете вы и возрыдаете (Лк. 6:24, 25). – Вот верный признак шествующих в вечную муку: кто любит есть, пить и веселиться; у кого рот, как у блудниц, не закрывается от смеха, кто утешается песнями, кто славится своим богатством или властью и умением жить согласно с человеческим мнением. Ибо и о таких Господь говорит: горе вам, когда люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6:26)!

Горе миру от соблазнов, – еще Господь сказал; и, отвращая нас от вечного горя, Он говорит: смотрите, берегитесь любостяжания, не собирайте себе сокровищ на земле; ибо где будет сокровище, там сердце (Лк. 12:15; Мф. 6:19, 21). И даже что еще? – не заботьтесь, – говорит, – и о завтрашнем; не заботьтесь и о том, что вам пить и есть, и во что одеться (Мф. 6:34, 25). Значит, все любостяжательные и многозаботливые, как делающие противное Богу, подвергаются опасности погибнуть: горе им, соблазняющимся примерами прочих. И Писание не напрасно говорит: есть пути, которые кажутся быти правы; однако концы их зрят во дно адово (Притч. 16:25). Кажется, какой бы грех приобретать и скапливать земные блага, а на деле происходит от сего погибель души. Ибо все сии поступают, как враги креста Христова; все они мыслят о земном, и их конец погибель (Флп. 3:19), как сказал ап. Павел. Еще он же говорит: корень всем злым есть сребролюбие; и потому желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть (греховную), – во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (ІТим. 6:9, 10). Но мы, не разумеющие истины, хвалим и превозносим тех, которые собирают и громоздят вокруг себя всякие земные блага, чтобы достаточно им было их на многие годы. А все отчего так делаем мы? – оттого, что не верим слову Господню: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15).

Так вот какое множество людей идет по пространному пути в погибель! И, вообще, всяк, как говорит Писание, иже не научится правде на земли и истины не сотворит, да возьмется нечестивый и не видит славы Господней (Ис. 26:10). В числе сих окажется немало и всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (Тим. 3:7). Ибо Господь сказал: горе вам, книжники, что затворяете царство небесное человекам (Мф. 23:13). Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения; сами не вошли и входящим воспрепятствовали (Лк. 11:52). Итак, идут и те в погибель, которые хотя и разумеют правду Божию, но не творят ее и других не учат; идет со всеми вместе и тот из нас, кто, имея достаток в мире сем, но, видя брата в нужде, затворяет от него сердце свое (1Ин. 3:17). А таких сколь много! И все они, идущие по пространному пути, услышат на суде приговор праведного Судьи: идите от Меня в огнь вечный. О, какой им будет тогда невыразимый страх! И теперь, кто обратит внимание на конец пространного пути, и грустно ему покажется и страшно идти по нему! Вот и пророк Давид, которому были открыты судьбы Господни, утаенные от людей мира сего, смотря на конец сего пути, по которому идет неисчислимое множество людей, в страхе взывал пред Судьею: трепещет от страха Твоего плоть моя; ибо судов Твоих я боюсь. Открываю уста мои и вздыхаю; из глаз моих текут потоки слез (Пс. 118:120, 131, 136).

Что ж, если бы кому, идущему по сей дороге, по которой все идут в глубоком мраке (во тьме неведения), воссиял луч истинного света, указывающий путь иной, который немногие находят; то неужели он не пожелал бы устремиться на него, хотя бы и многие уговаривали его идти с ними вместе по пути тому, по которому все идут в погибель? Кто не рассудит, что лучше одному спастись, чем со всеми жить заодно и вместе погибнуть? Так и Господь велит отсекать руку и ногу, вырывать правый глаз, если они соблазняют и влекут к делам погибельным; ибо лучше, чтобы погиб один из членов, а не все тело ввержено было в геенну огненную (Мф. 5:30). Значит, не должно дорожить и тем, кто служит для тебя рукою, ногою и глазом, если чрез него склоняешься ты к преступлению заповеди Божией; лучше все презреть, всего отвергнуться, лишь бы не попасть в огнь неугасимый.

Для сего посмотрим и на место вечных мучений, где плач и скрежет зубов, и где червь не умирает, и огнь не угасает. Там безутешный плач и непрерывный шум от стонов и рыданий, и ни звука радости в сей необъятной бездне адской. Там повсюду простирающийся мрак и невыразимый жар произведут ужасную скуку и томление, а червь неусыпающий ежеминутно будет возобновлять болезни в теле и в душе страдания. И не будет там ни на одно мгновение никакого облегчения; нельзя будет там придумать никаких средств к избавлению от вечных мучений. Там сказано еще: будет скрежет зубов, который произойдет от безутешной горести и отчаяния; а их произведут в сердцах ожесточенных грешников вечность адских мучений и невозможность их прекращения. Таким образом, безнадежность на окончание мук послужит как бы горчайшею приправою всех страданий и совершенною казнью страдальцев. – Вот где конец пространного пути! Но идущие по нему идут, как сказано, в суете ума их, помраченные смыслом (Еф. 4:18), и потому все идут спокойно; но ведь дойдут же некогда до того места, где червь не умирает и огнь не угасает.

 

УЗКИЙ ПУТЬ.

Ты укажешь мне путь жизни (Пс. 15:11).

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14), – Господь сказал. И вот тому подобие: город построен, расположен на равнине и наполнен всеми благами; но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода. Между ними, то есть, между огнем и водою, лежит одна стезя, на которой может поместиться не более, как только ступня человека. Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит его, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности? Такова и доля спасаемых. Для них Господь сотворил век будущий – царство, уготованное им от сотворения мира; но когда Адам нарушил Божественные постановления, то и определено было тому, что есть. И сделались входы в жизнь будущего века тесными, болезненными, утомительными, также – узкими, исполненными бедствий и требующими великого труда. Итак, если входящие, которые на земле живут, не войдут в это место тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано. Погибают же многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе, в котором Бог определил, что делая, они будут живы; а они не послушались, утвердили в себе помышление суетное, не познали путей Его (3 Езд. 7:6-14, 20-23). И вот проводят дни свои в счастье, и мгновенно нисходят в преисподнюю (Иов. 21:13). Итак, всякий, любящий душу свою, погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12:25).

Некто спросил Господа:неужели мало спасающихся? и Господь сказал: подвизайтесь войти сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут (Лк. 13:24). Но что это за врата? Господь возвещает: Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10:9). Или еще как говорит: кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12:26). Овцы Мои слушаются голоса Моего, и идут за Мною; и Я даю им жизнь вечную (Ин. 10:27). – А от чего делаются врата спасения тесными? – От повелений Господних; ибо мы говорим про другого: он нас стесняет, когда не дает делать, что хотим. Но почему же называет Господь врата спасения тесными, когда о Своих повелениях сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30)? – Слова Господни истинны; и чтобы увериться нам в том и другом, посмотрим на своевольных сынов человеческих, сколь стеснительны для них заповеди Господни и, напротив, сколь благотворны они для покорных Господу Богу своему. Господь, отвлекая нас от земных, суетных и скоропреходящих благ, чтобы взамен их подать небесные и вечные, вот, например, что говорит: не собирайте себе сокровищ на земле, или не заботьтесь о том, что вам пить и есть, и во что одеться (Мф. 6:19, 25). Но что легче, собирать или не собирать? об этом может всякий рассудить. Также и не заботиться ни о чем, а все упование возлагать на Господа несравненно приятнее для благоразумных, чем самим беспокоиться обо всем. Подобно и прочие заповеди все служат ко благу души, если только она умудрится словом Господним. Но это же иго Господне и бремя легкое, для людей мира сего, многозаботливых и любостяжательных, делается воистину игом несносным и обременительным; и потому они закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:7). Но Писание не напрасно говорит: блаженны ходящие в законе Господнем: живы будут сердца их в век века (Пс. 118:1, 21, 27). Пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено есть; в мале наказани бывше, великими облагодетельствовани будут (Прем. 3:5).

Подвизайтесь, – Господь говорит нам, то есть, старайтесь всеми силами войти сквозь тесные врата; потому, что они неудоброходны, и многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие, жизнь бесконечную. Царство небесное, – как сказал еще Подвигоположник наш Господь, – силою берется, и (только) употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Значит, без подвига, без собственного старания и понуждения к добру тут ничего не сделаешь. Но будем знать, что, если Господь велит стараться входить в тесные врата, то, верно, иначе и спастись нельзя; а то зачем бы Человеколюбец Бог стал обременять нас многими скорбями, если бы и без них можно было спасаться? Потому-то многие из спасаемых и терпели здесь сердечные раны всякий день и страдание души всякую ночь. Иногда так им тяжело было, что изнемогали от вопля уста их, и засыхала от стенаний гортань их. Так, например, Давид пророк вещал о себе пред Богом: утомлен я стенаниями моими, в полдень и полночь вздыхаю, вечером и утром вопию к Тебе. Око мое потемнело от горести, и, как трава, иссохло сердце мое, и я забыл есть хлеб мой: уподобился я пустынной птице, не сплю и сижу, как филин на развалинах (Пс. 6:7; 101:5-8). И, вообще, для всех праведников земля была не иное что, как юдоль плачевная; она видела их на себе ходящими с поникшею головою и орошающими ее почти всегда слезами. С воплем крепким приносил на ней молитвы Свои и Тот, Кто по существу Своему был равен Отцу Своему и Богу. Потому Он и говорит: кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее: а кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, тот спасет ее (Мк. 8:35).

Все святые, от века благоугодившие Богу, работали Ему, как сказано, со всяким смиренномудрием и многими напастьми (Деян. 20:19). Ибо «не благоволил Бог, – как пишет Исаак Сирин, – чтобы возлюбленные Его покоились в теле; но паче восхотел, чтобы они пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в печальных мыслях – чтобы имели иной взгляд на жизнь сию». Потому и Писание нам говорит: если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – не сыны (Евр. 12:7, 8). Хотя все люди на земле более или менее страдают от чего-нибудь, ибо скорбь и теснота бывает всякой душе человека, делающего злое (Рим 2:9); однако страдать по слову Господню, идти путем прискорбным по указанию Свыше немногие соглашаются. Узкий путь немногие находят и сквозь тесные врата из желающих войти многие не могут. Истину сих слов Господних может усмотреть всякий: о чем земнородные хлопочут? чего более все они ищут себе? Все заботятся о земном; а как войти сквозь тесные врата? потерпеть лишения земных благ? о том никто не говорит ни слова. И Писание говорит верно: видите яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси путем своим последоваша (Исх. 56:10, 11) или, как сказано еще; тьма покрывает землю, и мрак на всех живущих. Потому-то и учит нас апостол: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия (Рим. 12:2). Кто хочет преобразиться умом своим, то есть изменить свой образ мыслей, обновить свой ум; тот пусть приобретет ту сходящую Свыше премудрость, которая превосходит разум всех живущих жизнью земною. И сему научая, Господь говорит нам: будьте мудры, как змии (Мф. 10:16). Мудрость же змия замечательна тем: когда устареет на нем верхний слой кожи и, засыхая, не дает ему свободно извиваться и ползать, то он избирает тесное место и, проползая, оставляет тут негодную кожицу. О, если бы и мы для свободы души так делали! Жили бы на земле, якоже слуги Божии, в терпении мнозе, – как писал ап. Павел, – в скорбех, в теснотах по Христе (2Кор. 6:4). Или, как завещал он жить ученику своему Тимофею: ты убо злопост- ражди, яко добр воин Иисус Христов. Таковы были на земле все воинствующие подвижники Христовы, – старались жить в труде и изнурении, в голоде и жажде, часто в бдении, на стуже и в наготе (2Кор. 11:27). И не напрасно они так трудились; но, как замечает ап. Петр, – страждущий плотью перестает грешить (1Пет. 4:1), – они чрез страдание очищались от грехов, делались непорочными, святыми. Так пишет и ап. Павел: когда внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16).

Блажен человек, который переносит испытание в этой жизни; потому что, быв испытан, он получит упование вечной жизни, которую обещал Господь любящим Его. Блажен, кто по слову Господню, войдет сквозь узкие врата и пройдет предлежащий узкий путь: он внидет и изыдет, как Господь говорит, и пажитъ обрящет (Ин. 10:9), – будет иметь радость вечной жизни. Душа, очищенная скорбями от всех земных помышлений, и здесь начинает уже радоваться радостью неизглаголанною (1Пет. 1:8), провидя то блаженство, которое для любящих Бога уготовано от сотворения мира (Мф. 25:34). Верую видети благая Господня на земле живых (Пс. 26:13), – взывал пророк Давид, и еще, – благо мне, что я пострадал (Пс. 118:71), – говорил он же, хотя ранее были для него слезы пищею днем и ночью. И, вообще, все святые, после великих скорбей, приобретали душам своим великое упокоение. «30 лет, – как говорил о себе один древний подвижник, – вел я брань с врагами спасения, и по прошествии 20 лет вовсе не видел себе помощи, но когда прожил (в скорби) 25 лет, тогда начал приходить в спокойствие, которое с течением времени возросло; а когда прошло 30 лет, то упокоение души так сделалось сильно, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось».

Итак, взирая на конец узкого пути, по которому немногие идут, не будем – если только сподобил Бог уязвить и наши души печалью о спасении – не будем жаловаться на тесноту, которая бывает в сердце при входе во врата, вводящие в покой и радость вечную. Будем же знать, что, хотя шествие по пути и сопряжено с опасностью, но по конце его отдохновение будет весьма радостно и место покоя нашего пространно без конца. О, если бы мы могли усмотреть, что уготовано Богом в будущем веке для тех, которые постараются здесь познать и возлюбить Его всем сердцем! Если бы знали, какая там уготована радость, какое утешение! – то с великою охотою согласились бы всю жизнь провести в подземелье, лишь бы не лишиться того места, где царствует божественная радость, где непрерывное у всех веселие и непрестанное благодарение Богу за Его великое милосердие. Постараемся же войти сквозь тесные врата, хотя и с трудом, но все силы употребим; и тогда, сделавшись благонадежнее во спасении, познаем пользу скорбного пути и не пожелаем уже себе земного утешения. Тогда будем еще просить у Бога слез себе и сокрушения сердца; ибо – «все, имеющие в себе Господа, – как пишет Исаак Сирин, – не желают быть в покое и освободиться от скорбей! Напротив, Дух побуждает их не покоя искать, но предаваться более трудам и наибольшим скорбям». Господи! в скорби помянухом Тя (Пс. 26:16), – взывал пророк Исаия: и вот причина, по которой праведники желают скорбей! Потому и Иеремия просил Господа: не буди ми в отчуждение: упование мое, Ты в день лют (Иер. 17:17).

По неразумению своему, мы жалуемся на скорби, а они необходимы для спасения, и потому вожделенны праведникам, которые познают, что то и угодно Богу, если кто, помышляя о Нем, переносит скорби (1Пет. 2:19). Но какая от них польза? Посмотрим на примеры:вот братья Иосифа, когда попали в тесноту скорбей, то и заговорили:во гресех есмы брата ради нашего; сего ради прииде на ны скорбение сие (Быт. 42:21). Это первый плод притеснения - чувство своей греховности, самоосуждения и смирения; этим и разбойник на кресте спасся, когда в сознании своей виновности призвал со смирением Господа. Все последствия временных страданий неудобно-исчислимы, а главные, кои легко приметить, следующие: в скорби своей утренневати будут ко Мне (Ос. 6:1), – как сказал Господь о людях Своих. Страха ради Твоего, взывали святые пред Богом, – во чреве прияхом (скорбь и муку), и поболехом и родихом дух спасения Твоего (Ис. 26:8). И три отрока в пещи огнем горящей, свидетельствовали тоже: душею сокрушенною и духом смиренных да прияты будем (Дан. 3:39). И Давид пред лицом Божиим вещал, значит неложно: прежде страдания моего я блуждал, а ныне слово Твое храню (Пс. 118:67). И Павел, указывая на конец страдальческого пути, писал: кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (Кор. 4:17). И Лазарь, поверженный у ворот богатого, как бы на съедение псам, и он тоже указывает, что за свое злострадание был взят на лоно вечного упокоения. Ибо все, сеющие здесь слезами, – как сказал Дух Святый чрез пророка, – радостью пожнут (Пс. 125:6). Так и Господь говорит: блажени нищии духом; блажени плачущий.

Воистину блаженны те, кои, покоряясь учению Господню, идут страдальческим путем: они и здесь радуются среди лишений и скорбей неземною радостью. Путь мой пролег по прекрасным местам, – взывал Давид, – и удел мой приятен для меня. И ап. Павел писал: я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (2Кор. 12:10). Также и прочие последователи Христовы среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью (2Кор. 8:2). В похвалу первых христиан говорил ап. Павел: вы люди разумные; ибо вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто бьет вас в лице (2Кор. 11:20). Такое благодушие в скорбях происходило в них от упования на воздаяние Христово; потому и писал им апостол: не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние (Евр. 10:35). Итак, чтоб исполнить волю Божию и получить обещанное, потребно нам терпение скорбей ради Господа и Евангелия; терпящие же Господа окрепнут в уповании на милость Его, потекут по узкому пути с благодушием и не утрудятся уже.

Не бывайте же несмысленны, – говорит нам слово Божие, – но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5:17). Взирая на предшественников в царство небесное, – и вы вооружитесь тою же мыслью, чтобы остальное по плоти время жить не по человеческим похотям, но по воле Божией (1Пет. 4:2). И еще говорит: повинитеся Богу, постраждите, и слезите, и плачитеся; смех вам в плач да обратится и радость в сетование (Иак. 4:7, 9).

Уразумейте же сие, – так Господь сказал чрез пророка, – дабы Я не восхитил, и не будет избавляющего.

 

ИЗБРАНИЕ ПУТИ.

Сей путь, им же явлю ему спасение Мое.

Как благ Бог к правым сердцем! – взывал пророк Давид; а я – едва не пошатнулись ноги мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо нет им страданий до смерти их; и я сказал: не напрасно ли я очищаю сердце мое, терплю страдание всякой день и томление всякое утро? И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не разумел конца их. Так, на скользких путях поставил Ты их, Боже мой, и низвергаешь их в пропасти; а мне благо приближаться к Богу: на Господа Бога я возложил упование мое. Вот эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают свое богатство; но, как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. А я всегда с Тобою; Ты руководишь меня советом Твоим, и примешь потом в Свою славу. И кто премудр, тот сохранит сие, и уразумеет милости Господни.

Вот видим мы два конца двух путей земной нашей жизни; идущие по ним идут здесь часто весьма близко друг от друга; но приводят они к концам, отдаленным в вечности один от другого на такое расстояние, что если бы и хотел кто перейти из одного конца в другой, то вечно не возмог бы сделать сего. Можно ли потому быть неразборчивым в избрании путей сих? Не нужно ли каждому из нас позаботиться, каким путем он идет ныне? – к какому концу приближается? При этом обратим еще внимание на слова Филарета, митрополита Московского: «в ад можно прийти или упасть, хотя того не хочешь и не думаешь о том; на небо же нельзя взойти, когда того не хочешь и не думаешь о том». И Писание говорит: иже земная мудрствуют, – о земном только помышляют, – им кончина – погибель (Фил. 3:19). Однако никто из сих не думает, что он идет по пути в геенну; все живут спокойно, как будто нет никакой опасности погибнуть им!

Действительно, если посмотреть внимательно на людей мира сего, то ясно увидишь, что все они живут так, как будто и нет для них иной жизни, кроме настоящей, нет ни царства, уготованного от сотворения мира, как Господь сказал, ни вечного огня и бесконечного в нем мучения. Отчего же так живут они, что нет у них помышления ни о спасении, ни о погибели? Конечно, такая беспечность происходит от неразумия и неверия словам Господним. Если бы мы верили, как должно, откровению Господню, что многие идут в погибель, то очень опасались бы, – не в числе ли мы многих? Но как не обращаем мы внимания на слова Божественные, то вот и не думаем, что идем в муку. Если бы суждено гореть в огне одному из нас, то и тогда следовало бы всякому подумать о себе: не я ли тот, который осужден будет гореть и не сгорать во веки? А мы думаем, напротив, что будто нечего нам опасаться; и если в своих понятиях мы сообразны многим, то это верный признак, что мы идем по пространному пути. Если же, по слову Господню; в мире скорбни будете, – мы скорбим и печалимся о своей погибели, – то благодарение Богу! – мы на пути к царству небесному и будем среди самых скорбей радоваться о Боге Спасителе, ибо Он определил нас не на гнев, но к получению спасения (Сол. 5:9).

Итак, поищем же, братия, сего пути, который ныне отстраняет нас от утех мира сего; поищем тех врат, кои удаляют нас от спокойствия того, которым наслаждаются сыны века сего. Но как и где их найдем? Вот, что говорит Господь: враги человеку домашние его (Мф. 10:36) в деле спасения; и притом они первые и прежде всех стараются удержать родного на своем пути. Писание же говорит нам: не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными: ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? или какое согласие верного с неверным? И потому выйдите из среды их, и отделитесь, – говорит Господь, – и Я прииму вас (2Кор. 6:14, 15, 17). К сему способствует человеку, ищущему спасение, и вражда домашних его; ибо они говорят о нем: он в тягость нам, и противится делам нашим; тяжело нам и смотреть на него. Жизнь его непохожа на жизнь других, и отличны пути его; он считает нас мерзостью, и удаляется от путей наших, как от нечистот (2Прем. 2:12, 15, 16).

Вот для тебя и поворот с пространного пути – отстранение от тех, которые небрегут о своем спасении, не стараются исполнять заповеди Божии и тем прогневляют Господа. Удаляйся от беззаконников; ибо Господь ненавидит всех, делающих беззаконие (Пс. 5:6). И ты потому удаляйся от них; тогда незаметно окажешься на узком пути, ведущем в жизнь вечную. Это ты узнаешь потому более, что у тебя появится тогда печаль по Боге, которая соделывает спасение (2Кор. 7:10), – будет у тебя в сердце страх Божий; страх же производит мучение (Ин. 4:18), и ты будешь мучиться душою и, смотря на других, удивляться – как люди все спокойны духом, беспечальны, и никто не думает о себе, что он погибнет. Тогда ты ясно уразумеешь истину слов Господних: аминь, аминь глаголю вам, – так говорил он ученикам Своим, – яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальны будете (Ин. 16:20). Вот этот и есть узкий путь, именуемый в Писании путем новым и живым (Евр. 10:19); и если неуклонно пойдешь ты по сему пути, то со временем возрадуется душа твоя о Господе – обновится, по слову пророка, яко орля, юность ея. Сию блаженную радость спасения подвижники чувствовали наиболее при конце жизни своей; как и Серафим Саровский часто пред смертью говаривал: «телом я по всему мертв; а духом как бы сейчас родился». Все, проходящие путем сим, сначала чувствовали скорбь и томление сердца, а под конец уже встречали мир душевный, и тогда вполне сознавали, что ВСЕ ПУТИ ГОСПОДНИ – МИЛОСТЬ И ИСТИНА (Пс. 24:10).

Потому и мы, которые держимся только начала путей Господних и испытываемся скорбями, будем благонадежны и благодарны Господу Богу; будем всегда, как встречаемся с оскорблением, подобно Иову, благословлять имя Господне. Благословлю Господа во всякое время, – говорил пророк Давид. И нам заповедует ап. Павел: за все благодарите Бога; ибо такова о вас воля Божия. Вы сами знаете, что так нам суждено; ибо Бог предусмотрел о нас нечто лучшее.

Но, принимая наказание в этой жизни, не забудем, что, – как немногие могут войти в тесные врата, так еще менее тех, которые пройдут путь спасения до конца. Ибо не все же, кои вступают во врата, достигают и конца пути; но, как бывает на море: одни в начале плавания, другие в средине, а иные и вблизи самой пристани, ударяясь о подводные камни, погружаются в пучину. Так и в подвигах спасения: одни при входе, другие в половине пути, а некоторые, и приблизившись к царству небесному, приражением греховным повреждаются и погибают. Потому и Писание учит нас: со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Значит, небезопасным должен считать себя и тот, кто может, подобно Давиду, говорить пред Богом: за словеса устен Твоих, аз сохраних пути жестоки (Пс. 16:4). И он должен усердно просить: сохрани мя Господи, яко зеницу ока; соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского. Вятка [Киров] 2007. С. 531-543.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: