Видѣніе Царицы Небесной преп. Серафиму, Саровскому Чудотворцу.

Часть 1-ая.

Царство Небесное, въ лицѣ многихъ святыхъ, сошедшее въ келлію преп. Серафима.

Другого названія для этой главы Лѣтописи Серафимо-Дивѣевскаго монастыря – нѣтъ. Это, дѣйствительно, совершенно изумительное видѣніе, когда здѣсь на землѣ можно было увидѣть часть Царства Небеснаго, сошедшее на землю.

За годъ и девять мѣсяцевъ до своей блаженной кончины преп. Серафимъ удостоился дивнаго посѣщенія Царицы Небесной. Это новое, двѣнадцатое въ его жизни, посѣщеніе Богорматери произошло раннимъ утромъ въ праздникъ Благовѣщенія, 25 марта 1831 г., и было какъ бы предзнаменованіемъ его блаженной кончины и ожидающей его нетлѣнной славы.

Старица Дивѣевскаго монастыря Евпраксія (въ мірѣ Евдокія Ефремовна Аламасовская, † 28 марта 1865 года) такъ передавала объ этомъ чудесномъ событіи:

«Батюшка за два дня приказалъ мнѣ прійти къ нему къ этому дню. Когда я пришла, батюшка объявилъ: «намъ будетъ видѣніе Божіей Матери», и, наклонивъ меня ницъ, прикрылъ своею мантіею и читалъ надо мною по книгѣ. Потомъ, поднявъ меня, сказалъ: «ну, теперь держись за меня и ничего не убойся».

Въ это время сдѣлался шумъ, подобно шуму лѣса отъ большого вѣтра. Когда же онъ утихъ, послышалось пѣніе, подобное церковному. Потомъ дверь въ келлію сама собою отворилась, сдѣлалось свѣтло – свѣтлѣе дня, и благоуханіе наполнило келлію, похожее, но лучше росного ладана.

Батюшка стоялъ на колѣняхъ, воздѣвъ руки къ небу. Я испугалась. Батюшка всталъ и сказалъ: «не убойся, чадо: это не бѣда, а ниспосылается намъ отъ Бога милость. Вотъ Преславная, Пречистая Владычица наша, Пресвятая Богородица, грядетъ къ намъ!».

Впереди шли два ангела, держа – одинъ въ правой, а другой въ лѣвой рукѣ – по вѣтви, усаженной только-что расцвѣтшими цвѣтами. Волосы ихъ были похожи золотисто-желтому льну и лежали распущенные на плечахъ. Они стали впереди. За ними шли: св. Іоаннъ Предтеча и св. Іоаннъ Богословъ. Одежда на нихъ была бѣлая, блестящая отъ чистоты. За ними шла Богоматерь, а за Нею двѣнадцать дѣвъ.

Царица Небесная имѣла на Себѣ мантію, подобную той, какая пишется на образѣ Скорбящей Божіей Матери, блестящую, но какого цвѣта – сказать не могу, несказанной красоты, застегнутую подъ шеею большою круглою пряжкою, застежкою, убранною крестами, разнообразно изукрашенными, но чѣмъ – не знаю, а помню только, что она сіяла необыкновеннымъ свѣтомъ. Платье, сверхъ коего была мантія, было зеленое, перепоясанное высоко поясомъ. Сверхъ мантіи была какъ-бы епитрахиль, а на рукахъ поручи, которые, равно какъ и епитрахиль, убраны были крестами. Ростомъ Она казалась выше всѣхъ дѣвъ. На головѣ Ея была возвышенная корона, крестами разнообразно украшенная, прекрасная, чудная, сіявшая такимъ свѣтомъ, что нельзя было смотрѣть глазами, равно какъ на пряжку, застежку и на самое лицо Царицы Небесной. Волосы Ея были распущены по плечамъ и были длиннѣе и прекраснѣе ангельскихъ.

Дѣвы шли за Нею попарно, въ вѣнцахъ, въ одеждахъ разнаго цвѣта, были разнаго роста, разныхъ лицъ и разнаго цвѣта волосъ, лежавшихъ такъ же по плечамъ; всѣ великой красоты; онѣ стали вокругъ насъ. Царица Небесная была посрединѣ.

Келлія сдѣлалась просторной и весь верхъ наполнился огней, какъ бы горящихъ свѣчей. Свѣтлѣе было полудня; свѣтъ былъ особый, непохожъ на дневной свѣтъ, было свѣтлѣе и бѣлѣе солнечнаго свѣта.

Я испугалась и упала. Царица Небесная подошла ко мнѣ и, коснувшись правою рукою, изволила сказать: «встань, дѣвица, и не убойся насъ. Такія же дѣвы, какъ ты, пришли сюда со Мною».

Я не почувствовала, какъ встала. Царица Небесная изволила повторить: «не убойся, Мы пришли посѣтить васъ».

Отецъ Серафимъ стоялъ уже не на колѣняхъ, а на ногахъ предъ Пресвятою Богородицею, и Она говорила съ нимъ столь милостивно, какъ-бы съ роднымъ человѣкомъ.

Объятая великою радостію, спросила я о. Серафима, гдѣ мы? Я думала, что я уже не живая; потомъ, когда спросила его: Кто это? То Пресвятая Богородица приказала мнѣ подойти къ дѣвамъ и самой спросить ихъ.

Онѣ стояли по сторонамъ, какъ шли: на первомъ мѣстѣ стояли св. великомученицы Варвара и Екатерина, на второмъ – св. первомученица Ѳекла и св. великомученица Марина, на третьемъ – св. великомученица царевна Ирина и преподобная Евпраксія, на четвертомъ – св. великомученицы Пелагія и Дороѳея, на пятомъ – преподобная Макрина и мученица Іустина, на шестомъ – св. великомученица Іуліанія и мученица Анисія.

Я подходила къ каждой изъ нихъ, каждая мнѣ сказала свое имя и подвиги мученичества и жизни Христа ради, сходно съ тѣмъ, какъ написано о нихъ въ Четьихъ-Минеяхъ; всѣ говорили: «не такъ Богъ даровалъ намъ эту славу, а за страданіе, за поношеніе. И ты пострадаешь».

Пресвятая Богородица много говорила о. Серафиму такого, что участница въ видѣніи не могла слышать; а вотъ, что слышала: «не оставь дѣвъ Моихъ» (Дивѣевскихъ).

Отецъ Серафимъ отвѣчалъ: «О, Владычица! я собираю ихъ, но самъ собою не могу ихъ управить».

На это Царица Небесная отвѣчала: «Я тебѣ, любимче Мой, во всемъ помогу. Возложи на нихъ послушаніе: если исправятъ, то будутъ съ тобою и близъ Меня; а если потеряютъ мудрость, то лишатся участи сихъ ближнихъ дѣвъ Моихъ; ни мѣста, ни вѣнца такого не будетъ. Кто обидитъ ихъ, тотъ пораженъ будетъ отъ Меня; кто послужитъ имъ ради Господа, тотъ помянутъ будетъ предъ Богомъ».

Потомъ, обратясь ко мнѣ, сказала мнѣ: «вотъ, посмотри на этихъ дѣвъ Моихъ и на вѣнцы ихъ: иныя изъ нихъ оставили земное царство и богатство, возжелавъ Царства вѣчнаго и небеснаго, возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили Единаго Господа и вотъ, видишь, какой славы и почести сподобились. Какъ было прежде, такъ и нынѣ. Только прежнія мученицы страдали явно, а нынѣшнія – тайно, сердечными скорбями, а награда имъ будетъ такая же».

Видѣніе кончилось тѣмъ, что Пресвятая Богородица сказала о. Серафиму: «скоро, любимче Мой, будешь съ Нами», и благословила его. Простились съ нимъ и всѣ святые: св. Іоаннъ Предтеча и Іоаннъ Богословъ благословили его; а дѣвы цѣловались съ нимъ рука въ руку.

Мнѣ сказано было: это видѣніе тебѣ дано ради молитвъ о.о. Серафима, Марка, Назарія и Пахомія. И потомъ въ одно мгновеніе стало все невидимо. Видѣніе продолжалось не одинъ часъ.

Батюшка, обратясь послѣ этого ко мнѣ, сказалъ: «вотъ, матушка, какой благодати сподобилъ Господь насъ убогихъ. Мнѣ такимъ образомъ уже двѣнадцатый разъ было явленіе отъ Бога. И тебя Господь сподобилъ. Вотъ какой радости достигли! Есть намъ по чемъ вѣру и надежду имѣть ко Господу. Побѣждай врага діавола и противъ него будь во всемъ мудрая: Господь тебѣ во всемъ поможетъ. Призывай себѣ на помощь Господа и Матерь Божію, святыхъ и меня, убогаго, поминай. Помни и говори въ молитвѣ: Господи, какъ мнѣ умереть будетъ? Какъ мнѣ, Господи, на страшный судъ прійти? Какъ мнѣ, Господи, отвѣтъ дать за мои дѣла? Царица Небесная, помоги мнѣ!».

***

Большая картина этого видѣнія, написанная Дивѣевскими сестрами, хранилась въ алтарѣ Преображенской церкви, занимая почти всю лѣвую стѣну. Она давала богатѣйшій матеріалъ для размышленія и познанія будущей жизни въ Царствѣ Небесномъ. Поэтому преподобный Серафимъ Саровскій такъ заботился о томъ, чтобы эта картина была написана и въ свое время стала извѣстна всѣмъ, – это онъ заповѣдалъ старицѣ Евпраксіи, которая дожила до того времени, когда при Матушкѣ Игуменіи Маріи дѣйствовала Дивѣевская живописная мастерская, когда утихли притѣсненія и былъ уже утвержденъ монастырь съ 500 сестеръ. Все подробно было записано объ этомъ видѣніи въ Дивѣевскихъ тетрадяхъ и стало извѣстно всѣмъ.

По благословенію Матушки Игуменіи Александры, при посѣщеніи Дивѣевскаго монастыря я стоялъ всю литургію въ алтарѣ и не могъ оторвать глазъ отъ этой картины, вѣрнѣе, иконнаго изображенія посѣщенія Царицы Небесной съ сонмомъ святыхъ, и могу повторить слова Матушки Евпраксіи, что впечатлѣніе отъ этого невозможно выразить никакими словами.

Подобное видѣніе было лишь одинъ разъ за всю исторію Церкви, когда св. Андрей, Христа ради юродивый, видѣлъ съ ученикомъ своимъ Епифаніемъ сонмъ святыхъ во главѣ съ Царицей Небесной въ Влахернскомъ храмѣ, въ Константинополѣ. «Видишь ли, сынъ мой, Владычицу Царицу Небесную со святыми угодниками?» – «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Русская Церковь причислила то видѣніе къ великимъ праздникамъ, какъ Покровъ Божіей Матери.

Послѣ этого предстоянія въ алтарѣ Преображенской церкви, у меня на всю жизнь осталось твердое убѣжденіе, что мы можемъ теперь имѣть знаніе о жизни въ Царствѣ Небесномъ, по этому великому откровенію.

Въ этой Дивѣевской картинѣ преп. Серафимъ раскрылъ всѣмъ намъ сущность и нашей жизни послѣ смерти, если мы удостоимся получить жизнь вѣчную, сразу же послѣ кончины нашего земного существованія. Мы такъ же, какъ и инокиня Евпраксія, сможемъ увидѣть дорогихъ нашему сердцу нашихъ близкихъ и горячо любимыхъ и чтимыхъ нами угодниковъ Божіихъ, сможемъ разговаривать съ ними, не зная ихъ языка. Вѣдь всѣ изображенныя на этой изумительной картинѣ святыя дѣвы были разныхъ національностей и, несмотря на это, Матушка Евпраксія спрашивала каждую изъ нихъ о ея имени и тѣ отвѣчали ей и говорили о своей земной жизни и страданіяхъ. Преподобный Серафимъ подходилъ къ святымъ дѣвамъ, благословляя ихъ, и онѣ цѣловали другъ у друга руки. Преп. Серафимъ бесѣдовалъ съ св. Іоанномъ Богословомъ и Іоанномъ Крестителемъ. Какихъ только тайнъ Царства Божія онъ услышалъ отъ нихъ! Услышалъ и милостивыя слова о немъ Самой Царицы Небесной. Преп. Серафимъ вошелъ полностью въ міръ Царства Небеснаго. Это и есть нескончаемая радость на Небесахъ, гдѣ «празднующихъ гласъ непрестанный», и мы имѣемъ надежду вновь увидѣться со всѣми нашими родными и любимыми.

Явный образъ будущей жизни былъ явленъ святымъ апостоламъ при Преображеніи Господнемъ, когда они видѣли своими глазами, тысячу лѣтъ тому назадъ жившихъ, пророковъ Божіихъ Илію и Моисея, сразу узнали ихъ, не спрашивая, кто они. Настолько все было явственно, что Апостолъ Петръ предложилъ Господу создать три сѣни, не зная, что сказать. Это бьша великая тайна Царства Небеснаго, открытая тремъ великимъ апостоламъ, и Христосъ-Спаситель повелѣлъ имъ никому не говорить объ этомъ до Его Воскресенія. И вотъ теперь, въ концѣ вѣковъ, Господь вновь открылъ людямъ то, что есть, было и будетъ вѣчно въ Царствѣ Небесномъ. Открылъ для того, чтобы въ эти страшныя времена отступленія отъ духовной жизни, – поддержать вѣру избранныхъ Своихъ среди всеобщаго развращенія.

Вотъ почему преподобный Серафимъ такъ заботился о томъ, чтобы картина этого послѣдняго двѣнадцатаго видѣнія Царицы Небесной ему была написана и тщательно описана, что Матушка Евпраксія и сдѣлала два раза, въ двухъ спискахъ, боясь, что одинъ можетъ затеряться, и повелѣніе преподобнаго о написаніи этой большой картины было исполнено тоже въ двухъ копіяхъ, при Игуменіи Маріи Ушаковой, и помѣщено было одно въ алтарѣ Преображенской церкви.

Въ будущемъ этотъ святой образъ видѣнія будетъ очень распространеннымъ, не только въ церквахъ, но и въ домахъ православныхъ людей, жаждущихъ духовной жизни. Теперь при развитіи цвѣтной фотографіи, это очень легко сдѣлать. И это будетъ всѣмъ намъ постояннымъ напоминаніемъ, что мы, по Апостолу Павлу, «настоящаго града не имѣемъ, а грядущаго взыскуемъ».

Къ этой поразительной картинѣ явленія Божіей Матери преп. Серафиму былъ проявленъ исключительный интересъ въ Дивѣевѣ, живописный корпусъ создалъ три варіанта картины, разнящихся одинъ отъ другого незначительными деталями, которыя на первый взглядъ можно и не замѣтить, такъ какъ они всѣ имѣютъ одно и то же расположеніе.

Разсмотримъ ихъ въ порядкѣ ихъ послѣдовательнаго появленія.

Первая картина появилась въ надгробной часовнѣ преп. Серафима въ Саровѣ и была опубликована въ «Лѣтописи» архим. Серафима Чичагова на стр. 680. Размѣры ея въ ширину приблизительно 3 метра. Эта картина появилась въ часовнѣ вскорѣ послѣ установленія надгробнаго памятника, такъ какъ размѣры ея точно пріурочены къ размѣрамъ стѣны часовни. На этомъ варіантѣ картины нѣтъ деталей келліи преподобнаго Серафима, т. е. нѣтъ ни двери, ни печки, ни окна, а только лишь изображеніе видѣнія.

Второй варіантъ картины, приведенный въ «Лѣтописи» на стр. 327, уже содержитъ всѣ детали келліи Батюшки Серафима: изразцовую печку, дверь и икону Нерукотвореннаго Образа Спасителя, на фонѣ какъ будто бы ковра на стѣнѣ. Но святые изображены на картинѣ безъ вѣнчиковъ святости. Размѣръ ея значительно большій, чѣмъ въ часовнѣ.

И, наконецъ, третье изображеніе этой картины опубликовано было въ 1910 году въ книгѣ Е. Поселянина: «Русскіе подвижники», какъ изданіе 3-е. На немъ уже находятся всѣ точныя детали келліи преп. Серафима и всѣ изображенные имѣютъ золотые вѣнчики святыхъ. Это изображеніе я и видѣлъ въ алтарѣ Преображенской церкви въ Дивѣевѣ, которое занимало всю лѣвую стѣну довольно большого алтаря и было написано тщательно со всѣми деталями, т. е. на Царицѣ Небесной была надѣта епитрахиль, какъ повѣствуетъ, въ текстѣ, присутствовавшая при видѣніи монахиня Евпраксія. На другихъ картинахъ, вмѣсто епитрахили нарисована широкая золотая кайма. Вмѣсто коврика на стѣнѣ, монастырское окно кельи, что соотвѣствуетъ дѣйствительности. Въ углу келліи виситъ икона. И на ней келлія кажется значительно большей, чѣмъ на предшествующей. Этотъ экземпляръ картины написанъ уже послѣ прославленія преп. Серафима, такъ какъ и на преподобномъ золотой вѣнчикъ, чего до прославленія сестры не рѣшались бы сдѣлать.

Это третье изображеніе высоко художественное и потрясаетъ своей реальностью, и ширина его около 5 метровъ.

Невольно возникаетъ вопросъ: почему это изображеніе было написано въ трехъ варіантахъ, да еще въ такихъ огромныхъ размѣрахъ? – Потому, что въ немъ отображено Царство Небесное, доступное нашему пониманію.

Когда въ 1943 году въ Кіевѣ, въ возстановленной церкви св. Михайловскаго монастыря, я во время моихъ проповѣдей, въ воскресеніе вечеромъ, читалъ выдержки изъ Лѣтописи Серафимо-Дивѣевскаго монастыря передъ прихожанами многихъ Кіевскихъ приходовъ, то однажды одна благочестивая интеллигентная дама воскликнула: «То, что Вы намъ читаете изъ Лѣтописи, мы бы слушали день и ночь».

Я былъ въ келліи преподобнаго, зная, что здѣсь происходило. Я не могъ себѣ повѣрить, что я стою на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ стояла Царица Небесная, гдѣ стоялъ св. Іоаннъ Креститель и Іоаннъ Богословъ, святые Ангелы и всѣ эти святыя дѣвы, которыя разговаривали съ преп. Серафимомъ цѣлыхъ четыре часа!

Архимандритъ Серафимъ Чичаговъ высоко оцѣнилъ всю святость этого мѣста и превратилъ эту келлію въ часть великолѣпнаго храма, созданнаго на мѣстѣ уничтоженныхъ другихъ келліи, оставивъ нетронутой, эту келлію преподобнаго, какъ свидѣтельницу величайшаго въ исторіи Церкви видѣнія.

***

Теперь остановимся немного на личности монахини Евпраксіи. Она была крестьянской дѣвушкой изъ села Вертьянова и дважды записала то видѣніе, присутствовать на которомъ она удостоилась по молитвамъ преподобнаго, – онъ вѣдь такъ и сказалъ: «Хоть ты и недостойна, но я о тебѣ упросилъ Господа и Божію Матерь, чтобы видѣть тебѣ эту радость». Кто-то долженъ былъ видѣть это со стороны и повѣдать людямъ, засвидѣтельствовать всѣмъ объ этомъ небываломъ даже въ житіяхъ святыхъ, такимъ, яснымъ и многообразнымъ видѣніи. И это было явлено не только великому созерцателю небеснаго міра, какъ преп. Серафимъ, но и смиренной монахинѣ. Преподобный Серафимъ самъ поражался предстоявшему видѣнію и сказалъ ей: «И слышать то никогда не случалось, какой праздникъ насъ ожидаетъ».

Авторъ Лѣтописи, архимандритъ Серафимъ, самъ имѣвшій видѣніе преп. Серафима, называетъ ее «великой старицей», такъ какъ былъ пораженъ необычайностью видѣнія. «Своей избранницѣ, – пишетъ онъ, – Евдокіи Ефремовнѣ (Матери Евпраксіи), которая присутствовала при явленіи Божіей Матери въ день Благовѣщенія, отецъ Серафимъ много говорилъ на прощаніе». А сказать надо было очень многое: прежде всего, чтобы видѣніе это было доведено до всеобщаго свѣдѣнія, чтобы обязательно была написана картина объ этомъ и что она доживетъ до исполненія этого.

Часть 2-я.

Сонмъ святыхъ дѣвственницъ Царицы Небесной.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ избралъ 12 апостоловъ, которымъ поручилъ создать Свою Церковь во вселенной, и вознаградилъ ихъ въ Небесномъ Царствѣ, сказавъ имь: «Когда сядетъ Сынъ Человѣческій на престолѣ славы Своей, сядете и вы на 12 престолахъ судить 12 колѣнъ Израилевыхъ» (Матѳ. 19, 28), т. е. всю Церковь Христову.

Въ Апокалипсисѣ сказано, что, кромѣ апостоловъ, сядутъ на другихъ 12 престолахъ избраннѣйшіе ветхозавѣтные праведники, которые вмѣстѣ съ апостолами скажутъ Христу-Спасителю: «Ты содѣлалъ насъ царями и священниками Богу нашему; и мы будемъ царствовать на землѣ» (Алок 5, 10).

Эти избраннѣйшіе 24 старца (старѣйшины), вмѣстѣ со всѣми святыми угодниками Божіими, и царствуютъ на землѣ въ теченіе всей исторіи Церкви: въ ихъ честь создаются храмы, христіане поклоняются передъ ихъ иконами, просятъ ихъ молитвъ и помощи, и святые угодники Божіи помогаютъ людямъ своими молитвами. Они воистину царствуютъ на землѣ.

Господу Богу было угодно даровать и Царицѣ Небесной, Пресвятой Богородицѣ, двѣнадцать избраннѣйшихъ дѣвъ, какъ небесную награду за ихъ не только мученичество, но и равноангельную жизнь дѣвственницъ непорочныхъ, образъ коихъ былъ явленъ въ жизни Самой Приснодѣвы Маріи. Эти святыя дѣвы и явились съ Пресвятой Дѣвой Маріей преподобному Серафиму въ день Благовѣщенія за годъ до его блаженной кончины.

Гдѣ же родились эти святыя избранницы Царицы Небесной? Въ какой культурѣ ихъ страны получили онѣ свое воспитаніе и такъ смогли сохранить свои души въ непорочной чистотѣ, что Царица Небесная избрала ихъ въ сонмъ Своихъ избранницъ? Онѣ происходили изъ Восточной Римской имперіи изъ предѣловъ четырехъ патріархатовъ, существовавшихъ въ то время.

Первомученица равноапостольная Ѳекла происходила изъ Палестины Исаврійской.

Великомученица Екатерина – изъ Александріи.

Великомученица Варвара происходила изъ города Иліополя Финикійскаго.

Великомученица царевна Ирина и мученица Анисія – изъ города Солуни.

Великомученица Марина – изъ Антіохіи Писидійской.

Великомученица Дороѳея и преподобная Макрина – изъ Кесаріи Каппадокійской,

Великомученица Пелагія – изъ г. Тарса, родины Ап. Павла.

Преподобная Евпраксія – изъ Константинопольскаго патріархата.

Великомученица Іуліанія и мученица Іустина – изъ Никомидіи.

О троихъ изъ нихъ сохранились наиболѣе полныя ихъ жизнеописанія, а именно: о равноапостольной Ѳеклѣ, великомученицѣ Екатеринѣ и великомученицѣ Варварѣ, потому что ихъ жизнеописанія были составлены сразу же послѣ ихъ кончины, въ началѣ четвертаго вѣка, а о равноапостольной Ѳеклѣ сохранилось все по ея апостольскому служенію, жизнеописаніе которой составили ученики Ап. Павла и о чемъ засвидѣтельствовали мужи апостольскіе и вселенскіе учители: св. Іоаннъ Златоустъ, Амвросій Медіоланскій и другіе.

О другихъ избранницахъ-дѣвахъ Царицы Небесной сохранились лишь краткія записи св. мученика Памфила, жившаго въ третьемъ вѣкѣ, который записалъ только имена святыхъ мучениковъ и мученицъ, мѣсто ихъ рожденія и годъ и день кончины, такъ какъ ихъ было великое множество.

Если прослѣдить по датамъ кончины этихъ святыхъ дѣвъ, то за исключеніемъ двухъ Апостольскаго вѣка, т.е. равноап. Ѳеклы и влмц. царевны Ирины, ученицы Ап. Тимоѳея, жизнь ихъ всѣхъ протекала въ третьемъ и четвертомъ вѣкахъ.

Между нами, земными людьми, и Небеснымъ Царствомъ – «пропасть великая утвердися», но небожители могутъ иногда являться на землѣ, во время видѣній, какъ это было на Благовѣщеніе 1831 года. Это былъ нашъ русскій великій праздникъ, подобный видѣнію святого Андрея Божіей Матери, но тамъ было только созерцаніе Небеснаго Царства, а здѣсь было общеніе съ небожителями.

 

СВЯТАЯ ПЕРВОМУЧЕНИЦА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ѲЕКЛА.

Память ея 24 сентября.

Святые Апостолы Павелъ и Варнава, благовѣствуя міру Евангеліе, пришли въ Иконію въ 45 г. послѣ Рождества Христова и поселились у Онисифора, о которомъ Ап. Павелъ упоминаетъ въ посланіи къ Тимоѳею. Въ то время въ Иконіи жила восемнадцатилѣтняя дѣвица по имени Ѳекла (что въ переводѣ съ греческаго означаетъ «Божественная»), дочь Ѳеокліи, изъ рода знатнаго и славнаго.

Она была обручена нѣкоему Фамиру, одному изъ самыхъ знатныхъ юношей въ городѣ. Видя чудеса, совершаемыя апостолами, Ѳекла, вмѣстѣ съ другими, слушала у окна бесѣды ихъ въ домѣ Онисифора, усердно внимая всему, что они проповѣдывали. На добрую почву пало сѣмя слова Божія, дѣйствіемъ Святого Духа оно глубоко укоренилось въ сердцѣ Ѳеклы: она увѣровала въ Сына Божія, возлюбивъ Его всей душой.

Апостолъ Павелъ, провидя въ ней избраннѣйшій сосудъ благодати Божіей, много ей говорилъ о дѣвствѣ и цѣломудріи. Онъ сказалъ ей, что дѣвица, хранящая свое дѣвство ради любви ко Христу, подобна Ангеламъ, она – невѣста Христу, а Христосъ есть ея Женихъ, вводящій ее въ Чертогъ Свой Небесный. Святая Ѳекла твердо рѣшила посвятить свою жизнь Христу Спасителю до самой смерти. Она отказалась отъ своего земного жениха, который въ гнѣвѣ пожаловался князю области на Ап. Павла.

Князь призвалъ апостола и спросилъ его: откуда онъ и что такое онъ сдѣлалъ у нихъ въ городѣ? Апостолъ Павелъ, по своему обыкновенію, сталъ проповѣдывать и ему о Христѣ. Но князь не сталъ слушать, и, отложивъ судъ надъ нимъ до другого времени, велѣлъ его посадить въ темницу. Ѳекла же, услышавъ объ этомъ, тайно встала ночью и пришла въ темницу. Отыскавъ сторожа, она сняла съ себя ожерелье и другія золотыя вещи, отдала ихъ сторожу и просила его впустить ее къ святому апостолу Павлу. Объ этомъ упоминаетъ св. Іоаннъ Златоустъ въ 25-й бесѣдѣ на Дѣянія Апостоловъ. Онъ говоритъ: «Послушай о святой Ѳеклѣ: та, чтобы увидѣть Павла, дала свое золото темничному сторожу, – ты же не хочешь дать ни одной мелкой монеты, чтобы увидѣть Христа».

Темничный сторожъ исполнилъ просьбу святой Ѳеклы и ввелъ ее къ Ап. Павлу. Ѳекла съ радостными слезами бросилась къ ногамъ апостола, а онъ пришелъ въ ужасъ, увидѣвъ ее въ темницѣ. Но потомъ, узнавъ, что она потерпѣла за свое цѣломудріе, онъ возрадовался великой радостью и, благословляя ее, назвалъ ее невѣстой Христовой.

Этимъ было положено начало тому, что всѣхъ дѣвственницъ ради Христа и всѣхъ инокинь стали называть невѣстами Христовыми.

Святой Григорій Нисскій писалъ о святой Ѳеклѣ: «Такое нѣкогда мѵро (т. е. ученіе), съ бѣлой лиліей цѣломудрія, Павелъ излилъ въ уши святой дѣвицы; сими каплями, исходящими отъ сердечной лиліи, Ѳекла умертвила внѣшняго человѣка – всѣ помышленія суетныя».

Свят. Епифаніи Кипрскій пишетъ: «Ѳекла, имѣвшая жениха красиваго, перваго въ городѣ, весьма богатаго, очень чтимаго и знатнаго, обрѣла Павла, который отвратилъ ее отъ обрученія съ этимъ женихомъ; такъ святая дѣва отказалась отъ всѣхъ земныхъ благъ, чтобы удостоиться небесныхъ».

Долго князь старался заставить Ѳеклу вернуться къ своему женину и отказаться отъ Христовой вѣры, но не добившись ничего, осудилъ ее на сожженіе.

Съ радостью пошла святая Ѳекла на костеръ, желая скорѣе предстать въ Царствѣ Небесномъ предъ Господомъ, Котораго она такъ горячо возлюбила. Взойдя на костеръ, она увидѣла Христа Спасителя, явившагося ей въ такую страшную минуту.

Упоминаетъ объ этомъ видѣніи великій отецъ Церкви свят. Кипріанъ Карѳагенскій въ своемъ словѣ о мученикахъ, въ своихъ молитвахъ Христу Спасителю: «Предстани намъ, Господи, какъ во узахъ Павлу, и въ огнѣ Ѳеклѣ».

Когда загорѣлся огонь, внезапно пошелъ дождь съ градомъ, и костеръ потухъ. Это поразительное чудо и заставило отцовъ Церкви часто упоминать о святой Ѳеклѣ въ своихъ проповѣдяхъ и твореніяхъ.

Князь, убоявшись гнѣва боговъ, отпустилъ святую Ѳеклу на свободу, и она пришла въ домъ Трифены, гдѣ проповѣдывала и многихъ научила вѣрѣ Христовой.

Найдя Апостола Павла, она очень хотѣла идти вмѣстѣ съ нимъ на проповѣдь христіанства, подвергая себя всѣмъ гоненіямъ языческаго міра, но святой Апостолъ Павелъ сказалъ ей: «Никто не идетъ на брань со своей невѣстой». Назвалъ онъ ее, такимъ образомъ, и своей невѣстой.

Въ древности эти слова Ап. Павла о своей невѣстѣ очень крѣпко держались, чему доказательствомъ можетъ служить слѣдующее. Въ Свято-Михайловскомъ монастырѣ въ Кіевѣ, въ 11-мъ вѣкѣ, въ правомъ придѣлѣ на боковыхъ дверяхъ были изображены – на сѣверныхъ дверяхъ алтаря Ап. Павелъ, а на южныхъ – равноапостольная Ѳекла. Прекрасныя изображенія, какъ живыя.

Равноапостольная Ѳекла прожила долгую жизнь, она скончалась, когда ей было 90 лѣтъ. О славѣ ея свидѣтельствовали многіе отцы Церкви.

За ея исповѣдническую жизнь Господь прославилъ ее многими чудесами, бывшими и на ней самой, а Святая Церковь наименовала ее Равноапостольной за ея проповѣдническую дѣятельность. А за постоянную готовность идти на смерть за Христа наименовали ее Первомученицей. Отцы же Церкви: св. Іоаннъ Златоустъ, Григорій Нисскій, Амвросій Медіоланскій и Епифаній Кипрскій прославляли ее въ своихъ проповѣдяхъ.

Пресвятая Богородица, Царица Небесная, избрала святую первомученицу равноапостольно Ѳеклу – первой въ сонмѣ Ея святыхъ избраннѣйпшхъ двѣнадцати дѣвъ.

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА.

Память ея 24 ноября.

Великая слава великомученицы Екатерины озаряетъ всю Христову Церковь во всѣ вѣка, ибо ее лично Христосъ Спаситель наименовалъ Своей невѣстой, и по ея примѣру, всѣ мученицы, всѣ дѣвственницы ради Христа, всѣ инокини обручаются Небесному Жениху – Христу, знаменуя этимъ небесную славу, равную Ангеламъ.

Житіе великомученицы Екатерины – поразительно. Византійскіе церковные писатели, не зная, какъ можно достойно прославить ее, прославляли, какъ умѣли. Ей была оказана Церковью исключительная слава: ея святыя мощи были перенесены на Синайскую гору, гдѣ Господомъ Богомъ былъ данъ Законъ человѣческому роду, гдѣ Господь открылъ Своему величайшему пророку Моисею-Боговидцу подробно о сотвореніи міра. У святыхъ мощей великомученицы Екатерины былъ созданъ величественный монастырь, которому были даны такія же права, какія имѣетъ каждая Помѣстная Церковь.

Когда въ 4-мъ вѣкѣ игуменомъ этого великаго монастыря былъ преп. Іоаннъ Лѣствичникъ и былъ устроенъ праздникъ, на который съѣхались игумены другихъ монастырей, – среди нихъ всѣ видѣли величественнаго, никому не знакомаго, мужа, бесѣдовавшаго со многими, и поражались его мудрости. Послѣ того, какъ онъ удалился, преп. Іоаннъ Лѣствичникъ былъ спрошенъ: «Кто же этотъ великій мужъ, посѣтившій нашъ праздникъ?» Помолчавъ немного, онъ отвѣтилъ: «Это былъ господинъ этой святой горы – великій пророкъ Моисей Боговидецъ».

Въ Европѣ въ средніе вѣка всѣ университетскія церкви были посвящены въ честь святой Екатерины.

Теперь обратимся къ тѣмъ немногимъ свѣдѣніямъ о ея жизни.

Въ царствованіи Римскаго императора Максимина въ г. Александріи (въ Египтѣ) жила дѣвица, по имени Екатерина, происходившая изъ царскаго рода. Она была замѣчательно красива и славилась своей мудростью. Будучи восемнадцати лѣтъ отъ роду, она въ совершенствѣ изучила творенія языческихъ писателей и философовъ: Гомера, Виргилія, Аристотеля, Платона и другихъ, и знала также нѣкоторые языки, такъ что всѣ дивились ея познаніямъ. Многіе знатные юноши домогались стать ея женихами, но она всѣмъ отказывала, говоря: «Я хочу имѣть женихомъ своимъ не иного, какъ только равнаго мнѣ по учености».

Это было въ 307 году, во время гоненій Діоклетіана. Она услышала отъ одного старца-христіанина о Христѣ и просила его разсказать ей о христіанскомъ ученіи. Старецъ научилъ ее Христовой вѣрѣ и крестилъ ее. Передъ своей мученической кончиной, она удостоилась видѣнія Самого Господа, Который назвалъ ее Своей невѣстой.

Въ настоящее время св. мощи великомученицы Екатерины сохраняются въ небольшой мраморной ракѣ въ алтарѣ, великаго храма Синайской обители во имя Преображенія Господня. Святую главу невѣсты Христовой покрываетъ нынѣ золотой вѣнецъ, а на одномъ пальцѣ надѣто драгоцѣнное кольцо, въ память таинственнаго обрученія св. Екатерины съ Небеснымъ Женихомъ – Христомъ.

Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всемъ православномъ мірѣ съ особымъ благоговѣніемъ и торжественностью. Въ честь ея создаются церкви, нѣкоторые монастыри называются ея именемъ. Слава ея была велика въ древности. Многія изъ православныхъ и инославныхъ христіанокъ носятъ ея имя. Павла, знаменитая римлянка, основавшая монастырь въ Виѳлеемѣ въ 386 году, посвятила въ немъ храмъ св. Екатеринѣ, о которой святитель Епифаніи Кипрскій говорилъ Павлѣ, что «Екатерина родилась на островѣ Кипрѣ, въ городѣ Саламинѣ, въ его епископіи, оттуда перешла въ Александрію, была въ св. мѣстахъ въ Іерусалимѣ, передъ яслями въ Виѳлеемѣ дала обѣтъ дѣвства и получила отъ Христа перстень».

Приводимъ слова изъ тропаря ей: «Богозванная невѣсто, блаженная Екатерино, желаніемъ востекла еси въ Небесный чертогъ, къ прекрасному Жениху Христу, и отъ Него царскимъ вѣнцомъ вѣнчалася еси: Ему же со Ангелы предстоящи, за ны молися, творяще пречестную память твою».

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА.

Память ея 4 декабря и 11 іюля (перенесеніе ея св. мощей).

Имя святой великомученицы Варвары славно во всемъ христіанскомъ мірѣ. Это любимѣйшее имя носятъ очень многія христіанскія женщины. Въ южной Россіи въ Свято-Владимірскомъ соборѣ въ Кіевѣ хранятся ея святыя мощи и по сей день. Въ прошлые вѣка нѣкоторыя женщины и дѣвушки носили золотыя кольца съ эмалевой надписью ея имени. Въ г. Кіевѣ ея мощи хранятся уже тысячу лѣтъ.

Нѣмъ же это объясняется? Вѣдь, ея житіе или очень мало извѣстно, или совсѣмъ не извѣстно многимъ ея почитателямъ, или извѣстно только въ общихъ чертахъ, мало чѣмъ отличающихся отъ житій другихъ мученицъ. Отвѣтъ будетъ только одинъ: это потому, что Господь Іисусъ Христосъ ее высоко прославилъ и даровалъ ей великую благодать исцѣлять и спасать отъ смерти. Это уже не поддается никакому человѣческому объясненію: почему и какъ оно совершается? Законы Царства Небеснаго намъ и не доступны, и часто не понятны. Знаемъ только, что святая великомученица Варвара просила Господа передъ своей мученической кончиной: «Подаждь, Господи, милость Твою всѣмъ, кто будемъ вспоминать мои страданія и смерть», – и Господь даровалъ ей такую милость. Потому она и изображается съ древнѣйшихъ временъ на иконахъ съ Чашей Святыхъ Даровъ, знаменуя этимъ, что никто изъ любящихъ и чтущихъ ее, не умретъ безъ причастія Святыхъ Даровъ. А что можетъ быть болѣе вожделѣннаго для человѣка, какъ быть напутствуемымъ Святыми Тайнами въ вѣчную жизнь предъ смертью?

Вотъ почему такъ многочисленны повѣствованія о чудесныхъ спасеніяхъ отъ внезапной смерти, какъ записанныхъ, такъ и не записанныхъ. Въ ея житіи разсказывается, какъ во время страшной чумы въ Кіевѣ въ 1710 г. и 1770 г. никто изъ посѣщавшихъ Свято-Михайловскій монастырь, гдѣ хранились ея святыя мощи, не заболѣлъ и не умеръ.

Происходила святая Варвара изъ г. Иліополя въ Ливанѣ, прославленнаго центра человѣческой культуры древнѣйшаго міра и находившагося совсѣмъ недалеко отъ мѣста гробницы праотца всего человѣчества Ноя Праведнаго, котораго привлекли, послѣ потопа, эти красивѣйшія мѣста предгорій и кедровъ Ливанскихъ и куда онъ и переселился со своей семьей изъ Месопотаміи, оставивъ свое Сумерійское царство на Евфратѣ, гдѣ онъ, согласно клинописнымъ записямъ, былъ послѣднимъ, десятымъ царемъ послѣ Адама и его потомства. Городъ Иліополь прославился своими грандіозными постройками, превосходившими постройки всего тогдашняго міра.

И Христосъ Спаситель приходилъ въ эти мѣста поморья Тирскаго и Сидонскаго, и огненный пророкъ Божій Илія жилъ тамъ у вдовы Сарептской, гдѣ воскресилъ изъ мертвыхъ ея сына. Позднѣе, уже въ христіанскія времена, эта территорія была центромъ Первохристіанской Церкви, во главѣ съ Антіохіей, гдѣ впервые ученики Христовы стали называться христіанами, и каковой городъ считался – Римомъ Востока.

Если Господь Іисусъ Христосъ такъ прославилъ великомученицу Екатерину, что даровалъ ей всю Византійскую Церковь, а тому монастырю, гдѣ хранятся ея святыя мощи, даровалъ такія же церковныя права, какія имѣетъ каждая помѣстная Церковь, т. е. его полная самостоятельность, – то великомученицѣ Варварѣ Христосъ Спаситедь даровалъ всю Русскую Церковь. Почти съ самаго начала существованія Русской Церкви, мощи святой Варвары были привезены изъ Византіи и почиваютъ до настоящаго времени въ Св.-Владимірскомъ соборѣ въ Кіевѣ; вѣримъ, что онѣ останутся тамъ до конца міра.

Св. Димитрій Ростовскій, въ бытность его архимандритомъ въ Кіевѣ, очень любилъ и чтилъ великомученицу Варвару, какъ и всѣ кіевляне, и устроилъ для ея святыхъ мощей, въ Михайловскомъ монастырѣ въ лѣвомъ придѣлѣ собора прекрасное возвышеніе посреди придѣла, гдѣ лежало ея совершенно нетлѣнное тѣло открыто и только ея рука была одѣта въ атласную руковичку съ ея изображеніемъ, которая часто мѣнялась и раздавалась нѣкоторымъ богомольцамъ. Этого удостоился и я и, бережно сохранивъ на груди, привезъ въ нашъ городъ, и дома, среди собравшейся молодежи нашего Братства, мы совершили вечерню въ честь и намять великомуч. Варвары. Руковичка лежала на аналоѣ. Во время величанія, когда должны были всѣ подходить приложиться къ этой руковичкѣ, – внезапно раздалось такое сильное благоуханіе, что мы всѣ переглянулись и начали плакать неудержимыми слезами. И вспомнились слова великомученицы: «Господи, пошли благодать Твою всѣмъ, вспоминающимъ страданія мои». Непередаваемое прекрасное благоуханіе продолжалось нѣсколько минутъ и не было никого, кто бы его не ощущалъ.

Тайну великой славы великомученицы Варвары намъ не понять, какъ и непонятна слава всѣхъ 12 дѣвъ-избранницъ Царицы Небесной, какъ непонятно почему и какъ Галилейскіе рыбари сдѣлались учителями всего христіанскаго міра.

Какой трогательный разговоръ свой съ великомученицей Варварой записалъ въ своихъ твореніяхъ святитель Димитрій Ростовскій! Когда великомученица явилась въ видѣніи святителю, послѣ устройства имъ великолѣпной раки, то святитель не ощутилъ никакого страха, какъ это обычно всегда бываетъ во время видѣній, и на радостяхъ сталъ умолять ее, просить Господа, чтобы Онъ простилъ ему всѣ его согрѣшенія: «Умоли Господа!», – взывалъ онъ къ великомученицѣ, и получилъ отвѣтъ: «Не знаю, умолю ли? Потому что ты по-латински молишься», – и кончилось видѣніе. Это было еще тогда, когда онъ былъ архимандритомъ. Онъ тогда же записалъ и объясненіе того: «Это потому великомученица такъ сказала, что я имѣлъ обыкновеніе быстро молиться». Но не это было причиной. Только потомъ, когда архимандритъ Димитрій сталъ архіереемъ и былъ назначенъ на Ростовскую каѳедру, онъ понялъ, что въ бытность свою Кіевскимъ клирикомъ онъ молился по уніатскому служебнику, гдѣ отсутствовала эпиклеза, т е. благословеніе Святыхъ Даровъ во время литургіи, и по-католически ограничивалось установительньми словами: «Пріимите, идите...».

Православный святой не долженъ былъ молиться по-католически. Промысломъ Божіимъ онъ былъ назначенъ на архіерейскую каѳедру и увидѣлъ свою невольную ошибку. А вѣдь онъ очень не хотѣлъ уѣзжать изъ своего родного Кіева.

Остается теперь сказать, что кончина великомученицы Варвары произошла въ 306 году, во время гоненій Діоклетіана. Ея св. мощи были перевезены въ Кіевъ царевной Варварой, дочерью Византійскаго императора Алексія Комнена, ставшей женой вел. князя Кіевскаго, правнука равноапостольнаго князя Владиміра, названнаго въ святомъ крещеніи Михаиломъ, который и построилъ Свято-Михайловскій монастырь въ 1108 году, гдѣ были положены ея святыя и нетлѣнныя мощи.

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА.

Память ея 17 іюля.

Святая Марина родилась въ Антіохіи Писидійской (Малоазійская область) отъ благородныхъ родителей, но не благовѣрныхъ, а омраченныхъ языческимъ нечестіемъ. Отецъ ея Эдесій былъ языческимъ жрецомъ, а матери она лишилась, когда была еще младенцомъ. Она жила въ эпоху Діоклетіанова гоненія на христіанъ.

Въ двѣнадцатилѣтнемъ возрастѣ она впервые услышала о Господѣ Іисусѣ Христѣ и горячо увѣровала въ Него.

Преданіе сохранило о ней свѣдѣнія, что она сильно подвергалась соблазну выйти замужъ за епарха Олимврія, усиленно добивавшагося этого, но она рѣшительно отвергла его, несмотря на угрозы отдать ее мучителямъ, какъ христіанку.

Послѣ длительныхъ мученій, она приняла кончину въ концѣ 3-го или въ началѣ 4-го вѣка. Честныя ея мощи находились въ Константинополѣ въ монастырѣ Пантепонта до взятія его крестоносцами въ 1204 году. Въ настоящее время только часть ея святыхъ мощей (рука) находится въ Ватопедскомъ монастырѣ на Аѳонѣ.

Преданіе говоритъ, что передъ ея страдальческой кончиной, Христосъ Спаситель явился избранной невѣстѣ Своей и принялъ ея прекрасную дѣвственную душу въ Царство Небесное.

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЦАРЕВНА ИРИНА.

Память ея 5 мая.

Святая великомученица царевна (княжна) Ирина родилась въ городѣ Магеддонѣ во Ѳракійской области Балканскаго полуострова. Ея отецъ Ликнній былъ княземъ этой области. На иконѣ она изображается въ княжескомъ вѣнцѣ.

Имя жены князя было Ликинія, а родившуюся дочь они назвали Пенелопою. Она выросла въ богатой и знатной средѣ, окружавшей ее. Двѣнадцати лѣтъ она была предназначена отцомъ обручиться съ такимъ же княжескаго рода юношей, какъ это было въ то время въ обычаѣ на Востокѣ, каковой обычай былъ въ древности и на Руси. Но никто не былъ по сердцу юной дѣвицѣ, даже и тогда, когда она пришла въ брачный возрастъ.

Въ это время она встрѣтилась съ любимымъ ученикомъ святого Апостола Павла Тимоѳеемъ, бывшаго первымъ епископомъ города Ефеса. Этимъ святымъ апостоломъ святая Ирина и была наставлена въ христіанской вѣрѣ и при крещеніи получила новое имя – Ирина.

Утвердившись въ Христовой вѣрѣ, святая Ирина начала убѣждать своего отца принять христіанство.

Преданіе повѣствуетъ, что святая Ирина много претерпѣла различныхъ мученій, но ничто не могло остановить ее въ проповѣди Христовой вѣры, не только въ своемъ городѣ, но и въ другихъ городахъ Фракіи: Каллиполѣ, Месември и другихъ.

Точная дата кончины ея неизвѣстна, указано только, что это было въ концѣ 1-го или въ началѣ 2-го вѣка.

 

ПРЕПОДОБНАЯ ДѢВА ЕВПРАКСІЯ.

Память ея 25 іюля.

Родители св. Евпраксіи Антигонъ и Евпраксія были родственниками царя Ѳеодосія Великаго. Антигонъ былъ знатнымъ сановникомъ въ Константинополѣ. Другихъ дѣтей у нихъ не было. Оба они были молодыми супругами, когда у нихъ родилась дочь, названная такъ же Евпраксіей. Отецъ рано умеръ и она воспитывалась матерью, которая, будучи очень благочестивой, мечтала еще въ молодости уйти въ монастырь. Она поселилась возлѣ монастыря и, вмѣстѣ съ дочерью, прилепилась своимъ сердцемъ къ этому монастырю и сама вела монашескій образъ жизни. Дѣвочка тянулась тоже къ монастырской жизни, которая ей очень нравилась.

Игуменіи монастыря было откровеніе во снѣ о томъ, что Господь призываетъ мать Евпраксіи къ Себѣ вѣ Небесныя Обители, гдѣ она будетъ со своимъ благочестивымъ супругомъ Антигономъ, и что дѣвочка будетъ воспитываться въ монастырѣ.

Когда она достигла юности, то явился юноша, обрученный ей еще въ дѣтствѣ, и сталъ просить ее выйти за него замужъ, но святая Евпраксія ласково отвергла, сказавъ, что она давно уже обручена Жениху-Христу.

Необходимо отмѣтить, что, такъ какъ святая дѣва Евпраксія была ближайшей родственницей Императора Ѳеодосія Великаго, то тотъ принималъ близкое участіе въ ея жизни. Однако, она оставила придворную жизнь, уходя въ монастырь, гдѣ вела подвижническій образъ жизни.

Проводя подвижническую жизнь въ монастырѣ, она подверглась искушенію отъ діавола и еще болѣе усилила свои подвиги.

Такъ въ подвигахъ протекла ея богоугодная жизнь до 30 лѣтъ. Скончалась она въ 413 году, отказавшись отъ своихъ богатствъ, своего знатнаго рода, и пріобрѣла, по словамъ Христовымъ, «сокровища на Небесахъ», гдѣ она вошла в сонмъ 12-ти святыхъ дѣвъ, явившихся въ видѣніи преподобному Серафиму.

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПЕЛАГІЯ ДѢВА.

Память ея 4 мая.

Всѣ святыя избранницы-дѣвы Царицы Небесной – непорочныя дѣвственницы, но святой великомуч. Пелагіи Церковь усвоила наименованіе дѣва, какъ бы подчеркивая ея дѣвственность, за сохраненіе которой она и приняла мученическую смерть, что явствуетъ изъ проповѣди святителя Іоанна Златоуста, сказанной имъ при гробницѣ святой мученицы Пелагіи.

Святая мученица Пелагія происходила изъ малоазійскаго города Тарса на берегу Средиземнаго моря, родины Апостола Павла. Городъ Тарсъ находился не такъ далеко отъ центра христіанской жизни, великаго города Антіохіи (всего въ ста миляхъ отъ него), а въ Антіохіи прошла большая часть жизни Златоуста и вся его проповѣдническая дѣятельность въ пресвитерскомъ санѣ. Онъ часто посѣщалъ гробницы святыхъ мучениковъ и мученицъ и тамъ же произносилъ свои знаменитыя проповѣди. Одна изъ нихъ была о святой мученицѣ Пелагіи дѣвѣ. На ея гробницѣ была сдѣлана епископомъ Климономъ надпись слѣдующаго содержанія: «Святая дѣвица Пелагія, посвятившая себя Богу и до конца подвизавшаяся за истину, почиваетъ здѣсь своими мощами, душа же ея на небесахъ царствуетъ съ Ангелами въ славѣ Христовой».

Святой мученикъ Памфилъ, который собиралъ свѣдѣнія о мученикахъ, сохранилъ въ своихъ записяхъ годъ ея мученической кончины въ 287 году. Въ 8-мъ вѣкѣ ея святыя мощи были перенесены изъ Тарса въ Константинополь и положены въ храмѣ ея имени. Святой епископъ Тарса Климонъ былъ духовнымъ отцомъ и учителемъ мученицы Пелагіи и не только научилъ ее Христовой вѣрѣ, не только крестилъ, но и убѣдилъ ее остаться вѣрной Христу и сохранить свое дѣвство, какъ онъ и написалъ на ея надгробной доскѣ: «посвятившая себя Богу». Въ первохристіанскія времена, да и въ 4-мъ вѣкѣ, было очень много общинъ дѣвственницъ.

Въ это время Діоклетіанъ, недавно вступившій на престолъ Римскаго императора, началъ преслѣдовать христіанъ. Одной изъ первыхъ жертвъ его гоненій стала мученица Пелагія, которая была отдана одному воину въ полную его власть. Святая бросилась бѣжать, спасая свое непорочное дѣвство и вѣрность Христу Спасителю. Добѣжавъ до вершины высокой башни, она рѣшила лишиться жизни, но сохранить свое непорочное дѣвство. Бросившись внизъ, она разбилась на смерть. Св. Іоаннъ Златоустъ съ великой силой восхваляетъ ея поступокъ и такъ же, какъ и св. епископъ Климонъ, говоритъ о ней, что «она за свое дѣвство и вѣрность Христу царствуетъ съ Ангелами въ славѣ Христовой на небесахъ».

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ДОРОѲЕЯ.

Память ея 6 февраля.

Святая великомученица Дороѳея происходила изъ города Кесаріи Каппадокійской и пострадала въ Діоклетіаново гоненіе въ 300 году.

Эти краткія свѣдѣнія о ней свидѣтельствуютъ о томъ, что преданіе не сохранило о ея жизни и страданіяхъ, а только лишь тѣ крупицы свѣдѣній, которыя имѣются въ записяхъ мученика Памфила о мѣстѣ рожденія и годѣ и днѣ ея святой кончины. Тамъ же сохранились свѣдѣнія о томъ, что вмѣстѣ съ ней пострадали мученицы Христина и Каллиста, а также мученикъ Ѳеофилъ,

Годъ ея святой кончины – 300, свидѣтельствуетъ о томъ, что она пострадала въ Діоклетіаново гоненіе, когда мучениковъ было такое множество, что невозможно было о нихъ всѣхъ сдѣлать подробныя записи.

Ея житіе – это собственно похвальное слово позднихъ византійскихъ церковныхъ писателей, которые старались восхвалить святыхъ мучениковъ въ подобныхъ словахъ, согласно существовавшихъ тогда преданій о твердости исповѣданія святыхъ мучениковъ и влагали въ ихъ уста церковную философію своего времени.

Свѣдѣнія о днѣ и годѣ кончины св. мученицы Дороѳеи взяты изъ другихъ источниковъ, а въ византійскомъ ея житіи – ихъ нѣтъ.

Царица Небесная избрала св. Дороѳею въ сонмъ Своихъ избраннѣйшихъ дѣвъ.

 

ПРЕПОДОБНАЯ МАКРИНА.

Память ея 19 іюля.

Святая Макрина родилась въ Каппадокіи въ царствованіе Константина Великаго. Родители ея были Василій и Эмилія; она у нихъ была первымъ ребенкомъ и была старшей сестрой Василія Великаго, Григорія Нисскаго, который и написалъ ея житіе, – и другихъ братьевъ и сестеръ. У честныхъ родителей было всего десять человѣкъ дѣтей: четыре сына и шесть дочерей. Этой первой дочери до рожденія ея, по Божьему откровенію, бывшему матери во снѣ, бьшо дано имя Ѳекла, давая этимъ знать, что этотъ ребенокъ будетъ подражательницей цѣломудренной жизни св. первомученицы Ѳеклы и вольной мученицей безъ крови. Но домашніе и родственники захотѣли лучше назвать ее Макриной, по имени ея бабки святой Макрины, которая въ царствованіе Максиміана Галерія подверглась, вмѣстѣ со своимъ мужемъ, гоненію за Христа и семь лѣтъ скиталась въ пустыняхъ, терпя крайнюю нужду, пока не прекратилось гоненіе. Итакъ, двойное имя было у новорожденной: Ѳекла по откровенію, Макрина по призванію, и не напрасно: она унаслѣдовала богоугодную жизнь отъ обоихъ тѣхъ угодницъ Божіихъ, такъ же, какъ и онѣ, пылая въ сердцѣ своемъ пламенной любовью къ Богу. «Вѣримъ, – добавляетъ святитель Григорій, – что подъ, обоими тѣми именами записана на небѣ, въ Книгѣ Жизни, эта невѣста Христова».

Когда отроковицѣ исполнилось двѣнадцать лѣтъ, она оказалась настолько красивой, что не было подобной дѣвушки во всей той странѣ, – даже живописцы не могли изобразить красоту ея лица. Поэтому много богачей и знатныхъ людей просили о ней ея отца, каждый желая женить своего сына. Отецъ же Макрины выбралъ изъ всѣхъ одного юношу, отличавшагося не только знатнымъ происхожденіемъ, но и разумомъ и добронравіемъ, и обручилъ съ нимъ свою прекрасную дочь Макрину, но свадьбу отложилъ, пока дѣвушка подрастетъ и достигнетъ брачнаго возраста. Юноша же продолжалъ успѣшно заниматься науками. Но Богъ, устраивающій все премудро, по Своему усмотрѣнію пресѣкъ временную жизнь его и перенесъ въ жизнь вѣчную. Тогда блаженная дѣвица, въ юныхъ лѣтахъ отличавшаяся разумомъ, твердо рѣшила ни за кого не выходить замужъ, но сберечь въ чистотѣ дѣвство свое до конца жизни. Много юношей упрашивали Макрину выйти замужъ и сами родители уговаривали ее, но она отвѣчала: «Не хорошо дѣвушкѣ, обрученной одному жениху, выходить за другого, незаконно преступить однажды совершенное обрученіе. Вѣдь супружество должно быть одно, какъ одно рожденіе и одна смерть, а тотъ, кому я обручена и кого называютъ умершимъ, не умеръ, – вѣрю я въ надеждѣ на воскресеніе; не малъ грѣхъ и позоръ супругѣ, если она по уходѣ куда-нибудь своего мужа, не сохранитъ супружеской вѣрности, а соединится съ другимъ».

Святая Макрина, какъ старшая, была учительницей и наставницей, какъ вторая мать, въ особенности же послѣднему брату Петру, который родился во время кончины отца. Этого послѣдняго брата сама святая Макрина научила грамотѣ, воспитала его благоразумію и добронравію, научила его цѣломудренной жизни, и онъ былъ потомъ святителемъ Севастійскимъ.

Когда братъ ея Василій, который родился послѣ нея, возвратился домой послѣ многихъ лѣтъ ученія въ различныхъ странахъ и сталъ, по своей юности, гордиться своей ученостью, святая Макрина кроткими и боговдохновенными рѣчами своими вскорѣ привела его къ такому смиренію, что онъ, презрѣвъ все житейское, избралъ монашескую жизнь.

Эта истинная раба Христова и другого брата, по имени Невкратія, еще юнаго, своими душевными бесѣдами обратила къ любви Божіей и къ чистой жизни; оставивъ все, Невкратій ушелъ въ пустыню, гдѣ, служа престарѣлымъ пустынникамъ, окончилъ свою жизнь въ молодыхъ еще годахъ.

По увѣщанію этой благоразумной дѣвицы, и мать ея, блаженная Эмилія, выдавъ остальныхъ дочерей замужъ, оставила заботы и попеченіе этого суетнаго міра и пошла въ монастырь, такъ что онѣ обѣ, – и мать и дочь – стали Христовыми невѣстами, принявъ на себя иноческій образъ. Нѣкоторыя изъ ихъ рабынь пожелали вмѣстѣ съ ними отречься отъ міра и пойти въ монастырь, и все у нихъ было общее – одна келья, одинъ столъ, все нужное для жизни у нихъ было поровну. Онѣ служили Господу единодушно, въ смиреніи, кротости и любви, и не было у нихъ ни гнѣва, ни зависти, ни ненависти, ни презрѣнія, ничего такого, что не было бы угодно Богу: онѣ совсѣмъ были чужды суетныхъ желаній и тщеславія. Ихъ слава была въ томъ, что никто не зналъ, – богатство въ нищетѣ, пищу въ воздержаніи. Онѣ устремили весь свой умъ къ одному Богу и усердно молились.

Какой языкъ можетъ разсказать богоугодную жизнь ихъ, коей онѣ уподоблялись Ангеламъ? Онѣ были какъ бы средостѣніемъ между Ангелами и людьми, онѣ не сравнялись съ Ангелами только тѣмъ, что тѣ являются безтѣлесными.

Когда преподобная Эмилія, уже въ преклонныхъ годахъ, приблизилась къ кончинѣ, она благословила своихъ дѣтей и мирно отошла ко Господу, увидѣвъ своего сына Василія Великаго архіепископомъ Кесаріи, другого сына Григорія епископомъ Нисскимъ и Петра епископомъ Севастійскимъ.

Мертвенный ликъ святой Макрины былъ такъ красивъ, что онъ сіялъ какими-то чудными лучами. Изъ чудесъ ея святой Григорій Нисскій, братъ ея и написатель ея житія упоминаетъ только одно, когда Она прикоснулась къ глазамъ дѣвочки, имѣвшей бѣльмо на глазу, и бѣльмо исчезло. О другихъ ея чудесахъ святый Григорій говоритъ такъ: «Многое другое, что я слышалъ отъ жившихъ съ нею монахинь, я не записалъ въ этой повести».

Преподобная Макрина удостоилась великой милости Царицы Небесной, призвавшей ее въ число двѣнадцати избраннѣйшихъ дѣвъ Ея.

 

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ІУСТИНА.

Память ея 2 октября.

Святая мученица Іустина родилась вѣ городѣ Антіохіи въ серединѣ 3-го вѣка, точная дата ея рожденія неизвѣстна. Родители ея были язычники, которые не могли дать ей христіанскаго воспитанія, но она сама, прійдя въ совершенный возрастъ, услышала отъ христіанина-діакона Праилія о христіанскомъ ученіи, и, заинтересовавшись этимъ, почувствовала всѣмъ своимъ сердцемъ истинность этого ученія и постепенно, черезъ этого діакона, была научена вѣрѣ въ Господа Іисуса Христа. Душа ея возгорѣлась жаждой проповѣди христіанства другимъ людямъ и прежде всего ея родителямъ: отцу Едесію и матери Клеодоніи. Горячая вѣра имѣетъ благодатное свойству зажигать вѣру у другихъ. Ея родители, вмѣстѣ съ ней, пришли къ епископу Оптату и просили его научить ихъ Христовой вѣрѣ и совершить надъ ними святое крещеніе, что тотъ и сдѣлалъ.

Когда же Едесій укрѣпился въ святой вѣрѣ, епископъ, видя его благочестіе, поставилъ его пресвитеромъ. Послѣ сего, поживъ благочестно въ страхѣ Божіемъ годъ и шесть мѣсяцевъ, окончилъ свою жизнь.

Святая же Іустина, возлюбивъ Жениха своего Христа, служила Ему молитвой, постомъ и цѣломудріемъ.

Въ первохристіанскія времена было десять жестокихъ гоненій отъ десяти Римскихъ императоровъ, т. е., начиная отъ Нерона и до Діоклетіана, но въ этотъ промежутокъ времени отъ 68 года и до 312 года было много императоровъ помимо гонителей, которые не были гонителями христіанъ, а императоръ Септимій Северъ даже поставилъ статую Господу Іисусу Христу въ своемъ дворцѣ. Время же, когда жила святая Іустина, было царствованіе жестокаго гонителя Декія, при которомъ не только мучили и убивали христіанъ, но и уничтожали христіанскія богослужебныя книги и творенія христіанскихъ писателей. Поэтому многія житія святыхъ мучениковъ до насъ не дошли, а сохранились тѣ отрывочныя свѣдѣнія, которыя собиралъ мученикъ Памфилъ о нихъ и первый церковный историкъ епископъ Евсевій Кесарійскій. Поэтому, свѣдѣнія о жизни святой мученицы Іустины – отрывочны и кратки. Въ общемъ, они сводятся къ тому, что на ея жизненномъ пути произошла ея встрѣча съ могучимъ магомъ и волшебникомъ Кипріаномъ Антіохійскимъ, который по просьбѣ одного юноши, добивавшагося, чтобы святая Іустина вышла за него замужъ, началъ примѣнять по отношенію къ ней индійское гипнотическое внушеніе, не безъ содѣйствія темныхъ бѣсовскихъ силъ. Въ бесѣдѣ со святой Іустиной этотъ могучій магъ сталъ распрашивать ее, что ее удерживаетъ отъ брака со знатнымъ и богатымъ юношей, какія духовныя сокровища превосходятъ эти земныя блага, и она могла противопоставить ему только свою чистую христіанскую душу и силу крестнаго знаменія, передъ которымъ потеряло всякую гипнотическую силу могущество Кипріана. Это его страшно поразило и заставило глубже заинтересоваться христіанскимъ ученіемъ, которое все больше и больше стало побѣждать язычество, и онъ пришелъ къ христіанскому епископу Анѳиму, принесъ ему свои чародѣйственныя книги и въ его присутствіи сжегъ ихъ, и просилъ научить его христіанской вѣрѣ, что тотъ и сдѣлалъ.

Прошло не мало времени совершенствованія въ вѣрѣ Кипріана, который, проходя постепенно различныя церковныя должности, въ концѣ концовъ достигъ не только епископства, но и святости, склонившись передъ кроткимъ образомъ своей наставницы, приведшей его отъ царства тьмы, къ Царству свѣта и благодати.

Святая же Іустина, уйдя въ общину дѣвственницъ, сдѣлалась у нихъ діакониссой и наставницей, къ тому времени, когда Кипріанъ уже достигъ епископства.

Въ страшное гоненіе Декіево они оба исповѣдали свою вѣру и приняли мученическую кончину въ одинъ и тотъ же день въ городѣ Никомидіи. Вмѣстѣ съ ними пострадалъ и мученикъ Ѳеоктистъ, который, видя ихъ мученическую смерть, объявилъ себя христіаниномъ и былъ усѣченъ мечемъ. Это произошло въ 268 году, уже въ царствованіе Клавдія 2-го. При гробницахъ святыхъ происходили многія исцѣленія. Молитвами же ихъ да исцѣлитъ Господь и наши болѣзни, и тѣлесныя и душевныя. Аминь.

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ІУЛІАНІЯ.

Память ея 21 декабря.

Святая Іуліанія жила въ самое страшное время языческихъ гоненій на христіанъ, когда оба императора Римской имперіи, какъ Восточной, такъ и Западной: Максиміанъ и Діоклетіанъ, соревновались одинъ съ другимъ въ массовыхъ уничтоженіяхъ христіанъ. Это была послѣдняя вспышка языческихъ гоненій передъ воцареніемъ равноапостольнаго Константина, который даровалъ Церкви сначала миръ въ 313 году, а потомъ сдѣлалъ христіанство господствующей государственной религіей имперіи.

Святцы этого времени изобилуютъ массовой памятью мучениковъ, какъ, напримѣръ, 20 тысячъ мучениковъ Никомидійскихъ, и другихъ, когда невозможно было даже перечислить икена погибшихъ.

Въ римскихъ документахъ юридическаго характера гласитъ: святая Іуліанія дѣвица и съ нею 500 мужей и 130 женъ пострадали въ 304 году, несмотря на то, что эта массовая казнь происходила въ Никомидіи, т.е. въ Восточной имперіи. Нужно было какъ-то назвать этотъ актъ, связавъ его съ какимъ-либо именемъ, съ котораго возможно началось это гоненіе, т. е. со святой великомученицы Іуліаніи, которой въ то время было только восемнадцать лѣтъ.

Сообщается только, что ея святыя мощи были перевезены въ Римъ, гдѣ для нихъ была создана церковь, и добавлено, что «слава св. Іуліаніи весьма велика на Западѣ, и части мощей ея находятся во многихъ странахъ. По западнымъ извѣстіямъ, мощи ея (полныя) изъ Никомидіи перенесены были на Западъ и въ 1207 году хранились въ Неаполѣ».

Все это свидѣтельствуетъ о томъ, что отъ ея святыхъ мощей исходили многія исцѣленія болѣзней, какъ благодатные дары, полученные ею отъ своего Небеснаго Жениха, Христа Спасителя, Которому она отдала свою жизнь. Господь ее прославилъ, а Царица Небесная взяла ея свѣтлую душу въ сонмъ Своихъ избраннѣйшихъ двѣнадцати дѣвъ.

Въ кондакѣ ей святая Церковь говоритъ: «Въ недугахъ исцѣленіе, и спасеніе приступающимъ къ ракѣ твоей, Божественную бо благодать Христосъ источаетъ и жизнь вѣчную». Аминь.

 

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА АНИСІЯ ДѢВИЦА.

Память ея 30 декабря.

Въ царствованіе императора Максиміана жила въ славномъ городѣ Солуни одна отроковица, по имени Анисія, дочь богатыхъ и знатныхъ родителей, воспитывавшихъ ее въ страхѣ Божіемъ. Исполненная Духа Божія, она обладала воистину ангельскимъ нравомъ, лицо же ея свѣтилось несравненной красотой.

Святая Церковь къ ея имени добавила слово – дѣвица, такъ какъ она приняла мученическую кончину совсѣмъ юной отроковицей.

Житіе святой мученицы Анисіи является ярчайшимъ примѣромъ того, что святость достигается не только подвижничествомъ: постомъ и молитвою, но и сохраненіемъ первозданной чистоты сердца, о чемъ Христосъ Спаситель сказалъ: «Блаженни чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ». Сохраненіе себя съ дѣтства въ ангельской непорочности встрѣчается чрезвычайно рѣдко и, главнымъ образомъ, у дѣвушекъ, въ своей юности отошедши отъ земной жизни и взятыя въ Царство Небесное.

Святая Анисія въ юности осталась полной сиротой и наслѣдницей огромныхъ земныхъ богатствъ своихъ родителей. Она исполнила заповѣдь Господню: «Аще хочешь совершенъ быти, раздай имѣнія своя нищимъ и будешь имѣть сокровища на небеси».. Эти свои земныя богатства она раздала бѣднымъ и несчастнымъ.

Когда Царица Небесная, въ видѣніи, бывшемъ преподобному Серафиму, обратилась къ присутствовавшей при этомъ видѣніи инокинѣ Евпраксіи, Она сказала ей:

«Вотъ посмотри на сихъ дѣвъ Моихъ и на вѣнцы ихъ; иныя изъ нихъ оставили земное царство и богатство, возжелавъ вѣчнаго и небеснаго, возлюбивши нищету самопроизвольную, возлюбивши Единаго Господа, и за то, видишь, какой славы и почести сподобились. Какъ было прежде, такъ и нынѣ. Только прежнія мученицы страдали явно, а нынѣшнія – тайно, скорбями сердечными, а награда будетъ такая же».

Преподобный Серафимъ указалъ, что и схимонахиня Марѳа Дивѣевская, умершая девятнадцати лѣтъ, и монахиня Елена Васильевна Мантурова имѣютъ великую славу у Господа.

Святая мученица Анисія и въ наше время раздаетъ свои огромныя сокровища тѣмъ, кто ее любитъ и почитаетъ.

 

Прот. С. Ляшевскій.

 

«Православная Жизнь». 1982. № 4. С. 1-26.

 




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: