Въ похвалу св. великомученицы Параскевы Иконійской (Память 28 октября).

I. Жизнь св. великомученицы Параскевы Иконійской.

Нечестивый римскій императоръ Діоклетіанъ воздвигъ въ 303 г. гоненіе на христіанъ, издавъ эдиктъ о преслѣдованіи и казни всѣхъ, которые не поклоняются статуямъ царя и боговъ. Въ это время въ городѣ Иконіи жила одна дѣва, по имени Параскева. Знатная родомъ и прекрасная лицомъ, она была воспитана своими правовѣрными родителями въ благомъ ученіи святой вѣры и храненіи заповѣдей Христовыхъ. По смерти своихъ отца съ матерью, отшедшихъ ко Господу, Параскева осталась еще дѣвочкой съ большимъ богатствомъ. Придя въ совершенный возрастъ, она стала походить вѣрой и дѣлами на родителей своихъ. Она не употребляла богатства своего на украшенія и наряды, любимые иными въ юности, но питала алчущихъ, одѣвала нагихъ, утѣшала печальныхъ и бѣдствующихъ. Параскева пренебрегала женихами своими, изъ которыхъ каждый пламенно добивался отъ нея согласіе на бракъ. Она уневѣстилась Жениху безсмертному, прекраснѣйшему изъ сыновъ человѣческихъ, Единородному Сыну Божію, и для Него жила въ благочестіи и правдѣ.

Исповѣдуя предъ людьми пресвятое имя Христово, она проводила ихъ къ познанію истины; изъ нихъ одни вѣровали въ Господа нашего Іисуса Христа, другіе же, не вѣруя, съ бранью укоряли святую. Но она, безстрашная и свободная, смѣло проповѣдывала имъ слово Божіе, и обличала ничтожество ложныхъ боговъ. Не вынося вдохновенныхъ рѣчей Параскевы, невѣрные граждане схватили ее и послѣ истязанія отвели въ темницу. Въ это время прибылъ въ Иконію игемонъ, посланный Діоклетіаномъ, въ эту страну для преслѣдованія христіанъ. Избранные изъ гражданъ пришли къ нему и сказали:

– Свѣтлейшій игемонъ, въ нашемъ городѣ есть дѣвица, которая вѣруетъ въ Распятаго. Она проповѣдуетъ Его и совершаетъ чары: уже не мало людей своимъ волшебствомъ она отвратила отъ жертвъ богамъ нашимъ, и не перестаетъ говорить хулы на боговъ и императора. Мы, зная поведѣніе императора, чтобы всѣ непоклоняющіяся богамъ былы казнены, взяли эту дѣву, и теперь держимъ ее въ темницѣ.

Услышавъ это, игемонъ велѣлъ привести Параскеву къ себѣ на судъ.

Когда Параскева шла на судъ, осѣнилъ ее Духъ Святой, и лицо ея стало свѣтло, какъ заря. Она являлась прекраснѣе самыхъ поразительныхъ красавицъ, и толпы народа, окружавшіе ее и шедши на зрѣлище, восхищались ею и въ изумленіи говорили другъ другу:

– Смотрите, она не мрачна отъ печали но лицо ея все свѣтлѣетъ, словно лучи солнца пронизываютъ его.

Когда она пришла на судъ, игемонъ посмотрѣлъ на нее и, удивляясь красотѣ ея лица, сказалъ предстоящимъ:

Вы напрасно оклеветали эту прекрасную дѣву: несправедливо губить такую солнцеобразную красоту.

– Скажи намъ имя свое, дѣва? – началъ свой допросъ игемонъ.

– Я христіанка, раба Христова отвѣчала дѣва.

– Созерцаніе красоты твоего лица, сказалъ игемонъ: превращаетъ меня въ самую кротость, а слова изъ устъ твоихъ возмущаютъ внутренность мою; я не хочу слышать такихъ словъ.

– Всякій судья, – отвѣчала святая, – по справедливости творящій судъ, радуется, слыша правду. Ты же разсердился, узнавъ отъ меня истину.

– Я сержусь потому, проговорилъ онъ, что не получилъ отъ тебя отвѣта. Я спрашивалъ тебя о имени твоемъ, а ты мнѣ не говоришь его.

– Прежде мнѣ надо было повѣдать имя вѣчнаго бытія, отвѣчала святая: потомъ сказать имя временной жизни. Имя вѣчнаго бытія – то, что я христіанка раба Христова. Имя временной жизни, которое дали мнѣ родители мои – Параскева, потому что я родилась въ пятницу (по гречески Παρασκευή, Параскеви – пятница).

Родители мои, продолжала святая свой отвѣтъ игемону: всегда почитали постомъ, молитвой и милостынями шестой день недѣли, день вольнаго и животворнаго страданія Господа нашего Іисуса Христа, вспоминая Владыку своего, Который ради милости къ роду человѣческому пролилъ кровь Свою и душу Свою положилъ за насъ на крестѣ. Поэтому Богъ далъ имъ плодъ ихъ чеснаго супружества, меня недостойную рабу Свою, въ тотъ же день, который благочестиво чтили они, вспоминая страданія Владыки. Захотѣлось имъ меня назвать именемъ этого чтимаго ими дня – пятницы Παρασκευή такъ что отъ наименованія дня: Пятница (Параскеви), я и называюсь Параскевой.

– Перестань говорить эти пустыя слова, сказалъ игемонъ: принеси жертву богамъ, и я женюсь на тебѣ. Ты будешь владѣть громаднымъ богатствомъ, и множество людей будетъ угождать тебѣ.

– У меня есть Женихъ на небѣ, Іисусъ Христосъ, – овѣчала Параскева, – и никого другого не надо мнѣ.

– Щажу и жалѣю красоту твою, сказалъ ей игемонъ.

– Не щади временной красоты, отвѣчала святая: она сейчасъ цвѣтетъ, а на утро увядаетъ: Лучше ложелѣй себя, потому что ждетъ тебя вѣчная мука.

Гнѣвъ закипедъ въ сердцѣ игемона, и онъ велѣлъ разорвать на ней одежды и бить ее воловьими жилами. Только слышались удары сухими жилами о нѣжное тѣло, еще и еще. сильнѣе и чаще.... Но Параскева не испустила ни одного звука; она молчала. Ни одинъ нервъ ея не дрогнулъ, ни одинъ мускулъ не сжался, ни одинъ усиленный, но заглушаемый вздохъ не вырвался изъ ея груди. Она молчала устами, безмолвна была тѣломъ, но всѣмъ сердцемъ своимъ громко и пламенно взывала ко Христу, прося Его помощи въ мукахъ своихъ.

Игемонъ, разгораясь нечистой страстью при видѣ красоты Параскевы, велѣлъ перестать ее бить.

– О, дѣва, кротка сказалъ онъ ей: не губи прекраснаго цвѣта своей юности. Принеси жертву богамъ, и ты будешь жива, и великую почесть примешь отъ насъ.

Параскева ничего не отвѣчала ему.

Игемонъ опечалился и сказалъ:

– Мнѣ-ли не отвѣчаешь, злое христіанское исчадіе?

Она плюнула въ лице его.

Тогда, придя въ ярость, игемонъ велѣлъ повѣсить Параскеву на деревѣ и желѣзными ногтями раздирать безпощадно ребра ея и растирать власиницею раны.

И тѣло Параскевы было разодрано до костей...

Палачи думали, что она скоро умретъ, и едва дышавшую сняли ее съ дерева и бросили въ темницу.

Параскева лежала тамъ безгласна и еле жива отъ глубокихъ ранъ.

Въ полночь пришелъ къ ней ангелъ. Плечи и грудь его были препоясаны крестообразно золотымъ поясомъ. Онъ держалъ въ своихъ рукахъ орудія страданій Христовыхъ: крестъ, терновый вѣнецъ, копіе, трость и губу.

– Встань, дѣва, сказалъ ей ангелъ: я посланъ посѣтить тебя, участница страданій Христовыхъ. Я принесъ въ отраду мукъ твоихъ орудія страданій Господа нашего. Видишь священное орудіе креста и терновый вѣнецъ Жениха нетяѣннаго! Видишь копіе, пронзившее животворныя ребра, и трость, написавшую міру прощеніе! Видишь губу, которая стерла грѣхъ Адама! Встань же, тебя исцѣляетъ Христосъ Богъ.

И тотчасъ мученица встала какъ отъ сна.

Тогда подошелъ къ ней явившійся ангелъ, отеръ губою всѣ раны Параскевы, и стало тѣло ея вновь здорово, и красота лица свѣтлѣе, чѣмъ прежде. Параскева облобызала орудія страданій Христовыхъ и явившагося ей, прославляя Бога.

И ангелъ сталъ невидимъ.

На другой день утромъ пришли темничные стражии увидѣли Параскеву здоровой и молящейся. Испуганные, они побѣжали и извѣстили объ этомъ игемона. Тотъ приказалъ привести Параскеву къ себѣ.

Увидѣвъ, что она здорова и нѣтъ на ней ни одной раны, игемонъ удивился: онъ не надѣялся, что она будетъ жива послѣ такихъ страшныхъ мукъ.

Пораженный, онъ долго молчалъ, изумляясь необычайной красотѣ ея, и потомъ сказалъ:

– Видишь, Параскева, какъ сохранили боги красоту твою! Они даровали тебѣ жизнь и возвратили тебѣ здоровье.

– Покажи мнѣ, игемонъ сказала святая: давшихъ мнѣ жизнь.

Игемонъ послалъ ее въ храмъ боговъ своихъ.

Вмѣстѣ съ Параскевой пошли жрецы и множество народа, думая, что она хочетъ поклониться богамъ ихъ.

Войдя въ храмъ, переполненный идолами, святая помолилась Единому Истинному, Всевышнему Богу, и, взявъ за ногу статую Аполлона, сказала:

– Тебѣ говорю бездушному и всѣмъ здѣсь находящимся съ тобой идоламъ: такъ велитъ вамъ Господь мой Іисусъ Христосъ: упадите вы всѣ на землю, и разсыпьтесь, какъ песокъ.

Едва святая произнесла эти слова, какъ всѣ идолы упали и разсыпались вдребезги.

Тогда народъ выбѣжалъ изъ храмъ съ крикомъ:

– Великъ Богъ христіанскій!

Жрецы, видя разбитыхъ боговъ своихъ, припали къ игемону и съ плачемъ говорили:

– Просили мы тебя: обезглавить эту волшебницу, прельщающую Иконію, а ты не послушалъ насъ. И вотъ теперь своими чарами она сокрушила боговъ нашихъ.

Исполнившись гнѣва, игемонъ грубо и дерзко спрашивалъ святую:

– Какимъ волшебствомъ ты творишь эти дѣла?

– Именемъ Господа моего Іисуса Христа, отвѣчала святая: я вошла въ храмъ боговъ вашихъ и помолилась Господу моему, говоря: «явись мнѣ, Спаситель мой, доровавшій мнѣ жизнь!» И явился мнѣ Самъ Господь мой и Богъ. Твои же боги, увидѣвъ Бога моего, затрепетали отъ страха и, упавъ на землю, разбились, показывая этимъ, что они и себѣ не могутъ помочь, и, стало быть, безсильны помочь другимъ.

Игемонъ опять велѣлъ повѣсить ее на деревѣ и свѣчами опалить ребра ея.

Терпя новыя мученія, Параскева воздохнула къ Богу и сказала:

Господи Боже мой, Создатель всей твари и Промысдителъ! Ты прохладилъ горящую печь тремъ отрокамъ, Ты спасъ отъ огня первомученицу Ѳеклу; избавь и меня недостойную изъ рукъ мучителей моихъ.

И тотчасъ сошедшій съ неба ангелъ коснулся свѣчей, и вспыхнулъ сильный огонь, который сжегъ многихъ беззаконниковъ.

– Великъ Богъ христіанъ! взывалъ народъ.

И множество людей увѣровали во Христа.

Игемонъ, видя волненіе въ народѣ испугался, чтобы не произошло возмущенія, и велѣлъ скорѣе отсѣчь мечемъ голову Параскевы. Когда отсѣкли ей голову, нѣкоторые слышали съ неба говорящій голосъ: «радуйтесь праведные, потому что мученица Параскева увѣнчалась!»

Христіане, слышавшіе этотъ голосъ взяли святое тѣло Параскевы и похоронили въ домѣ ея.

Такъ вѣрная дѣва кончила подвигъ мученій своихъ и пошла въ Жениху своему, неся, вмѣсто елея, кровь свою, и обитаетъ теперь съ мудрыми дѣвами въ чертогѣ Христовомъ.

На другой день вышелъ игемонъ на охоту, и внезапно разсвирѣпѣлъ его конь и, свернулъ игемона въ дебрь. Онъ упалъ и разбился такъ, что и кости его разсыпались. Чистая душа великомученицы Параскевы отошла въ руки Божіи, а отъ мощей ея было много исцѣленій; больные уходили здоровыми отъ гроба Ея, прославляя Господа нашего Іисуса Христа, дивнаго во святыхъ Своихъ и творящаго милость намъ чрезъ Своихъ угодниковъ.

Жизнь св. великомученицы Параскевы. Сост. Л. Денисовъ. М. 1904. С. 5-15.

II.

Чудотворые иконы св. великомученицы Параскевы.

Извѣстно, что въ Ярославско-Костромской землѣ въ XIII в. православнымъ христианамъ предсталъ явленный образъ св. великомученицы Параскевы. Онъ находился на оборотѣ иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Велико и количество писаныхъ образовъ святой.

1) Въ 1147 г. въ Рязанскомъ Княжествѣ, въ селѣ Казари, прославилась чудотвореніями икона св. Параскевы, нареченной Пятницы. По свидѣтельству Достопамятностей Рязанскихъ, отъ ней много было тогда чудесъ и исцѣленій. Въ Никоновской летописи подъ этимъ годомъ сообщается: «Того же лѣта въ Резани во градѣ Казари отъ иконы святыа Пятници быша чюдеса и исцѣленіа многа». Первоначально эта икона находилась въ Успенскомъ соборѣ Рязанскаго кремля, въ XVIII в. перенесена въ Архангельскій соборъ Рязанскаго кремля. Въ 1923 г. передана въ Рязанскій краеведческій музей, а въ 1938 г. въ Государственный музей искусствъ Узбекистана въ Ташкентѣ.

2) Въ Москвѣ въ церкви Св. Троицы на Пятницкой улицѣ находилась чудотворная «явленная» икона св. Параскевы, которую носили въ Кремлевскихъ ходахъ. Хотя главный престолъ этой церкви былъ освященъ во имя Св. Троицы, но извѣстная она была какъ «Пятницкая церковь» – из-за прѣдела въ честь св. Параскевы. Церковь не сохранилась до нашихъ дней, была снесена въ 1934 г. и на ея мѣстѣ, черезъ 10 лѣтъ, былъ возведенъ наземный вестибюль станціи «Новокузнецкая».

3) Въ Москвѣ въ храмѣ Похвалы Пресвятой Богородицы, что близъ храма Христа Спасителя, находилась древняя и чтимая икона св. Параскевы, съ частицей мощей Ея. Эта икона перенесена, по преданію, изъ древняго храма во имя св. Параскевы, находившагося еще въ наач. XVII вѣкѣ въ мѣстности у Пречистенскихъ воротъ. На иконѣ повѣшенъ на серебряной цѣпочкѣ серебряный ковчежецъ, въ которомъ хранится небольшой волотой крестъ съ круглымъ, на подобіе опрокинутой чашечки, подножіемъ, въ которомъ укрѣплена частица честныхъ мощей св. Параскевы. На этомъ подножіи находится старинными греческими письменами изображенная слѣдующая надпись: λ(ε)ίφανον τῆς ἁγίας ὀσίας μάρτυρας τῦ Χῦ παρασχεβῇς. Церковь Похвалы Богородицы снесена въ началѣ 1932 г., сейчасъ на ея мѣстѣ автомобильная стоянка.

4) Въ Пятницкой часовнѣ св. Параскевы, около Христорождественскаго собора на городской площади Верея (Наро-Фоминскаго р-на Московской обл.) находится старинный скульптурный образъ св. Параскевы. До революціи святыня стояла въ кивотѣ за лѣвымъ клиросомъ въ придѣлѣ Успенской церкви села Набережная Слобода, находящягося примѣрно въ 15-ти км. югу отъ Вереи. Послѣ закрытія этой церкви въ 1930-хъ гг. резной образъ перенесли въ единственный дѣйствовавшій въ советское время въ Вереѣ Ильинскій храмъ. Оттуда въ 1999 г. икона была торжественно перенесена на нынѣшнее мѣсто въ часовню. По мѣстному преданію, значительныхъ размѣровъ рѣзная икона св. Параскевы, была чудесно обрѣтена, на пескѣ, при р. Протвѣ въ сер. XVII в. У лѣтописца церквей Московской епархіи В. И. Холмогорова отмѣчено, что въ деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, уже имѣлся придѣлъ въ честь св. Параскевы: «Слободка Бережная, на рѣкѣ Поротвѣ, а въ слободкѣ церковь во имя Пр. Богородицы Успенія съ предѣломъ св. великомуч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы, деревянная клѣтцки съ трапезою и съ папертью, крыта тесомъ». Среди значимыхъ иконъ въ процитированномъ выше документѣ 1670-х гг. указана, возможно, и святыня, хранящаяся тепѣрь въ часовнѣ на центральной площади Вереи: «въ предѣлѣ… мѣстный образъ св. великомуч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы, у образа вѣнецъ шитой золотной по атласу, гривна рѣзная серебряная позолочена, попагея хрустольная, обложена серебромъ». Къ этой иконѣ изъ окрестныхъ мѣстъ приносили больныхъ дѣтей, такъ какъ св. Параскева подавала чрезъ нее дѣтямъ исцѣленіе отъ различныхъ болѣзней.

5) Ильешевская икона св. великомученицы Параскевы. Происходитъ изъ въ каменнаго Николаевскаго храма села Ильешей, близъ станціи Молосковицы Ямбургскаго уѣзда, С.-Петербургской губ. (нынѣ деревня въ Бегуницкомъ сельскомъ поселеніи Волосовскаго р-на Ленингр. бл.). По преданію, икона была обретена чудеснымъ образомъ ок. 1850 г. Первый замѣтилъ ее на березѣ пастухъ. Впослѣдствіи, на мѣстѣ явленія иконы была выстроена каменная часовня (въ 1½ верстахъ отъ села). Она обнесена оградою. Береза на которой явилась икона, также окружена оградой. Это очень старая береза, вѣтвистая и густая. Между нею и стѣною ограды вырытъ колодезь. Икона деревянная, рѣзной работы, представляющая собой скульптурное изображеніе. На иконѣ серебряная вызолоченая риза, вѣсомъ 32½ фунта, сдѣланная купцомъ М. Г. Ветошкинымъ, подучившимъ по молитвѣ къ св. великомученицѣ исцѣленія отъ разслабленія. Празднованіе въ честь этой чудотворной иконы совершалось въ Ильинскую пятницу (передъ 20 іюля). Въ этотъ день бывалъ крестный ходъ со св. иконою къ часовнѣ за селомъ. Икону св. великомученицы Параскевы носили на высокихъ носилкахъ (дошли до нашего времени), поставленныхъ на плечахъ, такъ что самая икона высилась надъ всею толпою и виднелась издалека; на задней сторонѣ кивота изображенъ ликъ пророка Иліи. Весь кивотъ увѣшанъ крестиками, лентами, кусками полотна, ситца и проч., принесенными въ даръ богомольцами. Пока крестный ходъ подвигался, на икону со всѣхъ сторонъ бросаютъ новыя и новыя жертвы, а также цвѣты. Впереди отъ самой часовни и до деревни, т. е. на всемъ пути крестнаго хода, лежали богомольцы, въ ожиданіи, чтобы икону пронесли надъ ихъ головами. Народъ, стекающій въ Ильеши тысячами, не безъ основанія былъ убежденъ въ чудотворной силѣ св. иконы. Въ благодарность, или для испрошенія молитвъ, приносили серебряныя ноги, уши, глаза пелены разнаго достоинства, ленты, платки, полотенца, куски холста и масла, даже просили окропить освященною водою рубашки, пояски и шапочки оставленныхъ дома дѣтей, брали съ собою освященную воду, ползали на колѣняхъ около церкви до 3-хъ разъ. Протоіерей Андрей Ивановичъ Окуневъ, посѣтившій Ильеши въ храмовой праздникъ въ 1857 г. изъ Смольнаго собора, писалъ: «стоитъ только – быть свидѣтелемъ того, сколько и какихъ страждущихъ бываютъ въ Ильешахъ въ праздникъ, чтобы удостовѣриться въ дѣйствительности чудотвореній отъ св. иконы». Одинъ почтенный петербургской купецъ И. П. Соколовъ разсказываетъ слѣдующее о себѣ самомъ: «у меня 5 лѣтъ тому назадъ умирали двое дѣтей: всѣ доктора находили смертельный исходъ неизбѣжнымъ и отказались лѣчить. Я былъ въ отчаяніи и тогда рѣшилъ поѣхать въ Ильеши. Здѣсь я далъ обѣтъ ежегодно пріѣзжать въ Ильеши въ Ильинскую пятницу поклониться св. иконѣ, если мои дѣти поправятся. Сразу послѣ молитвы я почувствовалъ облегченіе тоски и, вернувшись домой, нашелъ дѣтей на пути къ выздоровленію. Приглашенный врачъ, тотъ самый, который раньше отказался лѣчить, нашелъ, что совершилось чудо и кризисъ благополучно миновалъ. Черезъ недѣлю дѣти выздоровѣли. Нечего и говорить, что событіе это глубоко врѣзалось въ мою душу и я сталъ аккуратно ѣздить въ Ильеши каждый годъ. Но, вы сами знаете, время сглаживаетъ всякія впечатлѣнія. Прошло лѣтъ десять и 3 года подрядъ я все не поподалъ въ Ильеши: наступила Ильинская пятница, а у меня находились неотложныя дѣла, и я не ѣздилъ... Что же вы думаете? Мой старшій сынъ получилъ дифтеритъ и былъ опять при смерти, пришлось обращаться снова въ Ильеши и кризисъ болѣзни миновалъ. Слѣдующіе 2 года я ѣздилъ аккуратно, но на третій у меня опять явилось важное дѣло, и я остался дома – и вотъ второй мой сынъ получилъ тотъ же самый дифтеритъ и въ той же степени. Опять та же исторія. Съ тѣхъ поръ я сталъ аккуратенъ и, видите, сегодня полубольной пріѣхалъ». Въ 1960-хъ гг. икона была передана на храненіе въ Государственный Русскій музей. Съ 1988 г. икона находится въ Свято-Троицкимъ соборѣ Александро-Невской Лавры въ С-Петербургѣ.

6) Въ селѣ Бима Лаишевскаго р-на Республики Татарстанъ, км. въ 20-ти отъ Казани, до революціи существовала двухпрестольная церковь вмц. Параскевы-Пятницы съ придѣломъ въ честь вмч. Георгія Побѣдоносца, разрушенная въ 1967 г. Село Бима примѣчательно также святымъ источникомъ, въ которомъ въ XVIII в. была обрѣтена икона св. Параскевы-Пятницы. По преданію, дѣвица изъ рода Іоновыхъ однажды пошла она къ колодцу и нашла икону Параскевы-Пятницы. Вѣсть о явленіи святой иконы на колодцѣ быстро разнеслась по окрестнымъ деревнямъ; народъ сталь стекаться, многія получали исцѣленія и помощь. Икона хранилась въ часовнѣ, которая была выстроена на мѣстѣ ея обрѣтенія, а послѣ того какъ часовню въ 1960-х гг. разрушили, икону передали на храненіе въ село Большія Кабаны, въ Преображенскую церковь. Сейчасъ источникъ вновь обустроенъ, рядомъ поставлена кирпичная часовня-столбъ.

7) Наканунѣ войны со шведами св. Параскева явила свой образъ въ иконѣ въ лесу между деревнями Крупейки и Щитцы Лоевскаго р-на Гомельской обл. Беларуси. Несколько раз верующие пытались поместить икону въ храмъ, но она всякий разъ возвращалась на сосну, гдѣ явилась впервые. Съ тѣхъ поръ св. Параскева своимъ явлением предупреждала людей о надвигающейся скорби и указывала на свою помощь и заступничество. Именно поэтому у сосны, гдѣ была обнаружена явленная икона, вѣрующими была построена каплица. Въ 1872 г. вблизи каплицы возведена деревянная церковь. На этомъ мѣстѣ въ 10-ю пятницу по Пасху совершался крестный ходъ. Въ советское время церковь и каплица были разрушены. Въ 1998 г. каплица была возстановлена.

⸭    ⸭    ⸭

Полезно запомнить:

  • Св. великомученицу Параскеву иконійскую, пострадавшую при Діоклетіанѣ въ 303 г. (память 28 октября) надо отличать отъ св. преподобномученицы Параскевы римской, пострадавшей при Антонинѣ во II вѣкѣ (память 26 іюля). Въ службѣ 28 октября онѣ обѣ смѣшаны. См. Душепол. Чтеніе 1882, Августъ. Также не надо Ея смѣшивать съ преподобной Параскевой новой, эпиватской (въ Болгаріи и Сербіи извѣстной какъ св. Петка), прославившейся святостью и подвигами въ пол. XI в. въ Палестинѣ (памятъ 14 октября), сестры св. Евѳимія Мѵроточиваго, епископа мадитскаго (5 мая).
  • Великомученица сама объяснила игемону причину своего наименованія Параскевою, т. е. Пятницею. – Родитети, говорида она, захотѣли назвать меня именемъ чтимаго ими дня страданій и крестной смерти Господа Іисуса Христа, такъ что отъ наименованія дня: Пятница (по гречески Παρασκευή), Параскеви и я называюсь Параскевою (пятницею). Св. Параскева почитается у католиковъ подъ именемъ Венеранды (т. е. пятницы).
  • Храмы простроены въ честь св. Параскевы-Пятницы называются Пятницкими.
  • Акафистъ св. великомученницѣ Параскевѣ былъ изданъ въ первый разъ въ 1860 г., написанъ онъ свящ. Константиномъ Семеновымъ, бывшимъ настоятелемъ церкви въ селѣ Ильешахъ, гдѣ первоначально находилась чудотворная икона св. Великомученицы.
  • До начала XX в. иконы св. Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древне-русскому верованию, св. Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы св. Параскевы, находившиеся в церквах, древне-русский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих местах в день памяти св. Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название св. Параскевы «Льняницею».
  • Св. Параскеве-Пятнице древне-русский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях.
  • Св. Параскева-Пятница являлась покровительницей торговых людей, поэтому неудивительно, что замоскворецкие купцы участвовали в судьбе церкви на Пятницкой улице в Москве. 
  • Св. Параскева-Пятница покровительствовала путешествующим, в связи с чем храмы в ее честь или небольшие часовни очень часто строили у больших и важных дорог.
  • Наши предки очень трепетно, со страхом Божиим относились к почитанию святой. Само имя – Параскева – в переводе с греческого языка означает Пятница, поэтому почитание пятничного дня, как дня строгого поста, дня воспоминания о Распятии Господа нашего Иисуса Христа, соединились в русской традиции с памятованием святой великомученицы. В народе была поговорка: «Парасковия Пятница – Христовым Страстям причастница».

 

Явленная икона в селе Казари, ныне хранится в Государственным музее искусств Узбекистана в Ташкенте.

Св. Параскева-Пятница. Оборот Феодоровской иконы Богоматери. Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме. 1-я пол. – сер. XIII в.

Икона из села Ильешей, ныне хранится в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.


Часовня в селе Ильеши на месте обретения иконы. Фотография 1911 г.

Явленная икона из часовни села Бима, ныне хранится в храме села Большие Кабаны.

Часовня Параскевы Пятницы г. Верея
 

⸭    ⸭    ⸭

Тропарь, гласъ 4-й:

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крѣпость пріемши, женскую немощь отвергши,/ діавола побѣди и мучителя посрами,/ вопіющи и глаголющи:/ пріидите, тѣло мое мечемъ ссѣцыте и огнемъ сожгите,/ азъ бо радующися иду ко Христу Жениху моему:/ тоя молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондакъ, гласъ 3-й:

Всесвятое и непорочное мученіе принесши,/ яко вѣно пречестное безсмертному Жениху Христу,/ ангельское ликостояніе возвеселила еси/ и побѣдила еси демонскія козни:/ сего ради тя честно вѣрою чтимъ,// мученице Параскево многострадальная




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: