Уроки по житію Святителя Николая Мирликійскаго.

«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». И. Репин. 1888 (ГРМ)

 

«Радуйся (Николае), нечаемыхъ золъ прогонителю;

радуйся, отъ неправеднаго убіенія избавляяй;

радуйся, яко тобою неповинніи избавлени отъ меча;

радуйся, страшный показателю обидящихъ»

(изъ акаѳиста Святителю – икосы 4, 6).

 

Такими восхваленіями св. Церковь ублажаетъ Угодника Божія – Святителя. Николая, имѣя, при этомъ, въ виду опредѣленные случаи изъ жизни и дѣятельности Архіепископа Мирликійскаго.

Однажды правитель города Миръ – Евстаѳій, подкупленный завистливыми, и злобными людьми, несправедливо присудилъ къ смертной казни совершенно неповинныхъ трехъ мужей. Оповѣщенный объ этомъ добрыми людьми Архипастырь Мирликійскій поспѣшилъ на мѣсто казни и пришелъ сюда, когда мечъ палача былъ уже занесенъ надъ невинными жертвами. Святитель остановилъ исполненіе смертнаго приговора и освободилъ невинно осужденныхъ съ. такимъ дерзновеніемъ, что никто изъ присутствовавшихъ, даже самъ правитель Евстаѳій, не рѣшался возражать противъ заступничества Святителя. Больше того – Евстаѳій сознался въ допущенной имъ кривдѣ и только послѣ глубокаго раскаянія былъ прощенъ Архипастыремъ. Другой случай. Правитель города Византіи Евлавій, опять же подговоренный завистливыми и недобрыми людьми, приговорилъ сначала къ тюремному заключенію, а потомъ и къ смертной казни трехъ воеводъ, прославившихся своей выдающейся дѣятельностью. Оклеветанные воеводы, въ ожиданіи своей горькой участи, вспомнили недавнее заступничество Архіепископа Мирликійскаго за трехъ мужей изъ города Миръ и мысленно обратились къ нему съ мольбой о помощи. Святитель услышалъ эту мольбу, явился во снѣ и самому царю, и правителю города Византіи Евлавію, грозно предложивши имъ не приводить въ исполненіе ихъ несправедливаго намѣренія. Воеводы были спасены.

Такъ Святитель Николай, еще при своей земной жизни, быль борцомъ за правду, сторонникомъ и защитникомъ всѣхъ несправедливо унижаемыхъ и обижаемыхъ. Таковымъ Святитель остается и теперь въ отношеніи къ намъ – земнороднымъ. Вѣдь не безъ основанія простой русскій вѣрующій людъ, обращаясь съ мольбой къ Архіепископу Мирликійскому, называетъ его не иначе, какъ «Николаемъ Милостивымъ». Пусть же, возлюбленные, не заростаетъ Ваша тропа къ этому источнику правды и милости, въ которыхъ всегда такъ остро нуждается бурное море житейское. Нужно ли напоминать Вамъ о томъ, какъ своекорыстіе, зависть, и злоба людская нерѣдко матеріально раззоряютъ ближняго, но, что особенно тяжело, своими грязными руками достигаютъ до его святаго святыхъ – его души, совершенно несправедливо, неосновательно чернятъ и позорятъ его доброе имя, приводятъ его, въ глазахъ общества, какъ бы къ нравственной смерти и тѣмъ, конечно, повергаютъ, ближняго и въ уныніе, и даже въ отчаяніе.. Часто на человѣка надвигается незаслуженная бѣда съ той стороны, откуда менѣе всего можно было ожидать. Если ты, христіанинъ, подвергся такой скорби, то съ сугубымъ усердіемъ припади къ Святителю Мирликійскому, и Онъ, милостивый, утѣшитъ и успокоитъ тебя, какъ и трехъ мужей изъ города Миръ, или трехъ воеводъ византійскаго государя. Если же ты и самъ поддался искушенію, соблазну и несправедливо нанесъ вредъ своему ближнему, опять же припади къ Архипастырю Мирликійскому, чтобы онъ вразумилъ тебя и удержалъ отъ зла, какъ правителей городовъ Миръ и Византіи – Евстаѳія и Евлавія...

«Извѣстія по Казанской епархіи». 1915. Отд. Неофф. C. 1231-1232.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: