Святитель Филаретъ (Дроздовъ), митр. Московскій – Значеніе церковной молитвы о соединеніи Церквей.

При началѣ божественной литургіи, между первыми молитвенными прошеніями къ Господу Богу, православная Церковь произноситъ слѣдующее: о мирѣ всего міра, благоспюяніи святыхъ Божіихъ церквей, и соединеніи всѣхъ, Господу помолимся.

Слыша сіе, нѣкоторые, разширяя сердце свое любовію, миролюбіемъ и вѣротерпимостію, молятся не только о благоспюяніи и соединеніи, то есть, о сохраненіи въ единствѣ святыхъ Божіихъ церквей православныхъ, частныхъ, составляющихъ вселенскую Церковь на примѣръ, константинопольской, александрійской, антіохійской, іерусалимской, россійской, но и о возсоединеніи церквей, уклонившихся отъ православія, на примѣръ, римской, армянской.

А нѣкоторые, ограждаясь строгою ревностію о православіи, молятся при семъ только о соединеніи святыхъ Божіихъ церквей православныхъ.

Кто не уважитъ ревность о православіи? Кто не признаетъ достоинства всеобъемлющей любви? Котораго же однако изъ двухъ вышеуказанныхъ значеній молитвы преимущественно долженъ держаться соединяющій молитву свою съ молитвою православной Церкви? Или, лучше сказать, которое изъ двухъ значеній преимущественно внушаетъ намъ сама православная Церковь словами своего чиноположенія?

Точно ли православная Церковь молится только о православныхъ церквахъ? Уча насъ въ сей самой молитвъ простирать нашу любовь до предѣловъ всего міра, стѣсняетъ ли она предѣлы своей любви къ церквамъ? Не желаетъ ли она спасенія инославнымъ церквамъ, чрезъ возвращеніе ихъ въ соединеніе съ православною Церковію?

Какъ выражаетъ православная Церковь свою молитву о соединеніи церквей? — О мирѣ всего міра, благоспюяніи святыхъ Божіихъ церквей, и соединеніи всѣхъ, Господу помолимся. Если бы молитва должна была имѣть ограниченное значеніе о православныхъ только церквахъ: то надлежало бы поставить слова такъ: о благостояніи и соединеніи всѣхъ святыхъ Божіихъ церквей Господу помолимся. Но не такъ поступлено, а раздѣлена молитва на двѣ части: 1) о благостояніи святыхъ Божіихъ церквей, 2 ) и соединеніи всѣхъ. Молитва сія приносится всегда, и въ мирное, и въ немирное для церквей время. Слѣдственно первая часть молитвы имѣетъ слѣдующее значеніе: о благостояніи, то есть, о состояніи мира и единства, святыхъ Божіихъ церквей православныхъ, чтобы благостояніе, уже имъ дарованное, было сохранено, а если гдѣ-либо, чѣмъ-либо нарушено, было вновь даровано благодатію Божіею. Согласно съ симъ и вторую часть молитвы должно разумѣть о соединеніи церквей, чтобы оно было сохранено, поколику существуетъ, и чтобы возстановлено было, поколику гдѣ либо нарушено. Въ сей второй части молитвы поставлено слово: всѣхъ, котораго нѣтъ въ первой: а сіе даетъ разумѣть, что значеніе второй части обширнѣе, нежели первой. Изъ того, что вторая часть не соединена съ первою, а отдѣлена, должно заключить, что не все, содержащееся въ первой, должно быть отнесено ко второй: и потому нѣтъ нужды дополнять вторую такъ: о соединеніи всѣхъ святыхъ Божіихъ церквей; а надлежитъ дополнить только такъ: о соединеніи всѣхъ церквей. Посему православная Церковь молится о соединеніи церквей такъ, чтобы соединеніе православныхъ церквей существующее было благодатію Божіею сохранено, и чтобы благодатію Божіею возстановлено было соединеніе съ православною Церковію и тѣхъ церквей, которыя отдѣлило отъ нея какое-либо неправое ученіе.

Противъ сего изъясненія молитвы не представятъ ли въ качествѣ возраженія то, что въ диптихахъ, на проскомидіи, неправославныхъ не поминаютъ? — Отвѣтствуемъ: это дѣло иное.

Иное дѣло молиться о соединеніи съ православною Церковію неправославныхъ церквей въ обширномъ составѣ молитвъ, объемлющихъ весь міръ: а иное поминать неправославныхъ въ диптихахъ при таинствѣ евхаристіи. Неправославные самымъ неправославіемъ отлучили себя отъ общенія таинствъ православной Церкви: сему соотвѣтствуетъ непоминаніе ихъ при таинствѣ евхаристіи, и исключеніе изъ диптиховъ.

А что и въ литургіи вѣрныхъ можно молиться о возсоединеніи церквей, отдѣлившихся отъ православной, о томъ зри въ литургіи Василія Великаго молитву: утоли раздоры церквей. Раздоры церквей отъ того, что иная церковь не покоряется въ нѣкоторыхъ частяхъ православному ученію, и слѣдственно впадаетъ въ состояніе раскола. Святый Василій и такую церковь неисключаетъ изъ своей молитвы: утоли раздоры церквей.

Когда антіохійскій патріархъ Іоаннъ съ своими епископами не покорился православному опредѣленію ефесскаго собора, и на предсѣдателя его, святаго Кирилла александрійскаго, произнесъ осужденіе, и слѣдовательно впалъ съ своею церковію въ состояніе раскола: можно ли подумать, что святый Проклъ и константинопольская церковь, молясь о соединеніи всѣхъ церквей, не молились сею самою молитвою и о возсоединеніи антіохійской церкви?

Итакъ пусть благочестивая ревность молится преимущественно о благостояніи святыхъ Божіихъ церквей православныхъ, и о сохраненіи въ нихъ благодатію Божіею единенія духа въ союзѣ мира. Но пусть и всеобъемлющая любовь христіанская молится и о соединеніи всѣхъ церквей, и о возсоединеніи съ православною Церковію уклонившихся отъ нея неправыми ученіями, да будетъ, по обѣтованію Господа нашего Іисуса Христа, едино стадо какъ уже есть Онъ единый Пастырь и Владыка, Своей Церкви на земли и на небеси, во времени и въ вѣчности.

Дополненіе. Сіе изслѣдованіе написано было по чтенію словенскаго текста литургіи, въ которомъ слово: всѣхъ, не иначе можно было изъяснить, какъ чрезъ дополненіе изъ предыдущей части текста: всѣхъ церквей. Уже по написаніи сего, намъ случилось имѣть въ виду греческій текстъ литургіи, въ которомъ читается не τῶν πασῶν, а τῶν πάντων, то есть, всѣхъ христіанъ. Но сіе непротиворѣчитъ нашему толкованію: потому что, еслибы надлежало дать тексту ограниченное значеніе: то надлежало бы сказать: περὶ τῆς τῶν πάντων ὀρθοδόξων Χριστιανῶν ἐνωσεως, о соединеніи всѣхъ православныхъ христіанъ. Безъ сего ограниченія рѣчь необходимо даетъ слѣдующій смыслъ: о соединеніи всѣхъ христіанъ православныхъ между собою, и о соединеніи съ ними и съ православною Церковію и прочихъ христіанъ, непринадлежащихъ къ единству Церкви православной.

 

«Прибавленія къ Твореніямъ св. Отцовъ». 1860. Ч. 19. Кн. 1. С. 1-5.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: