Соборъ св. Архистратига Михаила и прочихъ силъ безплотныхъ.

Со вниманіемъ поклоняющіеся св. иконѣ прославляемаго нынѣ Архистратига небесныхъ силъ Архангела Михаила видѣли, что верховный небожитель изображенъ въ грозномъ, воинственномъ видѣ: на главѣ его боевой шлемъ, въ правой рукѣ огненный мечъ, въ лѣвой – копье, украшенное бѣлымъ знаменіемъ и увѣнчанное крестомъ, подъ ногами – поражаемый копьемъ драконъ или змій.

Что же это значитъ? неужели на небѣ, какъ и на землѣ, нельзя обойтись безъ меча и копья, – безъ оружія защиты и нападенія? неужели престолъ небеснаго Царя, какъ и престолъ царя земного, нуждается въ охранѣ, а ангелы небесные созданы для войны, для сраженія?..

Для уразумѣнія смысла св. изображенія со вниманіемъ выслушаемъ повѣствованіе о жизни ангеловъ, насколько эта жизнь извѣстна намъ изъ Священнаго Писанія и ученія богоносныхъ отцевъ и учителей Церкви.

По ученію Св. Писанія и св. отецъ, міръ ангельскій, міръ духовъ безплотныхъ былъ созданъ Богомъ еще прежде видимаго міра. Во время творенія видимаго міра ангелы уже прославляли благость, премудрость и всемогущество Божіи, явленныя Имъ въ твореніи. «Егда сотворены быша звѣзды, восхвалиша Мя гласомъ веліимъ вси ангели мои», говоритъ о Себѣ Господь въ кн. Іова (38 гл.). Всѣ ангелы сотворены были добрыми и предназначены къ единогласному славословію Вседержителя и вѣчному блаженству. Но и среди нихъ появились – зло, вражда и раздѣленіе. Виновникомъ ихъ явился одинъ изъ высшихъ небесныхъ духовъ. Нынѣ называемый сатаною или діаволомъ, первый падшій духъ нѣкогда назывался Люциферомъ, т. е. свѣтоноснымъ по преимуществу, былъ совершеннѣйшимъ существомъ изъ духовныхъ твореній Божіихъ. Онъ возгордился своимъ величіемъ, впавъ въ самолюбіе, гордость, возсталъ противъ Бога и увлекъ за собою множество низшихъ небесныхъ духовъ.

Тогда-то одинъ изъ высшихъ ангеловъ, по имени Михаилъ, какъ вѣрный служитель Божій, собравъ ангельскіе лики, непослѣдовавшіе за падшими духами, сказалъ: «вонмемъ, станемъ добрѣ предъ сотворившимъ ны и не помыслимъ противнаго Богу. Тако, ко всему ангельскому собору глаголя, нача яко на первомъ мѣстѣ стояй, съ серафимы и херувимы и со всѣми небесными чинами славити пресвятую, единосущную и нераздѣльную Троицу; Единому Богу торжественно и согласно пѣснь поюще: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля славы Твоея» (Прологъ и Чет.-Мин. 8 ноябр.). И была война на небѣ; воевали Михаилъ и ангелы его противъ дракона; и низверженъ былъ драконъ, древній змій, называемый діаволомъ и сатаною, съ неба и ангелы его низвержены были съ нимъ (см. Апок. XII, 7-9).

Вотъ почему въ рукахъ Михаила – мечъ и копье, а подъ ногами – пораженный имъ драконъ или древній змій. Отсюда произошло и названіе Михаила – Архистратигомъ, что значитъ – началовождь, или главный вождь небесныхъ силъ въ борьбѣ противъ духовъ злобы: «Архистратигъ силы Господней» (Нав. V, 14), «одинъ отъ старѣйшинъ первыхъ, князь великій» (Дан. X, 13, 21; XII, 1) какъ называетъ его Св. Писаніе. Изъ разсказаннаго событія понятнымъ является и названіе настоящаго праздника: «соборъ св. Архистратига Михаила и прочихъ силъ безплотныхъ». Названіе это выражаетъ единомысліе, согласіе небесныхъ духовъ, съ какимъ они прославляютъ св. Троицу и противостоятъ злымъ духамъ.

Низверженные съ неба, духи злобы стали сѣять зло на землѣ; безсильные на небѣ противъ Бога, со всею злобою устремились они противъ добраго созданія Его – немощнаго человѣка, поселеннаго на землѣ. Пораженіе первыхъ людей Адама и Евы было первымъ злымъ дѣломъ падшихъ духовъ на землѣ. Діаволъ завидовалъ блаженству первыхъ людей въ раю и преклонилъ ихъ на зло; хитростію прельстилъ онъ Еву, возбудивъ въ ней гордое желаніе быть наравнѣ съ Богомъ, чего прежде самъ хотѣлъ и за что былъ низверженъ съ неба, а чрезъ Еву соблазнилъ и мужа ея Адама. Съ тѣхъ поръ злые духи являются виновниками всякаго нечестія на землѣ, не переставая каждаго изъ людей всевозможными мѣрами склонять ко злу и погублять ихъ души. Діаволъ, по слову Св. Писанія, «яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити» (1 Петр. 5, 8). Онъ посѣваетъ среди людей плевелы, т. е. нечистыя ученія, ереси и расколы, возбуждаетъ грѣховныя мысли, возжигаетъ нечистыя пожеланія и страсти; благочестивыхъ людей, по попущенію Божію, искушаетъ бѣдствіями и страданіями, клевещетъ на нихъ предъ Богомъ, какъ это, напр., было съ Іовомъ; въ великихъ грѣшниковъ вселяется самъ и мучитъ ихъ нескончаемыми муками, какъ видимъ изъ примѣра бѣсноватыхъ. Злоба сатаны на людей особенно усилится предъ скончаніемъ міра, въ послѣдніе дни его власти на землѣ. Тогда, по дѣйствію сатаны, возстанетъ антихристъ, который будетъ творить ложныя знаменія и чудеса, прельщать ими людей, отклоняя ихъ отъ добра и истины и увлекая въ пучину зла и неправды (2 Сол. 2, 9-11). «Горе (тогда) живущимъ на землѣ и на морѣ!» говоритъ Писаніе: діаволъ, зная, что ему не много остается времени, будетъ дѣйствовать тогда въ сильнѣйшей ярости (Апок. 12, 12-13)...

Итакъ, въ продолженіе всей земной жизни человѣчества, отъ начала міра и до скончанія вѣка, человѣкъ подверженъ нападеніямъ и искушеніямъ отъ духовъ злобы. Трудна и даже невозможна была бы жизнь человѣка на землѣ, если бы немощный человѣкъ былъ предоставленъ въ этой борьбѣ только одному себѣ, однимъ своимъ собственнымъ силамъ. Злые духи погубили бы его въ конецъ, если бы не было помощи Божіей человѣку чрезъ ангеловъ добрыхъ, посылаемыхъ Господомъ на служеніе людямъ. Сонмы добрыхъ небесныхъ духовъ, во главѣ съ св. Архистратигомъ Михаиломъ, представляютъ собою надежное воинство, противостоящее духамъ злобы, надежный оплотъ для человѣчества: добрые ангелы ослабляютъ силу дѣйствій и козней злыхъ духовъ противъ человѣка; со времени самаго паденія сатаны, Архангелъ Михаилъ и ангелы его ведутъ непрестанную борьбу съ древнимъ зміемъ, льстящимъ всю вселенную, и его ангелами (Апок. ХII, 7-9).

Ведя открытую борьбу съ духами злобы, добрые ангелы содѣйствуютъ спасенію человѣка своими молитвами и ходатайствомъ за него предъ Богомъ, добрыми внушеніями и руководствомъ, ослабляя тѣмъ дѣйствія злыхъ духовъ съ ихъ клеветою на человѣка предъ Богомъ, съ ихъ злыми внушеніями ему. По вѣрованію св. Церкви, основанному на Св. Писаніи и преданіи, каждая страна или земля, городъ и, наконецъ, каждый человѣкъ имѣетъ Богомъ даннаго ему ангела-хранителя. Самъ Архангелъ Михаилъ нѣкогда былъ небеснымъ заступникомъ и покровителемъ древняго Израиля. По переходѣ Израильтянъ чрезъ рѣку Іорданъ, когда они готовились вступить во враждебную имъ страну язычниковъ, Архангелъ Михаилъ явился Іисусу Навину съ обнаженнымъ мечемъ, обѣщалъ ему свое покровительство и открылъ способы къ покоренію земли обѣтованной (Нав. V, 14). Изъ кн. пророка Даніила видно, что Михаилъ, «одинъ изъ старѣйшинъ первыхъ, предстоитъ предъ Богомъ за сыновъ людей своихъ» (Дан. гл. X, ХII). Изъ той же книги видно, что за народъ греческій предстоялъ предъ Богомъ другой ангелъ, очевидно, покровитель и заступникъ своего народа предъ Богомъ. Наконецъ, каждый христіанинъ имѣетъ своего ангела хранителя. Эту истину засвидѣтельствовалъ Самъ Спаситель: «смотрите, говоритъ Онъ, не презирайте ни одного изъ малыхъ сихъ (т. е. вѣрующихъ); ибо говорю вамъ, что ангелы ихъ на небесѣхъ всегда видятъ лице Отца Моего небеснаго» (Матѳ. 18, 10). Изъ этихъ словъ видно, что къ каждому вѣрующему приставленъ особый ангелъ, предстоящій за него предъ Богомъ. По ученію святыхъ отцевъ, ангелы хранители даются намъ при крещеніи и съ той поры находятся при каждомъ вѣрующемъ постоянно, въ продолженіе всей его жизни, пока онъ останется боящимся Бога; но ангелъ хранитель оставляетъ иногда христіанина, если онъ перестаетъ быть богобоязненнымъ и вдается въ нечестіе: грѣхи наши могутъ удалить отъ насъ нашихъ покровителей. Ангелы хранители – вѣрные наставники наши въ вѣрѣ и благочестіи, путеводители наши въ Царствіе Божіе. – Они молятся вмѣстѣ съ нами, возбуждаютъ въ насъ жажду къ небесному, научаютъ терпѣнію, утѣшаютъ въ скорбяхъ, одушевляютъ насъ любовію къ Богу и ближнимъ, внушаютъ и мысли, и намѣренія, и желанія, и слова благія, радуются о нашемъ обращеніи къ Богу, скорбятъ и проливаютъ слезы о нераскаянныхъ грѣшникахъ; они сохраняютъ насъ отъ соблазновъ и искушеній діавола, молятся и предстательствуютъ за насъ предъ Отцемъ небеснымъ, – не оставляютъ насъ и при самой кончинѣ, отводя душу умершихъ въ страну вѣчности: «умеръ нищій (Лазарь), говоритъ св. Писаніе, и отнесенъ былъ ангелами на лоно Авраамово» (Лук. 16, 22).

Изъ сказаннаго объ ангелахъ явствуетъ, что они ведутъ постоянную борьбу съ діаволомъ и зломъ, имъ посѣяннымъ на землѣ. Вотъ почему Архангелъ Михаилъ и изображается на иконѣ въ воинскихъ доспѣхахъ...

Всѣ христіане также суть воины, вспомоществуемые духовными воинами – ангелами въ борьбѣ съ тѣмъ же зломъ: «наша брань, говоритъ св. апостолъ, противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесныхъ» (Еф. VI, 12). Церковь земная потому и называется воинствующей, что всѣ члены ея суть воины и борцы съ грѣхомъ и виновникомъ его діаволомъ. Въ виду этого св. апостолъ Павелъ предлагаетъ такое наставленіе христіанамъ: «облекитесь во всеоружіе Божіе, чтобы вамъ можно было стать противъ козней діавольскихъ» (Ефес. VI, 11).

Какое же это «всеоружіе Божіе»? По ученію того же апостола, щитомъ для воина-христіанина служитъ вѣра, которая можетъ угасить всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго: бронею праведность, поясомъ, укрѣпляющимъ чресла воина, – истина, мечемъ острымъ – слово Божіе (Ефес. VI, 14, 17). Не иначе, какъ въ духовномъ смыслѣ, нужно понимать и вооруженіе Архангела Михаила. Бѣлая хоругвь въ рукахъ его означаетъ истину, во имя которой добрые ангелы ведутъ брань на небѣ и на землѣ; огненный мечъ – символъ ревности ихъ по славѣ Божіей, крестъ, коимъ вѣнчается копье, даетъ знать, что брань съ царствомъ тьмы и побѣда надъ нимъ самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается также посредствомъ терпѣнія, смиренія и самоотверженія. Во все это духовное оружіе и долженъ облечься христіанинъ, чтобы одержать побѣду надъ діаволомъ и благоуспѣшно совершить свое спасеніе.

Л. К.

«Рязанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1913. № 21. Отд. Неофф. С. 1005-1011.

 

От Ред.: Заметим еще, что каждое послание надписывается Ангелу Церкви. Кого разуметь должно под сим именем? Без сомнения, епископов, или предстоятелей Церквей, как разумели святые отцы, богомудрые толкователи Писания. Ибо союз верующих со своим епископом столь тесен и неразрывен, что они вместе составляют как бы одно лицо. Такие святители, как Тимофей или Поликарп не имели, конечно, недостойных их слабостей; однако же Ангелу Ефесской Церкви делается укор в ослаблении любви ко Господу, то есть недостатки некоторых членов Церкви относятся как бы к лицу ее епископа. Это вполне выражает отношение пастыря к своей пастве, по которому он стоит во главе своего стада, как Сам Иисус Христос во главе всей Своей Церкви; то есть где нет Епископа, там нет Церкви, нет стада Христова. На Страшном Суде Господнем каждый верующий последует за своим пастырем, который, представши Домовладыке и Судии, скажет: Се Аз и дети! (Исторические сведения об Апокалипсисе. // «Воскресное чтение». Ч. 11.).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: