Сказаніе о чудотворной иконѣ святаго великомученика и цѣлителя Пантелеимона, находящейся въ Русскомъ монастырѣ.

Древняя чудотворная икона св. Пантелеимона, находившаяся в Старом Русике.

 

Святая сія икона съ незапамятныхъ еще временъ находилась въ Старомъ нагорномъ монастырѣ, отстоящемъ отъ новаго почти на полтора часа хода. Кѣмъ, когда и гдѣ писана сія святая икона, и въ какое время принесена она въ Старый монастырь, – объ этомъ нигдѣ нѣтъ письменныхъ свѣдѣній; не помнятъ объ этомъ и старожилы нашей древней обители. Такъ одинъ изъ такихъ старожиловъ, старецъ Дамаскинъ (въ схимѣ Давидъ)[1], болѣе 90 лѣтъ неисходно прожившій на Святой Горѣ, котораго авторъ «Писемъ съ Востока» выразительно называлъ живою исторіею[2], зная хорошо Старый монастырь, не зналъ, съ какихъ временъ находилась тамъ святая сія икона. Когда же Старый нагорный монастырь началъ мало-по-малу клониться къ разрушенію, то братія его стали исподволь перебираться въ малую прибрежную (во имя Вознесенія Господня) обитель, которая до того служила для большой нагорной пристанью; въ началѣ настоящаго столѣтія, малая эта Вознесенская обитель была совсѣмъ разобрана, и подлѣ нея воздвигнута нынѣшняя[3].

Когда иноки перебирались изъ стараго монастыря въ прибрежную Вознесенскую обитель, то нѣсколько разъ переносили туда и сію святую икону Великомученика, но всякій разъ она чудеснымъ образомъ переносилась обратно въ нагорный монастырь; по устроеніи же нынѣшняго монастыря, она, по изволенію всеуправляющаго Промысла, благоволила постоянно уже пребывать въ немъ на украшеніе и на утѣшеніе обитателей ея. Много и другихъ чудесъ, по преданію, совершились въ прежнія времена отъ святой сей иконы; но такъ какъ ни одна Аѳонская обитель не подвергалась столькимъ переворотамъ, какъ Русикъ, то по этой причинѣ подробная память о чудесныхъ отъ иконы сей знаменіяхъ и исцѣленіяхъ утратилась. Но утѣшительно по крайней мѣрѣ сказать о такихъ, бывшихъ отъ нея знаменіяхъ, свидѣтели которыхъ еще и теперь остаются въ живыхъ.

Такъ, вскорѣ по устроеніи нынѣшней обители, въ существующихъ близъ нея лѣсахъ, неизвѣстно отчего случился пожаръ; пламя, болѣе и болѣе усиливаясь, съ яростію пожирало все ему встрѣчающееся и грозило уже истребленіемъ самой обители; употреблены были всѣ человѣческія усилія къ ослабленію всепожирающей его силы, – все было напрасно. Но лишь только обратились съ молитвою къ святому страстотерпцу, какъ всепоглощающее пламя тотчасъ же утихло. Чрезъ нѣсколько времени, подобный несчастный случай снова повторился, и опять противодѣйствіемъ ему употреблены были усердныя молитвы братіи ко всемилостивому (Пантелеимонъ – всемилостивый) великомученику, – и молитвы ихъ не остались тщетны.

Одинъ христіанинъ, изъ епархіи Серронской, страдавшій глазною болѣзнію, во время посѣщенія имъ Святой Горы для поклоненія святынямъ Аѳонскимъ, обратился съ усердною молитвою ко всемилостивому Цѣлителю, и вѣра и упованіе его не постыдились.

Ставроникитскаго монастыря архимандритъ Симеонъ повѣдалъ намъ о себѣ слѣдующее. Въ 1851 году посѣтила его болѣзнь. Среди этой болѣзни покривило у него уста на лѣвую сторону къ уху. Однако такого переворота въ своемъ болѣзненномъ состояніи онъ самъ не почувствовалъ. Другіе же, видя эту перемѣну въ лицѣ его, по началу не смѣли сообщить ему о томъ, боясь произвести въ немъ неблагопріятное потрясеніе; наконецъ осторожно замѣтили ему о томъ. Тогда онъ, убѣдившись въ странномъ своемъ положеніи, испугался за себя, и не зналъ, къ какимъ средствамъ въ этомъ случаѣ ему прибѣгнуть. По мнѣнію и его самого и окружавшихъ его, человѣческія пособія въ этомъ случаѣ не могли быть дѣйствительными. Тогда архимандритъ поручилъ одному изъ братіи, чтобы онъ сходилъ въ Русикъ, и испросилъ бы ему тамъ благодатной помощи у всемилостиваго Цѣлителя, св. великомученика Пантелеимона, покровителя этой обители. Братъ согласился исполнить желаніе архимандрита и немедленно отправился въ Русикъ, гдѣ онъ и обратился съ теплою молитвою къ небесному Цѣлителю о своемъ больномъ игуменѣ. Не успѣлъ еще возвратиться изъ Русика посланный братъ, какъ недугъ архимандрита уже миновалъ и лице его приняло нормальное свое положеніе. Видя въ состояніи своемъ вожделѣнную перемѣну, архимандритъ Симеонъ сначала не вѣрилъ своему благополучію, но когда и другіе увѣрили его въ томъ, то онъ исполнился искреннѣйшей радости. Когда же посланный возвратился изъ Русика, то архимандритъ спрашивалъ его, въ какое время возносима была тамъ о немъ молитва? Оказалось, что сія благопріятная перемѣна произошла съ нимъ во время самаго совершенія молебнаго пѣнія милостивому небесному Цѣлителю. Это было въ 1851 году марта 14. Ставроникитскій архимандритъ Симеонъ не скрывалъ о совершившемся надъ нимъ чудесномъ семъ событіи; онъ скончался въ апрѣлѣ 1880 года.

Ватопедскій монахъ, именемъ Григорій, прекрасный псалтъ (пѣвецъ), страдалъ каменною болѣзнію. Бывъ на храмовомъ праздникѣ Великомученика въ нашей обители, больной обратился къ нему съ теплою молитвою объ исцѣленіи своемъ, – и вѣра и надежда его не посрамились. Съ тѣхъ поръ получившій исцѣленіе псалтъ положилъ себѣ за правило самозваннымъ (т.-е. безъ приглашенія) являться каждый годъ на храмовой праздникъ своего всемилостиваго Цѣлителя, и пѣть въ честь его хвалебныя пѣсни, не получая за труды свои обычнаго вознагражденія отъ обители[4].

Были совершены св. Великомученикомъ и иныя многія чудесныя знаменія; но удостоившіеся ихъ, по смиренномудрію своему, умалчиваютъ объ нихъ[5].

Икона св. великомученика Пантелеимона находилась прежде въ главномъ соборномъ храмѣ обители, а теперь составляетъ красоту нашей Покровской церкви и залогъ божественной защиты и предстательства великомученика о насъ предъ Богомъ. Сюда она перенесена при освященіи сего храма[6]. Это торжество нашей Церкви Русской тогда, по исключительнымъ обстоятельствамъ обители, имѣло для всего нашего братства особую свою силу и существенную цѣнность, такъ что, въ чувствѣ искренней къ русскимъ любви, братскаго единенія и внимательности, добрый нашъ покойный геронта[7] отъ лица всѣхъ грековъ благословилъ насъ сею чудотворною иконою св. великомученика и цѣлебника Пантелеимона. Св. икона сія находится при сѣверо-восточной колоннѣ, поддерживающей небольшой, свѣтлый (сферической формы) куполъ храма. Икона, примѣтно, обновлена, неизвѣстно только въ какое время.

На подлинной чудотворной сей иконѣ находятся греческія надписи. (Мѣста ихъ см. въ спискѣ съ иконы).

Русскій переводъ этихъ надписей: 1) Царь повелѣваетъ Евфросину – обучить святаго врачебному искусству. 2) Святый обучается врачебному искусству у Евфросина. 3) Святый оглашается Ермолаемъ. 4) Святый воскрешаетъ мертваго, умертвивъ змію, и утверждается въ вѣрѣ во Христа. 5) Святый получаетъ крещеніе отъ Ермолая. 6) Милосердіе святаго къ бѣднымъ. 7) Святый врачуетъ очи слѣпаго. 8) Святый предстаетъ царю и исцѣляетъ разслабленнаго. 9 и 10) Подъ этими нумерами надписи не ясны, впрочемъ содержаніе изображеній понятно: подъ № 9) Святый привязанъ къ дереву, и опаляется горящими свѣщами; подъ № 10) Святый ввергается въ конобъ. 11) Святый повергается въ море. 12) Святаго бросаютъ звѣрямъ. 13) Сокрушеніе колеса. 14) Усѣченіе святаго.

 

Вышній Покровъ надъ Aөономъ, или сказанія о св. чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери на Aөонѣ. Изд. 9-е, испр. и доп. М. 1902. С. 145-150.

 

[1] Скончался 115 лѣтъ 2 января 1856 г.

[2] См. ч. I, стр. 277.

[3] Свѣдѣнія о судьбѣ Русика см. въ Письмахъ съ Востока, ч. I, стр. 187 и 272-279; въ Письмахъ Святогорца. ч. I, письмо 5-е, и особую книжку: «Русскій св. Велтомученика и Цѣлителя Пантелеимона монастырь на св. горѣ Аѳонской».

[4] На Аѳонѣ всякій монастырь на храмовые свои праздники, для большей торжественности праздника, обыкновенно приглашаетъ лучшихъ въ Горѣ пѣвцовъ, и платитъ имъ за труды ихъ, по силамъ своимъ и возможности.

[5] Св. великомученикъ Пантелеимонъ данною ему отъ Бога благодатною силою во многихъ мѣстахъ и въ разныя времена совершилъ многочисленныя чудеса, о чемъ издана особая книга, подъ названіемъ «Собраніе чудесъ св. великомученика Пантелеимона».

[6] Освященіе новаго храма въ честь Покрова Божіей Матери торжественно совершилось въ Русскомъ монастырѣ 10 января 1853 г. Освященіе этой церкви совершалъ, при многочисленномъ собраніи иноковъ и мірянъ, архіепископъ Софійскій Макарій, пребывавшій на покоѣ въ одномъ изъ здѣшнихъ монастырей. Этотъ храмъ Покрова Богоматери на всей святой горѣ Аѳонской пока еще единственный; потому что Греческая Церковь въ наше только время начинаетъ вводить въ составъ своихъ церковныхъ празднованій Покровъ Божіей Матери, отчего и не имѣетъ еще ни одного отдѣльнаго храма въ честь и память трогательнаго событія во Влахернской Константинопольской церкви. Церковь Сербская, хотя и торжествуетъ, наравнѣ съ нашею Русскою, Покровъ Божіей Матери, но отдѣльныхъ храмовъ въ честь Покрова Божіей Матери не имѣетъ. Малый же Покровскій храмъ въ Сербскомъ Хиландарскомъ монастырѣ, на Святой Горѣ и Серайскій, также въ честь Покрова Богоматери, не иное что, какъ параклисы, то есть придѣльные, тогда какъ въ Русикѣ Покровскій храмъ остается каѳоликономъ, то есть соборнымъ храмомъ. Онъ устроенъ въ верхнемъ ярусѣ сѣвернаго корпуса келлій. Въ 1887 г. 7 августа, случился на верху сего корпуса пожаръ, отъ коего пострадалъ Покровскій храмъ и придѣльный къ нему Александро-Невскій, и еще нѣсколько параклисовъ и келлій. Всѣ святыни и принадлежности храмовъ были спасены, и престолы двухъ вышеупомянутыхъ храмовъ какъ бы чудомъ сохранились неповрежденными отъ огня. Теперь, при помощи Божіей, всѣ храмы возобновлены. Престолъ Александро-Невскаго храма, по нѣкоторымъ обстоятельствамъ, пришлось передвинуть на другое мѣсто, а потому онъ освященъ вновь 15 іюля 1888 г., во имя двухъ св. великихъ князей: равноапостольнаго Владиміра и Александра Невскаго.

[7] Геронта – старецъ. Архимандритъ Герасимъ скончался мая 10, 1875 г., 103 лѣтъ отъ рожденія.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: