Преподобный Ѳеодоръ Студитъ – Погибаютъ только тѣ, которые сами предаются смерти духовной (Поученіе на Преображеніе Господне).

Сегодня предметомъ моей бесѣды къ вамъ, братіе, будетъ преображеніе Господа, которое составляетъ предметъ настоящаго торжества. Всѣ праздники въ честь Господа суть воспоминанія тайнъ пребыванія на земли во плоти Спаса нашего Іисуса Христа; – въ нихъ воспоминается рождество Его, крещеніе, распятіе, погребеніе, воскресеніе изъ мертвыхъ и вознесеніе: но праздникъ преображенія предзнаменуетъ будущее пришествіе Его на судъ. Ибо какъ во время преображенія, лице Его просіяло яко солнце, ризы же сдѣлались бѣлы, какъ свѣтъ, такъ и на судъ Онъ явится, какъ молнія, во всей силѣ и славѣ. Какъ на Ѳаворѣ съ Нимъ были Петръ, Іоаннъ и Іаковъ, такъ и въ небесномъ царствѣ соучаствовать Ему будутъ только избранные, кои удостоятся Божественнаго лицезрѣнія и неизглаголанной радости. Но кто же будетъ участвовать въ сей радости? безъ сомнѣнія, только живущіе чисто и непорочно; ибо чистѣйшій Господь, Который есть свѣтъ, можетъ пріять въ общеніе съ Собою только чистыхъ. Давъ намъ чистую душу, Онъ потребуетъ, чтобы мы и возвратили ее Ему чистою. Бывъ созданы по образу и по подобію Божію, мы должны быть благообразны, по образу красоты Божіей. Посему то Псалмопѣвецъ и говоритъ: «Господи, волею Твоею подаждь добротѣ моей силу» (Псал. 29, 8), т.-е. красотѣ духовной моей, дабы склонный къ непотребнымъ грѣховнымъ похотямъ духъ мой, потерявъ благообразіе, не лишился общенія съ Тобою и Божественныхъ наградъ.

Итакъ зная, что въ день воскресенія мы должны возвратить Богу духъ нашъ столь же благообразнымъ, какъ получили его отъ Бога, попечемся о благоукрашеніи его; а для сего будемъ всемѣрно блюсти его благородство, ни мало не прилѣпляясь къ непостояннымъ и тлетворнымъ красотамъ міра, плоти и крови. Въ непостоянствѣ послѣднихъ красотъ удостовѣряетъ насъ самый опытъ. Ибо посмотрите, сколь безобразными дѣлаются во гробѣ тѣ, кои во время жизни тщеславились красотою тѣлесною! Неизмѣнна одна добродѣтель, и объ ней-то мы болѣе всего должны заботиться. Но если непостоянный духъ нашъ осквернится какъ нибудь студными помыслами, то немедленно очистимъ его и приведемъ въ первобытное состояніе, дабы, оставаясь во грѣхѣ, не умертвить его совсѣмъ. Никто не долженъ говорить. что ему, по множеству грѣховъ, нельзя очиститься: Богъ чрезъ Пророка сказалъ: «аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю; аще же будутъ яко червленное, яко волну убѣлю» (Ис. 1, 18). Видите сколь благъ Господь! За покаяніе Онъ обѣщаетъ не только очистить насъ, но еще возвратить намъ первобытное благообразіе. Примѣровъ сему много. Такъ, Пророку Давиду, когда онъ раскаялся во грѣхѣ прелюбодѣянія и человѣкоубійства, возвращенъ даръ пророчества; Манассіи, раскаявшемуся въ своемъ нечестіи, даровано спасеніе; первоверховному Апостолу за то, что онъ оплакалъ свое отреченіе отъ Господа, возвращено званіе Апостола; Марія Египетская, дошедшая было до крайней степени разврата, послѣ покаянія достигла высшей степени добродѣтели. Посему желающій спастись ни какъ не долженъ отзываться невозможностію спастись; ибо погибаютъ только тѣ, кои сами предаются смерти духовной.

Но «вскую умираете доте Израилевъ» (Іезек. 33, 11)? т.-е. для него мы предпочитаемъ вѣчную смерть вѣчной жизни? Всеблагій Господь ежедневно взываетъ къ намъ: «пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы» (Матѳ. 11, 28), а мы не хотимъ разстаться съ бременемъ грѣховнымъ; говоритъ: «Азъ есмъ свѣтъ міру, ходяй по Мнѣ, не иматъ ходити во тмѣ, но иматъ свѣтъ животный» (Іоан. 8, 12), – а мы стремимся на распутія, доказывая самымъ дѣломъ, что не хотимъ знать пути Его. Послѣ сего намъ остается услышать: «ходите свѣтомъ огня вашего, и пламенемъ егоже разжегосте» (Ис. 50, 11); «яко творящій таковая царствія Божія не наслѣдятъ» (Гал. 5, 21). Но не попустимъ, чтобы такъ было сказано намъ; ибо Господь сказалъ намъ: «вы друзи Мои есте, аще творите, елика Азъ заповѣдаю вамъ» (Іоан. 15, 14).

Итакъ будемъ исполнять все повелѣнное намъ, дабы удостоиться наименованія друзей Господа, и получить за сіе царство небесное отъ Господа нашего Іисуса Христа, Коему слава и власть со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

 

«Смоленскiя Епархiальныя Вѣдомости». 1900. № 14. Отд. Неофф. С. 715-717.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: