О домашнемъ мирѣ и о строптивости.
Приготовляясь къ таинству покаянія, мы тщательно приводимъ себѣ на память свои грѣхи, чтобы лучше сознать свою виновность предъ Богомъ, усерднѣе просить у Него прощенія себѣ, и чтобы лучше узнать, въ чемъ особенно необходимо намъ исправить свою жизнь и какъ именно, по исполненіи долга исповѣди, трудиться надъ исправленіемъ себя. А таковымъ исправленіемъ непремѣнно должно сопровождаеться покаяніе; исправленіе должно бытъ задачею на послѣдующее время нашей жизни. Господь Iисусъ Христосъ прощая грѣхи или избавляя отъ болѣзней, бывшихъ послѣдствіями грѣховъ, требовалъ отъ прощаемыхъ исправленія жизни, говоря: впредь не грѣши (Іоан 8, 11).
Въ виду того, что иногда въ семействахъ проявляется строптивость{1} и тѣмъ нарушается домашній миръ, скажемъ здѣсь нѣсколько словъ объ этомъ предметѣ, чтобы напомнить, что и этотъ грѣхъ домашней жизни, если онъ кѣмъ-нибудь былъ совершаемъ, долженъ быть исправленъ
Какъ драгоцѣнны въ очахъ Божіихъ кротость, миролюбіе и подобныя добродѣтели, проявляемыя въ средѣ семейной, видно изъ слѣдующаго обстоятельства жизни преподобнаго Макарія Египетскаго. Переходя отъ подвига къ подвигу, онъ достигъ высокаго духовнаго совершенства. Съ юныхъ лѣтъ онъ удалился въ пустыню, раздавши бѣднымъ, по смерти родителей, все свое имущество; во всей точности выполнялъ иноческія правила о молитвѣ, бдѣніи и постѣ; непрестанно предавался богомыслію; съ самоотверженіемъ переносилъ обиды и клевету; долгое время проводилъ пустынное житіе вмѣстѣ съ преподобнымъ Антоніемъ Великимъ, поучаясь у него добродѣтельной жизни и стараясь во всемъ подражать великому старцу; и послѣ сего, перешедши по благословенію Антонія въ другую пустыню, преподобный Макарій часто приходилъ къ нему и пользовался его наставленіями; за праведную жизнь онъ удостоенъ былъ отъ Бога дара пророчества, чудотворенія и власти надъ демонами. И при всемъ томъ, однажды стоя на молитвѣ, услышалъ онъ такія слова: Макарій! ты не достигъ еще такого совершенства въ добродѣтельной жизни, какъ двѣ женщины, проживающія вмѣстѣ въ сосѣднемъ городѣ. Получивъ такое откровеніе, преподобный отправился въ названный городъ, нашелъ домъ, гдѣ жили означенвыя женщины, и въ бесѣдѣ съ ними узналъ, что онѣ – жены двухъ братьевъ и живутъ вмѣстѣ въ одномъ домѣ уже пятнадцать лѣтъ, и во все это время не сказали другъ другу ни одного злобнаго или дурного слова, и никогда не ссорились между собой, живя въ мирѣ и согласіи{2}. – Вотъ такимъ подвигомъ заслужили эти женщины великую похвалу отъ Бога.
И всѣ мы должны заботиться о томъ, чтобы въ домахъ нашихъ царили миръ и спокойствіе. Господь Iисусъ Христосъ возвѣстилъ такой законъ: всякій, гнѣвающійся на брата своего напрасно, подлежитъ суду (Матѳ. 5, 22). Св.. Апостолъ Павелъ заповѣдуетъ: всякое раздраженіе, ярость, и гнѣвъ, и крикъ, и злорѣчіе со всякою злобою да будутъ удалены отъ васъ, но будьте другъ ко другу добры, сострадательны, прощайте другъ друга, какъ и Богъ во Христѣ простилъ васъ. Итакъ подражайте Богу, какъ чада возлюбленныя, и живите въ любви (Еф. 4, 31. 32. 5, 1). Облекитесь въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе (Колос. 3, 12). Въ образецъ кротости св. апостолъ Петръ поставляетъ самого Господа нашего Iисуса Христа, Который, когда былъ укоряемъ, противу не укоряше (1 Петр. 2, 23), Св. Іоаннъ Богословъ учитъ: не любящій брата пребываетъ въ смерти (1 Іоан. 3, 14).
Такими законами Христовыми мы должны руководиться въ отношеніяхъ своихъ какъ ко всѣмъ своимъ ближнимъ вообще, такъ особенно и къ своимъ домашнимъ; въ средѣ семейства исполненіе ихъ и легче, подъ вліяніемъ родственной любви, и скорѣе приводитъ – при множествѣ случаевъ примѣненія ихъ къ навыку всегда руководиться ими; а этотъ навыкъ облагороживаетъ и общественныя отношенія, придавая имъ видъ добрыхъ родственныхъ отношеній и скрѣпляя, общественный союзъ (Ѳаворовъ. Очерки нравственнаго православно-христіанскаго ученія. 1894, стр. 139).
Повинуясь Евангельскому Закону, мы должны удаляться отъ гнѣвливости, раздражительности, отъ всего что обнаруживало бы недостатокъ или отсутствіе христіанской любви къ ближнимъ, или происходило бы отъ ненависти, мстительности, горделивости, презрѣнія или пренебреженія къ ближнимъ, насмѣшливости или издѣвательства надъ ними, суровости или жестокости. Когда мы будемъ достаточно заботиться объ удаленіи отъ указанныхъ дѣйствій и свойствъ, у насъ не будетъ слышно сердитыхъ окриковъ, проявленій досады и неудовольствія, словъ оскорбительныхъ или унизительныхъ для другого, перекоровъ; не явится желанія поставить на своемъ, отплатить, придраться къ другому, проявить нетерпѣливость и т. д.
Но какъ же предохранить себя отъ дѣйствій или словъ, проявляющихъ недостатокъ любви къ ближнимъ или даже вражду къ нимъ? – Не трудно, съ помощію твердой воли и основательнаго разсужденія, пріучить себя къ тому, чтобы удерживать себя отъ всякихъ словъ и дѣйствій выражающихъ гнѣвъ, досаду, неудовольствіе и другія дурныя чувства, постоянно наблюдая, не эти ли свойства проявляются въ нашихъ словахъ или дѣйствіяхъ заставляя насъ говорить или дѣлать то или другое. Далѣе, можно и вмѣстѣ съ тѣмъ – должно останавливать, прекращать или подавлять и душевныя движенія противныя долгу любви къ ближнимъ, замѣчать возникновеніе такихъ движеній въ самомъ началѣ его и для того внимательно прислушиваться къ своей совѣсти, которая дана людямъ именно для предостереженія ихъ отъ всего грѣховнаго. Какъ подавлять въ себѣ гнѣвъ и другія грѣховныя чувствованія, объ этомъ св. Григорій Богословъ преподаетъ такія наставленія: какъ скоро ты примѣтишь появленіе дыма отъ того, что начинаетъ разжигать твои мысли (или какъ скоро замѣтишь самое первое движеніе гнѣва, досады или огорченія на ближняго), то прежде чѣмъ возгорится огонь (гнѣва) или вспыхнетъ пламя (раздраженія), едва только почувствуешь душевную тревогу, обратись немедленно къ Богу, и помысливъ, что Онъ твой покровитель и свидѣтель твоихъ движеній, стыдомъ и страхомъ сдерживай порывы своего недуга, пока еще можно дѣйствовать на него спокойнымъ разсужденіемъ. Молись тотчасъ Господу словами учениковъ: Наставникъ! Наставникъ! погибаю (Лук. 8, 24), и ты отразишь отъ себя раздражительность, пока владѣешь еще разсудкомъ и мыслями (ибо ихъ прежде всего помрачитъ въ тебѣ эта болѣзнь).
Удаляясь отъ всего похожаго на гнѣвъ, ненависть или злобу, мы должны – если нужно, и принуждая себя къ тому – воспитывать въ себѣ ласковость или благожелательность къ своимъ близкимъ, вниманіе и искреннее благорасположеніе къ нимъ, постоянно выражая его въ словахъ и поступкахъ и не оставляя у нихъ сомнѣнія, что мы хотимъ содѣйствовать ихъ счастію и чувствуемъ потребность заботиться объ этомъ; далѣе снисходительность къ недостаткамъ ближняго такимъ, которыя ни мало не вредятъ намъ самимъ, и къ такимъ, которыя болѣе или менѣе касаются нашего спокойствія и благополучія, ибо любовь долготерпѣлива (1 Кор. 13, 4); миролюбіе, которое не только прощаетъ обиды и оскорбленія, но и заботится о томъ, чтобы и другіе не чувствовали къ намъ вражды, и обязательность или готовность оказывать услуги и всякую помощь при всякой нуждѣ нашихъ ближнихъ и осуществленіе на дѣлѣ этой готовности.
Однако снисходительность, конечно, никогда не должна превращаться въ потачку или потворство, не должна походить на пристрастіе, должна простираться на всѣхъ одинаково. Также и ласковость не исключаетъ строгости, негодованія, выговоровъ, обличеній и взысканій, когда того требуютъ правда и долгъ нашъ, и – польза самихъ же ближнихъ нашихъ. Потребная строгость должна быть далека отъ суровости и жестокости, должна проявляться безъ всякой тѣни озлобленія или ожесточенія.
Особенно необходимы запасъ терпѣнія и любви, ограниченіе нашего самолюбія и себялюбія, удаленіе отъ пристрастія, особенная доброта, снисходительность, миролюбіе, особенное удаленіе отъ гнѣвливости и раздражительности, отъ проявленій нелюбви, досады или даже охлажденія, отъ желанія отплачивать, жестокости, презрѣнія, порицанія, обидныхъ шутокъ и насмѣшекъ – необходимы въ нашемъ поведеніи относительно дѣтей, при надлежащей настойчивости въ пріученіи ихъ къ добру и ко всему должному. Огорченія, несправедливости, постоянные оговоры, частыя обнаруженія негодованія, осужденія, недовольства, гнѣва и другія проявленія строптивости причинятъ имъ много горя, печали, унынія, охлаждаютъ ихъ расположеніе и любовь къ старшимъ и пріучаютъ ихъ подражать проявленіямъ недобрыхъ чувствъ и часто приводятъ къ непослушанію.
Чтобы въ каждомъ случаѣ, какой намъ представится, поступать такъ, какъ должно, для этого, прежде чѣмъ рѣшиться на извѣстный образъ дѣйствія, необходимо обращаться къ основательному размышленію; а чтобы оно не оставляло насъ безъ помощи въ какомъ-нибудь трудномъ или неожиданномъ случаѣ, надобно постоянно упражняться въ немъ и болѣе и болѣе привыкать къ нему, считая доброе размышленіе необходимымъ спутникомъ нашей жизни.
N.
«Вятскія Епархіальныя Вѣдомости». 1905. № 12. Отд. Неофф. С. 651-656.
{1} Строптивость – качество личности, сочетающее въ себѣ упрямство, неуступчивость, желаніе быть во всѣмъ правымъ и не признавать собственныхъ ошибокъ. Ред.
{2} См. житіе преп. Макарія въ Четьи-Минеѣ подъ 19-мъ числомъ м. января.