Новомученикъ Евгеній Поселянинъ – О предкахъ Христа и о преемственномъ благочестіи.

Фрагмент фрески «Древо Иессеево» в м-ре Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Ок. 1350.

Предъ воспоминаніемъ событія Рождества Христова Церковь вспоминаетъ о предкахъ Христа по плоти. Длинный рядъ родословія отъ Адама замыкается «Богоотцами Іоакимомъ и Анною, и Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною, Славною Богородицею и Приснодѣвою Маріею».

Во всѣхъ этихъ предкахъ Христовыхъ есть одна общая, объединяющая ихъ черта: живая вѣра въ Бога и въ грядущаго Мессію. Не всѣ они жили одинаково праведною жизнію. Нѣкоторые изъ нихъ, какъ Давидъ и Соломонъ, познавали глубину паденія, изъ которой поднялись порывомъ высочайшаго искреннѣйшаго раскаянія. Но вѣра ихъ, но живое ощущеніе Бога была во всѣхъ Велика. И, подобно Аврааму, они готовы были по первому слову Господа идти въ далекую неизвѣстную страну или заклать Богу въ жертву единственнаго сына...

Всѣ они, полнотою душевныхъ силъ своихъ служа Богу, жили тѣмъ не менѣе подъ страшною клятвою и отлученіемъ, которыя навлекъ на себя Адамъ. Утѣшаясь великимъ обѣтованіемъ о будущемъ Искупителѣ, они ожиданіе Искупителя любовно и бережно передавали изъ рода въ родъ, изъ вѣки въ вѣка, и вѣрили въ Него, сами «не принимая обѣтованія».

Послѣдовательно въ этихъ людяхъ накоплялась вѣра, росло добро, шагъ за шагомъ совершалось приближеніе къ высотѣ нравственнаго идеала, къ первоначальному человѣку, человѣку благодати, пока, наконецъ, какъ завершеніе и итогъ этой поступательной идеализаціи человѣчества, же явилась Пречистая Дѣва Марія.

«Познайте дерево по плодамъ его».

Это слово Христово вспоминается часто при изученіи жизни тѣхъ свѣтозарныхъ людей, которыхъ мы зовемъ свитыми: «благочестиваго короне пречестныя отрасли».

Смотрите: вотъ сіяющіе благочестіемъ родители мірового свѣтильника и благодѣтеля Николая чудотворца, святая Марѳа, мать дивнаго Симеона Столпника.

Перейдемъ въ Россію.

Заря православія на Руси, утренняя гнѣзда передъ солнцемъ: равноапостольная княгиня Ольга предъ внукомъ своимъ, равноапостольнымъ Владиміромъ. Дѣти Владиміра, благовѣрные княвья Борисъ и Глѣбъ, весенніе цвѣты на богатой всходами нивѣ родного благочестія. – Внукъ Владиміра, Владиміръ Ярославичъ Новгородскій, почивающій въ созданной имъ Новгородской Софій. – И цѣлыя семьи святыхъ.

Андрей Боголюбскій и юный сынъ его, благовѣрный князь Глѣбъ, князь Петръ и княгиня Февронія Муромскіе – супруги, согласно сіяющіе въ ликѣ святыхъ. Мстиславы, Всеволодъ, Ростиславъ и потомокъ Мстиславовъ, Александръ Невскій со старшимъ братомъ своимъ, святымъ княземъ Ѳеодоромъ и сыномъ, благовѣрнымъ Даніиломъ Александровичемъ Московскимъ...

А Сергій преподобный со своими родителями, схимниками Кирилломъ и Маріей, поклониться которымъ въ ихъ Хотьковскую обитель заходитъ всякій богомолецъ, идущій въ лавру къ великому чудотворцу...

Есть что-то великое и святое въ родителяхъ, учащихъ дѣтей познанію Бога. Мнѣ вспоминается такая картина изъ русскаго прошлаго, съ сотню лѣтъ назадъ.

Серпуховъ. Воскресный день. Мѣщанинъ Иванъ Григорьевичъ Путиловъ съ женой. идетъ въ церковь. Предъ ними чинно выступаютъ три мальчика, его сыновья. Дома, послѣ обѣдни отецъ разспрашиваетъ дѣтей, какъ поняли они то, что читаютъ въ церкви. Зайдетъ кто-нибудь изъ знакомыхъ. Начнется духовное пѣніе. Сильные голоса взрослыхъ сливаются съ тонко-звонкими трелями мальчиковъ, и прохожіе останавливаются подъ окнами, слушая хвалу Божію, несущуюся изъ дома Путилова.

И эти три мальчика, такъ воспитанные; оставили замѣтный слѣдъ въ исторіи русскаго подвижничества. На городскомъ кладбищѣ Сердухова давно успокоился ихъ отецъ, и какъ много говоритъ объ его подвигѣ краткая надпись на его надгробномъ памятникѣ: «Памятникъ сей поставили Путилова дѣти – Моисей, игуменъ Оптиной пустыни, Исаія, игуменъ Саровской пустыни, Антоній, игуменъ Малоярославецкаго монастыря».

Что бы въ жизни ни случилось съ человѣкомъ; одного воспоминанія никогда не изгладить все выжигающая, все истребляющая жизнь: память о дѣтской, съ тихо теплящейся лампадой предъ старой родной иконой, память о матери, которая, обнявъ ребенка, учитъ его словамъ молитвы.

Благословенныя «домашнія церкви», о которыхъ говоритъ апостолъ!

 

Е. Поселянинъ.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1908. № 50. С. 2437-2438.

 

См. также:

Иеромонахъ Алексій (Виноградовъ) – «Родословное древо» по памятникамъ христіанской иконографіи.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: