«НА ВСЯКОЕ ВРЕМЯ И НА ВСЯКИЙ ЧАС». (Краткие размышления на «молитвы молебныя, числом двадесятим четырем, часом дневным и нощным, святаго Иоанна Златоустаго»).
Молитвенный подвиг свят. Иоанна Златоуста
«Непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 17), завещал нам св. Апостол Павел. Памятуя сие, великий святитель Христов Иоанн Златоуст, сам непрестанно пламеневший духом и выну имевший очи свои ко Господу, излил молитвенные воздыхания души своей в двадцати четырех кратких молитвах, определив их на каждый час дня и ночи. Последуем и мы за Святителем, и потщимся вникнуть в смысл и значение сих воздыханий ко Господу, кратких с внешней стороны, но богатых врутренним содержанием и многозначительных по силе и глубине покаянного в них чувства, исходящего от сердца сокрушенного и смиренного, взывающего к Творцу своему: «из глубины воззвах к Тебе, Господи!».
ДНЕВИ:
1.
ГОСПОДИ, НЕ ЛИШИ МЕНЕ НЕБЕСНЫХ ТВОИХ БЛАГ.
«О едином на потребу» надлежит нам более всего помышлять, и поэтому в первый час дня, в начале поприща древного, всего приличнее, всего нужнее воздыхать о благах небесных, о Царствии небесном, сем неоцененном сокровище, ради приобретения которого христианин все прочее ни во что вменяет. Итак «во главу угла», в твердое основание нашего земного делания положим заботу о вечном, и тогда воистину в день он не лишимся небесных благ, уготованных всем любящим Господа, творящим святую волю Его. И се – «главная» наша забота; прочее же все – приложится нам.
2.
ГОСПОДИ, ИЗБАВИ МЯ ВЕЧНЫХ МУК.
Противоположность благам небесным – «вечные муки», прямое последствие греховной жизни, бежать которой научает страх Господень – сие истинное начало премудрости. Действительно, премудр тот, кто со страхом совершает свое спасение, - чая и желая радостей небесных и в то же время страшась мук вечных, уготованных за грехи людские. Воистину премудр тот, кто между страхом и надеждой пребывает! Страшится грешник, как предстанет Господу, как воззрит на Праведного Судию: «суда Твоего, Господи, боюся, и муки безконечныя, злое же творя не престаю: но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя». Если так будем вопиять, то не далече будем от Господа!
3.
ГОСПОДИ, УМОМ ЛИ ИЛИ ПОМЫШЛЕНИЕМ,
СЛОВОМ ИЛИ ДЕЛОМ СОГРЕШИХ, ПРОСТИ МЯ.
Одно всего слово – «прости», а много оно значит, какие важные имеет последствия: избавляет от вечных мук! Есть о чем подумать, и серьезно подумать!
«Умом согреших». Все направление ума гордого грешника далеко отстоит от помышления о Божественном, и посему холодом веет от такого ума, который день и ночь получается не в законе Господнем, а руководствуется лишь земным и тленным. Великий грех – отметать Божественное и ставить превыше всего измышления суетного ума человеческого! Не на правом пути стоит человек, полагающийся искоючительно на собственный разум. «Согреших, Господи, согреших, и несмь достоин воззрети на высоту небесную от множества неправд моих», - так надлежит вопиять такому грешнику!
«Помышлением согреших». Кто в этом не грешен? И великие праведники, и мы грешные – все в этом повинны. Но разница в том, что некоторые всепобедительным оружием креста и молитвою тщатся немедленно отгонять от себя всякое помышление греховное, и с помощью Божиею в этом успевают; другие же, напротив, услаждаются помыслами злыми, суетными, страстными, - дают им, так сказать, расшириться, разростись. А от помыслов недалеко и до слов, и дел греховных. Сего да избавит нас Господь!
«Словом согреших». Небольшая часть тела человеческого – язык, но как мы не умеем с ним справиться, как не умеем его обуздать, как много все им согрешаем! Часто одно слово злое, соблазнительное или просто суетное, имеет громадные последствия – влечет за собой дела такого же свойства. О, как надобно взвешивать слова свои, как твердо содержать в уме и сердце евангельское изречение: «от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися» (Мф. 12, 37).
«Делом согреших». От помыслов и слов греховных родятся такие же дела, часто совершенно расстраивающие даже доброе доселе настроение христианское и отвращающие душу нашу от спасительного пути хождения в страхе Божием. И много, много надо потрудиться, чтобы вновь стать в прежний чин!
Дабы избежать всех сих лютых – ибо что лютее, что страшнее греха? Будем усердно, в покаянии, из глубины души взывать: «лютыми недуги, и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози!».
4.
ГОСПОДИ, ИЗБАВИ МЯ ВСЯКАГО НЕВЕДЕНИЯ И ЗАБВЕНИЯ,
И МАЛОДУШИЯ, И ОКАМЕНЕННАГО НЕЧУВСТВИЯ.
«Не ведевый, сотворив же достойная ранам, биен будет мало» (Лк. 12, 48)… Мало, все-таки «биен» будет, т. е. и грех, совершенный невольно, по неведению, осужден будет. Но есть еще неведение, так сказать, вольное, когда мы не хотим изучать, «ведать» слово Божие и правила церковные, во многом предохраняющие от греха. И в законе гражданском сказано: неведением закона никто отговариваться не может. Кольми паче это применимо к закону Божественному! Если мы закрываем очи свои от зрения словес закона, начертанных в Священном Писании, если отвращаем слух от слышания глаголов Божиих, то сугубо согрешаем! Не вздумай оправдываться неведением: «всякое» неведение не простится тебе, тем паче – вольное неведение воли Божией о Нём!
И «забвение» вменится нам в грех: во-первых, забвение о грехопадениях наших; во-вторых, забвение об обязанностях наших к Богу и к ближнему, и, в-третьих, забвение о необходимости очищать душу покаянием, - короче сказать, забвение о всем том, что, с одной стороны, оскверняет, омрачает душу, и, с другой стороны, о том, что может ее очистить, обелить, избавить от мрака греховного.
«Малодушием» много мы грешим. Во-первых, жалеем себя, жалеем свое тело, чрезмерно питаем, греем его, часто в ущерб душе. Во-вторых, вследствие какой-то ложной стыдливости, часто боимся, стыдимся, уж не говорю, являться исповедниками имени Христова, - куда нам грешным до того – а просто нам иной раз даже стыдно бывает например, перекреститься в присутствии других, и т. п. Не надо ничего делать напоказ, но и ложного стыда надо всячески бегать: «иже аще постыдится Мене и Моих словес, сего Сын человеческий постыдится, егда приидет во славе Своей и Отчей, и святых Ангел» (Лк. 9, 26). Потщимся чаще приводить себе на память сии слова Господа и Владыки нашего!
«Окамененное нечувствие!» Какое ужасное состояние! Воистину – духовное омертвение! Отчего оно происходит? Во-первых, от удаления нашего от св. Церкви и всего церковного, - наипаче же от удаления от св. Таинств, обновляющих, освежающих, оживляющих дущу, отягченную страстьми, и тело, острупленное грехами, Без благодатного освящения св. Таинствами душа покрывается толстою корою греховною, которая, все тверже делаясь, обращается наконец в камень, приводяший к окамененному нечувствию. Во-вторых, это тяжело душевное состояние происходит от уныния, - когда мы начинаем сомневаться в милости и правосудии Божием, и наконец доходим до отчания. Но не к Богу прибегаем, а мучаемся сомнениями, - и в конце концов впадаем в уныние – делаемся какими-то нечувствительноыми ко всему Божественному, святому, перестаем молиться… И сие окамененное нечувствие часто бывает причиною духовной смерти, чего да избавит нас милость Божия!
5.
ГОСПОДИ, ИЗБАВИ МЯ ОТ ВСЯКАГО ИСКУШЕНИЯ.
Случается слышать иногда мнение, что Бог искушает; но это мнение неправое, греховное: никто же искушаеть да глаголет, яко от бога искушаемь есть: «Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никого же» (Иак. 1, 13). Искушения приходят от «плоти» нашей, от «міра» и от «диавола», и многоразличны виды этих искушений, почему св. Златоуст и говорит: «Избави же от всякого искушения». Под этим разуметь надо, что мы не только просим, чтобы Госполь не допустил нас до искушения, оградил святыми Своими Ангелами, но и при нашедшем на ны искушении Он, Многомилостивый, не допусти нас до падения и дал бы возможность, без душевного вреда, снова стать в прежний чин – явиться победителями греха. Памятовать надо, что «верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем» (1 Кор. 10, 13) и что «блажен муж, иже претерпит искушение» (Иак. 1, 12) – но посылается нам победа над искушением только милостию Божией, вымоленною усердною нашею молитвою или молитвенным за нас ходатайством верных рабов Божиих, молящихся о спаении нашем и вообще о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощй требующей.
6.
ГОСПОДИ, ПРОСВЕТИ МОЕ СЕРДЦЕ, ЕЖЕ ПОМРАЧИ ЛУКАВОЕ ПОХОТЕНИЕ.
От сердца, омраченного лукавыми похотениями – страстьми, «исходят помышления злыя» (Мф. 15, 19), греховные. Посему и молился св. Пророк Давид: «сердце чисто созижди во мне Боже». Ибо только в чистое сердце проникают лучи Божественного света, просвещающего и освещающего всякого человека, градущего в мір! И тогда на таком человеке знаменается свет Лица Божия, и верный раб Христов еще на земли начинает зреть Свет неприступный: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
7.
ГОСПОДИ, АЗ ЯКО ЧЕЛОВЕК СОГРЕШИХ, ТЫ ЖЕ, ЯКО БОГ ЩЕДР,
ПОМИЛУЙ МЯ, ВИДЯ НЕМОЩЬ ДУШИ МОЕЯ.
Я грешный, немощный, слабый человек, ежедневно ежечасно согрешаю и падаю, – и сил не имею встать, воспрянуть духом. Ты же, яко Бог всемогущий, всещедрый, помоги мне, подыми раба Твоего из рова греховного, помилуй мя по велицей Твоей милости, на которую только и есть надежда, ибо не имею дел, оправдывающих меня! Итак, вся надежда на милость Божию и на милостивое заступление святых Божиих и Матери Божией: «вся Ангелов воинства, Предтече Господень, Апостолов двоенадесятице, Святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам».
8.
ГОСПОДИ, ПОСЛИ БЛАГОДАТЬ ТВОЮ В ПОМОЩЬ МНЕ,
ДА ПРОСЛАВЛЮ ИМЯ ТВОЕ СВЯТОЕ.
Прославлять имя Божие надо не только словами, но главным образом – делами. «Приближаются Мне людии сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» (Мф. 15, 8), изрек Спаситель.
«Прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших» (1 Кор. 6, 20), – сказано св. Апостолом Павлом. Если же действительно от всего сердца, от всей души и всего помышления будем славить Господа, то несомнено, что это отобразится на жизни нашей, которая будет тогда воистину тихим и безмолвным житием во всяком благочестии и чистоте. Но чтобы проводить истинное христианское «жительство», необходима, как во всяком добром деле, благодатная помощь свыше: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5), сказал Господь. О ниспослании нам сей Божественной благодати, всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, надо немолчно вопиять ко Господу, веруя слову Спасителя: «просите и дастся вам» (Мф. 7, 7). Но в особенности важно освящаться благодатными таинствами св. Церкви, приближающими нас ко Господу, очищающими, подкрепляющими и отверзающими нам двери милосердия Божия!
9.
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, НАПИШИ МЯ РАБА ТВОЕГО
В КНИЗЕ ЖИВОТНЕЙ И ДАРУЙ МИ КОНЕЦ БЛАГИЙ.
Конец благий, т. е. христианская кончина живота нашего – се залог доброго ответа на страшном судище Христове, се – верное основание к тому, чтобы имена наши были «написаны на небесах» (Лк. 10, 20), сей воистину «книзе животней», в которую вносятся только те, кто сподобляется «живота вечнаго» в обителях Отца Небесного. А обители сии уготованы лишь тем, кто главною целью земного своего делания поставляет стремление в «селения небесная». Итак, венец желаний христианских, желаний край – добрый ответ в день он, «егда сядет Судия на престоле страшном – книги разгибаются, и деяния обличаются»[1]… О, да услышим тогда оный блаженный голос: «придите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения міра» (Мф. 25, 34)!
10.
ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ, АЩЕ И НИЧТОЖЕ БЛАГО СОТВОРИХ ПРЕД ТОБОЮ,
НО ДАЖДЬ МИ ПО БЛАГОДАТИ ТВОЕЙ ПОЛОЖИТИ НАЧАЛО БЛАГОЕ.
Согрешихом, беззаконновахом, – грехи наши превзыдоша главу нашу, и не имеем дел, оправдывающих нас. Но если до сего времени мы так безпечно жили, то по крайней мене теперь, с сего часа, потщимся изменить свою суетную жизнь на житие христианское, и будем просить безмерную благость Божию, да ниспослана нам будет Божественная благость и дар Святаго Духа, – ибо без благодатной помощи свыше мы безсильны и положить начало благое, и провести это начало в последующую свою жизнь. «Скорый в заступление и Крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих производи!».
11.
ГОСПОДИ, ОКРОПИ В СЕРДЦЕ МОЕМ РОСУ БЛАГОДАТИ ТВОЕЯ.
Как капля дождевая, как роса утренняя освежает, оживляет зелень травную, так и душу нашу, иссохшую в суете мірской, умерщвленную страстьми, освящает, оживляет благодать, сообщаемая нам во святых Таинах. Какой-то свежестью, силою исполняется душа, удостоившаяся приятия святых, Божественных, безсмертных, животворящих Христовых Таин, и се воистину – «роса благодати» Божией, без коей мы спастись не можем: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиеие крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6, 54).
12.
ГОСПОДИ НЕБЕСЕ И ЗЕМЛИ, ПОМЯНИ МЯ ГРЕШНАГО РАБА ТВОЕГО, СТУДНАГО И НЕЧИСТАГО, ВО ЦАРСТВИИ ТВОЕМ. АМИНЬ.
Вспомним разбойника благоразумного, в предсмертном борении из глубины воззвавшего ко Господу и услышавшего тут же, на кресте, обетование Спасителя: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 43). Как отягчен грехами, как нечист был сей разбойник, но и он, великого ради покаяния своего, сподобился величайшей милости Божией – Царствия небесного, сего воистину безценного бисера. Приложим и мы все усилия к обретению этого сокровища, но не будем отлагать покаяния, ибо не знаем, будет ли нам дано пред самою кончиною сподобиться напутствия христианского в таинствах св. покаяния и св. причащения. Потщимся всегда быть готовыми предстать пред Господа, ибо не знаем ни дня, ни часа, когда позваны будем. Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем!
НОЩИ:
1.
ГОСПОДИ, В ПОКАЯНИИ ПРИИМИ МЯ.
Нощное поприще начиная, всего естественнее помышлять о даровании нам сна мирного и безмятежного, который в особенности посылается тем, кто с совестью, очищенной покаянием, отходит ко сну: не знаем бо, что день грядущий нам готовит, – просветит ли Господь окаянную душу нашу днем, или же одр наш гроб нам будет. Каяться в душе и молить Человеколюбца надо, да дарует нам прощение, еже согрешихом в день минувший словом, делом, помышлением; при первой же возможности надо спешить принести и церковное покаяние пред отцом духовным, и чем чаще мы будем это творить, тем чище станем, тем и день, и ночь безгрешнее проводить будем, тем более надежды будем иметь спасение вечное получить!
2.
ГОСПОДИ, НЕ ОСТАВИ МЕНЕ.
Господь никогда нас не оставит, если только мы сами Его не оставим, или не удалимся от Него грехами своими на «страну далече», на путь служения не Богу, а мамоне. И это забвение о Боге приводит к безпросветной тьме, в коей становится погруженной душа наша, лишенная по своей собственной вине Света Божественного. И извести из темницы душу нашу может только особое чудо милости Божией, по молитвам св. Церкви, ежедневно молящейся о спасении нашем. О, да не будет же множество грехов наших средостением между Господом и нами, да не лишимся Его благодатной помощи, - ибо предоставленные сами себе, мы ни на что доброе не способны!
3.
ГОСПОДИ, НЕ ВВЕДИ МЕНЕ В НАПАСТЬ.
Самая ужасная напасть – во грехах пребывание. Как же избавиться от сей напасти? «Молитеся, да не внидите в напасть» (Лк. 22, 40), изрек Спаситель. И памятовать надо, что не Господь вводит в напасть, а мы сами впадаем в различные напасти: Бог же силен, по молитвам рабов Своих, отвратить от нас всякую напасть, – другими словами, не допустить, чтобы мы были введены в напасть: «весть Господь благочестивыя от напасти избавляти» (2 Петр. 2, 9). Значит, основание для избавления от напастей – благочестие, т. е. усердное в молитве пребывание и хождение по воле Господней. Значит, от нас самих все зависит. Но мы слабы, немощны, подобны трости, ветром колеблемой. Посему и устоять на камени заповедей Господних можем только по милости Божией, в особенности молитвенным заступлением Матери Божией: «многими содержимъ напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова! От тяжких и лютых мя спаси».
4.
ГОСПОДИ, ДАЖДЬ МИ МЫСЛЬ БЛАГУ.
Все благое – от Господа. Поэтому чем более мы будем пребывать с Господом, чем усерднее прибегать к Его Божественной помощи, тем и мысли наши будут ближе к Богу, Его же премудрому водительству самих себя, друг друга и всю жизнь нашу предадим. И если так будем поступать, то не отринет нас Господь – помышления исправит, мысли очистит и все ко благому концу направит. Конец же – венчает все дело! Не тот славен в вечности, кто начало положит благое, а тот лишь, кто кончит хорошо, кто до конца дней своих пребыл верен Господу! Души лишь таковых верных и благих рабов – «во благих водворятся»!
5.
ГОСПОДИ, ДАЖДЬ МИ СЛЕЗЫ, И ПАМЯТЬ СМЕРТНУЮ, И УМИЛЕНИЕ.
Иногда скорбь нас обдержит, терпеть не можем демонского стреляния, – слез желаем, и слезы к нам не приходят! Тяжело душевное состояние! И как земля, не напоенная дождем, сохнет и не дает плода во время свое, так и скорбь, не растворенная слезами, все тяжелее переносится и приводит иной раз к унынию. Напротив, благодатные слезы умиления погашают все разжженные стрелы лукавого, и мрак уныния и скорби, облежащий нас, далече отгоняют. И слезы сии – дар Божий, ниспосылаемый сердцу сокрушенному и смиренному, непрестанно духовным оком взирающему на скончание жительства и неотходно содержащему в уме памятование о добром ответе на страшном судище Христовом. Сего да сподобит нас милость Божия.
6.
ГОСПОДИ, ДАЖДЬ МИ ПОМЫСЛ ИСПОВЕДАНИЯ ГРЕХОВ МОИХ.
Грешить мы умеем и, ох, как часто и много грешим; каяться же в грехах не хотим, и все отлагаем начало покаяния. А между тем, как нужно нам многогрешным возможно частое исповедание грехов пред духовником, как необходимо это врачевство духовное душевных ран наших! К сожалению, часто и совсем не думаем о покаянии, а если и приходит иногда мысль о сем, то не спешим привести ее в исполнение, рассчитывая, что время еще есть, успеем, причем забываем, что никто не знает ни дня, ни часа, когда позван будет предстать пред Господа – дать ответ во всех своих словах, делах и помышлениях. Подателю всякого блага надо успешно молиться, да утвердит нас в благом намерении приносить возможно часто исповедание грехов своих. Второе, о чем надо от всей души и от всего помышления молить Господа, да будет исповедание наше возможно полным, да не забудем чего, да не устрашимся или убоимся открыть что-либо отцу духовному, который только свидетель, - покаяние же наше, надо верить, приемлет Сам Христос Бог наш, Его же святому водительству всецело себя предадим и Он научит, наставит, поможет нам!
7.
ГОСПОДИ, ДАЖДЬ МИ СМИРЕНИЕ, ЦЕЛОМУДРИЕ И ПОСЛУШАНИЕ.
Основание нашего спасения – смирение, т. е. искренное, от сердца, сознание своих немощей, своей никуда негожести, и отсюда покаянный глас: «Боже, милостив буди мне грешному!». Больше всего препятствует принести истинное покаяние – это гордость: гордым Бог противится, т.е. не приемлет покаяния, основанного не на смирении, – покаяния человека, высоко ставящего дела свои и если якобы кающегося, то в глубине души считающего себя выше других человек-грешников. Это именно и есть покаяние фарисейское. Нам же даруй, Господи, мытарево смиренное покаяние! «Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных!».
Вслед за смирением, помолимся о ниспослании нам духа целомудрия: «даждь нам целомудренна пожити делы и словесы!». Так всем молиться надо, и инокам, и мірянам, и безбрачным, и в браке живущим, – ибо всем подвизаться в целомудрии необходимо, коемуждо по его потребе, по его мере: можно и делом, и словом не согрешать, а в глубине души быть великим в этом отношении грешником. Посему и молился св. Пророк Давид: «от тайных моих очисти мя» (Пс. 18, 13).
Вообще же для успеха в деле нравственного очищения необходимо «послушание» воле Божией, изложенной в святом Евангелии и изъясненной в учении св. Церкви. Уклонение от этого послушания приводит к тому пагубному, если не с внешней стороны, то для души, состоянию, в которое впал блудный сын, захотевший жить по своей самочинной воле. Но евангельский блудный сын все-таки, наконец, раскаялся и удостоился прощения. Удостоимся ли мы сего, не найдет ли на нас внезапно «день той» – день преставления от сей временной жизни в жизнь безконечную?
8.
ГОСПОДИ, ДАЖДЬ МИ ТЕРПЕНИЕ, ВЕЛИКОДУШИЕ И КРОТОСТЬ.
«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), заповедано нам Господом. «Терпение нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36), т. е. Царствие небесное, которое от века «нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф 11, 12), – или другими словами, – многими трудами, усилиями достигается Царствие небесное, и только добро потрудившиеся «здесь» на земле получат блага вечные «там», в обителях Отца Небесного. Для постоянства же и успеха в трудах необходимо терпение, ибо множество препятствий, скорбей, злоключений, искушений в жизни сей, – и все надо тепеливо переносить, не падая духом, а закаляя оный, – все преодолеть, дабы явиться победителями греха!
«Великодушие» - одна из величайших дообродетелей, где зло побеждается добром. Прости врага, благотвори ему, старайся и в сердце не иметь против досадившего тебя никакого злого чувства, - поработай над собой в этом отношении, и воспитаешь в себе великодушие. С другой стороны, нужда общественная, нужда частная требуют какой-нибудь с твоей стороны жертвы, принесением которой ты потерпишь некоторые стеснение, ущерб, неудобство, - откажись от благ «твоих» ради блага «ближнего», и будешь воистину великодушен!
Близко к великодушию стоит «кротость», т. е. такое благостное настроение сердца, когда в нем нет места никакому злому чувству, когда никакие неприятности не могут вынудить нас нарушить наше душевное равновесие, когда ничто не может заставить нас быть резким, гневливым, мстительным. И памятовать надо, что только тот, кто кроток и смирен, тот ученик Христов, и что кроткие наследят «землю живых», т. е. Царствие небесное. Есть из-за чего потрудиться – стяжать дух кротости!
9.
ГОСПОДИ, ВСЕЛИ В МЯ КОРЕНЬ БЛАГИХ, СТРАХ ТВОЙ В СЕРДЦЕ МОЕ.
«Корень благих», т. е. основание всякого доброделания, начало премудрости – это страх Господень, и тот только истинно премудр, кто страшится праведного за грехи осуждения, страшится обнаженным добрых дел предстать пред Праведного Судию. И этот спасительный страх, овладевая человеком, изменяет всю жизнь его, и часто легкомысленного грешника превращает в послушного «раба Божия». Все – искра Божия, которая благодатию Божиею, многими молитвенными и постническими трудами, обращается в пламень огненный, попаляющий все в нас плевелы греховные. Станем же добре, станем со страхом земное течение совершати! Страх Твой, Господи, всади в сердце мое!
10.
ГОСПОДИ, СПОДОБИ МЯ ЛЮБИТИ ТЯ ОТ ВСЕЯ ДУШИ МОЕЯ
И ПОМЫШЛЕНИЯ И ТВОРИТИ ВО ВСЕМ ВОЛЮ ТВОЮ.
«Возлюби Господа» – первая и большая заповедь. И как широка заповедь эта!
Возлюби Господа «всем сердцем, всею душою и всем разумением твоим», т. е. докажи свою любовь делом, не ограничаясь при этом одностороннею какою-либо добродетелью, но во всем твори святую волю Его. А воля Божия начертана в св. Евангелии, в заповедях, и истолкована св. Церковью, сею верною хранительницею Божественного откровения. Приди же и поучайся закону Господню, поучайся познать священную волю Божию, и познав, усердно прилагай ее к жизни. Но при этом памятуй, что одна внешняя исправность не спасет. Надо «всю» душу, «все» помышление вложить в дело, надо «горячим сердцем» творить благо, – и если так поживешь, то будешь не «слышателем» только, а истинным «творцом» закона, т. е. исполнителем во всем святой воли Божией!
11.
ГОСПОДИ, ПОКРЫЙ МЯ ОТ ЧЕЛОВЕК НЕКОТОРЫХ,
И БЕСОВ, И СТРАСТЕЙ, И ОТ ВСЯКИЯ ИНЫЯ НЕПОДОБНЫЯ ВЕЩИ.
«Тлят обычаи благи беседы злы» (1 Кол. 15, 33), т. е. доброе течение жизни нарушается речами людей злонамеренных, неверующих, суетных, и советы, внушения, а равно мнения таких людей смущают верующую душу, расстраивают её, а иногда и совсем совращают с пути истинного. Посему, как осмотрительным надо быть в выборе знакомств! И усердно надо просить Господа, избавить нас от общения с людьми, близость к которым может принести душевный вред! И от сетей князя міра сего, от действия «бесов» надо усердно ограждаться молитвою, – ибо ничему так легко не поддается слабый человек, как искушению бесовскому, которое иногда по виду кажется невинным, и даже как будто клонящимся к душевной пользе человека, но внутри полно всякой злобы к людям и влечет к падению, к измене Христу. Особенно пользуется в данном случае диавол страстями нашими, удобопреклонностию нашею на всякий грех. Вовремя не остановленная склонность к какой-нибудь греховной привычке, все разростаясь, обращается в страсть, рабом которой становится бедный человек и служение которой ставит на первом плане, а о спасении все меньше помышляет, и наконец совсем поступает во власть князя тьмы. Поэтому надо тщательно избегать всего того, что может смутить нашу душу, – надо, по возможности, избегать посещения тех мест и лиц, где можно встретить искушение, избегать и занятий суетных, исполненных духом мірским, который всегда был противник Христу. И как преподобием называется приближение, подражение, «уподобление» Христу, так наоборот, «неподобною вещью» именуется всё то, что не имеет ничего общего с Христом, что противно учению Христову. Дабы избавиться «всех сих», будем усердно взывать: «Затупник души моея буди, Боже, яко посреди хожду сетей многих».
12.
ГОСПОДИ, ВЕСИ, ЯКО ТВОРИШИ, ЯКОЖЕ ТЫ ВОЛИШИ, ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ
И ВО МНЕ ГРЕШНЕМ, ЯКО БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ ВО ВЕКИ. АМИНЬ.
Пути Господни неисповедимы, и все, что творит Господь, все премудростию исполнено. Посему не надо смущаться, если иногда даже усердно просимое нами – не бывает исполнено. Как часто потом приходится убеждаться, что то, о чем мы так усердно молились, не на пользу нам было бы. А потому, если и просим у Господа ниспослания какого-нибудь блага, то добавлять все-таки нужно: но не моя, а Твоя да будет воля, святая и праведная! И если так поживем, то воистину благословит душа наша Господа не словом одним, но и всем своим настроением, и всеми делами нашими! Благослови же, душе моя, Господа!
А. З.
«Голос Церкви». М. 1914. № 10. С. 35-49.
[1] Неделя мясопустная, стихира на хвалитех.
***
Изъ иноческого дневника «В объятиях Отчих» новосвмуч. Иосифа, митр. Петроградского:
Какъ хороши краткие молитвы Златоуста по числу часов дня и ночи (24)! Сколько сокровищ духовных поименовано в них и испрашивается у «Господа!». Тут все в немногих словах: вымолите это у Господа, и вы – богатейший и счастливейший въ свете, без всяких недостатков! (№ 1156)