Священникъ Тихонъ Крутиковъ – Мужи Апостольскіе: Святый Папій, епископъ Іерапольскій (Память 22 февраля по ст. ст.).
Гробница ап. от 12-ти Филиппа на территории руин города Иераполис (совр. Памуккале в Турции)
Періодъ мужей апостольскихъ въ исторіи христіанской церкви простирается до второй половивы II вѣка; на крайней границѣ его стоитъ имя Папія, епископа Іерапольскаго, замѣчательнаго тѣмъ, что онъ яснѣе всѣхъ другихъ учениковъ апостольскихъ выразилъ въ своихъ твореніяхъ основное правило церковнаго ученія того времени – правило преданія. Другіе апостольскіе мужи излагали свое ученіе по духу преданія апостольскаго, – св. Папій спеціальной своей задачей поставилъ собираніе различныхъ преданій о жизни и ученіи Господа, какія сохранились до его времени. Онъ оставилъ послѣ себя цѣлое сочиненіе (въ 5 книгахъ), содержащее сводъ этихъ преданій и извѣстное подъ названіемъ: ἐξήγησις των λόγων – изъясненіе Господнихъ изреченій. Къ сожалѣнію, сочиненіе это утрачено для настоящаго времени, кромѣ самыхъ незначительныхъ отрывковъ изъ него, сохраненныхъ въ сочиненіяхъ другихъ церковныхъ писателей.
О жизни св. Папія нѣтъ почти никакихъ историческихъ извѣстій, кромѣ краткаго упоминанія о его имени у св. Иринея и церковнаго историка Евсевія. Неизвѣстно, когда и гдѣ родился св. Папій и кѣмъ поставленъ во епископа; исторія запомнила о немъ то, что онъ былъ епископомъ Іерапольскимъ, – во Фригіи. Извѣстно также, что христіанское образованіе Папій получилъ въ обществѣ апостоловъ и учениковъ апостольскихъ, какихъ встрѣчалъ въ Іераполѣ, и не столько изъ книгъ, сколько изъ живыхъ бесѣдъ и наставленій самовидцевъ Господа. Онъ зналъ ап. Іоанна Богослова; былъ его ученикомъ и другомъ св. Поликарпа, епископа Смирискаго{1}. Іераполь былъ мѣстомъ, гдѣ проповѣдывалъ христіанство ап. Филиппъ; здѣсь онъ жилъ съ своими дочерями и умеръ, распятый на крестѣ{2}. Св. Папій былъ близокъ къ апостолу и его семейству. Кромѣ того, онъ зналъ Аристіона и пресвитера Ioaнна, о которыхъ содержится упоминаніе въ его твореніяхъ{3}. Само собой попятно, вращаясь въ такомъ избранномъ кругѣ апостоловъ и учениковъ апостольскихъ, св. Папій могъ получить самыя подробныя наставленія въ христіанскомъ ученіи; подъ ихъ вліяніемъ, безъ сомнѣнія, развилась у св. Папія и та особенная любовь къ преданію апостольскому, какою онъ отличался въ продолженіе всей своей жизни. Св. Ириней, ученикъ св. Поликарпа, съ глубокимъ уваженіемъ отзывается о характерѣ св. Папія, называя его «мужемъ вѣры чистосердечной», высоко-добродѣтельнымъ, а также высоко ставитъ авторитетъ его, какъ церковиаго писателя{4}. Можно думать, что въ качествѣ Іерапольскаго епископа св. Папій, по примѣру ап. Филиппа, много трудился въ дѣлѣ распространенія и утвержденія христіанства, охраняя свою паству отъ еретиковъ – евіонитовъ, которыхъ было много въ окрестностяхъ Іераполя еще при жизни апостола{5}. Но главною цѣлію своей жизни онъ поставилъ собираніе изустныхъ преданій о земной жизни и ученіи Господа. Живя въ то время, когда «первый порядокъ преемства апостольскаго» оканчивался, когда непосредственные ученики Господа одинъ за другимъ оставляли поприще своей земной жизни и дѣятельности, а вслѣдъ за ними шли и ученики апостольскіе, св. Папій не могъ не видѣть того, что нить изустнаго, живаго преданія апостольскаго постепенно, такъ сказать, обсѣкалась, – и чѣмъ дальше шло время, тѣмъ труднѣе было находить непосредственныхъ свидѣтелей ученія Спасителя и самовидцевъ Его жизни. Поэтому, горя желаніемъ возможно полнѣе сохранить память о всемъ, что касалось Господа, св. Папій рѣшился закрѣпить въ письмени то, чего не было записано объ Iисусѣ Христѣ въ священныхъ книгахъ, но передавалось до его времени въ изустныхъ разсказахъ и бесѣдахъ старцевъ. Съ этою цѣлію онъ отыскивалъ каждаго, кто обращался съ апостолами, распрашивалъ ихъ объ ученіи старцевъ и заносилъ добытыя такимъ образомъ свѣдѣнія въ свои твореніи. «Если мнѣ случалось встрѣчать кого-либо, обращавшагося съ старцами, говоритъ о себѣ св. Папій, то и заботливо распрашивалъ объ ученіи старцевъ. напримѣръ что говорилъ Андрей, что Петръ, что Филиппъ, что Ѳома или Іаковъ, что Іоаннъ или Матѳей, или кто другой изъ учениковъ Господа, что Аристіонъ и пресвитеръ Іоаннъ, ученики Господни»{6}. И въ этихъ сказаніяхъ св. Папій считалъ драгоцѣннымъ каждое слово, каждую подробность о жизни и ученіи Господа, съ любовію закрѣпляя память о томъ въ своихъ твореніяхъ. – О послѣднихъ дняхъ жизни св. Папія не сохранилось точныхъ историческихъ свѣдѣній. По преданію, св. Папій умеръ въ гоненіе Марка Аврелія; память о немъ не содержится въ мѣсяцесловахъ греко-русской церкви, – но въ Римскомъ мартирологѣ относится къ 22 Февраля{7}.
При настоящихъ условіяхъ, когда изъ твореній св. Папія сохранились лишь незначительные отрывки, при томъ въ извлеченіяхъ другихъ писателей (у Евсевія и Иринея), трудно составить правильное понятіе о св. Папіѣ, какъ церковномъ писателѣ, и о его сочиненіи. Несомнѣнно только, что сочиненіе его представляетъ глубокій интересъ по своему содержанію и имѣетъ важное значеніе, какъ самый раннѣйшій опытъ собиранія и закрѣпленія въ письмени изустнаго преданія Церкви. Благодаря Папію, сохранилось напримѣръ драгоцѣннѣйшее сказаніе касательно написаніи Евангелій Матѳея и Марка, а именно: Папій писалъ что «онъ слышалъ отъ пресвитера Іоанна, что Маркъ, истолкователь Петра съ точностію написалъ все, что запомнилъ, хотя и не держался порядка словъ и дѣяній Христовыхъ, потому что самъ не слушалъ Господа и не сопутствовалъ Ему. Въ – послѣдствіи, правда, онъ былъ, какъ сказано, съ Петромъ; но Петръ излагалъ ученіе съ цѣлію удовлетворить нуждамъ слушателей, а не съ тѣмъ, чтобы бесѣды Господни передать по порядку. Посему Маркъ нисколько не погрѣшилъ, описывая нѣкоторыя событія такъ, какъ припоминалъ ихъ: онъ заботился только о томъ, какъ-бы не пропустить чего-нибудь слышаннаго, или не переиначить»... Матѳеѣ Папій говоритъ слѣдующее: «Матѳей записалъ бесѣды Господа на еврейскомъ языкѣ; а переводилъ ихъ, кто какъ могъ»{8}. Благодаря Папію, сохранилось сказаніе о томъ, что въ его время былъ воскрешенъ мертвый, о чемъ онъ слышалъ отъ дочерей ап. Филиппа; также разсказывалъ онъ о другомъ чудѣ, которое случилось съ Іустомъ, прозваннымъ Барсавою, что онъ выпилъ смертоносный напитокъ и, по благодати Господа, не испыталъ ничего худаго; этого-то Іуста святые апостолы, по вознесеніи Спасителя, поставили вмѣстѣ съ Матѳіемъ и молились, да будетъ кто-либо изъ нихъ избранъ по жребію вмѣсто Іуды предателя{9}. Благодаря Папію также, сохранилось извѣстіе о пресвитерѣ Іоаннѣ, ученикѣ Господа, жившемъ въ Ефесѣ, но отличномъ отъ ап. Іоанна Богослова и т. д.{10}.
Но собирая такимъ образомъ различныя сказанія о жизни и ученіи Господа и апостоловъ, св. Папій не всегда былъ только простымъ передатчикомъ чужихъ разсказовъ, а и съ своей стороны присоединялъ иногда объясненіе слышаннаго. По свидѣтельству историка Евсевія, св. Папій, передавая нѣкоторыя притчи и наставленія Спасителя, истолковывалъ ихъ по своему, – такъ напр. – онъ училъ, что по воскресеніи мертвыхъ наступитъ царство Христово на этой самой землѣ тѣлесно и будетъ продолжаться 1000 лѣтъ. Св. Ириней въ своемъ сочиненіи: «протавъ ересей» дословно приводитъ одну изъ этихъ притчъ, прямо указывая при этомъ, что она содержится въ 4-й книгѣ сочиненія св. Папія и объясняется этимъ послѣднимъ въ хиліастическомъ смыслѣ. Вотъ эта притча: «придутъ дни, когда будутъ рости виноградныя деревья, и на каждомъ будетъ по десяти тысячъ лозъ, на каждой лозѣ, по 10 тысячъ вѣтокъ, на каждой вѣткѣ по 10 тысячъ прутьевъ, на каждомъ прутѣ по 10 тысячъ кистей и на каждой кисти по 10 тысячъ ягодинъ, и каждая выжатая ягодина дастъ по двадцати пяти метретъ вина. И когда кто-либо изъ святыхъ возмется за кисть, то другая (кисть) возопіетъ: «я лучшая кисть, возьми меня; чрезъ меня благослови Господа». Подобнымъ образомъ и зерно пшеничное родитъ 10 тысячъ колосьевъ, и каждый колосъ будетъ имѣть по 10 тысячъ зеренъ, и каждое зерно дастъ по 10 фунтовъ чистой ыукп; и прочія плодовыя дерева, сѣмена и травы будутъ производить въ соотвѣтственной сему мѣрѣ, и всѣ животныя, пользуясь пищею, получаемою отъ земли, будутъ мирны и согласны между собою и въ совершенной покорности людямъ»{11}. Передавъ эту притчу изъ сочиненія Папія, св. Ириней замѣчаетъ еще, что у Папія къ ней прибавлено слѣдующее: «это для вѣрующихъ достойно вѣры. Когда же Іуда предатель не повѣрилъ сему и спросилъ: какимъ образомъ сотворится Господомъ такое изобиліе произрастеній? то Господь сказалъ: это увидятъ тѣ, которые достигнутъ тѣхъ (временъ)»{12}.
Такимъ образомъ, Папій становится въ ряду первыхъ учителей хиліастовъ. Зародышъ, хиліастическихъ воззрѣній, мы видѣли, встрѣчается у ап. Варнавы, но Папій является уже яснымъ выразителемъ этого мнѣнія. Какимъ-же образомъ, естественно, возникаетъ вопросъ, апостольскій мужъ могъ раздѣлять это ошибочное мнѣніе, противъ котораго такъ много пришлось бороться церкви впослѣдствіи? Историкъ Евсевій говоритъ, что мнѣніе о тѣлесномъ на землѣ царствѣ Iисуса Христа Папій принялъ за апостольское ученіе, не понявъ того, что у апостоловъ говорится въ таинственномъ смыслѣ и подъ образами, ибо онъ былъ очень недалекъ умомъ, какъ свидѣтельствуютъ его писанія{13}. Но такое мнѣніе историка о св. Папіѣ не заслуживаетъ довѣрія уже потому одному, что о Папіѣ съ великимъ уваженіемъ отзывается такой святой и ученѣйшій мужъ древней церкви, какъ св. Ириней, лпчно знавшій св. Папія. При томъ, самъ св. Ириней, потомъ Іустянъ-философъ и другія великія свѣтила церкви раздѣляли мнѣніе о тысячелѣтнемъ царствѣ Христовомъ на землѣ. У св. Папія такъ же, какъ у этихъ послѣднихъ, вовсе нѣтъ того развращающаго хиліазма, который явился впослѣдствіи, съ ученіемъ о всякихъ плотскихъ наслажденіяхъ въ царствѣ Христовомъ. Значитъ, причину возникновенія у св. Папія хиліастическихъ воззрѣній надо искать не въ недостаткахъ его ума, а въ другихъ какихъ-либо историческихъ условіяхъ и обстоятельствахъ, среди которыхъ жилъ и дѣйствовалъ этотъ апостольскій мужъ. Возникновеніе хиліазма въ христіанской церкви обыкновенно принято объяснять такъ, что онъ явился подъ вліяніемъ іудейства. Большинство іудеевъ видѣло въ обѣтованномъ Мессіи не искупителя отъ грѣха, а земнаго царя, который устроитъ на землѣ царство свое и предоставитъ въ немъ всю славу и власть іудейскому народу. Эти чаянія настолько глубоко укоренились у іудеевъ, что они не хотѣли отказаться отъ нихъ и по переходѣ въ христіанство; въ этомъ чувственномъ смыслѣ они стали понимать цѣль втораго пришествія Iисуса Христа на землю, о которомъ училъ Онъ. Среди гоненій, которымъ христіане подверглись въ концѣ I-го и особенно во II-мъ вѣкѣ, хиліастичискія ожиданія, естественно, должны были ожить и развиться у христіанъ: они противополагались внѣшней бурѣ страданій, какъ вѣрное утѣшеніе, могущее укрѣпить даже слабыя души. Съ этой точки зрѣнія хиліазмъ легко могъ быть одобряемъ и самими св. отцами Церкви Христовой. Но у св. Папія могли быть къ тому и другіе побудительные мотивы. Іераполь былъ мѣстомъ, гдѣ гнѣздилась секта еретиковъ-евіонитовъ, которые своимъ ученіемъ о тысячелѣтнемъ царствѣ Христа, безъ сомнѣнія, многихъ увлекали къ себѣ изъ истинныхъ чадъ Церкви. Весьма возможно поэтому, что св. Папій допустилъ пойти хиліазму въ кругъ своего православнаго церковнаго ученія для того, чтобы сохранить въ нѣдрахъ Церкви тѣхъ изъ вѣрующихъ, которымъ угрожала опасность отпасть отъ нея изъ за этого безопаснаго для основныхъ догматовъ вѣры мнѣнія. Безъ сомнѣнія, и самъ св. Папій раздѣлялъ это мнѣніе вполнѣ искренно и убѣжденно, особенно въ виду того, что у старцевъ онъ находилъ много разсказовъ объ ученіи Iисуса Христа, которые могли быть истолкованы въ хиліастическомъ смыслѣ. – Однако все это нисколько не унижаетъ значенія св. Папія, какъ ревнителя церковнаго преданія, сочиненіе котораго драгоцѣнно и по тѣмъ жалкимъ отрывкамъ, какіе уцѣлѣли отъ него до настоящаго времени.
Т. Крутиковъ.
«Воронежcкія Епархіальныя Вѣдомости». 1892. № 10. Ч. Неофф. С. 399-406.
{1} См. Иринея Противъ ересей, кн. V, гл. 33, § 4.
{2} См. Четьи-Минеи 14 Ноября.
{3} Ист. Евс. кн. III, гл. 39.
{4} Иринея Противъ ересей, кн. V, гл. 33, § 4.
{5} По преданію первымъ Іерапольскимъ епископомъ былъ Стахій, избранный во епископа ап. Филиппомъ; Стахію наслѣювалъ Папій. О жизни и дѣчтельности ап. Филиппа въ Іераполѣ см. Полн. мѣсяц. Сергія, т. II, стр. 359, а также въ Четьи-Минеи 14 Ноября.
{6} Ист. Евс. кн. III, гл. 39.
{7} Полн. мѣсяц. Сергія, т. II, стр. 14 (въ приложеніяхъ).
{8} Ист. Евс. III, 39 ad fin.
{9} Ibidem, гл. 39.
{10} Ibidem.
{11} Иринея Противъ ересей, кн. V, гл. 33, § 3.
{12} Ibidem, §. 4-й.
{13} Ист. Евс. кн. III, гл. 39.